Этапы научной биографии Ч. Р. Миллса. Методологические принципы его социологической концепции.




Миллс (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэйко, штат Техас, - 20.3.1962, Нью-Йорк), американский социолог и публицист. Окончил Техасский университет (1939). С 1956 профессор социологии Колумбийского университета. Последователь немецких социологов М. Вебера и К. Манхейма. Испытал известное влияние идей К. Маркса, считал плодотворным его метод, однако придерживался взгляда об "устарелости" марксистской теории. М. приобрёл популярность резкой критикой антигуманных тенденций современного амер. общества. Основные работы посвящены проблеме распределения власти и социальной стратификации в амер. обществе. Понятию "правящий, господствующий класс" противопоставлял понятие "властвующая элита", рассматривая её как социальную группу, состоящую из промышленной, политической и военной верхушки. Главную социальную опасность М. видел в возрастающей "рациональности без разума", т. е. в использовании "властвующей элитой" рациональных средств, разрабатываемых учёными, для достижения иррациональных целей. Надежды на гуманизацию общества М. связывал с интеллигенцией, которая способна обладать "социологическим воображением" (свойством понимать происходящие в обществе процессы); отрицал революционную роль рабочего класса.
Свой социологический метод М. называл сравнительным и историческим, считал необходимым создание новой социологии, призванной выявить историческую специфику современной эпохи и исследовать социальные изменения, ведущие к преодолению отчуждения. Подверг критике как эмпиризм американской социологии, так и абстрактность т. н. высокой теории американского социолога Т. Парсонса. Однако не смог дать им позитивную альтернативу. Взгляды М. оказали влияние на формирование идеологии т. н. "новых левых" в США.

Миллс выступил теоретическим оппозиционером господствующих в американской социологии направлений абстрактного теоретизма и приземленного эмпиризма. Считал, что "большая теория" в духе Парсонса и эмпирическая социология в стиле Лазарсфельда не оправдывают возлагаемых на них надежд, поскольку они либо задыхаются в абстракциях, либо захлебываются в фактах. Их самоограничительный рационализм сковывает научные искания и превращает последние из поиска истины в создание банальностей.

Миллс предлагает вернуться к методологическим традициям социологической классики времен Конта, Спенсера и Вебера, позволявшим воспринимать и объяснять социальную жизнь и социального человека как целое. В своих стремлениях возродить в социологии дух высокой классики и дать социологической теории возможность опереться на фундаментальные, универсальные духовные ценности Миллс выступает как предтеча постмодернизма. Тот огромный социально-исторический опыт, которым располагает социальная мысль, должен войти в современную социологическую теорию в виде установки на глубинное историческое видение каждой конкретной проблемы.

Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса. Первый: из каких элементов и структур состоит современное общество? Второй: каково место данного социума в мировой истории? Третий: какие типы мужчин и женщин преобладают в данном обществе в данный исторический момент? Социологическое воображение должно играть ведущую роль в поиске ответов на них.

Выступая одновременно в качестве типового познавательного метода и индивидуальной творческой способности, социологическое воображение имеет черты и общего, и особенного характера. У каждого исследователя имеются свои, характерные, сугубо специфические особенности имагинативной способности. Данное обстоятельство позволяет Миллсу утверждать, что каждый исследователь выступает для себя своим собственным методологом. Эту же мысль он поворачивает несколько иначе, говоря о том, будто бы не существует некоего метода вообще, а есть всегда лишь конкретный метод, применимый только к конкретному объекту. Для того чтобы отыскать такой метод, социолог не должен сдерживать свое профессиональное воображение.

Если согласиться с Миллсом, то получается, что наилучшими социологами являются те, кто наделен наиболее ярким и сильным воображением. А поскольку таковое чаще всего обнаруживается у лиц с явно выраженными художественными способностями, то войти в число наиболее крупных социологов могут в первую очередь писатели, предрасположенные к тонкой, рафинированной аналитической деятельности, к глубоким рассуждениям и широким обобщениям.

Сам обладая ярким талантом публициста и несомненным художественным талантом, Миллс считал социологическое воображение неиссякаемым источником продуктивных идей и всевозможных творческих находок. Оно позволяет переключать внимание с одной перспективы на другую. Его сущность, заключающаяся в комбинировании идей, позволяет составлять мыслительные рисунки, сочинять интеллектуальные фигуры, о возможностях появления которых вряд ли кто мог бы подумать.

Социологическое воображение успешно развивается при составлении различных типологий и классификаций, при поисках общих черт, сходных свойств, новых типов, критериев и т. п. В результате занятий такого рода социолог не только отыскивает новые связи и смысловые структуры, но и в целом начинает мыслить точнее и четче.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: