Общение как восприятие людьми друг друга – перцепция. 1 глава




Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению также, как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатиеи. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

5. Отсутствие изменений (регидность) в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Коммуникативная сторона общения.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

1., общение нельзя рассматривать как отправление информации какой- то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом

2. характер обмена информацией – в процессе партнеры могут повлиять друг на друга.

3. коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь в условиях единой или сходной системой кодификации и декодификации. - «все должны говорить на одном языке». Обозначение: коммуникатор и реципиент

4. в условиях коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. - они носят социальный или психологический характер. Из- за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, а также могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

Необходимо добавить, что сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

1. побудительная (приказ, совет, просьба) – стимуляция.

2. констатирующая (сообщение) – не предполагает изменение поведения.

 

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.

При грубом делении различают:

1- вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь)

2- невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы):

а). оптико - кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика) - отображает эмоциональные реакции человека

б).Паралингвистическая (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая системы (включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи).

В) Пространство и время коммуникации и расположение партнеров.

Интерактивная сторона общения

Коротко: Сущность – в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт.

Факторы:

1. Психологическая совместимость.

2. К.Юнг – экстраверсия-интроверсия (противоположные не совместимы в ощени)

3. Мобильность – ригидность (свойства высшей нервной деятельности)

4. доминантность – не доминантность

5. Э. Берн: трансактный анализ (Я-взрослое, Я-детское, Я- родительское).

Стратегии взаимодействия человека:

1. Соперничество

2. Компромисс

3. Сотрудничество

4. Приспособление.

 

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Мид (процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц) вслед за Джемсом пришел к выводу, что в ста­новлении «Я» решающую роль играет общение.

Становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть про­стые реакции на мнения других, а потому, что эти си­туации есть вместе с тем ситуации совместной деятель­ности. В них формируется личность, в них она осозна­ет себя, не просто смотрясь в других, но действуя со­вместно с ними.

Деятельность: - как игра (В игре человек выбирает для себя так называемого «значимого дру­гого» и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим»)Учеловека формируется и представление о себе самом, о своем «Я».

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формирует­ся во взаимодействии с другими личностями, и механиз­мом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.

Просчеты этих взглядов:

1. вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам.

2. интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержа­ния предметной деятельности, вследствие чего все бо­гатство макросоциальных отношений личности по суще­ству игнорируется.

 


 


47. Понятие и виды группы в социальной психологии. Проблемы групповой динамики.

Социальная группа – это объединение людей в процессе деятельности и общения.

Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем учястии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления

В приведенном определении - для возникновения группы необходимы условия:

- общая деятельность (степень участия в ней)

- внутренняя организация (структура, динамика),

- цель, конкретные формы социального контроля, образцы деятельности.

При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от ее целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы.

Особые компоненты групп (определяет устойчивость):

- совместная деятельность

- цели и общие задачи,

- ценности, нормы, ритуалы,

- отношения и внутренняя среда (психологическая сплоченность, совместимость, коллективное мнение)

Виды групп:

1. По статусу (по степени соответствия обществу):

· Формальные (соответствуют системе общества)

· Неформальные (обособлены от общества)

2. По степени приближенности к человеку и влияния на него:

· Первичная (небольшая группа, члены хорошо знают друг друга, группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе тесные и зависимые друг от друга) – мемья, группа друзей.

· Вторичная (более многочисленна, может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп. Степень влияния такой группы на индивидов различается в зависимости от силы принятия представителем группы групповых ценностей).

- коллектив курса студентов, политическая партия, к которой индидвид принадлежит.

3. По непосредственности взаимодействия:

· Реальные (конкретная группа)

· Номинальные (воображаемая условность – все студенты Росси)

4. По значимости:

· Референтные (значимость какого-либо объекта вне группы и значимость ценностей группы)

· Группы членства (соотношением себя к членам группы)

5. По количеству человек:

· Большие группы (масса, толпа, аудитория, публика)

· Малые группы (5-30 человек)

· Микрогруппы (3-2 человека)

6. Проведенный Юбэнком (Е. Юбенк – американский социолог) анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:

- этническая или расовая принадлежность;

- уровень культурного развития;

- типы структуры, существующей в группах;

- на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;

- на основе преобладающих типов контактов между членами группы;

- на основе различных видов связей, существующих в группах;

- на других принципах.

Основания классификации зависят от цели исследования, которая, как правило, содержится в классификации лишь имплицитно (скрыто).

7. По репрезативности:

· Малые социальные группы

· Большие социальные группы

Характеристики группы:

1. Композиция (совокупность характеристик членов группы)

2. Структура (функции отдельных членов группы и взаимоотношения между ними).

3. Динамика – групповые процессы (согласованные действия, или групповое давление, заражение).

Проблемы групповой динамики.

Динамика: образование и поэтапное развитие групп

Факторы, лежащие в основе возникновения малых групп.

можно разделить на 2 группы:

 

 

Объективные факторы Субъективные факторы
- возникновение группы как результат деятельности социальных институтов и организаций (возникновение отделов маркетинга, рекламы, связей с общественностью, управления персоналом и т.п.), - рыночная конъюнктура (престижность профессии в обществе, соц и эконом выгоды), безработица (заставляющая людей бороться даже за не самые престижные профессии – отряды наёмников в горячих точках планеты). - возникновение группы по причине родственного, приятельского и т.п. личных моментов (созд. отдела под «своего» чел.) - стремление индивидов к удовлетворению своих потребностей (как минимум вписывающихся в пирамиду Маслоу): заработать на жизнь, обрести безопасность, быть с другими, завоевать признание и, если удастся, самореализоваться. - соц и проф ресурсы индивида; - сформировавшаяся самооценка; - ожидания, связанные с предстоящим членством; - особенности группы будущего членства с точки зрения её целей, программ, специфики деятельности и т.п.

Психологические факторы группового членства.

1. Ппотребность в ласке, утешении и общении, эмоциональной поддержке

2. Потребность в эмоциональных контактах

3. Потребность информации.

 

. Этапность развития малых групп

 

Любая малая группа проходит ряд этапов в своём развитии.

- Трудовой коллектив, проработавший 5 лет – уже совсем не та группа, которая была вначале.

- Пара, празднующая 50-летний юбилей свадьбы, не похожа на пару, справляющую первую годовщину.

Все группы и отношения с течением времени меняются.

На сегодняшний день существуют различные точки зрения на характер развития малых групп. Если проанализировать существующие на сегодняшний день модели группового развития, можно выделить несколько основных этапов (они могут по разному называться, но суть примерно одинаковая):

1. Членство. Группа собирается впервые.

· Напряжение очень велико.

· Тревога объясняется не высоким уровнем доверия

· Продуктивность группы низка, - энергия тратится на взаимооценку

2. Разделение на подгруппы. Люди быстрее сближаются с теми, с кем у них есть что-то общее.

· уровень напряжённости падает, и начинает повышаться уровень доверия

3. Конфронтация.

признак налаживания доверительных отношений между ЧГ:

Существует три типа конфликта на этой стадии.

.

Первый тип – ложный или аутистический (простое недопонимание).

Второй тип – случайный конфликт (поведение одного индивида или группы создаёт проблему для одного или нескольких ЧГ).

Третий тип – эскалационный конфликт или вторичная напряжённость (это череда кажущихся не связанными друг с другом случайных или ложных конфликтов). Его трудно определить, но он может стать для группы фатальным.

4. Индивидуальная дифференциация.

Напряжённость низкая. Навыки разрешения конфликта выработаны. Доверие на стабильно высоком уровне.

5. Стадия действия или сотрудничества.

6. Распад. Г могут распасться двумя способами: запланировано и незапланировано.

 

Динамика групповой социализации, согласно подходу Морленда и Ливайна, может быть описана серией последовательных фаз, отделяемых друг от друга ролевыми перемещениями индивида. Всего фаз пять:

1. Фаза исследования. Начало групповой социализации. Индивид – в роли предполагаемого члена.

2. Фаза собственно социализации. Начало процесса вхождения в группу.

3. Фаза сохранения. Реализация роли полноправного Ч характеризуется вступлением обеих сторон в ролевые переговоры. Происходит выявление ролевого поведения И с т.зр.:

4. Фаза ресоциализации. Начинается с переходом ЧГ на роль маргинального. На этой фазе Г и И пытаются восстановить вознаграждаемость своих отношений. В результате возможны два сценария.

Либо повышение запроса, либо – уход из группы.

 

5. Фаза воспоминания.


 

 


 

48. Социально-психологическая характеристика малой группы.

 

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» (Кричевский).

Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования.

«малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. К онтакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Границы малой группы

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7. Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения — чисто эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам, будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований.

Классификация малых групп.

 

Рис. I. Виды малых групп

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя (рис. 1).

В принципе, допустимы самые различные основания для классификации малых групп:

группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные),

по степени тесноты контакта между членами,

по способу вхождения индивида и т.д.

Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

2) деление их на «формальные» «неформальные»,

3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

(определение первичной группы группа друзей, семья,соседи — непосредственность контактов).

Деление на формальные и неформальные. (. Мэйо)

формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно, в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. (Г. Хаймен) которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу к оллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований:

успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности),

иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,

создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива;

Информированность - Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений.

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

 

 


 

 


 

49. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп.

 

Классификация групп:

· По профессиональным

· Экономическим

· Религиозным

· Национальным

· Культурным

· Образовательным

· Возрастным

· Половым

· Партийным и др.

 

Виды:

1. Организованные группы

· Государства,

· Нации и народности,

· Партии

· Классы и

· другие социальные общности (студенты, учителя, ученики средних классов, плотник, железнодорожники, врачи и т.д.).

 

2. Неорганизованные – стихийные группы

· масса (разнородная несобранная неустойчивая общность людей)

· собранная публика (собирается под действием общих стимулов)

· толпа (общность, приверженная инстинктам)

 

Механизмы в толпе:

· заражение (спонтанная циркулярная эмоциональная реакция)

· подражание (осознанная реакция, воздействие через демонстрацию наглядных образов)

· внушение (целенаправленное неаргументированное воздействие)

Информационное: сообщение, внушение и убеждение.

 

Массовое сознание: (для массового сознания не обязательна совместная деятельность как в малых группах).

· эмоционально

· лабильна, т.е. изменчива

· конкретна

· противоречива

 

 


 

50. Проблема личности в социальной психологии. Этапы и институты социализации личности. Лидерство как социально-психологическое явление.

«Личность» - социологи, как правило, оперируют поня­тиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как и субъект (который, как мы помним, может быть индивидуальным - тождественным «лично­сти» и групповым - тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Социализация – это процесс, в ходе которого человек становится личностью, из только биологического существа становится в то же время существом социальным. В ходе социализации человек развивается психически, становится способным выполнять социальные роли. Социализацию можно определить как процесс развития личности.

Здесь личность – это человеческий индивид, который в ходе социализации приобретает устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляет целенаправленную деятельность, вырабатывая индивидуальный, но социально-типический стиль поведения, мышления и взаимодействия с другими людьми. Личностью человек становится, приобретая определённый социальный опыт, знания о мире, в котором живём, систему социально-значимых качеств. Личность осуществляет целенаправленную деятельность: умеет ставить цели и определять, каким образом они могут быть достигнуты. Овладевает культурным опытом, накопленным предшествующими поколениями, и необходимым для общества объёмом знаний, осваивает язык и правила коммуникации, учится участвовать в социальных группах, действовать и взаимодействовать, исполнять социальные роли.

Возможность взаимодействия с другими членами общества, играют решающую роль в социализации и без социального взаимодействия, только за счёт природной среды, человек не способен стать личностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: