Тема 2. Гражданский процесс. Иски в римском праве.




Отправление правосудия в потестарный период. Самоуправство и поединок.

1. Легисакционный процесс.

2. Формулярный процесс, его стадии. Понятие формулы. Части формулы.

3. Экстраординарный процесс.

4. Органы процесса.

5. Понятие иска. Виды исков.

6. Особые средства преторской защиты.

7. Исковая давность.

8. Признание иска. Защита против иска. Отказ в иске.

Задания и задачи

Задание 1. Выделите части формулы.

«Так как А.А. требует, чтобы Н.Н. возвратил данные ему взаймы 100 сестерциев, на что Н.Н.отвечает тем, что истец за оказанную ему затем услугу клятвенно обещал отсрочить исполнение на год, то ты, Октавий, выясни это, и если А.А. обещал, откажи».

«Если будет установлено, что Н.Н. должен А.А. 100 сестерциев, но ответчик не исполняет обязательства, ссылаясь на то, что самих этих денег (валюты) он так и не получил, то ты, судья, установи, так это или не так, и в зависимости от этого присуди или отклони, ибо несправедливо, чтобы кредитор получал выгоду, связав истца формальным обязательством, но ничего ему не дав»1.

Задание 2. Деловая игра. Из числа студентов выбирается судья, истец, ответчик, которым предлагается разыграть легисакционный процесс. Педагог заранее подготавливает казус, фразы, прутик-виндикту, спорную вещь.

Задача 1. Гай представил поручителя относительно явки в суд в назначенный срок. До наступления срока Гай скончался. Перед претором встал вопрос: «Можно ли привлечь к суду поручителя?»

Помогите претору. Если Гай умер после дня явки в суд, не явившись, можно ли предъявить иск к поручителю?

Задача 2. Претор вызвал Гая и Павла в суд во время жатвы и сбора виноградника. Стороны не явились. Претор в их отсутствие рассмотрел дело и вынес решение.

Действительно ли вынесенное решение? В каких случаях все же можно было вызывать стороны в суд во время жатвы и сбора виноградника?

Задача3. Тиций в споре между Ливием и Кассием дал в суде показания, что присутствовал в качестве свидетеля при совершении сделки. Впоследствии оказалось, что сделка между истцом и ответчиком не осуществлялась, а Тиций получил 500 ассов за показания.

Какие последствия влекло лжесвидетельство?

Контрольные вопросы:

1) Назовите стадии легисакционного процесса.

2) Что такое литисконтестация?

3) Назовите особенности экстраординарного процесса.

4) Можно ли вызывать в суд того, кто жениться или судью во время судебного разбирательства?

5) Можно ли вызвать в суд естественных родителей?

6) Может ли по частным делам отец иметь в качестве судьи сына?

7) Какие виды исков Вам известны?

8) Разбирая иски из договоров купли-продажи, вызванные обнаружением скрытых дефектов вещи, курульные эдилы допускали расторжение договоров и возмещение стоимости в течение ….?(назовите срок).

Тема 3. Правовое положение лиц в римском праве.

1. Понятие правоспособности. Основные элементы (состояния) правоспособности. Ограничение правоспособности римских граждан. Утрата правоспособности римскими гражданами.

2. Правой статус латинов.

3. Правой статус перегринов.

4. Правовое положение рабов.

5. Правовое положение вольноотпущенников.

6. Колоны (coloni).

7. Дееспособность в римском праве.

8. Опека.

9. Попечительство.

10. Юридические лица (universitas).

Задания и задачи

Задание 1. Каких прав был лишен перегрин: права обладания квиритской собственностью? Права наследования имущества? Права власти над женой и детьми (манус)? Права занятия ремесленной или торговой деятельностью? Права переселения из колонии в Рим? Права требовать рассмотрения его иска в легисакционном процессе?1

Задача 1. Некоего Тита, учителя, решили назначить опекуном Гая. Тит был против этого.

Можно ли назначить лицо опекуном против его воли? Может ли быть учитель опекуном?

Задача 2. Терция зачала ребенка будучи свободной, но впоследствии оказалась в рабстве.Минор, напротив, зачала ребенка будучи рабыней, а потом оказалась свободной.

Будут ли их дети свободными?

Задача 3. Аппий очень удачно занимался свободничеством, имея хороший доход. Через некоторое время он был подвергнут infamia. Спустя пять лет он повстречал Майор, свободную римскую гражданку, с которой решил заключить законный римский брак.

Вправе ли он сделать это?

Контрольные вопросы:

1. Из каких трех элементов слагалась полная правоспособность?

2. В период империи образуются сословия. Какие сословия Вам известны?

3. Перечислите способы установления рабства.

4. В каких случаях наступала инфамиа?

5. Кого римляне называли перегринами?

6. В чем особенности правового статуса вольноотпущенников?

7. Кто такие колоны?

8. Над кем устанавливалась опека?

9. Кто не мог быть опекуном?

10. Кому назначалось попечительство?

11. Все ли женщины должны были согласно Законам XII Таблиц состоять под опекой?

Тематика рефератов:

1.Юристы классического периода о положении рабов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: