ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКОГО ПЕРИОДА




Рассмотренными памятниками далеко не исчерпывается вся литература послеапостольского периода, - большая часть их не сохранилась. Хотя возможны еще новые открытия утерянных памятников.

Почти все рассмотренные памятники были написаны по определенным поводам, в них по этому невозможно, как говорилось ранее, найти полное изложение всего церковного вероучения и ответа на многие другие вопросы. Тем более что это было время еще не установившейся богословской терминологии. Все это восполняется сохранившимися в Церкви преданиями. Но все же во всех этих памятниках неизменно проявляется:

Учение о Боге Едином, Отце и Сыне и Святом Духе.

Ясное представление о спасении мира через искупительный подвиг Сына Божия, Его воплощение, страдание, смерть и Воскресение.

Понятие о Единой Церкви, истине церковного учения и иерархического устройства Церкви.

Неизменная забота о сохранении церковного единства, проявляющиеся в борьбе с лжеучителями (иудействующими и докетами).

Православное, вернее, церковное понимание таинств, в частности, евхаристии и крещения.

Чистое и неизменное нравственное учение.

ОТДЕЛ II АПОЛОГЕТЫ

Со II века начинается новый вид церковной письменности - апологии. Жизнь церкви протекала в это время в очень сложных условиях. Христианство считалось религией недозволенной (Religio illacita) и подвергалась постоянно возникавшими гонениями, осмеянию и различным обвинениям со стороны язычников. В то же время продолжалась миссионерская деятельность Церкви, но проповедь Евангелия несколько изменила свои формы. Проповедникам Евангелия нужно было вступать в общение не с одними иудеями и небольшим кругом близких к иудейству язычников, но и с людьми разных классов и убеждений, неодинакового развития и образования.

"Все состояния мира были больны, - говорит об этом периоде архиепископ Филарет Гумилевский, - и каждое состояние имело свою болезнь, и все больные восстали на тех, кого послал Господь врачевать больной мир".

Эту задачу выполнили церковные писатели - апологеты, условно так названные по одному из направлений их литературной деятельности.

В числе рассматриваемых, дошедших до нашего времени сочинениях, имеются специальные (судебные) апологии, обращение к императором; произведения, написанные только в форме апологий, более пространные, предназначавшиеся для всего общества, отдельные трактаты, в которых христианство как бы переходило от защиты к нападению и авторы осмеивали языческую философию и многобожие, и произведения иной формы (диалоги...), но направленные к одной цели более глубокого изложения истин христианства и опровержения клеветы, возводимой на христиан иудеями и язычниками.

Естественно, что в таких произведениях излагается не все, но только отдельные истины. И считать этот период началом "научило богословие" можно только с учетом сказанного об этом периоде. Апологеты не выражают полностью веры церкви, а лишь свое понимание ее.

Следует заметить, что церковные писатели этого времени были широко образованы и пользовались материалами современной философии и литературы.

Первая из известных апологий, о которой упоминает Евсевий Кесарийский и которую около 126 г. Кодрат епископ Афинский представил императору Адриану, не дошла до нас. Но и из дошедших имеются сочинения различных, указанных выше видов.

АПОЛОГИЯ АРИСТИДА

Текст этой апологии был обнаружен в последней четверти прошлого столетия. Сначала были найдены ее переводы на армянский и сирийский языки, а потом греческий текст был открыт в "Повести о Варлааме и Иоасафе", как речь одного из действующих лиц этого произведения. Новейший русский перевод имеется в диссертации Крестникова И.(1904 г.).

Об авторе нечего не известно, кроме наименования его афинским философом, подавшим эту апологию императору Адриану или, как считает профессор Попов, Антонину Пию около 140 года.

СОДЕРЖАНИЕ АПОЛОГИИ

Апология написана по простому и ясному плану. Аристид начинает свою речь с указанием на истину бытия Бога, Творца всего, познание о котором приобретается через рассматриваемое творение (космологические доказательства бытия Божия), а затем предлагает философское определенное понятие о Боге, как Высочайшем Существе, к которому не приложимы ни тленность, ни изменяемость стихий, ни половые отличия, ни человеческие страсти и лишения, но Который представляет собой полноту совершенства, не требует жертв и ни в чем не нуждается (2). Далее, с точки зрения этого понятия о Боге (абсолютность, нравственное совершенство) подвергаются критике религиозные верования разных народов. Всех людей Аристид делит для удобства рассмотрения на 4 рода: варвары и греки (политеисты), иудеи, христиане (монотеисты) и излагает их генеалогию (2). Суетность религии варваров видна, по Аристиду, в том, что они обожают вместо Творца тление и изменчивые стихи (землю, воду, огонь, ветер, солнце) (3-6), и древних людей, забывая о слабости и порочности человека (7). Еще более нелепые воззрения у греков, которые выдумали многих рожденных богов, похожих на человека, с его пороками и недостатками. Верха безумия религия греков достигает в египетском культе, предметом которого служат самые ничтожные животные и растения (12). Что касается до иудеев, то они знают Единого Бога, но почитают Его неподобающим образом - путем внешних обрядов и жертв, что служат они, собственно, не Богу, а ангелам (14). Только христиане и знают истинного Бога и правильно почитают Его, соблюдая Его заповеди. Они ведут чистую жизнь, во всем помогают друг другу, иногда постятся, чтобы творить милостыню, всегда хвалят Бога и, принимая пищу, всякий раз благодарят Его (15). Полнее об образе жизни христиан Аристид предлагает прочесть самому императору в их книгах, чтобы убедиться, что он ничего не вымыслил от себя (10). Во всяком случае, в то время как одни из греков оскверняли себя пороками, другие, обратившиеся к Христу, живут честно и стыдятся прежних своих дел; напрасно, поэтому, язычники клевещут на христиан; пусть лучше примут их учение и познают истину (17).

УЧЕНИЕ АРИСТИДА

Центральный пункт в догматическом воззрении Аристида составляет учение о Боге. Аристид первый пытается выразить это учение в философской форме. В полном согласии с философской постановкой этого вопроса он отмечает в нем два пункта: 1) истину бытия Божия Аристид выводит из факта существования и прекрасного устройства мира. Удивление перед красотою мироздания приводит Аристида к пониманию "непреодолимой силы", управляющей им, то есть Бога, "Который во всем присутствует и от всего сокрыт". При таком образе рассмо­трения истины бытия Божия, понятие о Боге принимает у Аристида космический характер: Он "двигатель всего". Бог в Своем Существе непостижим и рассуждать о крепости правления Его бесполезно; о нем можно только сказать, что "Он Бог над всем, Который все создал ради человека" (13). Отсюда в содержание понятия Бога входят преимущественно признаки отрицательные, указывающие на Его абсолютность. Бог не сотворен, не рожден, не изменяем, без начала и конца, совершенен ("без всякого недостатка"). У Него нет ни цвета, ни образа, ни членов, ни мужеского пола, ни женского; Он безграничен - небо не ограничивает Его, а, напротив обнимается Им. Все эти признаки отрицательного характера говорят о том, что не есть Бог, но они не определяют Существа Божия. Отсюда Бог непостижим и не имеет имени. Но в то же время Бог есть Существо нравственно - совершенное: " В Боге нет ни гнева, ни ярости, заблуждения и забвения нет в Его природе, ибо Он - совершенная мудрость и ведение, и через Него все существует" (1,6).

Другие пункты христианского вероучения выступают у Аристида в простом первобытном, виде, без всякой обработки. Они изложены в генеалогии христиан и по форме напоминают символ. Христиане, говорит Аристид, (2,6), ведут свой род от Христа. Он исповедуется Сыном Всевышнего Бога и о Нем говорится, что Бог сошел с неба в виде Св. Духа и от еврейской девы принял и облекся плотью. "Он имел 12 учеников для довершения Своего домостроительства. Он был пригвожден иудеями и умер, и погребен, как передают они (апостолы) через 3 дня воскрес и вознесся на Небо" (2,8). В такой же символьной, а не философской, форме Аристид излагает и учение о Боге, когда предлагает Его, как учение христиан: "Они, - говорит он, - признают и веруют в Бога, Творца неба и земли, Который подле себя не имеет никакого иного Бога". В конце апологии автор указывает на страшный суд, который через Иисуса Христа придет на весь род человеческий" (17,8). Неоднократно он говорит и о чаянии будущей жизни по воскресении (15,3; 16,3). Соединяя все эти члены веры, получаем довольно полную формулу символа веры, чем та, которую мы видели у Поликарпа. Аристид - второй после Поликарпа свидетель существования в древней церкви символа веры (нет еще члена о Св. Духе, Церкви и таинстве крещения).

Он же является важным свидетелем значения у христиан, их писаний, на которые он неоднократно ссылается, как на важнейший источник их веро- и нравоучения (15,1;16,5;17,1). Учение о Боге полнее раскрыто, в остальных вопросах автор краток.

СТИЛЬ АПОЛОГИИ АРИСТИДА

По внешней форме апология Аристида отличается от последующих (Св. Иустина мученика) апологий планомерностью и упорядоченностью изложения, которой нет у большинства апологетов. Некоторые страницы, например описание святой жизни первых христиан, производят даже художественное впечатление. 2) Для апологии характерно отсутствие достоверных фактов, которые, например, так обильны у Иустина мученика.

АФИНАГОР

Из творений Афинагора сохранились апологии - "Афинагора афинянина философа христианского прошения о христианах" и сочинение "О воскресении мертвых".

Об Афинагоре известно (из его апологии), что он сначала был противником христианства, потом сам обратился. Возможно, что он был учителем Климента Александрийского.

Его апология была написана для представления императору Антонину и его соправителю Комоду около 176 года.

СОДЕРЖАНИЕ

Апология распадается на 3 части, которых разбираются три обвинения против христиан - в безбожии (4-30), кровосмешении (31-34)и поедания человеческого мяса (35-36).

Обращаясь к государям, Афинагор просит их обратить внимание на то, что в то время как в их государстве и под их мудрым правлением все народы пользуются свободой поклонения своим богам и находятся под защитой законов, христиане подвергаются гонениям без всякого исследования их виновности, без необходимой во всяком суде проверки тех обвинений, которые на них возводятся, так что христиане лишены самого элементарного права, в котором не отказывают и самым тяжким преступникам. Во имя справедливости апологет пробит императора издать закон, по которому и христиан судили бы обычным порядком за их дела (2г.). Сам Афинагор сознает, что если бы были справедливы три ужасных обвинения, обычно направленные против христиан, то их нужно было бы бить без всякой пощады от мала до велика. Но они ложны, и это он намерен показать в своей апологии (3).

1. Несправедливость обвинения христиан в безбожии Афинагор опровергает особенно подробно. Христиане не безбожники, потому, что они признают Единого Бога, а монотеизм вовсе не признак безбожия, ибо его держались философы, которых никто не считал безбожниками (5). А что Бог один, - это необходимо предполагается человеческим разумом (8) и удостоверяется свидетельствами пророков (9). Христиане почитают, однако, не только единого Бога, но и Сына Его и Духа Святого, а также множество ангелов (10). Отсюда их ни в коем случае нельзя упрекать в безбожии. То же самое следует из рассмотрения нравственной их жизни: христиане учат о любви к врагам, о незлобии, и многие из них, необразованные, расслабленные, старухи, хотя словом не могут доказать правоту своего учения, однако, делами, святой жизнью своею оправдывают его (11). А такую жизнь они ведут потому, что познают, что Бог бодрствует над родом человеческим и в будущем воздаст за человеколюбивую и скромную жизнь несказанными благами (12).

Доказав, что христиане не безбожники, Афинагор переходит к критике язычества.

П. Защищая христиан от обвинении в безнравственности, Афинагор считает их недопустимыми уже по одному тому, что христиане верят в будущее воздаяние и не допустят ничего безнравственного (31). В частности, против обвинения в кровосмешении говорит высоконравственная жизнь христиан; они считают грехом даже смотреть на женщину с вожделением и не позволяют себе повторить братское целование, когда оно понравится (32). Жену каждый имеет только для деторождения, которое служит и мерой воздержания; многие же из них ведут жизнь безбрачную, надеясь так теснее соединиться с Богом. Ввиду этого и самим язычникам скорее нужно применить пословицу: «блудница укоряет целомудренную».

III. Что касается обвинения в людоедстве, то оно тем более несправедливо. Христиане не хотят даже смотреть на человекоубийство (напр., на гладиаторство), не то чтобы убивать и есть людей; они запрещает вытравлять младенцев в утробе матери, тем более не станут убивать ребенка уже вскормленного (35). Никто не допустит этого и ввиду наказаний по Воскресении. В заключении повторяется просьба о справедливости. Христиане выступают за власть царскую и заслуживают справедливости (37).

Сочинение "О Воскресении мертвых" состоит из 25 глав; в нем Афинагор сначала (1-10) опровергает возражения против воскресения мертвых, а затем (11-25) подтверждает эту истину положительными доводами. Рассуждения ведутся преимущественно философским путем. Разбирая возражения против воскресения, Афиногор в основу своих рассуждений полагает бесспорный факт о Боге, - Бог может и хочет воскресить мертвых. Бог может сделать это, ибо Он: а) знает весь состав человека, знает, куда поступает каждая его частица и как восстановить тело по его разрушении, и б) имеет силу для этого: раз Он из небытия создал человеческие тела, то может и по воскресении восстановить их разрушенные.

Богу угодно воскресить мертвых. Это было бы Ему неугодно, если бы было не справедливо и недостойно Его. Но воскресение тела не делает несправедливости ни духовным существам, которым оно нисколько не мешает, ни животным, которые и не будут существовать по воскресении, да и вообще не способны чувствовать обиду, ни душе воскрешаемого человека, - ибо нет для нее обиды получить нетленное тело, если и при жизни она была связана с ним и не видела в этом несправедливости. Нельзя считать воскресение недостойным Бога, ибо если было угодно Богу создать тело тленное, то тем более тело нетленное.

Доказавши важность воскресения, Афинагор переходит к изложению прямых доказательств в пользу его. Богословие..

Учение о единстве Божием о троичности - в апологии Афинагора это учение излагается полнее и отчетливее, чем у других. "Веруем, что Бог един. Поэты и философы достаточно касалась этого предмета, как и других, по сродству духа своего с божественным, движимые каждый своею душою испытать, не удастся ли ему найти и познать силу" (гл.7). Правильное познание о Боге можно получить только через Его откровенние и автор говорит далее о духе Божием, "который двигал устами пророков, как инструментами". Афинагор впервые дает рационалистическое доказательство единства Божия (8).

"У Единого Высочайшего Бога есть Сын - Слово Отца, Его идея и «энергия (т.е. действительная сила, реализующая идеи) так, что по Нему и через него все сотворено" (10). Сын составляет одно с Отцом "по единству и силе духа" (т.е. божеской природе).

Кроме Сына от Бога исходит "Дух Святый, действующий в пророках, исходит подобно лучу солнечному, истекая из Него и возвращаясь к Нему (10). В последних словах Афинагор не особенно ярко отмечает личное и самостоятельное бытие Св. Духа.

Учение о Святой Троице Афинагор излагает яснее всех апологетов: "Кто не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедают Бога Отца и Сына и Духа Святого, и признают Их единство в силе и различии в порядке". "Бог все сотворил Словом и все содержит Духом Своим", "Мы признаем Бога и Сына Его - Слово и Духа Святого, именно составляющих одно по силе своей Отца, Сына и Духа". Таким образом, при всей наклонности к субординационизму Афинагор недалеко стоит от Никейской формулы единосущия.

УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ

Учение замечательно по своей ясности и рельефности. Ангелам приписывается участие в божественном промышлении - именно - управлении стихиями и небесами (гл.10) и владычество над веществом (24), так что им принадлежит частное промышление, как Богу - общее. Некоторые из этих тварных ангелов злоупотребили и своим естеством и предоставленной им властью и стали враждебными Богу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: