Проблематизация содержания музыкального образования




Содержание программы

Идея первого года обучения — дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребёнка, а наоборот — ребёнок возвышается до содержательного урони я музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия — методическая или гворческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально- художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.

Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место за­нимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально даётся в несколько большем объёме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтениям и уровню музыкального развития детей конкретного класса.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею — музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к по­ниманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Основная идея содержания третьего года обучения — отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнёт занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.

Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.

Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музы­кального искусства через изучение фольклора, при этом де­лается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.

Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её только аранжируем» (М.И. Глинка).

Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Основная идея содержания четвёртого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.

4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к со­держательному анализу музыкального произведения.

Проблематизация содержания музыкального образования

Класс (33 ч)

Истоки возникновения музыки (8 ч)

Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 ч)

Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений — добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна — в музыке отражён весь мир.

Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.

Язык музыки (6 ч)

Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Резерв 3 часа.

Класс (34 ч)

Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)

От исследования происхождения всеобщих для музыки «языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.

Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

Одно из основных понятий музыки — «тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музы­кальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский).

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Резерва нет.

Класс (34 ч)

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Народное музыкальное творчество — «энциклопедия» русской интонационности (12 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.

Величие России в музыке русских классиков.

Резерва нет.

Класс (34 ч)

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (10 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слышать музыку (9 ч)

Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированной музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

Резерва нет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: