ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА




XX век Программные требования

Специальность: 050400 — театроведение

Очное и заочное отделение

Специальность: 050200 — режиссура

Очное и заочное отделение

Утверждено Советом театроведческого факультета

30 июня 2000 года

Предлагаемое издание является непосредственным продолжением Программных требований по общему курсу «История зарубежного театра»(От Античности до 1914 г.). В нем сохраняется тот же подход к явлениям истории театра и та же рубрикация.

Будучи целиком посвящено театру XX века, данное Пособие предназначено для студентов старших курсов. Оно отличается широтой охвата материала наиболее представленной в рубриках Рекомендуемая литература и Научные исследования, монографии, статьи. Литература, отмеченная в этих рубриках звездочкой (*) является обязательной для студентов, обучающихся на театроведческом факультете.

Преподаватели, ведущие занятия, должны соотносить этот материал с программой, соответствующей той или иной специализации. Они могут вносить дополнения, поправки, разъяснения. В целом данное Пособие может быть использовано на всех факультетах Академии (при корректировке с Учебным планом, которую осуществляют педагоги).

Тематический план театров стран Центральной и Восточной Европы составлен по всему периоду развития.


Первым куратором настоящего методического пособия была кандидат-филологических наук, доцент Лидия Аркадьевна Левбарг (1914 - 1992), под руководством которой пособие было разработано и проверено учебной практикой.

Составители данного издания:

доктор искусствоведения Л. И. Гительман,

кандидаты искусствоведения Е. И. Горфункель,

Г. В. Коваленко, В. В. Лецович,

В. И. Максимов, М. М. Молодцова,

И. А. Некрасова.

Ответственные редакторы:

М. М, Молодцова и В. И. Максимов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел I: Французский театр (Сост.: В. И. Максимов, И. А. Некрасова)

Раздел II: Бельгийский театр (Сост.: В. И. Максимов, И. А. Некрасова)

Раздел III: Английский театр (Сост.: Г.В, Коваленко)

Раздел IV: Ирландский театр (Сост.: Г.В. Коваленко)

Раздел V: Немецкий театр (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел VI: Австрийский театр (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел VII: Швейцарский театр (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел VIII: Итальянский театр (Сост.: М. М. Молодцова)

Раздел IX: Испанский театр (Сост.: И.А. Некрасова)

Раздел X: Болгарский театр XIX - XX веков (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XI: Венгерский театр XVIII - XX веков. (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XII: Польский театр XVII - XX (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XIII: Румынский театр XVIII - XX (Сост.: В.В. Лецович)

Раздел XVI: Чешский и Словацкий театр XVII - XX (Сост.: В.В.

Лецович)

Раздел XVII: Театр народов Югославии театр XVI - XX (Сост.: В.В.

Лецович)

Раздел XVIII: Американский театр (Сост.: Г.В. Коваленко)

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История западноевропейского театра. В 8 т. Т.7,8 (1917-1945). М., 1985-1988. История зарубежного театра: В 4 т. Тт. 3, 4. М., 1986-1987. Пави П. Словарь театра. М, 1990.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие......................................................................................................... 1

Тематический план............................................................................................. 2

Учебные пособия................................................................................................ 2

Французский театр.............................................................................................3

Бельгийский театр.............................................................................................. 4

Английский театр................................................................................................ 8

Ирландский театр............................................................................................... 10

Немецкий театр................................................................................................... 11

Австрийский театр..............................................................,.......................... 15

Швейцарский театр.......................................................................................... 16

Итальянский театр.............................................................................................. 17

Испанский театр.............................................................................................. ..2.0

Болгарский театр XIX - XX веков................................................................. 21

Венгерский театр XVIII -XX веков.................................................................. 22

Польский театр XVII - XX веков...................................................................... 23

Румынский театр XVIII-XX веков................................................................... 26

Чешский и словацкий театр XVII - XX веков.............................................. 27

Театр народов Югославии (бывшей СФРЮ) XVI - XX веков................. 28

Американский театр (США)............................................................................ 30

Ризограф СПГАТИ, заказ N 2 Ж тираж Г&яа., И.о'}. 2001.



 

 


Хасеан И. После 1945 года//Литературная история США: В 3-х т. Т 1

М„ 1979.

Цимбал И.С, От Юджина О'Нила к современной американской драме//Социальная тема в современном зарубежном театре и кино. Л., 1976.

Цимбал И.С. Американские актеры первой половины XX века. Л., 1989.

Фридштейн Ю. Две Америки "Арена Стейдж"//Театр, 1974, N 1.

Фридштейн Ю., Швыдкой М. Театральная провинция и Бродвей/'/Театр, 1974, N 11.

Швыдкой М. Судьба одиноких комедиантов, или записки о современном зарубежном театре XX века. М., 1993.


Театральная энциклопедия. В 5 тт. М., 1961-1967.

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР

1. Основные тенденции французской драматургии между двумя мировыми войнами (Гийом Аполлинер, Жюль Ромен, Марсель Паньоль, Арман Салакру, Жан-Ришар Блок и др.)

2. Интеллектуальная драма. Философия и эстетика.

3. Драматургия Жана Кокто.

4. Драматургия Жана Жироду.
5 Драматургия Жана Ануя.

6. "Экзистенциализм во французском театре.

7. Драматургия Жана-Поля Сартра.

8. Драматургия АльбераКамю.

9. Театр абсурда. Философия и эстетика.

 

10. Драматургия Сэмюэля Беккета.

11. Драматургия Эжена Ионеско.

12. Драматургия Жана Жене. Драматургия Фернандо Аррабаля.

13. Основные тенденции сценического искусства Франции между двумя мировыми войнами (деятельность Комеди Франсез, "Картель четырех", театральный авангард, коммерческий театр).

14. Театральная деятельность Шарля Дюллена.

15. Театральная деятельность Луи Жуве.

16. Театральная деятельность Жоржа и Людмилы Питоевых.

17. Театральная деятельность Гастона Бати.

18. Театральная деятельность Фирмена Жемье.

19. Театральная деятельность Антонена Арго.

20. Театральная деятельность Этьена Декру.

21. Театр Франции в годы Второй мировой войны.

22. Основные тенденции сценического искусства Франции после
Второй мировой войны. Крупные театральные коллективы (бульварный
геатр, Комеди Франсез, театр "Ателье", театр "Одеон", Национальный
народный театр),

23. Театральная деятельность Жана-Луи Барро и Мадлен Рено.

24. 1 еатральная деятельность Андре Барсака.

25. Театральная деятельность Жана Вилара.

26. Творчество Жерара Филипа.

 

27. Творчество Марии Казарес

28. Творчество Марселя Марсо.

29. Основные тенденции французской режиссуры 1950-1990 гг.
Движение "децентрализации" театров.

30. Театральная деятельность Роже П.ланшона.


 


31. "Театр Солнца" и театральная деятельность Арианы Мнущкиной.

32. Театральная деятельность Робера Оссеина.

33. Театральная деятельность Патриса Шеро.

34. Театральная деятельность Марселя Марешаля. 3-5. Театральная деятельность Антуана Витеза.

БЕЛЬГИЙСКИЙ ТЕАТР

1. Драматургия Фернана Кроммелинка.

2. Драматургия Мишеля де Гельдерода.

Обязательная литература а) Пьесы

ЖиродуЖ. Троянской войны не будет/УЖироду Ж. Пьесы. М., 1981.

Кокто Ж. Орфей // Кокто Ж. Петух и Арлекин. СПб., 2000.

Кокто Ж. Человеческий голос/УИностранная литература. 1971. N 6.

Камю А. Калигула/УКамю А. Избранное. М., 1989 (или - Камю А. Соч.; В 5 т. Т. 1. Харьков, 1998).

Сартр Ж.-П. Мухи. Мертвые без погребения/УСартр Ж.-П. Пьесы. М, 1967. (или Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М„ 1996).

Ануй Ж. Эвридика. Антигона. Жаворонок/УАнуй Ж. Пьесы: В 2 т. М., 1969.

Ионеско Э. Лысая певица. М., 1990.

Ионеско Э. Носорог. М., 1991 (или - Ионеско Э. Носорог. СПб., 1999).

Беккет С. В ожидании Годо/УИностранная литература, 1966, N 10 (или: Беккет С, Театр. СПб., 1999).

Беккет С. Счастливые дни/УБеккет С. Изгнанник. М.. 1989 (или: Беккет С. Театр. СПб.. 1999).

Жене Ж. Служанки/УТеатр парадокса. М, 1991.

Аррабаль Ф. Пикник/УТам же.

Кроммелинк Ф, Великолепный рогоносец/УВосемь бельгийских пьес. М„ 1975.

Еельдерод М. де. Эскориал/УТам же (или - Гельдерод М. Театр М. 1983),

б) Театрально-эстетические док/менты

Антология французского сюрреализма. М., 1994.

Аррабаль Ф. Защита странного искусства/УСовременная

драматургия, 1990, N 3.

Аррабаль Ф. Человек панический. Театр как "ганическая церемония" II Как всегда - об авангарде. М.. 1992,


Миллер А. Наплывы времени. М., 1998.

в) Исследования, монографии, статьи Анастасьев Н. Профили американского театра(60-е годы)//В опросы литературы, 1969, N 6.

Аникст А., Бояджиев Г. Шесть рассказов об американском театре. М., 1963. Вернадская В. Четыре десятилетия американской драмы. М., 1993. Бутрова Т. В. Время и люди Торнтона Уалдера/'/Западное искусство. XX век. М., 1992.

Воинова 3. Театральный Бродвей: эскапизм или пропаганда? //Современное западное искусство. М., 1972.

Воинова 3. Негритянский театр в Нью-Йорке/УТеатр, 1960, N 4. Вульф В. От Бродвея немного в сторону, М., 1982. Гордеева М. Театральная. Америка в преддверии 80-х. М., 1979. Злобин Г, Современная драматургия США. (Критический очерк послевоенного десятилетия). М., 1968.

Кино. Театр. Музыка. Живопись в США. М., 1964. Ковалев И. Границы "нового театра"//Театр, 1969, N 8. Коваленко Г. Разрушение стереотипа американского характера. Опыт исследования пьес Олби/УАмериканский характер. Очерки культуры США. М., 1991.

Коваленко Г.В. «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби в режиссуре автора/ЛТроблемы театральности. Сб. трудов, СПБ., 1993.

Коваленко Г.В. Парадоксы этнического тетар: Драматургия Т.Д. Хуана /'/Американский характер. Очерки культуры США. М., 1995.

Коваленко Г. В. «Дети Юджина О'Нила»: Драматургия 80-х.'/Американский характер. Очерки культуры США. М., 1998.

Коренева М. Драматургия/УЛитература США в 70-е годы XX века. М., 1983.

Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М„ 1990.

Кратч Дж. Американская драма/УЛитературная история США: В 3-х т. Т.З.М., 1979.

Лоу А. Мрачные пьесы Бродвея/УТеатр, 1979, N 11. Ромм А.С. Американская драматургия первой половины XX века. Д.. 1978.

Смирнов Б.А. Театр США XX века. Л., 1976. Стуиников И.В. Кэтрин Корнслл. Л., 1973,


Хейворд Д.и Д. Порти и Бесс. Л.;М., 1961. Тредуэлл С. Машинель/УТеатр и драматургия, 1933, N 1. Андерсон М. Босоногий в Афинах. М„ 1988. Миллер А. Вниз с гор несовременная драматургия. 1997. № 1. Миллер А. Суровое испытание//Миллер А. Пьесы. М., 1960. *Миллер А. После грехопадения/УТеатр, 1989, N 9. ♦Миллер А. Цена/УИностранная литература, 1968, N 6. Хенсберри Л. Изюминка на солнце/УИностранная литература, 1959, № 11.

Хенсберри Л. Плакат на окне мистера Сиднея Брустайна/УИностранная литература, 1968, N3.

Гибсон У. Двое на качелях М., 1962.

Уильяме Т. Сладкоголосая птица юности. Орфей спускается в ад. Ночь игуаны, (любое изд.)

Уильяме Т. Спектакль для двоих/УУильямс Т. Желание и чернокожий массажист. М., 1993. Саймон Н. Узник второй авеню. М., 1978. Кобурн Д. Игра в джин. М., 1980.

Болдуин Д.. Блюз для мистера Чарли/'УИностранная литература, 1964. N И.

Олби Э. Американская мечта. *Крошка АлисаУ/Современная драматургия. 1995, N 3-4.

Стейвис Б. Светильник, зажженный в полночь. М., 1980. Копит А. Папа, бедный папа! Ты не вылезешь из шкапа. Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой/УСовременная драматургия, 1989, N2.

Шепард С. Где-то в Америке/УСовременная драматургия, 1990, N 2. ШепардС. Любовь зла. М., ВААП, 1989; Ложь ума. М., ВААП, 1989. Рейб Д. Как брат брату/УРейб Д. Палки и кости. М., 1973. Американские театральные миниатюры. Л., 1960. Падение города: Сб. американских радиопьес. М., 1974. Свадьба на шоссе: Одноактные пьесы американских драматургов. М., 1976.

б) Театрально-эстетические документы О'Нил Ю. О трагедии. Стриндберг и наш театр. Театр и его

средства/УПисатели США о литературе. Т.2. М., 1982. Уильяме Т. Трамвай "Успех". Драма - мир остановленного

времени/УОНил Ю., Уильяме Т. Пьесы. М., 1985.

Уильяме Т. Метопей/УТеатральная жизнь. 1991. №№ 1-4, 6,8.


Арто А. Театр и его двойник. Фрагменты из книги//Театр 1991 N 6.

Арто А. О балийском театре. Восточный театр и западный театр /У Восток-Запад. М., 1985.

Барро Ж.-Л. Как в нас рождается театр. Наша труппа. Тридцать лет спустя. Перед лицом произведения: Шекспир и французы. Почему "Вишневый сад"?У/Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1959.

Барро Ж.-Л. Май 1968 - испытание коллективное - испытание индивидуальное. Никакой паузы: "Рабле"//Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.

Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М., 1958.

Жемье Ф. Секреты режиссуры. Воспитание актеров. ГоризонтыУУЖемье Ф. Театр. М., 1958.

Жуве Л. Механика театра. Почему ставят пьесы. О "настоящем" пианино. Театр возвращает людям нежность/УЖуве Л. Мысли о театре М 1960.

Ионеско Э. О театре/УИонеско Э. Противоядия. М., 1992.

Ионеско Э. Как всегда - об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра. Под-реальное как раз реалистично/УКак всегда - об авангарде, М., 1992.

Камю А. Из книги "Миф о Сизифе". Театр/УТам же (или: Камю А. Бунтующий человек. М., 1993.

Кокто Ж. О театре/УТам же.

Программа сюрреалистического театра Гийома Аполлинера/УТеатр. 1988, N 4.

Сартр Ж.-П. К театру ситуаций. Миф и реальность театра/УКак всегда -об авангарде. М., 1992.

Рекомендуемая литература

Произведения, обозначенные звездочкой *, входят в список обязательной литературы для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Аполлинер Г. Груди Тиресия У Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. СПб., 1999.

Паньоль М. Топаз/Пьесы современной Франции. М., 1960,

БлокЖ.Р. Тулон. М.-Л., 1944.

*Салакру А. Архипелаг Ленуар /Пьесы современной Франции, М. 1960.

Арто А. Кровяной фонтанУ/Бездна (Арс-Иетербург). С-Пб,, 1992 (или-Антология французского сюрреализма. М., 1994).

Ленорман Г. Закат театра/УТеатр и драматургия, 1935, N 7.


п


Кокто Ж. Трудные родители/УПьесы современной Франции. М., 1960. КоктоЖ. Священные чудовища/УСовременная драматургия, 1985,N I. ЖиродуЖ. Амфитрион-38. *Электра//Жироду Ж. Пьесы. М., 1981. Ануй Ж. Дикарка. *Пассажир без багажа. Томас Беккет//Ануй Ж. Пьесы: В 2-х т. М., 1969.

Камю А. *Недоразумение. Осадное положение//Камю А. Соч.: В 5 т. Т.

2. Харьков, 1998.

Сартр Ж.-П. Дьявол и господь бог. *Затворники Альтоны//Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967.

*Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями//Современная драматургия, 1989, N 6.(или — Сартр Ж.-П. Философские пьесы. М., 1996).

Адамов А. Весна 71. М., 1968.

Беккет С. Последняя лента Креппа/УТеатр, 1989, N 2.

*Беккет С. Эндшпиль/УБеккет С. Изгнанник. М., 1989.

Ионеско Э. Стулья//Ионеско Э. Лысая певица. М., 1990. (или: Ионеско

3. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999).

*Ионеско Э. Король умирает//Современная драматургия, 1987, N 4. (или: Ионеско Э. Носорог. СПб., 1999)

Ионеско Э. Макбет//Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999.

Жене Ж. Она II Современная драматургия. 1997. № 3.

Саган Ф. Загнанная лошадь. М., 1978.

Саган Ф. Сиреневое платье Валентины/УСовременная французская комедия. В 2 т. Т.1. М., 1989.

Дорэн Ф. Самая-самая//Там же, Т.2.

Ару Г. Лаура и Жаки/Лам же. Т.1.

Французская одноактная драматургия. М., 1984.

Кольтес Б.-М. Западная пристань. М., 1995.

Гельдерод М. де Исход актера. *Щкола шутов II Гельдерод М. де. Театр. М, 1983.

б) Театрально-эстетические документы Арто А. Режиссура и метафизика/ЛГеатр, 1990, N 8. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1959. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. БлокЖ.Р. Ответственность таланта. М., 1984. Вилар Ж. О театральной традиции. М., 1956. Вилар Ж. Хроника в форме романа. М., 1999.

Гротовский Е, Он не был полностью самим собоя/Леатральная жизнь, 1988, N12 (об А. Арто). Декру Э. Слово о миме. Архангельск, 1992.


 

22. Крупнейшие актеры Америки: Джон Барримор, Кэтрин Корнелл, Марлон Брандо, Род Стайгер, Джейн и Генри Фонда, Джессика Тэнди, Хьюм Кронин и др.

23. Этнические театры США: "Черный театр" (Лоррейн Хэнсберри, Лерой Джонс, Джемс Болдуин, Эд Буллинз). Азиато-американский театр (Дэвид Генри Хуан). Театр чиканос.

24. Драматургия Сэма Шепарда.

Обязательная литература

а) Пьесы

О'НилЮ. Любовь под вязами/ДУ Нил Ю. Пьесы: В 2-х т. М., 1971.

О'Нил Ю. Траур - участь Электры. М., 1975.

Одетс К. Золотой мальчик. М., 1965.

Хеллман Л. Лисички/ТХеллман Л. Пьесы. М.-Л., 1958.

Уайлдер Т. Наш городок. М., 1979.

Сароян У. Эй, кто-нибудь!//Сароян У. Путь вашей жизни. Пьесы. 1966.

Миллер А. Смерть коммивояжера/Миллер А. Пьесы. М., 1960.

Уильяме Т. Стеклянный зверинец. Трамвай "Желание'У/Уильямс Т. "Стеклянный зверинец" и еще девять пьес. М., 1967.

Олби Э. Что случилось в зоопарке. Не боюсь Вирджинии Вульф.//Олби Э. "Смерть Бесси Смит" и другие пьесы. М., 1967.

Норман М. Спокойной ночи,мама!//Современная драматургия, 1990, № 2.

Шепард С. Истинный Западу/Театр, 1993, N 3.

Хуан Д. Дом спящих красавиц. Садизм и мазохизмУ/Драматург. 1995. № 5.

Мамет Д. Жизнь в театре//Современная драматургия. 1997. № 3.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Лондон Д. Кража. М., 1955 (или другое название),

О'Нил Ю. Анна Кристи. * Долгое путешествие в ночь. Луна для пасынков судьбы // О'Нил Ю. Пьесы: В 2-х т. М., 1971.

О'Нил Ю. Курс на восток в Кардифф/Ю'Нил, Т.Уильямс. Пьесы. М., 1985.

Хеллман Л, Осенний сад/УХеллман Л. Пьесы. М.-Л., 1958. Хеллман Л. Игрушки на чердаке. М., 1967.


 




Действительность, искусство, традиции: Литература и художественная критика в СФРЮ. М., 1980.

Дзюбинская О. Во дворе, на разных сценах и за круглым столом: XXIV фестиваль "Стерийно позорье"//Театр, 1979, N 12.

Жуков Д.А. Бранислав Нушич. М., 1972.

Македонский национальный театр (Скопле. СФРЮ)//Театральная Москва, 1976, N34.

АМЕРИКАНСКИЙ ТЕАТР (США)

1. Основные этапы становления и ведущие художественные тенденции театра США,

2. Драматургия Юджина О'Нила в 1920-е годы ("Анна Кристи", "Любовь под вязами").

3. Трилогия О'Нила "Траур - участь Электры".

4. Дилогия О'Нила "Долгое путешествие в ночь", "Луна для пасынков судьбы".

5. Американский театр в "красное десятилетие" (1930-е годы). 'Труп Тиатр".

6. Драматургия Клиффорда Одетса.

7. Драматургия Лилиан Хеллман.

8. Драматургия Торнтона Уайлдера.

9. Американский театр после Второй Мировой войны. Артур Миллер и Теннесси Уильяме в 1940-е годы.

 

10. Драматургия Уильяма Сарояна.

11. Драматургия Теннесси Уильямса в 1950-1960-е годы.

12. Драматургия Теннесси Уильямса в 1970-1980-е годы.

13. Драматургия Артура Миллера в 1950-е годы.

14. Драматургия Артура Миллера в 1960-1980-е годы.

15. Американский театр "критического десятилетия" (1960-е годы).
Эдвард Олби, Джек Гелбер, Артур Копит, Джек Ричардсон.

16. Драматургия Эдварда Олби.

17. Драматургия Уильяма Инджа.

18. Драматургия Нила Саймона.

19. Бродвейские, офф-бродвейские и офф-офф-бродвейские театры.

20. Американский театр 1970-1980-х годов (Дэвид Мамет, Дэвид Рейб, Роберт Пэтрик, Джон Ван Витали).

21. Режиссерское искусство американского театра. Гарольд Клармен, Ли Страсберг, Элиа Казан, Джозеф Папп, Джозеф Чайкин, Джулиан Бекк, Джудит Мелайна, Ален Шнайдер, Том О'Хорган, Зельда Фичлендер.


Жемье Ф. Мысли о театре. М., 1960.

Как всегда - об авангарде. М., 1992.

Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

Филип А. Жерар Филип; Воспоминания. Л.;М., 1962.

в) Исследования, монографии, статьи

Бачелис Т.И. Жан-Поль Сартр и его драматургия/УСовременная драматургия за рубежом. М., 1962.

Гительман Л.И. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века. Л., 1988.

Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976 (о Г.Бати).

Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене. Д., 1978.

Гительман Л.И. Тенденции прогрессивной французской режиссуры 1960-1970-х годов. Л., 1977.

Гогоберидзе Й.К. Эстетическая модель театра Альбера Камю II Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л., 1991.

Дюшен И. Сальвадор Дали о драматургии/УСовременная драматургия, 1990,НЗ(обФ.Аррабале).

Зингерман Б.И. Жан Вилар и другие. М., 1964.

Зингерман Б.И. Драматургия Самюэля БеккетаУЛЗопросы театра. М., 1966.

Зонина Л. Послесловие/УАнуй Ж. Пьесы: В 2 т. М., 1969.

Максимов В.И. Антитеатр Антонена Арто/УТеатр, 1991, N 5.

Максимов В. И. Введение в систему Арто. СПб., 1998.

Малявин В.В. Театр Востока Антонена Арто/ЛЗосток-Запад. М., 1985.

Мамардашвили М. Метафизика Арто/УМосковский наблюдатель. 1991, N 4 (или: Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992).

Маркова Е.В. Марсель Марсо. М., 1975; 2-е изд. — СПб., 1996.

Маркова Е.В. Э. Декру и его "слово о миме"//Э. Декру. Слово о миме. Архангельск, 1992.

Образцова А.Г. "Золотой век" Арианы Мнушкиной/УПроблемы зарубежного театра и театроведения. М., 1977.

Побединский М.В. Прогрессивная печать Франции конца 1960 — второй половины 1970-х годов о театре//Проблемы зарубежной театральной критики. Л., 1983-

Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара. М., 1989.

Проскурникова Т. Антонен Арто - теоретик "театра жестокости" //Современное западное искусство. XX век. М., 1982.

Проскурникова Т. Поиски пути: Политический театр Франции после 1968 г. II Искусство и общество: Тенденции политизации в современном западном искусстве. М., 1978.


 


ЯП



Проскурникова Т. Спектакли Робера Оссеина//Театр, 1982, N 2.

Финкельштейн Е.Л. Жак Копо и Театр Старой Голубятни. Л., 1971.

Финкельштейн Е.Л. Картель четырех. М.-Л., 1974.

Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

Эсслин М. Чашка чая не для каждого/УТеатральная жизнь, 1989, N 21.

ЯкимовичТ.К. Драматургия и театр современной Франции. М., 1968.

Якимович Т.К. Французская драматургия на рубеже 1960-1970-х годов. Киев. 1973.

АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР

1. Основные тенденции английской драматургии первой половины XX века: "Хорошо сделанная пьеса" (Соммерсет Моэм. Джон-Бойнтон Пристли), "салонная пьеса" (Ноэль Кауард, Теренс Рэттиган), поэтическая драма (Томас Стерне Элиот, Кристофер Фрай).

2. Драматургия и театральная эстетика "рассерженных": Джон Осборн, Арнольд Уэскер, Шейла Дилени).

3. Драматургия Д.Осборна.

4. Драматургия А.Уэскера.

5. Вторая волна "рассерженных": Джон Арден, Бернард Копе, Роберт Болт.

6. Драматургия Гарольда Пинтера, Нормана Симпсона, Тома Стоппарда и английская модель театра абсурда.

7. Драматургия Питера Шеффера.

8. Творчество Питера Устинова.

9. Королевский Шекспировский театр.

 

10. Творчество Лоренса Оливье.

11. Творчество Питера Брука.

12. Творчество Джона Гилгуда.

13. Творчество Пола Скофилда.

14. Творчество Алека Гиннеса.

15. Творчество Майкла Редгрейва.

16. Творчество Ванессы Редгрейв.

17. Творчество Тони Ричардсона.

18. Творчество Питера Холла.

19. Театры "фриндж".

20. Система передвижных театров и творчество Джоан Литтлвуд.


 

2. Театр народов Югославии в XIX веке. Общая характеристика.

3. Драматургия и театральная деятельность Бронислава Нушича.

4. Словенская, сербская, хорватская драма первой половины XX века (Иван Цанкар, Мирослав Крлежа).

5. Драматургия народов СФРЮ 1960-1980 гг. (Александр Попович, Джордже Лебович, Ранко Маринкович, Томе Арсовски, Жарко Команин, Мариян Маткович и др.)

6. Творчество Бранко Гавеллы.

7. Основные тенденции сценического искусства народов Югославии во второй половине XX в.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Држич М. Дундо Марое. М„ 1979.

Нушич Б. "Госпожа министерша. Доктор философии/УНушич Б. Комедии. М., 1957.

Цанкар И. Король Бетайновы. На благо яарода/ЛДанкар И. Избранное. М., 1958.

*Крлежа М. Господа Глембай/УКрлежа М. Избранное. М., 1958.

*Маткович М. Ярмарка снов/УМаткович М. "Ярмарка снов" и другие пьесы. М, 1975.

Лебович Д. Аллилуия/УДраматургия Югославии. М., 1982.

Арсовски Т. Парадокс Диогена//Там же.

Маринкович Р. Глория/УМаринкович Р. Избранное. М., 1975.

Ковачевич Д. Сборный пункт. М., 1984.

Хинг А. Блудный сын//'Хинг А. "Блудный сын" и другие пьесы. М., 1984,

б) Театрально-эстетические документы Гавелла Б. Драма и театр. М,, 1976.

в) Исследования, монографии, статьи

Ваганова Н. В Загребе и Белграде/ЛГеатр, 1971. N 7,

Ваганова Н. Драматургия современной Югославии//Драматургия Югославии. М., 1982.

Вагапова Н. Формирование реализма в сценическом искусстве Югославии 20-30 годов XX в. М, 1983.


к



Стеглик М. Весной все переменится (Ущелье смерти)//Театр.1979. N 12.

Буковчан И. Прежде, чем пропоет петух/УБуковчан И. Избранное. М, 1976.

*СоловичЯ. Осторожно! Ангелы!//Театр, 1980, N 11.

Гавел В, Аудиенция. Трудно сосредоточиться/ЛПавел В. Трудно сосредоточиться. М., 1990.

Современные чехословацкие пьесы. М., 1970.

Когоут П. Пат, или Игра королейУУИностраняая литература. 1993. № у.

б) Театрально-эстетические документы Незвал В. Из моей жизниУ/Иностранная литература, 1975, N 3. Чапек К. Заметки о театре//Театр, 1965, N 8 (или - Чапек К. Об

искусстве. Л., 1969).

в) Исследования, монографии, статьи

Бачелис Т.И. Театр Эмиля Буриана/ЛГеатр, 1958, N 8.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М, 1980.

Березкин В.И. Театр Иозефа Свободы. М., 1973.

Гуля Г. Театр Э.Ф.Буриана. Д-34//Театр за рубежом. М., 1958.

Каменир Т.Е. Гана Квапилова. Л., 1978.

Малевич О. Карел Чапек. М., 1968.

Никольский СВ. Карел Чапек - фантаст и сатирик. М., 1973.

Пути развития и взаимосвязи русского и чехословацкого искусства. М., 1970.

Рахлик Ф. Индржик Мошна. М., 1974.

Савицкий В. Драматургия Чехословакии/ЛСлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.1.

Солнцева Л.П. Театр Чехии и Словакии. М., 1977.

Солнцева Л П. Ян Амос Коменский и школьный театрУ/Левбарг Л. А. Из научного наследия. СПб,. 1997.

Титова Л.Н. Чешский театр эпохи национального Возрождения. М., 1980.

Юзовский Ю. Неделя в ПрагеУ/Театр, 1960, N 5.

Юрьев Ю. Театр на Виноградах в Москве/'/Театр, 1974, N 5.

ТЕАТР НАРОДОВ ЮГОСЛАВИИ

1. Театр народ Югославии в эпоху Возрождения. Общая

характеристика.


Обязательная литература а) Пьесы Моэм С. Круг // Моэм С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М., 1994. Пристли Д.Б. Опасный поворот/ЛТристли Д.Б. Избранное. М., 1987. Осборн Д. Оглянись во гневе//Осборн Д. Пьесы. М., 1978. Уэскер А. И ко всему - картошка//Семь английских пьес. М., 1968. Дилени Ш. Вкус меда//Там же. Болт Д. Человек для любой поры/'/Там же. Пинтер Г. СторожУ/Там же. (Или - Пинтер Г. Пьесы. М., 1987). АрденДж. Пляска сержанта МасгрейваУ/Арден Дж. Пьесы. М, 1971. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. СПб., 2000.

б) Театрально-эстетические документы Брук П. Пустое пространство. М., 1976. Брук П. Блуждающая точка. М., 1996. Гилгуд Д. На сцене и за кулисами. Л., 1969. Редгейв М. Маска или лицо? М., 1965..

Рекомендуемая литература Произведения, помеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Моэм С. Земля обетованная. М., 1958.

Моэм С. За заслуги II Моэм С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М., 1994.

♦Элиот Т.С. Убийство в соборе/УВ мире книг, 1989, N 4 (или — Элиот Т.С. Избранная поэзия. СПб., 1994; или: Элиот Т. С. Убийство в соборе. СПб., 1999).

♦Пристли Д.Б. Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун. М., 1958.

Пристли Д.Б. Время и семья Конвей/УПристли Д.Б. Избранное: В 2 т. М., 1987.

*Кауард Н. Обнаженная со скрипкой. М., 1959.

Осборн Д. *Комедиант. Лютер/'/Осборн Д. Пьесы. М., 1978.

Уэскер А. Корни. М., 1963.

Арден Дж. Последнее прости Армстронга // Арден Дж. Пьесы. М., 1971.

Болт Д. Летом /У Современная драматургия. 1985. № 1.

Пинтер Г. Коллекция. Пейзаж/УПинтер Г. «Сторож» и другие драмы. М., 1988.

Килти Дж. Милый лжец. М., 1963.

Стоппард Т. Аркадия./УИностраиная литература. 1996. № 2.


 



'.'



б) Исследования, монографии, статьи

Аникст А.А, От Осборна к Морсеру/ЛГеатр, 1969, N 6.

БабенкоВ.Г. Драматургия современной Англии. М., 1981.

Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. XX век. М., 1994.

Великобритания: Драматургия и театр. Справочник. Сост. Ступников И.В. М, 1992.

Зингерман Б.И. Жан Вилар и другие. М., 1964.

Кагарлицкий Ю.И. Режиссер БрукУ/Брук П. Пустое пространство. М., 1976.

Ковалев Ю.В. Пол Скофилд. Л., 1970.

Котрелл Дж. Лоренс Оливье. М., 1985.

Образцова А.Г. Современная английская сцена. М., 1978.

Современный английский театр. Сб. статей. М., 1963.

Ступников И.В. Эдит Эванс. Л., 1981.

Ступников И, Алек Гиннес. С-Пб., 1994.

Тайней К. На сцене и в кино. М., 1969.

Утилов В. Вивьен Ли. М., 1980.

Шестаков Д.П. Современная английская драма. М, 1968.

Швыдкой М. П. Брук и Е. Гротовский: опыт параллельного исследования //Театр, 1988, N11.

Юзовский Ю. "Гамлет" у англичан. "Ромео и Джульетта". "Двенадцатая ночь", "Гамлет"

Шекспировский мемориальный театр//0 театре и драме. В 2 т. Т. 1. М, 1982.

ИРЛАНДСКИЙ ТЕАТР

1. «Ирландское Возрождение» и театр.

2. Создание Эбби-тиэтра.

3. Драматургия Уильяма Батлера Йейтса.

4. Драматургия Джона Миллингтона Синга.

5. Драматургия Шона О'Кейси.

6. Драматургия Брендена Биена.

Обязательная литература а) Пьесы Синг Д.М. Удалой молодец - гордость Запада // Синг Д.М. Драмы. Л.-М., 1964.

Иейтс У. Б. На берегу Бейли // Йейте У. Б. Избранные стихотворения. М., 1995.


Азерникова Е.В. В полемике; Заметки о современной румынской драматургииУ/Вопросы театра 1967. М., 1968.

Азерникова Е.В. Театр МиК в гостях и дома/УТеатр, 1969, N 10.

Башинджагян Н. Беседы о театре социалистических стран. М., 1980.

Мягкова И. Талия из Бухареста//Театр, 1979, N 3.

Розенцвейг В. Румынская драматургия // Классическая драматургия стран народной демократии. М., 1956. Т.2.

ЧЕШСКИЙ И СЛОВАЦКИЙ ТЕАТР

1. Происхождение чешского театра. Чешский театр на рубеже XVIII -
XIX вв.

2. Драматургия и театральная деятельность Йожефа-Каэтана Тыла.

3. Драматургия Алоиза Ирасека.

4. Чешский и словацкий театры в конце XIX века. Общая
характеристика.

5. Драматургия братьев Мрштык.

6. Актерское искусство в Чехии и Словакии на рубеже XIX - XX вв. 7.Драматургия Карела Чапека.

 

8. Актерское искусство Индржика Мошны, Эдуарда Бояна, Ганы Квапиловой.

9. Режиссура и театральная деятельность Эмиля Франтишка Буриана.

10. Сценография Йозефа Свободы.

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы

Тыл Й.-К. Волынщик из Стракониц. Кутногорские рудокопы/УТыл Й.-К. Театр. М., 1957.

Халупка Я. Коцурково/ЛСлассическая драматургия стран народной демократии. М., 1955. Т.1.

Ирасск А. Фонарь/УТам же.

Ирасек А. Одиночество. М., 1955.

Чапек К. *Разбойник. Средство Макропулоса. Белая болезнь. *Мать/7Чапек К. Собр. соч.: В 7 т. Т.4. М., 1976.

*Незвал В. Сегодня еще лад Атлантидой взойдет солнце//Драматургия Чехословакии. М., 1976.

*3аградник О. Соло для часов с боем/'/Драматургия Чехословакии. М.. 1976.


Хорев В Л. Под знаком гротеска (о творчестве С. Мрожека)//История культуры и поэтика. М., 1994.

Швыдкой М. Питер Брук и Ежи Гротовский. Опыт параллельного исследования/УТеатр, 1988. № П.

Шидловский Р. Театр в Польше. Варшава, 1972.

Юткевич С. Ад и чистилище Юзефа Шайны/УЮткевич С. Поэтика режиссуры. Театр и кино. М., 1986.

РУМЫНСКИЙ ТЕАТР

1. Происхождение румынского театра. Развитие румынского театрального искусства XVIII - XIX вв. Общая характеристика. 2.. Йон-Лука Караджале и театр.

3. Национальные традиции в румынской драме XX в.

4. Драматургия Михаила Себастьяна.

 

5. Основные драматурги Румынии 1950-1980-х годов (Хория Ловинеску, Пауль Эверек, Титус Попович, Аурел Баранга и др.)

6. Основные тенденции сценического искусства 1960-1980-х гг. (Национальный театр, театр им. Лучии Стурдзы-Буландры, МиК).

Рекомендуемая литература Произведения, отмеченные звездочкой *, являются обязательными для студентов, обучающихся по специальности "театроведение".

а) Пьесы *Караджале И.-Л. Потерянное письмо/УКлассическая драматургия стран народной демократии: В 2-х т. М., 1955.

*Ловинеску X. Самая длинная ночь. Л.- М., 1964. *Себастьян М. Безымянная звезда. М„ 1956. *Баранга А. Образумься, Христофор! М, 1976. Современные румынские пьесы. М,, 1959, Восемь румынских комедий. М., 1970. Современная румынская пьеса. М., 1981.

б) Театрально-эстетические документы Белиган Р. Театр Народной Румынии/УТеатр, 1974. N 8.

в) Исследования, монографии, статьи Азерникова Е.В. Драма и театр Румынии: Караджале. Петреску. Себастьян. М., 1983.


Иейтс У. Б, У ястребиного источника. Смерть Кухулина // Йейтс У. Б. Роза и башня, СПб., 1999.

О'Кейси Ш. Алые розы для меня/Ю'Кейси Ш. Пьесы. М„ 1961.

Биен Б. ЗаложникУ/Семь английских пьес. М., 1968. Рекомендуемая литература а) Пьесы

Йейтс У. Б. ДейрдреУ./'Тишунина Н.В. Театр У,Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб., 1994.

Синг Д.М. Скачущие к морю/УИрландекие театральные миниатюры. М 1961.

Грегори А. На восходе луныУ/Там же.

О'Кейси Ш. Юнона и Павлин. Костер епископа/УО'Кейси Ш. Пьесы. М 1961. Фрил Б. Почетные граждане. М., ВААП, 1975. Джойс Д. Изгнанники>7Театр, 1991, N 12,

б) Исследования, монографии, статьи

Аникст А.А. От Осборна к Морсеру//'Театр, 1969. N 6.

Бабенко В.Г. О художественном своеобразии ирландской

комедии/УВопросы зарубежной литературы и искусства. Свердловск, 1974.

Друзина М.В. Драма Брендона БиенаУ/Театр, 1965, N 8.

Друзина М.В. Шон О'Кейси — драматург. М., 1963.

Ковалев И. Ирландский театр: эхо кризиса и трагедии/УТеатр. 1972, N 11.

Корнилова Е.В. Драматургия Шона О'КейсиУ/Современная зарубежная драма. М., 1962.

Саруханян А.П. Современная ирландская литература. М., 1973.

Ряполова В. У.Б. Иейтс и ирландская художественная культура. М.. 1985.

Тишунина Н.В. Театр У.Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб., 1994.

Хайченко Е. Поэтический театр У.Б.Йетса. М., 1986.(или: Театр.1977. № 6)

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР

1. Общая характеристика экспрессионизма в немецком театре.

2. Драматургия Георга Кайзера.

3. Драматургия Вальтера Газенклевера,

4. Драматургия Эрнста Толлера.


и


5. Экспрессионизм в немецкой режиссуре (Густав Хартунг, Рихард
Вайхерт, Стто Фалькенберг, Леопольд Йесснер, Карл Хайнц Мартин,
Юрген Фелшг).

6. Политический театр Эрвина Пискатора.

7. Драматургия Фридриха Вольфа.

8. Общая характеристика драматургии Бертольта Брехта.

9. "Мамаш Кураж и ее дети". Проблематика и поэтика.

 

10. "Трехгрошевая опера". Проблематика и поэтика.

11. Театральная теория Бертольта Брехта.

12. Творчество Елены Вайгель.

13. Творчество Эрнста Буша.

14. "Берлинер Ансамбль" и его ведущие актеры (Елена Вайгель, Эрнст Буш, Экехарт Шаль, Хильмар Тате, Гизела Май и др.)

15. Драматургия Лиона Фейхтвангера.

16. Драматургия Петера Хакса.

17. Драматургия Хайнера Мюллера.

18. Основные тенденции развития драматургии ГДР (Хельмут Байерль, Райнер Керндль, Альфред Матуше, Армии Мюллер, Ульрих Пленцдорф, Клаус Хаммель и др.)

19. Основные тенденции развития драматургии ФРГ (Генрих Белль,
Гюнтер Вайзенборн, Гейнар Кипхарлт Леонгард Франк, Рольф Хоххут,
Карл Цукмайер и др.)

20. Драматургия Петера Вайса.

21. Драматургия Мартина Вальзера.

22. Драматургия Франца Ксавера Кретца.

23. Основные тенденции развития режиссуры в ФРГ (Густав Грюндгенс, Гарри Буквитц, Хайнц Хильперт, Петер Цадек, Петер Палитч, Петер Штайн, Клаус Пейман и др.)

 

24. Основные тенденции актерского искусства ФРГ (Фриц Кортнер, Максимилиан Шелл, Ютта Лямпе, Эдит Клевер, Бруно Ганц, Хельмут Грим и др.)

25. Ведущие театры ГДР и ФРГ: Берлинер Анс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: