ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Ярослав Игоревич КОт - старший научный преподаватель
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Деонтология – наука о долге, морали и нравственности. Основана Бентамом
Этика – это наука (область научных знаний), изучающая различные закономерности организации общественных отношений и влияние на эффективность функционирования общества. Этика изучает как плохое, так и хорошее.
КАТЕГОРИИ ЭТИКИ:
Добро – явления, которые повышают эффективность организации общественных отношений и качество функционирования общества.
Зло – всё, что (нарушает) вредит эффективной организации ОО и качеству функционирования общества.
Мораль – это уникальная для каждого субъекта и в их совокупности стратегия достижения (нравственных эталонов) закономерностей предположительно оптимальной организации общественных отношений и эффективности функционирования общества.
Нравственность – это совокупность закономерностей организации общественных отношений, являющаяся относительно того или иного субъекта эталоном. Нравственность может быть только положительна (но другое дело, как достигается)
Морали коррелирует Справедливость – порядок вещей, каким он должен быть для достижения нравственных эталонов. Реальный, оптиальный маршрут, реальная оптимальная стратегия.
Право – предположение о том, как правильно организовать общество.
Совесть (в современной этике не исследуется)– это внутренний механизм определения (справедливости) оптимальной организации общественных отношений. Совесть – это инстинкт.
Честь –Это соответствие поступков, мыслей, образа жизни субъекта наивысшим требованиям морали, носителем которой является субъект. Честь – это 4й уровень совести.
Ричард Львиное Сердце и Саладин уважали друг в друге человека чести, человека верного своим поступкам.
Человек чести – человек верный принципам, человек слова, который является эталоном своей морали.
Достоинство –Это осознание субъектом соответствия своих поступков, мыслей, высказывания и образа жизни собственным требованиям к себе с позиции личной морали. Это демонстрация чести.
Достоинство, которое не подкреплено ничем – это наглость.
Любовь – первый исследователь - Льюис Кэрол (клайд Льюис).
Любовь – это определённая эмоциональное отношение к какому-либо объекту, возводящая данный объект в иерархию наивысших ценностей, целей жизнедеятельности конкретного человека. Это новая ценность.
Греческая философия даёт усечённые виды любви:
1. Любовь-страсть
2. Любовь-дружба
3. Любовь семейная
4. Любовь возвышенная, как к красоте
5. Любовь в целом к человечеству.
Профессиональная деформация – это изменение личности в результате влияния факторов реализации профессиональной деятельности.
Подавляющее большинство авторов пишут, что это негативные изменения, нарушение личности.
Ответственность за профдеформацию:
1. Самого человека
2. Руководителя
3. Штатные специалисты, психологи (бывают в отделе кадров)
4. Если институт подшефства, то другой работник, который учит.
Признаки профессиональной деформации:
· 1 группа: признаки уважения
· 2 группа: признаки компетентности
· 3 группа: признаки совершенствования:
Смысл жизни – то, на что направлены большинство поступков и действий человека.
Счастье – это состояние полного удовлетворения обстоятельствам дел в жизни. Счастье: полное + в каком-то измерении жизни (личное, профессиональное и др.)
Свобода – отсутствие каких-либо сдерживающих, воздействующих, влияющих факторов.
Свобода совести – сами выбираем для себя эталоны, идеалы, которыми руководствуемся.
Долг – совокупность обязательств.
Обязательства – это то, из чего состоит любая социальная роль.
Социальная роль – это совокупность обязательств, иногда предусматривающая механизм их реализации.
Эмпатия – способность сопереживать (есть у всех, но люди эмоционально не развитые) стараются не сопереживать.
Мораль - уникальное для каждого субъекта и их совокупности стратегия досиижения (нравственных эталонов), закономерностей предположительно оптимальной организации общественных отношений и функционирования общества (может бытьи отрицательным)
Нравственность - совокупность закономерностей организаии общественных отношений, являющая относительно того или иного субъекта эталоном (не обладает отрицанием).
Справедливость - понятие о должном для максимального эффективого развития общества и тд. (реальна оптимальная функция).
СОВЕСТЬ
Совесть - в современной этики не исследуеться не как. Гевдин - Этика как наука практической ихни, он уделили в ней праграф о совести. Совесть похожа на инстинкт - это внутренний механизм, определенния оптимальной стратегии организации общественных отношений (справедливости).
Он рассмотрел совесть и оценил некоторые факторы совести. Как инстинкт может быть отрафирована, шипертрофированна, может отсутсвовать, либо проявлять в определенных условиях.
Следующая структура видов советси:
Своесть - внутренний механим определение справедливости.
Гевдинг - человек, "Этика как наука практической жизни" - самое глубокое и полноценное иследование совести.
На основании его иследований мы можем определить некоторые признаки.
1.Совесть как инстинкт.
"Присутсвие совести в законодательстве" - внутренне убеждение суда
Уровни совести по Гевзину:
2. Совесть как чувство вины (Вина перед собой постфактум; Стыд - перед другими)
3. Совесть в момент совершения какого-либо действия - как рефлекс. Он может быть не осознаный и зачастую это так. (Интуиция - продукт имеющегося опыта, навыков и професов, аналитический процессв результете которых приходит результат, молниностный результат. - это не размышление). У Лаптенка приводиться пример о спортсмене - который спас многих людей и ста после этого инвалидам.
4. Совесть как внутренний голос - не за долго до совершения поведения. Как это происходит, когда мы на этапе принтия решения, мы моделируем маленькую проекцию я-желаемое. Более развитая совесть.
5. Совесть как модель поведения - самый высокий уровень совести - на этом этапе даже не возникает сомнений в модели поведения.
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО:
Честь - Вельсков - Книга Чести.
Честь - соответсвие поступков, мыслей, образа жизни, субъекта, наивысшим требованиям морали(а она у каждого разная... в основном имееться виду мораль определенного общества - связанно с эталонами морали), носителем которой являетсья субъект. Необходимо разделяь внутренную и внешную позицию чести. Преступники - совоя воровская мораль, свои эталоны, своя честь.
В обществе честь - это 4-й уровень совести - так как может анализировать и осуществлять поступки которые невходит в противоречие и соответсвуют общественной мора. Именно для этого у судьи есть кодекс Чести - то есть человека, являющего эталоном данного общества. Он может принимать решения руководствуясь моралью как компасом в нахождении нужного результата. Интересный вопрос о необзодимости кодекса чести прокурору, справедливость должен определять суд, а пропурор - соответсвие закону действийй проверяющих.
Достоинсво - труд Хвостова - Этка человеческого достоинства - осознание субъектом соответсвия своих поступков, мыслей, выказыванием и образа жизни с собственным требованиям к себе с позици личной морали (и поэтому он считает её правильной).
Вальтер Скотт "никто не может отнять ил подарить честь- честь это то человек создает себе сам".
Правила профессиональной этики применяются к человеку после поступления на работу. Берут на работу по квалификационным трбованием, а после принятия распространяются другие требования.
Любовь - первый исследователь Клаиф Льюс - Доктор Наук - "о видах любви".
Любовь - это определенные эоциональное отношение к какому-либо объекту, возводящееданный объект в ирархию наивыших ценностей, целей жизни деятельности конкретного человека. Фактически любовь когда что-либо или кто-либо становиться ценнее того, чем то чем вы готовы пожертвовать.
Христианство рассматривает пару видов любви
Сторгис, Агапе, каратов, Эрос,
Любовь- страсть
Любовь-семейная
Любовь-возвышенная к красоте
Любовь-божественная
Любовь -
В Индвийской любви - 7 видов - каждая из которых на 9 видов делиться.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Профессиональная деформация личности - измнение личности в результате воздийствия факторов профессии. Нарушение личности - рассматривают только плохое.
Период от 3 до 5 лет - самый спокойный период.
Факторы деформации - изменение правового реглуирования, обманутые ожидания - повод для фрустрации - эмоциональное выгорание.
Чья отвестсвенность за профюдеформацию личности - личная, руководителя, ответсвенность психологов спец.работ.в организации, работник института подшефства.
Считаеться, что профессионалом становиться человек, в котором
Про признаки профессионализма
1группа: Признаки уважения:
1. Уважение к своей социальной роли и себе как профессионалу (осознание последствий того, что он делал;)
2. Уважение к коллегам и свему профессиональному сообществу (эти вещи взаимосвязаны);
3. Уважение к лицам, при реализации профессиональной деятелности.
2группа: Признаки компетентности:
1. Квалификационные признаки - бумажки - дипломы, удостоверения, что-то об окончании чегота. Примеры - формальные - сертификаты. аккредитация и т.д.
3 группа, уровни совершенствования:
1. Соверенствование себя
2. Совершенствование работы - оптимизация общественных связей отношений -
2. Совершенствование за пределом себя - книги, благотворительсность, общ.объединеия ит.дт.
Смысл жзни - то на достижение чего направлены бльшинство поступкв и действий человека.
Счастье - татаркевич - Труд в концлагере - О счатье и совершенстве человека.
Счастье - состояние полного удовлетворения обстоятельством дел в жизни.
Свобода - отсутсвие каких-либо сдерживающих воздействующих факторах.
Свобода воли - ограничина тем фактором, что ты чловек.
Позитивне и негативное проявление свободы
Концепция 2-х свобод
Общество | Малая группа | Личность (психологич.теория) |
ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Новозеландская этика
Систему этических знаний принято делить по конкретным знаниям, расматриваемым аспектам.
Этическая теория айсберга -
Верхний (видный из-подводы) уровен айсберга: Драматическая этика (Этика действия - просистинг - отражается в поступках индивидуума - то что мы транслируем) |
1-й подводный (спрятаный) уровень айсберга: Актуальные этические социальные проблемами - Topicality |
2-й подводный (спрятаный) уровень айсберга: Основная этическая теория |
Схема-ФОТО:
Новозиладская система соотношение права и морали:
ПОДХОДЫКЭТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ:
1. Утилитаристкий - от английскокго Польза - ютилити. Госббс. Анализ с точки зрения последствий!! Что мы имеем в итоге:
- либо положительный -
- либо отрицательный -
2. Кант Имануил (ввел деонтологию - Иереме Бентам) Кантский подход - деонтологический подход. Сухой, без эмоциональный подход - обязанности, долг,
3. Этика нравственности - рассматривает решение в зависимости, от того чем обусловлены.
4. Либирально - индивидуалистический - с позиции прав человека и в принципе прав). (Професор Харт - професор в Британском праве при дискусиях с профессором Девлином)
Профессор Харт дал основание для гомосексуанализма.
Оценка по принципу: Есть ли человека права на данный поступок?
Харт был за невмешательства права в личную жизнь
5. Коммунитарианский подход - с целью общественной пользы (от слова Комьюнити), Бертрам Дарсн.
Обществу от конкретного ребенка меньще, чем от конкретной семьи.
Ребенок - иждевенец. Математический подход в коммунитаристическом подходе - оценивается отрицательно.
Спартанский подход
6. Этика заботы - с позиции отношении (релейшеншип). Не только долг, но и характер отношений. (Венгрия - Цар Говарго - последователи пропоедуют этикузаботы - отношений).
7. Казуальная этика - следовательская этика - судья этика. Минус в том что он занимает много времени и работы. Плюс он более гибкий и объективный - объединяет все предыдущие.
8. Подход самый простой - анализ основанный на принципах. Закон военного времени. Закон мирного времени. Одни принципы. Другие принципы. На что упор.
9. Системный поход - рассмотрение и анализируются результаты всех подходах.
Закономерности взаимодействия морали и права: взаимосвязь морали и права, потребности моральной системы в правовом обеспечении, воздействие морали на формирование правовой системы.
Мораль призвана обеспечивать систему функций (через функции я и уловила взаимосвязь):
– Информационная: мораль должна иметь возможность информировать обо всех своих ценностях. Эта функция может быть обеспечена только через информационную функцию права. Все разговоры о морали – морализаторство личного характера, пока они не закреплены в нормах права. Конституция – основной правовой документ, закрепляющий нравственные ценности общества. Изложение нравственных принципов в Конституции – основа построения всех основных частей этого правового документа. В соответствии с нравственными принципами Конституция излагает нравственные основы всех отраслей власти. Нравственный принцип всегда существует в единстве прав и обязанностей.
– Организаторская: мораль призвана организовать жизнь общества. Моральные принципы и нормы, которые лежат в основе всех видов организации обязательно требуют закрепления в нормах права. Все виды правовой регуляции социальных, технологических и иных процессов в основе своей имеют моральные нормы, которые действуют только через правовую регуляцию.
– Ликвидация моральных противоречий в деятельности и поступках человека: обязательно существующие в любой жизненной ситуации моральные противоречия быстрее и вернее разрешаются при их регуляции в нормах права.
– Стимулирующая: мораль обеспечивает стимулирование, которое может быть и положительным, и негативным (нормы, определяющие наказание). Правовая регуляция любых моральных функций не снижает потребности в личной моральной оценке, любого поступка. Гражданское общество (правовое государство) характерно тем, что в нём каждый гражданин осуществляет свои действия на основании правовой (а значит и нравственной) оценки, но обязательно дополняет и личной моральной оценкой события (и противоречия здесь неизбежны).