Психологические аспекты основных ударов в теннисе




Научный анализ психологии тенниса

Анализ научно-методических источников по проблеме психологической подготовки зарубежных теннисистов выявил ряд актуальных особенностей, присущих современному теннису высших достижений, которые мы приводим ниже:

1. При огромном разнообразии техник саморегуляции нет единой, универсальной модели, применимой к различным спортсменам и в разнообразных условиях. Для эффективного использования саморегуляции необходим индивидуальный подход. Умение теннисиста вводить себя в идеальное для выступления состояние есть залог побед над спортсменами мировой элиты.

2. Психологическая подготовка в теннисе, по мнению американских специалистов, есть сумма основных восьми компонентов, совершенствование каждого из которых гарантирует высокую эффективность всего комплекса в целом. Это следующие слагаемые: повышение уверенности в себе.совершенствование психологической устойчивости в условиях соревнований, ролевое моделирование, овладение техникой концентрации-релаксации, самовнушение, визуализация, умение поставить перед собой адекватные задачи, ежедневный психотренинг.

3. Теннисистам высокого класса рекомендуется регулярно вести записи, контролирующие психологическую напряженность соревновательных встреч, сопоставляя свою оценку перед матчем с результатом игры и ее характеристикой. Поведение теннисиста в перерывах между розыгрышем очка, а также и содержание аутооесед, может в значительной степени корректироваться, заметно влияя на результат матча.

4. Нет единой, универсальной системы психологической подготовки в теннисе, так как методы, эффективно воздействующие на отдельных спортсменов, не всегда будут успешны в применении к другим. Кроме того, разнообразие возникающих ситуаций диктует творческий подход к выбору моделей поведения.

Психологические аспекты основных ударов в теннисе

Помимо технической, тактической и физической основы ударов в теннисе существует еще и психологическая. Общие психологические особенности касаются хода игры, общей атмосферы, значимости встречи и т.д.

Однако, существуют еще и специфические, связанные в значительной степени с характеристикой основных ударов.

Подача. В связи с тем, что этот технический прием проводится в статическом положении, для многих теннисистов это является дополнительной психологической нагрузкой. Источник уверенности теннисиста в себе – это эффективная и стабильная вторая подача. Как уже упоминалось, с выполнением удара связан целый ритуал необходимых для настройки движений, от которого важно никогда не отступать и ни в коем случае не спешить.

Прием подачи. Принимающий подачу игрок находится в достаточно сложной ситуации: мяч летит со скоростью свыше 200 км/ч, на прием отведено всего 0,45c. Отнимем еще латентное время реакции (0,25 с) и получится, что за 0,20 с теннисист должен эффективно ответить. Принимающий не знает, куда будет направлена подача и какая комбинация за ней последует. Психологическая нагрузка при приеме подачи больше, чем при выполнении остальных ударов, но меньше, чем при подаче.

На быстром покрытии игроки часто рискуют, принимая мяч, и бывает, что это приносит успех.

В истории тенниса известен ряд игроков, которые побеждали в основном с помощью приема, чем подачи. Это были К. Розуэл, М Сантана, И. Настасе, Я. Коеш. Сейчас в пример можно привести Дж. Коннорса, К. Эверт и других, которые блестяще овладели технической, тактической и психологической сторонами приема подачи.

Удар с лета. Необыкновенно важен в игре с психологической точки зрения так как позволяет обострить ситуацию и оказать давление на соперника. Требует уверенности в себе, умения предвидеть действия противника, агрессивности. Более эффективен на быстром покрытии. Психологически полезны удары с лета в сочетании со свечой.

Свеча. Использование свечи в игре многими игроками недооценивается, хотя этот технический прием нарушает игру соперника, не позволяет выйти к сетке. Эффективность свечи, конечно, зависит от умения соперника выполнять смеш, но при умелом использовании может застать врасплох. И.Лендл придает большое психологическое значение крученой свече, когда мяч летит чуть выше досягаемости противника и так быстро отскакивает, что становится «неберущимся». Более, чем другие удары, этот технический прием помогает поверить теннисисту в свои силы и деморализовать противника.

Смеш. Требует от выполняющего решительности! и уверенности.

Укороченный удар. Его эффективность зависит от поверхности площадки и манеры игры соперника. Хорошая комбинация (например, «укороченный – свеча») всегда психологически неблагоприятна для соперника.

Самовнушение.

Как правило, теннисисты используют самонастройку перед, во время и после матча. Такая самоустановка помогает спортсмену не растеряться, встретившись с прессингом противника. Систематическая психологическая Подготовка способствует выработке такого типа самонастройки, который максимально увеличивает уверенность спортсмена в себе.

Самонастройка в процессе розыгрыша очка может быть и отрицательной. Например: «Никто не смог бы парировать этот мяч» (признание собственной беспомощности), «Победа у меня в кармане» (признание гарантированности успеха) или «Почему в первом сете я не играл более агрессивно?» (возвращение к прошлым ошибкам и загадывание на будущее одинаково неправильно). Когда негативные эмоции захватывают теннисиста полностью, необходимо уметь произнести: «Стоп» и начать положительное самовнушение. Уверенная осанка и улыбка на лице помогут преодолеть отрицательные эмоции.

С. Вилкинсон приводит примеры положительной и отрицательной самонастройки до, во время и после матча, которые могут помочь теннисисту выработать свое индивидуальное содержание самообращений.

Визуализация.

Визуализация – это не мечта о том, как бы спортсмен хотел выступать в идеальном для себя состоянии и условиях. Визуализация может помочь теннисисту достигнуть оптимума в игре, соответствующего его актуальному уровню подготовки. ‘Не стоит мечтать о неотразимых ударах, если в настоящее время они еще не освоены в достаточной степени. Практикуя визуализацию, необходимо быть прагматичным реалистом, воображал те способы ведения борьбы, которые уже использовались в соревнованиях, а не то, чем бы хотелось владеть.

Мысленное представление своих действий повторяется многократно, пока не будет достигнута слитность «кадров», причем, рекомендуется использовать все органы чувств. Теннисист должен «увидеть» своего противника, «услышать» звук мяча, отскакивающего от ракетки, «почувствовать» тяжесть ракетки в руке, «запах» растущих рядом с кортом деревьев и «привкус» соли на губах после долгого розыгрыша очка.

Визуализация функционирует на подсознательном и сознательном уровнях, которые одинаково важны в процессе психологической подготовки. Подсознательный уровень характеризуется альфа-волнами (7-14 циклов в секунду) мозга. В этом состоянии наблюдается наибольшая внушаемость. На уровне сознания (14-21 цикл в секунду) мозгом производятся бета-волны. Внушенные образы исчезают так скоро, как только мысли переводятся на другую тему в отличие от внушений на уровне подсознания.

Альфа-программа обычно требует спокойной, расслабляющей обстановки. Лучше всего для этого использовать изолированные полутемные помещения. Альфа-ритм возникает в коре головного мозга в момент засыпания либо сразу же после пробуждения. Именно в это время стоит повторить программу визуализации будущего матча. Наиболее важно при достижении этого состояния сконцентрировать внимание на дыхании: окинуть мысленным взором живот, подумать о выдохе, затем быстро перевеет:’ внимание на вдох. Через несколько минут использования глубокого дыхания альфа-ритм, будет достигнут.

Альфа-программирование ведется в групповых пред матчевых занятиях специалистом, который помогает спортсменам быстрее достигнуть дремотного состояния с помощью особых словесных формул. Когда же желаемое достигнуто, каждый теннисист занимается индивидуальной визуализацией.

В течение пред матчевой медитации можно визуализировать отдельные удары, тактику, технику передвижений, психическое состояние, необходимое для победы в этот день. Визуализация на уровне альфа-ритма помогает впоследствии так вести борьбу в матче, как это наиболее выгодно спортсмену.

В равной степени важно и бета-программирование, которое может сняться практически в любой ситуации: автомобиле или поезде, слушая указания тренера или готовясь к розыгрышу следующего очка. Бели постараться представить эффективное решение игровой задачи в уме, то и на практике будет гораздо легче его осуществить. Бета-программирование в течение матча включает три основных момента. Во-первых, до начала игры, во время разминки теннисисту рекомендуется прочувствовать, что он контролирует текущую ситуацию и свои эмоции, а не занимается разглядыванием окружающей обстановки. Во-вторых, между розыгрышами очка необходимо глубоко дышать и представить, каким образом разыграть следующий мяч. В-третьих, во время обмена ударами полезной бывает визуализация наиболее благоприятного для попадания места, которая проводится до контакта мяча с ракеткой. В отличии от зрительного контакта с мячом, визуализация позволяет мгновенно сконцентрироваться и настроить нервно-мышечный аппарат на выполнение именно этого, а не иного движения. Визуализация значительно совершенствует биомеханику ударного действия, повышает точность и эффективность попадания.

Как уже упоминалось, визуализация в альфа и бета-ритме способствует росту мастерства спортсмена. Влияние этой техники усиливается в сочетании с самовнушением, использованием концентрации и релаксации и других средств психологической подготовки.

О большой практической значимости визуализации свидетельствует и факт, приведенный в работе Дж.Майкса – «Основы баскетбола и комплексная психологическая подготовка». Автор рассказывает об эксперименте, проведенном с тремя группами студентов, в которых ни один человек до этого не умел играть в баскетбол. Перед началом обучения всех протестировали, на выполнение штрафных бросков. Затем, в течение 20 дней I группа тренировала этот бросок по 20 мин. в день,!! – контрольная, не занималась вообще, а Ш – в течение 20 мин. ежедневно проводила визуализацию предлагаемого технического элемента. Результаты эксперимента удивили всех: контрольная группа (П) не изменила результаты, I -улучшила свои показатели на 24 %, а Ш – на 23%.

Ежедневный психотренинг. Отдельные элементы ежедневной психологической подготовки теннисиста приводятся ниже в форме вопросника, заполнение которого дает информацию для определения ближайших, отставленных и этапных задач. Поставленные задачи решаются практическим путем: ежедневные занятия отнимают всего 14 мин., пред матчевая подготовка длится около 10 мин.

Шаги по совершенствованию психологической подготовки теннисиста.

Глубокое дыхание в перерывах между розыгрышем очка, синхронизация дыхательного и игрового ритма.

Дыхание во многом регулирует выход эмоций. Во время розыгрыша мяча оно должно быть синхронизировано с ритмом ударов. Вдох следует делать во время ожидания мяча, а резкий выдох через рот во время контакта мяча со струнной поверхностью ракетки. Выдох должен быть агрессивным, достаточно длинным, например,
можно произносить «А-а-а-а-х» вместе с ударом по мячу. Такой выдох дает возможность почувствовать спортсмену, что мяч атакуется. Удлиненный,
но резкий выдох помогает расслабиться мышца.,!, способствует атакующему стилю игры, позволяет сохранять постоянной силу и длину ударов.
Глубокое дыхание (вдох через нос, выдох через рот) может быть полезным и тогда, когда теннисисту необходимо избавиться от излишних отрицательных эмоций после неудачного розыгрыша мяча активного прессинга соперника, раздражающей спортсмена реакции публики и т.д.

Визуализация перед началом розыгрыша очка. Перед началом розыгрыша очка (перед подачей или приемом) необходимо продумать тактику, представить свои действия. Время для этого бывает достаточно во время подо;.оса или ожидания мяча.

«Концентрация – основное слагаемое успеха, когда теннисист выходит на корт», – так считает неувядаемая К. Эверт.

Фокусирование внимания на трех ключевых моментах: отскоке мяча от ракетки соперника, отскоке мяча от площадки на стороне играющего, контакте мяча со струнной поверхностью ракетки.

Первый момент позволяет проследить направление полета мяча, второй характеризует отскок мяча и, наконец, третий позволяет контролировать свой собственный удар.

Фокусирование внимания на полете мяча в тот момент, когда он.отскочив от ракетки, преодолевает линию сетки. Многие начинают смотреть на мяч только тогда, когда он уже в нескольких сантиметрах. Это в корне неправильно. Концентрация внимания на полете мяча позволяет заблаговременно прогнозировать действия соперника. Например, после контакта ракетки с мячом теннисист дает себе команду: «Концентрация!».

Повторение одних и тех же Фраз между розыгрышами очка. Это может быть, к примеру, пожелание: «Смотри на мяч!» или какая-либо другая фраза, которая после многократного повторения приобрела уже характер пароля, подражающего к боевой готовности.

Как же все-таки сконцентрироваться? Как правило, не стоит заострять внимание на том, каким именно образом выполняется тот или иной дар. Но если какой-то удар несколько раз подряд не получается, необходима корректировка. В процессе розыгрыша очка К.Эверт полагается на интуицию. Размышления о тонкостях техники, по словам известной теннисистки, «могут довести до безумия». Как правило, теннисисты-профессионалы в этом и не нуждаются. В течение многолетних занятий теннисом все технические элементы настолько отшлифованы, что в корректировке не нуждаются.

Начиная матч, К. Эверт концентрируется, в основном, на передвижении по корту. Как правило, начало игры всегда бывает нервозным, поэтому надо лучше двигаться, привыкнуть к площадке, осмотреться.

В перерывах между розыгрышем очка концентрация внимания зависит от счета матча. Если спортсмен выигрывает, то, естественно, все усилия направлены на сохранение этого уровня внимания. Если же проигрывает, то К. Эверт советует задать себе вопрос: «Мой противник великолепно играет в теннис, или я играю очень плохо?».
Если матч проходит успешно, теннисист не хочет уходить с корта, а вот в противном случае ищутся всяческие поводы оправдать поражение. Тогда следует в перерывах между геймами полностью отключиться на 30с, сделать короткие самовнушение. Например, К.Эверт говорит себе: «Я вхожу в зону наивысшего уровня концентрации, это поможет мне действительно заиграть наилучшим образом, показать великолепный теннис».

Многие теряются, когда проигрывают. Это понятно надо стараться изменить ситуацию. Как правило, игру может расстроить взрыв эмоций. Это не значит, что игрок должен полностью избавиться от них, но контроль должен быть постоянный. Если соперник хорошо играет, советует К. Эверт, не обращайте на это внимания, если же вы сами играете плохо, срочно необходима корректировка.

Как разыгрывать ключевые очки матча? Лучше, конечно, не допускать таких моментов, когда на карту поставлено все. Многим теннисистам это нравится, но далеко не все настолько психически устойчивы, чтобы в момент такого розыгрыша не проиграть. К. Эверт в такой ситуации действует всегда исключительно внимательно, стараясь как можно дольше удержать мяч в игре, исходя из того, что противник тоже очень волнуется и неминуемо ошибается потому следует играть расчетливо, осторожно, не рисковать.

Когда матч подходит к концу, нервная нагрузка возрастает. У К. Эверт это выражается в том, что она теряет естественность движений, ухудшается техника передвижений, появляется скованность, не бесконтрольно поддаваться такому состоянию, советует К. Эверт. Сделайте несколько глубоких вдохов и… играйте в свою игру».

Есть ли секреты концентрации? Очень важна мотивация спортсмена, его желание победить. Иногда, если трудно сосредоточиться на игре, следует сфокусировать свое внимание на полете мяча, думать только о нем, готовиться к каждому мячу, встречать его.

И последнее, что отметила К. Эверт. Если теннисист может сконцентрироваться, собраться и провести с полной отдачей на корте 60-90 мин, то это умение сосредоточиться очень пригодится ему в повседневной жизни, ибо полное внимание – залог успеха.

А вот совет М. Навратиловой на случай нежелательного поворота событий в розыгрыше матча: «Заставьте соперника изменить статус игры. Не бойтесь удивить его чем-то неожиданным».

Ролевое моделирование.

Основной задачей игрока, как уже упоминалось, является борьба за каждый мяч. Вроде бы это элементарно, но на практике оказывается не всегда осуществимо. Зачастую спортсмен выходит на матч уже готовым проиграть, не проявляет бойцовских качеств. Все это сразу ощущает соперник, действительно, встреча может закончиться очень быстро. Здесь надо подчеркнуть значение информации, получаемой соперником невербальным путем. Любая деталь, любая мелочь, в поведении может выдать психологическое состояние теннисиста: вялая походка недовольное выражение лица, торопливость при подбросе мяча на подаче, болезненное реагирование на реплики зрителей и т.д.

По мнению Дж. Лоэра, негативные эмоции, возникающие в процессе игры, препятствуют росту спортивного мастерства теннисиста. Показателен в этом отношении пример молодого американского теннисиста А.Агасси, который в настоящее время вошел в первую «десятку» мировой классификации В детстве он очень расстраивался из-за каждого проигранного очка, о в результате приводило его к поражению в матче. Юному Агасси нужна была только победа. За последние два года теннисист очень изменился: он научился контролировать свои эмоции, верить в победу, получать удовольствие от игры. «Теперь я играю не для публики, а для себя, и тогда все воспринимается по-другому», – признается Агасси.

Чтобы изменить свои негативные представления требуется время и усилия самого спортсмена. Дж. Лоэр советует внимательно проанализировать все негативные проявления во время игры. Например, теннисист закрывает глаза и опускает голову, когда допускает ошибку. Теперь же, стараясь избежать таких негативных проявлений своего настроения, спортсмен не закрывает глаза и держит голову высоко поднятой. Следует составить список таких проявлений недовольства собой за весь матч и поменять поведение на противоположное. Необходимо следить и за самоприказами во время матча. Например, после ошибки не допускать суетливости в движениях, давая команду: «Медленно, спокойно, плавно». Если же, теннисист, наоборот, заторможен, то: «Вперед!» и т.д.

Теннисист после каждого матча должен выставлять себе оценку, причем жесткую, без поблажек. Победы придут тогда, когда положительное мышление наложит свой отпечаток на всю деятельность игрока, станет привычкой. «Только в этом случаев вы сможете реализовать свой потенциал», – заключает Дж. Лоэр.

Полезно бывает выбрать себе образец среди выдающихся теннисистов и следовать ему во время участия в соревнованиях. Например, в период выступлений знаменитого шведа Б. Борга, многие теннисисты, особенно его соотечественники, усвоили сдержанную, неброскую манеру игры. С Методы концентрации-релаксации Овладение методикой концентрации-релаксации необходимо теннисисту для контроля за эмоциями. Эффективность методики растет с увеличением практического ее применения. С. Вилкинсон приводит пять основных приемов, которые могут использоваться в соревновательной практике, напоминая, что необходимо вариативное применение, а длительность каждого приема несколько минут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: