СВ. КИПРИАН, ЕПИСКОП КАРФАГЕНСКИЙ. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ




(письма и трактаты)

Св. Киприан - замечательнейший Отец Западной Церкви. Ему, как и Тертуллиану, принадлежит ряд широко известных выражений:

"Церковь одна и едина" - "Уна эт соля";

"Вне Церкви нет спасения" - "Экстра экклесиам нулля сэлюс";

"Кому церковь не мать, тому Бог не Отец";

"Епископ в Церкви и Церковь в Епископе";

"Кто не с епископом, тот вне Церкви".

Тасций Цецилий Киприан родился в богатой языческой семье, почему смог получить хорошее образование. В христианство был обращен в зрелом возрасте (245 или 246 г.) Цецилием.

После обращения Киприан резко изменил жизнь, скоро был избран пресвитером, а затем и епископом Карфагенским, около 240-249 гг. Его жизнь описана диаконом Пруденцием, но ряд сведений о его деятельности можно извлечь из его сочинений.

Св. Киприан управлял Церковью в тяжелый период. В 249 г. разразилось гонение Декия. Св. Киприан, по настоянию верующих, оставил Карфаген и из безопасного места продолжал руководить Церковью.

В гонения Декия было много падших. Вопрос о принятии их в общение вызывал схизму Новата и Феллициссима, находивших требования Св. Киприана строгими и принимавших падших в общение без предварительного покаяния. В это время в Риме возник раскол Новациана, который, наоборот, находил практику епископа Корнилия слишком снисходительной и был против дарования мира падшим даже после их покаянного искуса. Весной 251 г. Киприан возвратился в Карфаген и восстановил единство в своей пастве.

Во время чумы Св. Киприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и язычниками, которые обычно, боялись заразы, оставляли своих больных без помощи. Это значительно способствовало поднятию авторитета христианства в Карфагене.

В последние годы жизни Св. Киприана между Карфагенской и Римской Церквами возник спор о Действительности крещения еретиков. Св. Киприан занял крайнюю позицию. Но к расколу это не привело, и вопрос впоследствии бы решен в соответствия с мнением папы Стефана.

В 257 г. Св. Киприан был сослан, а через год вызван в Карфаген для нового суда. Сохранился краткий и выразительный рассказ об этом последнем допросе:

- "Ты Тасций Киприан?" - спросил проконсул.

- "Я".

- "Ты пас нечестивых?"

- "Я".

- "Императоры приказали тебе принести жертву! ".

- "Не сделаю".

- "Подумай о себе".

- "Делай, что тебе приказано".

После этого проконсул прочитал приговор. "Я благодарю Бога" - ответил Киприан.

Св. Киприан был усечен мечем в 258 г. 14 сентября память на Западе; на Востоке 31 августа (13 сентября).

СОЧИНЕНИЯ

Как писатель Св. Киприан является непосредственным преемников Тертуллиана. Сочинения и образ мыслей последнего оказали на Св. Киприана большое влияние. В его жизнеописании рассказывается, что он настолько уважал и ценил сочинения Тертуллиана, что называл его учителем "да магиструм" (дай учителя) говорил он своему секретарю, когда хотел читать его книги.

Как Ориген был гений теоретического Христианства, развивавшегося на Востоке, христианства в его отвлеченном понимании и абстрактных доктринах, так Киприан был гением практического христианства, развившегося на Западе, христианства в его церковной организации, внешней житейской дисциплине.

Все его сочинения, в том числе, имеющие важное значение письма, написанные по конкретным поводам и представляют собой ценный источник не только для его биографии, но и для истории Карфагенской Церкви.

Делятся сочинения на 2 группы: письма и трактаты.

ПИСЬМА

С именем Киприана по изданию Киевской Духовной Академии известно 66 писем, принадлежащих Св. Киприану (в других изданиях еще 16 адресованных ему). Составление писем падает на время епископского служения Киприана (248/9-258). Большинство писем имеет отношение к тогдашним злобам дня. Содержание их не фамильярное и интимное, а общецерковное - учительное, догматическое, нравственное и главным образом

церковно-дисциплинарное. Они всецело относятся к области догматики и каноники, - в них Киприан развивает свою теорию Церковной организации, дисциплины, решает вопросы о принятии в Церковь падших (№ 9,10,17,49), о перекрещивании еретиков (№ 57, 58, 60-620,) о взаимном отношении епископа, клира и народа и т.д.

Блаж. Августин замечает, что они дышат необычайной приятностью и изливают благодать. Важное значение имеет послание к Донату о благодати Божией, в котором Св. Киприан подробно и живо изображает тот духовный процесс, который привел его к обращению в христианство, и сам акт благодатного возрождения, совершившийся в его душе во время нахождения в числе оглашенных, когда он жил вместе с Цецилием, в его доме, занимаясь изучением Св. Писания, равно как во время и после крещения. В нем Св. Киприан яркими красками рисует и нравственное растление мира языческого. Письмо это является как бы последней данью Св. Киприана к своему прошлому в том отношении, что носит на себе заметные следы подражания одам Горация и заимствование из них.

Замечательно и "письмо к клиру" и молитва к Богу".

ТРАКТАТЫ

Всего 12, а если считать "о зрелищах" и "похвалу мученичеству", принадлежность которых Киприану сомнительна, то 14.

1."Книга о суете идолов" - апологетическое сочинение, написано в 248 г., представляет компиляцию из Диалога Минуция Феликса Октавия и Апологетика Тертуллиана.

2. "Три книги свидетельств против иудеев к Квирну" - апологетико-полемического характера. Сочинение составлено около 248 г. Трактат состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из Св. Писания. Первая книга посвящена доказательству той мысли, что Ветхий Завет имел временное значение. Во 2-й доказывается, что Иисус из Назарета есть Истинный Мессия. В 3-й обосновывается ссылками на Св. Писание различные нравственные правила.

3."Книга об одежде девственниц (248 или 249) - указывается образ жизни и поведения для девственниц соответственно данному уже им обету. Необходимость этого указания вызвана значительной деморализацией между девственницами, замеченной епископ Карфагенским.

4. "О падших" (251 г.) - излагается условия принятия в общение падших.

5. В 251г. по поводу упомянутых расколов в Карфагене и Риме Св. Киприан составил свое известное сочинение "О единстве Церквей", в котором нашло свое лучшее выражение его учение О Церкви.

6. "О молитве Господней" (нач.252) - одно из лучших произведений в святоотеческой литературе, посвященной этому предмету, хотя не настолько обширное и многоученое как подобные произведения Тертуллиана и Оригена.

7. "К Деметриану" - направлено против суеверия язычников, объяснявших все вещественные бедствия гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам. Не христиане, а сами язычники виновны в этих бедствиях, - отвечает Св. Киприан.

8. По очищении верующих от обвинения, которое пало на их обвинителей, надлежало еще предостеречь их от безутешной скорби и отчаяния по поводу появления чумы. С этой целью (252) он написал народу карфагенскому трактат " О смертности". В нем Св. Киприан призывает паству к мужественной кончине, которая не должна страшить христиан, имеющих царствовать со Христом.

9. В сочинение "О благотворении и милостыне" Св. Киприан призывает верующих к благотворительности и излагает учение об искупительном значении милостыни. Более обстоятельно этот вопрос раскрыт только у Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста.

10. "О благе терпения" - трактат замечательный по остроумному вступлению, показывает главным образом различие между терпением стоическим и христианским. Сильный и мощный дух Св. Киприана, вся крепость его христианских убеждений выразились в этом трактате с особенной рельефностью.

11. "О ревности и зависти" - трактат составлен во время спора о крещении еретиков и имеет своей целью успокоить разбушевавшиеся страсти.

12. "Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству" было написано пред началом гонения Галла в 252 г. В нем Св. Киприан дает Фортунату конспект, пользуясь которым, он мог бы сам в условиях своей обстановки проповедовать необходимость стойкого перенесения страданий за Христа.

Все 12 трактатов Св. Киприана являются классическими произведениями христианской Церковной литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: