В 3 – 4 месяца ребенок способен узнавать знакомую игрушку и он ее выберет из числа остальных игрушек. Способен узнавать знакомое лицо от незнакомого.




ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. Большинство детей в возрасте 8 месяцев могут определить, в каком месте была спрятана игрушка. К 1 году жизни ребенок без ошибки определит, где спрятан предмет.

К 7 – 11 месяцам появляется страх расставания, обостряется на 2-м году жизни и к 3-м годам ослабевает.

 

5. Речевой слух.

Начинается в младенческом возрасте, в 1 полугодие формируется речевой слух. Ребенок оживляется и издает гудение. Во 2-м полугодии появляется лепет и повторяющиеся звуковые сочетания, далее жестикуляция и к концу 1 года понимает 10 – 20 слов и соотносит их с действиями. Сам произносит несколько слов

 

6. Кризис одного года.

Кризис 1 года связан с всплеском самостоятельности и проявлением аффективных реакций. В это время он самостоятельно пробует воспроизводить все действия которые видит. Этот период называется «Я сам». Если находит запрет действий наступает кризис 1 года.

 


 


39. Особенности психического развития в раннем возрасте.

Возрастной период Ведущая деятельность На что направлена психическая деятельность ребенка Какая сфера психической жизни ребенка развивается Психологические новообразования
От 1 до 3 лет ранний возраст Предметно-манипулятивная На познание предметного мира Развивается познавательная сфера (познавательные психические процессы) Речь и наглядно-действенное мышление

1. Речь ребенка раннего возраста.

В конце младенчества ребенок приобретает некую самостоятельность, становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого под названием Мы (первым описал Выгодский) и с этого момента наступает следующий этап - психологическое отделение от матери, этот момент относится к крайнему детству. Связано это с тем, что у ребенка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции и появляется основа самосознания. Процесс связан с развитием речи. Автономная речь развивается быстро - в течение полугода, она трансформируется и исчезает. И получается, что необычные по смыслу и звучанию слова заменяются словами взрослой речи. Этот быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только при благоприятных условиях (благожелательные, желательные отношения со взрослыми, иначе эти слова -ить, -мыть могут на долго застрять). Сензитивный период для речевого развития - необходимо не упустить. Осваивая родную речь дети овладевают фонетической и семантической ее сторонами. Произношение становится более правильным и постепенно ребенок перестает пользоваться словами обрывками. К 3 годам дети осваивают основные звуки языка. Слова начинают приобретать предметное значение. Ребенок начинает обозначать одним словом предметы различные по своим внешним свойствам но сходные по какому-то существенному признаку. Появляются новые слова обобщения (шуба, кошка, воротник - «КШК»). В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь, т.е. количество понимаемых слов к 2 годам ребенок понимает почти все слова, называемые взрослым, указывая окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать объяснения взрослого, который называются инструкцией по поводу совместных действий («Сейчас мы будем кушать», «Сейчас мы будем гулять»). Также ребенок активно познает мир вещей с помощью манипуляции с предметами. Новые действия он осваивает только с помощью взрослого человека. В 2 - 3 года возникает понимание речи - рассказа. Интенсивно развивается и активная речь ребенка, растет активный словарь. Количество произносимых слов ребенка всегда меньше, чем количество понимаемых. Появляются первые фазы ребенка, первые вопросы, которые обращены ко взрослому. К 3 годам активный словарь достигает 1000 - 1500 слов. К 1,5 годам предложение ребенка состоит из 2 - 3 слов (дай булку, хочу играть). К 3 годам осваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка начинаются встречаться разные типы предложений. Речевая активность ребенка резко возрастает между 2 - 3 годами. Расширятся круг общения ребенка за счет сверстников, начинают появляться диалоги по поводу совместной деятельности со взрослым (обогащают ребенка) или со сверстником (не несут развивающую функцию).

2. Восприятие ребенка раннего возраста.

Среди всех познавательных процессов в своем развитии доминирует восприятие. Развитие восприятия ребенка связана наличными ситуациями. У детей до 2-летнего возраста можно отметить наличие действий на основе восприятия. У детей до 2-летнего возраста восприятие только на основе наглядного материала. У детей раннего возраста доминирует восприятие ограниченная наглядными ситуациями и способностью говорить то, что есть на самом деле. До 2 лет дети обманывать не могут. И после 2 лет маленький ребенок уже научается предвосхищать, наблюдается элементарная форма воображения и впервые появляется (может появляться) ложь (…это сделала собачка).

3. Память ребенка раннего возраста.

В этом возрасте развивается узнавание и ребенок научается непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное ранее. Память детей имеет в этом возрасте такую особенность - дети начинают забывать то, что было в их младенческом возрасте (амнезия детства). Память начинает развиваться по-другому (с 2 - 3 лет). Развивается аффективная окрашиваемость памяти в раннем и младенческом возрасте. Наблюдаемые предметы и явления притягивают ребенка своей яркостью через эмоциональные реакции.

4. Действие и мышление ребенка раннего возраста.

Мышление ребенка раннего возраста можно назвать наглядно-действенной, то есть при восприятии различных наглядных действий осуществляется мышление. Пример: с 2 лет появляется внутренний план действий. Он помогает развитию интеллекта ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Во время совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами (как обращаться с ложкой и т. д.) и после этого с помощью манипуляций взрослого и своих копирований ребенок научается. Мышление развивается из практической деятельности ребенка. Совершенствуются ее предметные действия, постепенно переходит перенос освоенных действий в другие условия. Ребенок воспринимает действия взрослого как образец. Взрослый человек корректирует и контролирует перенос и выполнение этих действий. Постепенно эти действия начинают отражаться в речи ребенка (Иконев назвал это - «Личные действия»: Например: «Я иду кушать», «Я иду гулять»). Ребенок «Я» коворит к 2 годам. В этом возрасте ведущим является предметно-манипуляционная деятельность. Это деятельность, которая связана с различными предметами и бесконечное повторение с ними различных действий. Ребенок манипулирует и играет этими предметами. В конце раннего возраста появляется режиссерская игра (ребенок направленно начинает планировать свои действия - строит объекты со значением) также появляется в режиссерских играх символические или замещающие действия (с помощью одного предмета замещают другой).

5. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

Развитие этой сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. На протяжении раннего возраста преобладает мотивы сотрудничества, основаны они на чисто эмоциональном общении со взрослым (вместе со взрослым ребенок играет, вместе моют пол). Общение с другими детьми в раннем возрасте не полноценны, рядом с ними ребенок чувствует беспокойство. Игры со сверстниками кратковременны, никаких правил игр со сверстниками не существует. Все сходит на то, чтобы вместе поиграть или вместе побегать. Если близнецы растут в одной семье, это замедляет речевую деятельность. Ребенок в этом возрасте эгоцентричен и он не понимает другого ребенка. Этот механизм сопереживания будет формироваться до школьного возраста (сначала они больше сопереживают к животным и только потом к детям и ко взрослым). В раннем возрасте отмечаются эмоциональные реакции связанные с непосредственным желанием ребенка. Подходя уже к 3 годам, появляются различные аффективные вспышки (не на долю эмоциональные сильные вспышки). Эмоциональные переживания, которые гасятся в том случае, если взрослые относятся спокойно. Спокойствие взрослых играет хорошую роль в кризисе возраста детей. Развитие эмоциональной сферы ребенка связана с зарождающимся у него самосознанием. Приблизительно с 2 до 3 лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Узнавание себя - это простейшая первичная форма самосознания. После этого ребенок начинает называть себя по имени и в третьем лице, местоимение «Я» появляется позже и связано оно с первичной самооценкой (я хороший, я умный и т.д.). Также в раннем возрасте можно отметить появление и ребенка потребности в эмоциональной безопасности. Эта потребность связана тем, что у Ребенка появляются какие-то первые негативные отношения, реакции, страхи; и с появлением потребности в эмоциональной безопасности также связана с принятием завышенной самооценки.

 

6. Кризис 3 лет.

Кризис 3 лет - это граница между ранним и дошкольным возрастом. В этом возрасте происходит разрушение и пересмотр старых социальных отношений. Также в этом возрасте выделяется собственное Я за счет отделения от взрослых и установление новых, более глубоких отношений. Требуется своевременная перестройка отношения взрослых и ребенка. Новое отношения, которых требует социальная ситуация развития. Эти отношения связаны тем, что:

1. взрослый должен давать ребенку самостоятельность.

2. поощрять инициативу,

3. ограничения должны направляться на основу альтернативности.

 

Характеристики Кризиса 3 лет:

1. негативизм

2. упрямство

3. строптивость

4. своеволие

5. протест, бунт

6. обесценивание.

 

Для того, чтобы преодолеть кризис 3 лет, для этого должна возрасти самостоятельность, активность ребенка и перестройка отношения с ним.

 


 


40. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

1. Игра как ведущая деятельность.

2. Развитие речи дошкольника.

3. Восприятие дошкольника.

4. Мышление дошкольника.

5. Память дошкольника.

6. Развитие личности, эмоциональная сфера дошкольника.

7. Мотивационная сфера дошкольника.

8. Самосознание дошкольника.

Возрастной период Ведущая деятельность На что направлена психическая деятельность ребенка Какая сфера психической жизни ребенка развивается Психологические новообразования
С 3 до 7 лет дошкольный возраст Сюжетно-ролевая игра На познание отношений Развивается мотивационно-потребностная и личностная Самосознание ребенка, самооценка самоподчинение мотивов, внутренние этические инстанции

1. Игра как ведущая деятельность.

Дошкольное детство - это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется за счет того, что рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, но это еще ему не доступно. Также ребенок стремиться к самостоятельности и из этих противоречий рождается ролевая игра как самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра (творческая), проявляется в дошкольном возрасте. В игре дети берут на себя роли взрослых людей в обобщенной форме и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Выбирая и исполняя определенную роль ребенок имеет соответствующий образ кого-то (доктор, мама) и образы его действий. Жизнь в игре протекает в форме представлений. Она эмоционально насыщена. Игра вырастает из предметно - манипулятивной деятельности, которая возникает в конце раннего детства. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным и на границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр:

1. режиссерская игра

2. образно-ролевая игра (чуть позже)

3. сюжетно-ролевая игра (еще позже)

Далее появляется игры с правилами и в дальнейшем все эти виды игр совершенствуются. Игра состоит из нескольких составляющих: 1) сюжет, 2) действия, 3) роли.

Сюжет развивается: в 3 - 4 года сюжетной игрой дети могут заниматься 10 - 15 минут, содержание игр в этом возрасте - это деятельность и отношение взрослых людей. Действия с другими детьми в этом возрасте не согласуются. Дети 4 - 5 лет: сюжетная игра до 40 минут. Для детей характерно воспроизведение отношений между людьми. Дети сами строят игровые отношения. Последовательность действий не путается, исключаются параллельные роли. Дети включены в общую систему отношений и подчиняются определенным правилам. Дети старшего дошкольного возрвста 5 - 7 лет могут играть несколько часов подряд, их плановые игры (т.е. сюжет игры) растягиваются на несколько дней. Дети подчиняются правилам, которые вытекают из роли. Правильность выполнения действия жестко контролируется. Ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня.

В развитии игры выделяются 2 основных фазы или стадии:

1) 3 - 5 лет: воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игр является предметы действия.

2) 5 - 7 лет: моделируются реальные отношения между людьми. Содержанием игры становится социальное отношение и общественный смысл деятельности взрослого.

Особенности формирования дошкольного возраста:

2) Младшие дошкольники играют рядом, а не вместе (мальчики с мальчиками, а девочки с девочками)

3) В среднем дошкольном возрасте наблюдается эгоцентризм. Дети предварительно распределяют роли но при игре не до конца логически их доводят. При выполнении правил дети пытаются договориться. Игры могут разлаживаться в процессе общения.

4) В старшем дошкольном возрасте дети договариваются друг с другом, устанавлювают правила, распределяют роли, в процессе игры могут их видоизменять, обязательно контролируют выполнение правил, игры эмоционально насыщены. В совместных играх могут участвовать и мальчики и девочки, а также и игры могут быть с одно-половым составом.

2. Развитие речи дошкольника.

К 7 годам речь становится средством общения и мышления ребенка. Развивается звуковая сторона речи. Дефиринцируются звуковые образы слов, отдельных звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи. В 6 лет ребенок использует 3500 - 3000 слов, развивается грамматический строй речи, появляется словотворчество. Ребенок переходит к контекстной речи (пересказ увиденного или рассказанного). Также появляется эгоцентрическая речь, которая помогает планировать и регулировать действия. Более содержательными становятся диалоги. Ребенок научается задавать вопросы, рассуждать, беседовать на отвлеченные темы.

3. Восприятие дошкольника.

Восприятие в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В нем выделяется произвольные действия (наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь. Ребенок активно начинает использовать в речи название качеств, свойств, состояний. Развивается наглядно - образное мышление.

4. Мышление дошкольника.

Основной линией развития мышления является переход от наглядно - действенного к наглядно - образному и далее к словесному мышлению. Основным видом мышления является наглядно - образная. Дошкольники учатся правильно рассуждать, решать довольно сложные задачи, формировать их. Дети научаются организовывать свои действия на основе собственного опыта. У детей появляется простейшие формы индукции и дедукции.

5. Память дошкольника.

Развитие памяти: память становится доминирующей функцией - развивается смысловая память, начинает формироваться произвольная память, начинает формироваться произвольная память в еще сознательное целенаправленное запоминание.

6. Развитие личности, эмоциональная сфера дошкольника.

Идет становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сфера. Формируется самосознание. В целом для дошкольного возраста характерно эмоциональная уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов.

7. Мотивационная сфера дошкольника.

Самым важным личностным механизмом формирующимся в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста затем последовательно развивается. Наиболее сильным является мотив поощрения и получения награды. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких - либо действий. Появляются новые мотивы характерные только для дошкольного возраста, они связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием. Это мотивы достижения успеха, соревнования соперничества, моральные мотивы.

8. Самосознание дошкольника.

Самосознание дошкольника формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно считается центральным новообразованием дошкольного возраста. Самооценка в дошкольном возрасте появляется в начале дошкольного возраста. Сначала оно выглядит в виде положительного оценивания себя (я хороший, сильный) далее она становится более рациональной: ребенок начинает оценивать чужое поведение, далее начинает оценивать собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка практически совпадает с внешней оценкой и оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения 5-летний ребенок преувеличивает свои умения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но не в такой открытой форме как раньше, к 7 годам самооценка умений становится более адекватной. К концу дошкольного возраста начинается осознание себя во времени: прошлом, настоящем и будущем

 


 



 

41. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте.

Возр Ведущая деятельность На что направлена психическая деятельность ребенка Какая сфера психической жизни ребенка развивается Психологические новообразования
С 7 до 11 лет младший школьный возраст учение На познание научных знаний, понятий, освоение начала наук Интеллектуально-познавательная 1) Произвольность поведения и психических функций, 2) внутренний план действий, обращенность сознания ребенка на самого себя

 

Младший шк. возраст (от 7-11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный соц статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Кризис 7 лет — период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Проявляется то, что Выгодский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренний жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разочаровавшимися действиями. Утрачивается детская непосредственность — ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Часто проявлением кризиса становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинает исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Итак, в МШВ учебная деятельность становится ведущей. Она имеет определенную структуру. 1- ый компонент — мотивация. 2-й компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. 3-й - Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звено структуры учебной деятельности. 4-й — контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель, затем они сами начинают себя контролировать. 5-й — оценка. Ребенок должен научиться адекватно себя оценивать.

Доминирующей функцией в МШВ становится — мышление. От интеллекта зависит развитие остальных псих функций, перестраиваются сами мыслительные процессы. У МШВ развивается теоретическое (позволяет решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения) или понятийное мышление.

Для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, а к концу МШВ, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. С каждым годом обучение все больше опирается на произвольную память. В учебной деятельности формируется произвольное внимание — контроль за собственной деятельностью. В целом можно выделить две основные линии развития псих функций — интеллектуализацию и произвольность.

От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности. Мотивационная сфера как считает Леонтьев, является ядром личности. К широким соц мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относиться также долг, ответственность, необходимость получать образование… Широкие соц мотивы учения соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваиваются в семье. Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок начинает радоваться тому, что у него все получается — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуры учебной деятельности. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хороню, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностям. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. На ряду с мотивом достижения отчетливо появляется мотивация избегания неудач, дети стараются избежать двойки. Она сопровождается тревожностью, придает учебной деятельности отрицательную эмоц окрашенность. У неуспевающих детей возникает компенсаторная мотивация. Это побочные к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — занятиях спортом, музыке...

Самооценка. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов работы детей — центральная в МШВ. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувста компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста — нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности6могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

 


 

 


42. обенности психического развития в подростковом и юношеском возрастах.

 

Возрастной период Ведущая деятельность На что направлена психическая деятельность ребенка Какая сфера психической жизни ребенка развивается Психологические новообразования
С 11 до 15 лет подростковый возраст общественно полезная деятельность и интимно-личностное общение На познание системы отношений в разных ситуациях Личностная сфера и потребностно-мотивационная Стремление к взрослости,самооценка, этические и ценностные ориентации
С 15 до 17 лет старший школьный возраст, ранняя юность Учебно-профессиональная На познание профессиональной деятельности Познавательная сфера Мировоззрение, профессиональные склонности и интересы. Формируются ценностные ориентации

 

Центральные образования личности в подростковом и юношеском возрастах.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым

Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к

своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Главная особенность подростка эмоциональная нестабильность.

Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я» концепцию. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаше всего во внешнем облике и манерах. Подросток считает себя уникальной личностью, но в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет по линии развлечений, романтических отношений Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение к себе как к взрослому, представления, ощущения в себя какойто мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подростка. Наряду с чувство взрослости рассматривается подростковая тенденция к взрослости —стремление быть, казать и считаться взрослым.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать ему это помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало. Образы «Я », которые создает в своем сознание подросток, разнообразны —они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представление о собственной внешней привлекательности, о свое уме, способностях, о силе характера, общительности, доброте, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».

Подросток еще не цельная зрелая личность. Отдельные черты его диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости придставлений о себе. По мимо реального «Я» «Я – концепция» включает в себя «Я – идеальное». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознание своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможны благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо:

Кажется что в один прекрасный день троечник блестяще напишет контрольную... Вместо того, чтобы действовать, они погружаются в мир фантазий. В конце подросткового возраста на границе с юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я – концепцию».

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофироваными потребностями в самостоятельности и общении со сверстникам, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками (общение). Подросток стремиться иметь близкого доверительного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия собственных переживаний и установок. Детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап — раннюю юность — считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себя он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковый период. Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием данного периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным определением связано и окончательное становление жизненного мира. Все мотивы. в том числе сущностные, а так же значимость либо не значимость сложности и трудности жизненного мира становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине.

Юность – первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок.

Не смотря на то, что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием в юности.

 


 

 


43. Особенности психического развития в зрелом и пожилом возрастах.

Зрелость – от 30 до 60-70 лет. Самый длительный период, продолжается до времени фактического ухода на пенсию, т.е. до прекращения профессиональной деятельности.

Это достигнутый высокий уровень развития биологический, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека. В генезисе сначала наступает биологическое и физиологическое созревание организма, затем психологическая зрелость как показатель работы сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций человека, и, наконец – нравственное, мировоззренческая и профессиональная зрелость. Для зрелости характерно чувство ответственности, потребность заботиться о других людях.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Человек имеет уже вполне сложившийся характер, богатый жизненный опыт. Полученный ценою, возможно, многих ошибок и неудач в прошлом, жизненный опыт помогает более мудро общаться строить взаимоотношения с другими людьми решать практические задачи. Это время, исполнения своего человеческого предназначения как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

Возраст 30-35 происходит достаточно крутая переоценка ценностей. Возникают болезненные вопросы, появляется эмоц. неустойчивость, частые перемены настроений.

Возраст 35-45 – период «бури и натиска». Семейная жизнь теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу. В профессии достигаются серьезные результаты. Остро переживается зависимость, если таковая существует.

Возраст 45-50. Новое равновесие, стабильность, возможен творческий подъем, деятельность весьма продуктивна.

После 60. Зрелость человека приходит к примирению с самим собой, но вновь возникают вопросы о смысле жизни и ценности того, что сделано. Выражено стремление избегать конфликтов. Продуктивность труда может быть высокой.

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический или биологический, психологический.

Психологический возраст – это возрастная идентификация, которая может быть в разной степени осознанности. Он зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей, их реализации.

В зрелости возможны все варианты соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание и опережение.

Опережение – преждевременное старение связано с конечностью поставленных и реализованных жизненных целей, что отбирает дальнейшие перспективы, нередко связано с несчастьем. Отставание - «вечно молодой», который не может и не хочет взрослеть.

Старость – поздняя зрелость, после 60-70 лет – последний отрезок жизненного пути человека, зависящий от формы жизни человека, от его мотивации.

Начинается с кризиса – ухода на пенсию. Негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего соц. Статуса. Потеря жизненного ритма приводит часто к резкому ухудшению физического здоровья, ускоряется биологическое старение: ухудшается общее состояние здоровья. Снижается уровень некоторых псих. функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Предполагается психологическое старение, появление чувства старости.

Старение – инволюционные изменения организма и психики. В старом возрасте наблюдается прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, проявляется рассеянность и забывчивость, обостряются другие негативные черты характера. У некоторых стариков нарастает авторитарность, у других в случае болезни, физическая беспомощность – сентиментализм.

Если человеком положительно оценивается предшествующая жизнь. То переживается чувство удовлетворенности. Исполненного долга.. желание поделиться своим опытом. Если же ранее не удалось самореализоваться, достичь намеченных целей, появляется чувство бесполезности прожитой жизни, отчаяние.

 

 


 


44. Предмет и методы социальной психологии. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: