Подтема «На полпути к науке».




Негреев, Д. Историки утверждают, что Ползунов – это бренд Барнаула [Электронный ресурс] / Д. Негреев. – Режим доступа: https://www.politsib.ru/analytics/index.php?id=56376&print=on#.T5lS_sK6M2s – Загл. с экрана.

В январе 1758 года унтер-офицера Ползунова отправили в Санкт-Петербург с обозом серебра. Поездка в столицу была значимым событием. По разным данным, обоз, состоящий из 21 подводы, выехал из Барнаула 1 января. В Санкт-Петербург караван прибыл 6 марта.

Серебро Ползунов сдал начальнику Монетного двора Ивану Шлаттеру. Существует версия, что во время этой командировки Ползунов встретился с Ломоносовым, даже есть картина, на которой будущий изобретатель показывает ему свои чертежи. Но ничего этого, конечно, не было. Во-первых, еще не вышла книга Шлаттера, которая вдохновила Ползунова на изобретение. Только в 1761 году новый начальник алтайских заводов Андрей Порошин привез в Барнаул библиотеку, в том числе и книгу Шлаттера «Наставление рудному делу» 1760 года издания, в которой специальный раздел посвящен паровым двигателям. Во-вторых, Ломоносов был академиком, а кто тогда был Ползунов? Отправленный в командировку в столицу из провинции унтер-офицер.

Возвращаясь в Барнаул летом 1758 года, Ползунов вступил в Москве в гражданский брак с 22-летней вдовой солдата Псковского пехотного полка Пелагеей Ивановной Поваляевой. Пелагея родила ему двоих детей, но они умерли в младенчестве.

Иногда говорят, что Ползунов – изобретатель первой в мире паровой машины. Это не так. Паровые машины существовали задолго до Ползунова, они имелись уже в конце XVII века, а в XVIII веке уже активно использовались. Самой распространенной была машина модели английского инженера Томаса Ньюкомена – одноцилиндровая пароатмосферная машина, которая использовалась для выкачивания воды из рудников. У нее над котлом располагался поршень. Под давлением пара он поднимался вверх, после чего в цилиндр впрыскивалась холодная вода (конденсат), давление пара падало, и под действием атмосферного давления поршень опускался вниз, совершая рабочий ход. Без атмосферы эта машина не работала. Иван Шлаттер в своей книге описал разные паровые машины, в том числе и эту.

Управляющий Барнаульским заводом Александр Ган, заведовавший горнозаводской библиотекой, вспоминал, что Ползунов брал книги, в том числе и книгу Шлаттера, читал, конспектировал.

Вообще, Ползунов еще задолго до поездки в Санкт-Петербург просил, чтобы ему разрешили учиться горному и пробирному делу. Весной 1753 года он писал в поданном начальству прошении: «к тому же и молодость моих лет без науки втуне пропадет». Хотел пройти все стадии производства на Барнаульском заводе. Но эта просьба осталась без удовлетворения. Вместо изучения плавильного дела Ползунова тогда отправили в командировку – осмотреть суда, застрявшие осенью 1752 года на Чарыше. После возвращения из этой поездки Ползунову разрешили обучаться плавильному делу.

Известные люди Барнаула и Алтайского края. И.И. Ползунов [Электронный ресурс] / Известные люди Барнаула и Алтайского края. И.И. Ползунов. – Режим доступа: https://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/people/polzunov.php – Загл. с экрана.

В январе 1758 года намечалась отправка в Петербург очередного каравана с серебром. Доверить такой груз, а это ни много ни мало 3600 кг серебра и 24 кг золота, можно было только офицеру. Но их к тому времени оказалось в наличии всего четверо. Обойтись без любого из них восемь - десять месяцев (столько времени занимала поездка в

столицу) было "не можно" без ущерба для дела. И Канцелярия придумала такой выход; караванным офицером назначили армейского капитана Ширмана, а поскольку он был не в курсе заводских дел, в помощь ему на случай, "если что спроситца, ясно и пространно донести мог" способным был признан унтершихтмейстер Ползунов. Ему же был вручен для передачи в Кабинет, пакет с документами, а также большая сумма денег для закупки нужных заводу товаров.

Поездка эта была вдвойне, втройне радостной для Ползунова. Он получил возможность побывать, хотя и проездом, в родном Екатеринбурге, посмотреть столицу, Москву, Россию. На 64-е сутки караван прибыл в Петербург. Сдать драгоценные металлы было доверено опять же Ползунову. Принимал их лично директор Монетного двора Иоганн Вильгельм Шлаттер, крупнейший в России специалист в области горного, монетного дела, металлургии. После Петербурга Ползунов еще три месяца задержался в Москве, чтобы закупить заказанные Канцелярией товары. Здесь он и нашел свое личное счастье - познакомился с молодой солдатской вдовой Пелагеей Поваляевой. В Сибирь они отправились вдвоем.

В апреле 1763 г. он положил на стол начальника завода неожиданный и дерзкий проект "огненной" машины. И.И.Ползунов предназначал ее для приведения в действие воздуходувных мехов; а в дальнейшем мечтал приспособить "по воле нашей, что будет потребно исправлять", но сделать это не успел. В то время в России и мире ни одного парового двигателя еще не было. Единственным источником, из которого ему стало известно, что есть такой на свете, было книга И.В. Шлаттера "Обстоятельное наставление рудокопному делу", изданная в Петербурге в 1760 году. Но в книге были только схема да принцип действия одноцилиндровой машины Ньюкомена, о технологии же ее изготовления - ни слова.

Ползунов позаимствовал у И.В.Шлаттера лишь идею пароатмосферного двигателя, до всего остального додумался сам. Необходимые познания о природе теплоты, свойствах воды, воздуха, пара он почерпнул из трудов М.В.Ломоносова. Трезво оценивая трудности осуществления совершенно нового в России дела, Ползунов предлагал построить вначале в порядке эксперимента одну небольшую машину разработанной им конструкции для обслуживания воздуходувной установки (состоявшей из двух клинчатых мехов) при одной плавильной печи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: