Рабочая программа дисциплины (модуля)
История зарубежной литературы
(Античность и Средние века)
Направление подготовки
031000 (520300) – Филология
________________________________________________
(Указывается код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
Отечественная филология (Русский язык и литература)
Преподавание филологических дисциплин
___________________________________________________
(Указывается наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Иваново 2012
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История зарубежной литературы (История литературы античности и средних веков)» являются обретение слушателями комплексных профессиональных компетенций (знаний и навыков), в области истории литератур, которые легли в основу современной мировой литературы, что позволит студентам выполнять соответствующие профильныевиды деятельности. Образовательный модуль «История зарубежной литературы» начинается с объединенного курса «Античной литературы» и «Истории литературы Средних веков», в котором раскрываются современные проблемы развития гуманитарных знаний в античности и в средние века, вопросы современного функционирования античных символов, пришедших из древнегреческой литературы Гомера, Эсхила, Софокла, Софокла, из римской литературы Вергилия, Горация, Овидия, проблемы интерпретации образов из сочинений Данте.
______________________________________________________________________
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
__ Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе, и получаемые параллельно при освоении дисциплин ООП подготовки бакалавра филологии, «Введение в литературоведение», «Введение в профильную подготовку (отечественная филология)», «Философия».
Античная литература входит в систему пропедевтических курсов («введений»): в литературоведение, профильную филологию; Литература средних веков входит в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение базовой составляющей филологических наук. Данная дисциплина предваряет учебную практику и производственную практику по профилю «Отечественная филология (Русский язык и литература), «Преподавание филологических дисциплин».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины студент должен:
· Знать: истоки античной литературы (мифология); историю древнегреческой и римской литературы с позиций античной культуры и истории; художественное значение эпических поэм Гомера и Вергилия, архаической, эллинистической лирики древних греков, значение римской лирики Катулла, Горация, Овидия, Проперция Тибулла, драматургии Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Менандра, Плавта, Теренция, Сенеки, романов Апулея, Лонга, биографического жанра Плутарха и исторических сочинений Гесиода, Фукидида, Ксенофонта, Саллюстия, Тацита, Светония. По истории Средних веков — три составляющих элемента средневековой литературы (античность, варварство, христианство), основные положения и концепции в области теории и истории литературы Италии, Франции, Испании, Германии, Англии (литератур); теорию филологического анализа и интерпретации текста «Божественной комедии» Данте.
· Уметь: применять полученные знания по истории античной литературы и средних веков в соответствующих профильныхвидах деятельности.
· Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в соответствующих профильныхвидах деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»
· профессиональными(ПК)
Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
_________________________________________________________________
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) _______________________________
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2_____ зачетные единицы, __72__ часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Античная литература | 1-12 | Л:12 | СР: 24 | ПР:14 | К: ежен. | Интерактивная лек. — 1, 3, 5, 7,9,11 Коллоквиум—2, семинар —4,6 практические занятия — 8, 10, контрольная работа —12, | ||
Литература Средних веков | 13–18 | Л:6 | СР:12 | ПР:4 | К: еженед. | Интерактивная лек. — 13, 15, 17. Практические занятия—14,16,18. Лектура—18 |