СВ. ИРИНЕЙ ЕПИСКОП ЛИОНСКИЙ




Жизнь Св. Иринея как и большинства других древних писателей, известна недостаточно. Он родился в Малой Азии, был, вероятно, грек, хотя некоторые исследователи высказывают предположение, что он был сириец. Время его рождения определяется приблизительно: от 130-го до 150-го г.г. Но его можно признавать представителем "третьего поколения христианства", начиная от Апостолов, т.к. он был учеником "пресвитеров", в частности, Поликарпа Смирнского, и Папия Иерапольского, в свою очередь бывшего ученика Апостолов.

Помимо знания Священного Писания Ветхого Завета и христианского учения, Св. Ириней, по-видимому, хорошо знал языческую литературу и философию. В его сочинениях имеется много цитат, указывающих на его широкое образование.

Во II в. существовали тесные связи между христианскими общинами Малой Азии и Галлии (Франции). Даже начало проповеди христианства в Галлии предание приписывает ученику Ал. Павла - Дионисию Ареопагиту. Поэтому не вызывает удивления, что большую часть жизни Св. Ириней провел в Галлии, в Лионе, где был сначала пресвитером, а потом епископом, преемником епископа Пофина.

Это был сложный период в жизни молодой Галльской Церкви: преследования (известно жестокое гонение в Лионе в 117 г.), волнения, вызванные появлением гностиков и монтанистов, споры о празднование Пасхи.

Св. Ириней проповедовал христианство местным жителям на кельтском языке (следует иметь в виду, что в тот период большинство членов христианских общин были греки или римляне - латиняне, а не местные жители), принимал участие во всех волновавших Церковь спорах и много писал.

Св. Ириней мученически скончался около 202 г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВ. ИРИНЕЯ

По свидетельству Евсевия Св. Ириней написал много сочинений. Ему принадлежит:

1. Краткая апология "О познании".

2. Послание к римскому пресвитеру Флорину, склонившемуся к валентинианству "О единоначалии Божием".

3. Объяснение по поводу отпадения Флорина от Церкви - "Об огдоаде" (об осмерице).

По поводу пасхальных споров:

4. Послание к папе Виктору.

5. Послание к Александрийскому епископу.

Но эти сочинения или совсем утрачены или дошли в отрывках.

Сохранилось только 5 книг "Против ересей" и открытое в 1904 г. в армянском переводе "Доказательство апостольской проповеди", - сочинение назидательного характера, написанное после "Против ересей" в конце II в. (оба переведены на русский язык).

Печатные издания сочинений Иринея начинаются еще в XVI в. В 1917 г. была издана монография о Св. Иринея С.А. Федченко, где имеется подробный указатель литературы о Св. Иринее, кончая 1914-1915 гг.

Сочинение "Против ересей" - имеет огромное значение. Его цитируют последующие писатели (Ипполит ученик Иринея, Евсевий, Епифаний Кипрский и другие), но сохранилось оно не в греческом подлиннике, а в древнем латинском.

Поводом к написанию сочинения "Против ересей" послужила просьба одного друга Иринея написать сочинение против распространенной в то время ереси Валентиниана.

Первоначально Ириней рассчитывал написать свое сочинение в двух книгах, из которых одна бы содержала изложение и раскрытие учения валентинианина Птоломея, то есть, была "обличением" гнозиса, другая содержала бы "опровержение" его (отсюда и заглавие). Но затем расширил свой план, привлек сюда и другие гностические ереси, изложил положительное учение Церкви, что имеет для последующих периодов значение гораздо большее.

Все книги Св. Ириней писал отдельно и посылал своему другу с соответствующими предисловиями.

Весь труд, вероятно, написан в течение 180-190 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Непосредственная цель сочинения - опровержение гностицизма - определила его форму, метод и расположение материала: сначала излагаются воззрения гностиков, затем следует их опровержение и положительное учение, излагаемое полемически.

В ПЕРВОЙ КНИГЕ Св. Ириней излагает учение гностика - валентиниана об зонах Плиромы и о происхождении мира от падшего зона; о разделении людей на духовных, душевных и плотских; изображает приемы и доказательств, разногласия; излагает древнейшие ереси, начиная с Симона Волхва. Изложение гностических лжеучений Ириней заканчивает замечанием, что задача его наполовину исполнена, ибо обнаружение их учения есть уже победа над ними.

ВТОРАЯ КНИГА посвящена, преимущественно диалектическому разбору гностических учений, через указание противоречия их здравому разуму. В ней опровергается учение гностиков об зонах в человеке (разделение на духовных, душевных и вещественных; гибель плоти. Душепереселение).

В ТРЕТЬЕЙ - Св. Ириней переходит к положительным христианским доказательствам из Священного Писания и Предания. На первом плане он ставит ученее о Едином Творце всего и затем переходит к христологии.

Учение о Едином Творце всего Церковь получила от Апостолов и их учеников (Климента, Поликарпа...). Поэтому только в Церкви истина, все же гностические ереси не имеют ее.

Говоря о Сыне Божием, он доказывает единство Лица Христова и истинность Его человечества и Божества.

ЧЕТВЕРТУЮ КНИГУ - посвящает доказательству сказанного прежде, но уже на основании слов Господа, к которым он относит и слова пророков. Главным предметом рассуждения является учение о единстве Бога Творца и Искупителя, Бога Ветхого и Нового Завета.

Последние главы книги Ириней посвящает вопросам АНТРОПОЛОГИИ. Вопреки гностикам он доказывает, что человек свободен, и нет людей добрых или злых от природы.

В ПЯТОЙ - после краткого замечания о том, что Христос, Единый наш Учитель, действительно стал человеком, чтобы искупить нас страданиями, раскрывается учение о воскресении плоти и евхаристические вопросы.

Далее Св. Ириней переходит к эсхатологии, говорит о будущем суде Христовом, общении праведных с Богом и вечном мучении неверующих; изображает антихриста и царство Христово.

Заключает свою речь указанием на различие обителей для святых и на конечное покорение всего Богу.

ИСТОЧНИКИ СВ. ИРИНЕЯ

Сочинение Иринея служит главным источником для изучения гностицизма II в. и ввиду утраты других, ересеологических трудов имеет исключительное значение. Работу свою по ознакомлению с гнозисом Ириней исполнил добросовестно. Он нарисовал все нюансы гностической системы. Источникам для него были:

личное общение с бывшими еретиками;

их литература;

труды предшественников по обличению гнозиса.

Источниками для опровержения учения гностиков и для положительного раскрытия христианского вероучения были:

Священное Писание;

Церковное предание, в котором он видит единственную опору для правильного толкования Писания; между прочим, он часто апеллирует к преданиям малоазийских пресвитеров;

3) богословская литература предшествующего времени (Климент Римский, Поликарп, Папий, Иустин).

„ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АПОСТОЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ"

Открыто архим. Карапетом - 1904 г. в армянской рукописи, принадлежащей библиотеке Церкви Богоматери; в Ереване. Рукописи относятся к ХШ в., а содержащийся в ней армянский перевод к середине VII или началу VIII вв. Русский перерод Сагарды имеется в "Христианском чтении" за 1907 г. (Новооткрытые произведения Св. Иринея Лионского).

Как по внешним данным (полное совпадение надписания рукописи со свидетельством Евсевия о названии и адресате сочинения), так и по внутренним признакам (сходство вновь открытого памятника по идеям и языку с сочинением "Против ересей") подлинность сочинения несомненна.

Поскольку в "Доказательстве" цитируется "Против ересей" - составление его относится к более позднему времени - последнему десятилетию II в.

О Маркиане, которому посвящено сочинение, известно, что он был другом Иринея и в момент написания был в отлучке из Лиона.

СОДЕРЖАНИЕ

"Доказательство" представляет собой тип катехизаторского наставления без специальных полемических задач. Новых мыслей, по сравнению с сочинением "Против ересей" нет и данный труд Иринея скорее характерен для самой его личности, указывая, насколько твердо и определенно сформулировались его убеждения и в какие устойчивые формы они отлились, чем для богословия.

Сказав о необходимости соблюдать чистоту души и тела через сохранение - истины в соблюдение заповедей, Св. Ириней предлагает "Правила веры", касаясь тех пунктов, в которых погрешали гностики.

Рисует по Библии всю историю божественного домостроительства, начиная с создания человека и кончая пришествием Христа, совершением Им нашего спасения и всемирной проповедью Апостолов.

Подробно останавливается на доказательстве проповеди Апостольской, подтверждая ее ветхозаветными пророчествами: если все исполнилось так, как давно уже по внушению от Духа Божия предсказано пророками, то этим утверждается вера наша и твердо устанавливается предание церковное.

Представив и доказав драгоценность проповеди "Истины", Ириней предупреждает от увлечения современными ересями.

Литературные достоинства сочинений Иринея не особенно велики. Строгой логики и планомерности в изложении нет. Но пишет он просто, легко и плавно.

БОГСЛОВИЕ СВ. ИРИНЕЯ

Ириней держится исторического предания и фактов. К философии почти не обращается, а опирается на откровение: отсюда богословствование его отличается положительным характером. В борьбе с гнозисом Ириней опирается на Св. Предание и в нем только видит истину и его только считает нормой для богословия. Задача богословской науки, по его мнению заключается "не в изменении самого содержания, - не в том, чтобы измышлять иного Бога, кроме Создателя, Творца и Писателя сей Вселенной, как будто не довольствуясь Им, или того Христа, или Единородного; но в той, чтобы тщательно исследовать мысль сказанного в притчах и согласиться с содержанием веры, - в том, чтобы раскрыть ход дел и домостроительство Божие относительно рода человеческого " (Против ересей).

Таким образом, богословствование Иринея отличается строго церковным направлением.

В истории догматов Ириней имеет важное значение как представитель церковного предания и первый его теоретик. У него ясно намечены те принципы богословия, - нормы апостольского предания, которые легли в основу последующего богословствования.

Важным в полемике с гностиками было твердо определить источник познания христианского учения, чтобы противопоставить его позднейшим измышлением учителей ереси.

Такими источниками являются: Священное Писание и апостольские предания, хранимые в Церкви.

В противоположность гностикам, которые 1) произвольно пользовались новозаветным писанием и пополняли их своими апокрифами, 2) ссылаясь на тайное предание от Христа, и носителями его выставляли своих учителей, - Ириней выставляет твердые нормы апостольских преданий: Священное Писание - канон и апостольские послания, и Священное Предание -"правило веры" и указывает носителей этого предания.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Гностики, хотя и признавали Священное Писание Нового Завета, однако произвольно расширяли или ограничивали его объем. Ириней старается точно установить объем; его канон. Рассуждения главным образом касаются Евангелий. Он высоко ставит их как Слова Божии, Божественное Писание. По числу их 4, ни больше, ни меньше их быть не может (четыре страны, столпа, херувимы).

Кроме Евангелий, Ириней цитирует и ссылается на авторитет всех новозаветных книг, исключая послания. 2 Петра, 3 Иоанна и к Филимону.

Утверждая единство Ветхого и Нового Завета, Ириней указывает на раскрытие образов и символов Ветхозаветных и Новозаветных событий.

СВЯЩЕННОЕ ПРИДАНИЕ

Т.к. Священное Писание гностики, в основном, не отрицали, то важно было установить основы правильного истолкования или понимания Священного Писания.

Эти основы находятся в апостольском предании. Отмечая кафоличность церковного предания, т.е. то, что во всей Церкви возвещается одна и та же истина, в то время как гностики до противоположности расходятся друг с другом и учение их представляет пестрое сочетание разнообразных мнений, Ириней дает важное определение предания: "Истинное понимание есть учение апостолов и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую повсюду Церковь; она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, ни принимая, ни прибавляя, ни убавляя: здесь чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писания превосходный дар любви, который драгоценнее познания и славнее пророчества, и превосходнее других дарований" ("Против ересей" IV,33, §8).

"Поэтому надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые... имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которое уклоняются от первоначального преемства, где бы то ни было собираются, иметь в подозрение, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины" (Против ересей. IV, §2,с.237).

Таким образом, Св. Ириней указал на непрерывность преемства в жизни Церкви, как на наиболее ясный признак истинности предания и учения, а вместе с тем и на "дарование истины", "чуждое богохульства, истолкование писаний". Поэтому он же указывал на апостольские Церкви, где непрерывность апостольского преемства наиболее очевидна, преданием или учением которых следует проверять каждое новое учение.

Эти указания Св. Иринея сохраняют свое значение и силу до настоящего времени.

Помимо этого, Ириной указывает на "правило веры" или исповедание при крещении, содержащее краткое изложение веры, переданное Апостолами (Пр.ер.1,гл.10,§1).

Следует заметить, что это изложение, в целях его охранения от посторонних, хранилось в качестве устного предания. Естественно, никакие секты не могли представить доказательства своей преемственности от Апостолов.

"Этого учения не передавали тебе бывшие до нас пресвитеры, которые обращались с самими Апостолами" - вот самый сильный аргумент против всяких еретических учений.

Нужно заметить, что учение об епископате у Иринея вводится в качестве аргумента для доказательства сохранения предания в Церкви. У Св. Киприана оно уже развивается в целостную систему, причем раскрывается идея преемства от Апостолов не только в учении, но и во власти иерархической (вязать и решить).

ЦЕРКОВЬ. Церковь - хранительница апостольского предания. "При таких доказательствах не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богачи в сокровищницу, вполне положил в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины" (пр. ересей, IV,§l,c.224).

В Церкви обитает благодатный Дух, соблюдающий ее на пути истины.

Излагая учение о кафолической Церкви, Ириней преимущества отдает церквам, основанным Апостолами, и особенно - Римской, "величайшей, древнейшей и всем известнейшей" (Ш.3,2). Здесь не признание первенства власти, как видят Римские богословы, а только чести, как Церкви, единственной на Западе, имеющей несомненно апостольское происхождение и являющейся матерью других Церквей Запада.

Учение о Боге - раскрывается уже не в сравнении с многобожием язычников, но в сравнении с учением гностиков о плироме, зонах и т.д.

Гностики, исходя из слишком отвлеченного представления о трансцендентности Бога, приписывали миротворение особому низшему божеству и свойства Божии превращали в посредствующее божественное существование. Начало этого учения они заимствовала у язычников обожествляющих свойства. В противоположность гностикам Ириней учит:

о единстве Бога и Творца;

о свойствах Божества, как Его проявлениях.

В том и другом случае он основывается на библейском учении.

"Бог не таков, как люди, и Его мысли не таковы, как мысли людей. Ибо Отец всего весьма далек от чувства и страстей, бывающих у людей. Он прост, несложен, всегда Себе равен и подобен, весь, будучи разумение, весь дух, весь мысль, весь чувство, весь разум, весь слух, весь глаз, весь свет и весь источник всякого блага, как свойственно богобоязненным и благочестивым людям говорить о Боге. Он выше всего этого и потому не наречен... и хотя Он по любви называется таким именем, но чувствуется, что "Он по величию выше этих выражений" (Против ересей.П,13,§3-4,с.14О).

Как ни высок Господь, однако, Он живая Личность.

Так, люди знают Бога и Его Откровения, ибо "Бога нельзя познать без Бога" (IV,5). Откровение - единственный источник богопознания. Свидетельствами его нужно довольствоваться и вовсе не задаваться целью постигнуть сокровенные тайны. Вопросы, на которые не дано ответа в Писании, лучше предоставить вере, тем более что для нас непостижим не только Бог, но и сам мир.

Для богопознания необходима чистота жизни. Бог открывается (людям) по любви к человеку, а человек познает Бога по любви к Нему.

Бог сотворил мир, поэтому в нем нет недостатка, "ибо Бог все делает мерою и в порядке, и ничего нету Него неизмеримого, потому что ничего нет беспорядочного" (Против ересей. IV,4. §2, 325).

О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Защищая истину единства Божия, Ириней представляет Бога троичным. С Богом всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух.

Т.к. Ириной считал недопустимым заниматься исследованием высочайших тайн веры, то о Лицах Св. Троицы говорит мало. В отличие от апологетов у него "оттеняется не момент различия, но момент единствам (Попов).

О ЛОГОСЕ.

Апологеты слишком резко различают Слово от Бога, представляя Его как бы внешним орудием божественного миротворения, получающим бытие во времени, отличным от Бога по своим свойствам и деятельности и во всем Ему подчиненным. Словом, апологеты главной своей целью ставили различие Слова от Отца. Ириней, вопреки гностическому учению об эманациях, как отдельных от Бога и вне Его находящихся божествах, существах (в том числе и Логосе), старается оттенить единство Слова с Отцом.

Он отрицает различие между Логосом внутренним и извечным, так как это может внести антропоморфические представления в понимании о Боге. Происхождение его неизъяснимо, "никто не знает этого произведения или рождения".

Хотя Церковь говорит о сотворении мира Богом через Слово, однако, она мыслит его не как внешнее оружие, а как неотделимую от Бога и внутренне присущую ему силу. В творении мира Логосом, Единым с Отцом, Ириней усматривает доказательство против гностиков того, что Бог, а не Демиург, является Творцом мира.

Ириней решительно не допускает учения о временном рождении Сына и настаивает на совечности Его с Отцом. Сын вечно существует с Отцом.

Исповедуя вечность рождения Слова Божия, Ириней вместе с тем ясно, оттеняет Его Божество.

"Отец есть Господь, Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог, ибо рожденный от Бога есть Бог" (Док-во, гл.47, с. 669).

Таким образом, Ириней, защищая единство Отца с Сыном, близко подходит к учению о единосущии. Однако он не мог освободиться от субординационизма апологетов. Это выражается в том, что он приписывает Логосу служебное значение, поскольку специальным назначением Его признается откровение Отца, а во-вторых, в том, что указывает на особые свойства соответствующие его подчиненному положению:

А) получает власть от Отца;

Б) является в мире, тогда, как Отец не может быть видим.

О таинственных действиях Логоса в дохристианские времена Ириней учит согласно с блаж. Августином. Он называет Логоса всегда присущим роду человеческому и невидимо проникающим весь мир во всех его частях наподобие креста (Док-во 34).

О СВЯТОМ ДУХЕ.

Представляет Его вечной Премудростью Божией, существующей прежде всякого создания и являющейся подобием Отца ("Слово названо Сыном, а Дух - Премудростью Бога" - (Док-во. 5) Дух изначально присутствует при всех распоряжениях Божиих и возвещал будущее. Вместе со Словом Он был "теми рукам Божиими", которыми Бог создал человека.

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Также излагается полемистически. Отрицая учение гностиков о разделении людей на три категории по природе, он считает всех по природе равными. Все призваны к спасению, если в настоящее время по основному направлению жизни люди могут быть разделены на плотских, душевных и духовных, то каждый человек через покаяние может достичь, с помощью Иисуса Христа, состояния духовности. Духовность зависит от праведности, тогда как у гностиков "совершеннейшие" между ними могут совершать все.

Человек состоит из человеческого тела и души. Ни душу, ни дух без тела нельзя считать полным человеком, который создан по образу Божию. Совершенный человек принимает ею благодатного Духа от Бога.

Как свободен Бог, так свободен человек, созданный по его образу.

Человек пал, злоупотребив свободой, и избрал зло. Корень зла в свободной воле.

Первобытное состояния человека не было состоянием полного совершенства. Но назначение человека было высокое: он создан был для управления ангелами. Достигнуть этого он мог через послушание воли Божией. На первых порах, однако, был младенцем и потому так легко и подпал под обольщение дьявола.

После грехопадения человек оказался в отчуждении от Бora, рабом дьяволу, подлежащим смерти, т.к. начало бессмертия - Святой Дух оставил человека. Душе бессмертие принадлежит по милости Божией.

Последствия греха перешли на все потомство, ибо Адам возглавил все человечество.

О СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Одна из особенностей богословия Иринея в том, что он обращается от учения о Боге: истории спасения, от теологии к сотериологии.

Милосердие Божие определило спасти человека и все действия Промысла, проявляющегося в истории человечества, направлены к этой цели. Так Господь заключил 4 завета с Авраамом, Ноем, при Моисее и через Евангелие. Первые два завета содержали естественные заповеди, и кто исполнял их - достигал праведности. Третий был дан специально для избранного народа. Для истолкования истинного смысла закона Бог посылал пророков. Ветхий Завет был заменен Новым Заветом любви и свободы.

ХРИСТОЛОГИЯ

Против гностиков, разделявших Христа и человека Иисуса, Св. Ириней с особой энергией настаивает на единстве Лица Христова. Невидимый сделался видимым, необъятный -объемлемым и чуждый страдания - страдающим.

При единстве лица Христа в Нем два естества: "Христос истинный человек и истинный Бог". Отсюда Ириней исповедует Его Богом и твердо понимает его человечество. Таким образом, рассмотрение Христа у Иринея обусловлено сотериологическим интересом: Искупитель и посредник между Богом и людьми должен быть и Богом и человеком. "Ибо если бы не человек победил врага человеческого, то враг не был бы побежден законно. И опять, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его лично. И если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо посреднику Бога и людей надлежало через свое рождество с тем и другими привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога. Ибо, каким образом мы могли быть причастны усыновления Ему, если бы не опять получили от Него через Сына Общение с Ним, если бы Слово Его, сделавшись плотью, не соединилось с нами?" (Против ересей 3, 18, пар. 7, с. 291).

Труднейшую проблему об образе соединения естеств Ириней почти не затрагивает.

Сотериологическое освящение христологической проблемы у Иринея имеет важное значение и особенно сказалось оно в эпоху догматических споров IV-V в.в. - все споры велись с этой точки зрения.

ИСКУПЛЕНИЕ

Человек, подпавший власти греха и смерти, не мог сам воссоздать себя. Это сделало Слово, Сын Божий.

Став человеком, "Вторым Адамом", Христос сделался "тем, что и мы, чтобы тленное было поглощено нетленным и смертное бессмертным, дабы мы получили усыновление" (Против ересей 3, 19. Пар. 1).

Человек не перешел бы в Бога, если бы Бог не перешел в человека. Но Господь "по неизмеримой благости своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что Он есть" (Против ересей 5, с. 446).

Это то основное положение, которое потом повторяется всеми восточными отцами при изложении учения о спасении.

Христос как бы возглавил человечество: исполнил все, что должен был исполнить человек: воплотившись от Девы, Он прошел все возрасты человека, претерпел смерть, чтобы победить ее и стать начальником новой жизни, сошел в ад и воскрес из мертвых.

Как новый Адам, глава и представитель нового человечества, Господь начал борьбу с дьяволом, и победил его во всех искушениях, которыми, как Адама, искушал Его дьявол в пустыне.

Умилостивляя Отца и разрушая непослушание человека, Христос был послушен до смерти крестной, этого высшего проявления Его послушания. Таким образом, "Господь искупил нас Своею Кровью и дал Свою душу за души наши, и Свою плоть за плоти наши".

Самое воплощение вновь соединяет природу человека с Богом, и в силу этого соединения природ в Лице Иисуса, человечество может достичь высшего развития, совершенства и богоподобия, усыновления Богу через благодать Святого Духа.

Дух Святой 1) усыновляет Богу искупленных, 2) одухотворяет человека, 3) сообщает ему различные дарования - харизмы. Это делает человека духовным - пневматиком.

Средством спасения, или усыновления плодов искупления служит вера, которой спасались и праведники Ветхого Завета.

ТАИНСТВА

Особое значение в жизни христианина имеет Евхаристия. В этом отношении учение Св. Иринея близко к учению Св. Игнатия Богоносца. Евхаристия - залог бессмертия и воскрешения тела человека.

"Наше учение согласно с Евхаристиею, а Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение. Ибо мы приносим ему то, что Его, а, следовательно, возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тление, имея надежду воскресения" (Против ересей 4,18, пар. 5, с. 305).

Эти слова выражающие согласие богослужения Церкви с ее участием. Ириней ясно отличает характер Евхаристии (жертвенный); это есть «приношение Церкви, которое Господь научил приносить во всем мире, почитается у Бога чистой жертвой и угодной Ему» (Против ересей 4, 18, пар. 1, с. 362).

ЭСХАТОЛОГИЯ

По мнению гностиков, со смертью человека случайно соединившиеся элементы распадаются и возвращаются каждый на свое место, плоть погибает навсегда. Ириней противопоставляет православное учение.

По смерти души не улетают сразу к Творцу, а идут в невидимое место и там пробудут до воскресения.

Плоть не погибает, - будет воскресение.

Ириней останавливается на явлении антихриста, предшествующего второму пришествию Спасителя. В его учении выявляются хилиастические мысли.

В описании будущего тысячелетнего царства Ириней допускает образы (виноградных лоз, пшеницы...), будто бы заимствованные из устного учения Св. Иоанна Богослова. Учение Св. Иринея имеет важное значение для православного богословия. Муж преданий, Св. Ириней совокупил в себе предания востока и запада, Смирны и Рима и был даже учеником Поликарпа. Отсюда голос его получает особый авторитет и значение: он свидетель апостольской истинны и в большинстве случаев точный выразитель веры Церкви своего времени.

В сочинении Ириней "Против ересей" можно найти первую богословскую систему, излагающую все основные догматические истины.

ОТДЕЛ IV



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: