УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ




В III в. в связи с расширением Церкви и увеличением числа христиан, не только через обращение в зрелом возрасте, ослабела церковная дисциплина, и потребовалось твердо формулировать то, что ранее не вызывало споров и расхождений, но "покрывалось любовью". И в этом отношении определения, данные Св. Киприаном, сохраняют свое значение до настоящего времени, т.к. правильно выражают учение и сознание Церкви.

Св. Киприан тесно связал свое имя с учением о Церкви. Исторические обстоятельства жизни карфагенского святителя, его пастырская деятельность и личный практический характер - все это создало из него церковного писателя, по преимуществу занимавшегося расширением учения о Церкви. До него это учение уже было предметом обсуждения церковных писателей. Формулировка учения о Церкви складывалась уже, как бы созревала. Но было мало пунктов, которые были раскрыты точно и верно. Мы излагали учения Св. Иринея и Тертуллиана о Церкви как хранительнице истины Христовой. Но у Св. Иринея и Тертуллиана каждая отдельная Церковная община рассматриваются в отношении учения как нечто самостоятельное и самодовлеющее. На единство веры в разных церквах ссылки делаются лишь в логических доказательствах ее истинности и подлинности. И Св. Ириней и Тертуллиан боролись с гностицизмом, который искажал догматическое учение Церкви, и понятно, что они настаивают на необходимости сохранения "правила веры". Но разбор и несогласие оказались возможными и при одинаково неизменном сохранении правила веры. Нужно было, поэтому, уважать и другие признаки церковного единения.

Под влиянием борьбы с расколами Св. Киприан выработал такое понятие о Церкви, по которому основой Церковного единства служит союз единообразно устроенных и управляемых единоличной властью епископа местных церквей.

Беспорядки, вызванные расколами Новата и Новациана, сделали Св. Киприана горячим поборником единства церкви. Церковь, говорит он, одна и единственная, как один Бог и один Христос. Она не может дробиться на части, как и всякое живое тело. Если рядом существует два общества, исповедающих одну и ту же веру, но не состоящих в союзе любви между собой, то церковью может быть какое-нибудь одно из них, а другое будет просто языческим скопищем. Единство Церкви возвещено в Св. Писании в многочисленных символах.

Единство Церкви Св. Киприан видит в:

А) единстве местной церкви;

Б) единстве совокупности церквей.

А) Единство местной Церкви выражается в том, что она имеет одно священство и один алтарь, т.е. в том, что во главе каждой местной Церкви стоит один епископ, от которого зависит клир и народ. Отсюда Св. Киприан дает такое определение Церкви: "Церковь составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Епископ в церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви".

Догматическим основанием для учения о единстве Церкви, как единства епископской власти, для Св. Киприана служит тот факт, что Господь даровал власть вязать и решить при Своей жизни одному только Ап. Петру. Прочие Апостолы получили эту власть уже по воскресении Христовом. Отсюда Св. Киприан часто повторяет, что Церковь основана на Ап. Петре. В последствии примат Ап. Петра сделался главным аргументом в приглашениях пап на главенство. Но у Св. Киприана примат Ап. Петра не имеет отношения к учению о главенстве папы. Для него примат Ап. Петра служит основанием епископской власти в пределах одной местной Церкви. Св. Киприан учит, что прочие Апостолы были то же, что и Петр.

Учение о единстве местной Церкви, управляемой одним епископом, служит развитием идей, которые высказывались и раньше, например, Св. Игнатий Богоносец. Новым является учение Св. Киприана о единстве Вселенской Церкви.

Б) В связи с уклонением в ересь целых поместных церквей во главе с их епископами явилась

необходимость указать авторитет, стоящий выше местной Церкви и ее епископа. Такой авторитет Св. Киприан указывает в союзе поместных Церквей.

Церковь, разделенная Христом на многие члены, по всему миру одна. Союз этих членов или местных церквей представляет неразрывное единство и основывается на любви. Отторгнутая от всего союза, отдельная Церковь не может существовать в качестве Церкви, как луч, отделенный от солнца перестает светить, или как умирает оторванная от дерева ветвь.

"Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один, много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала, - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева, - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником, -разобщенный иссякнет. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается нераздельным. По всей земле она распростирает свои ветви, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том Глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преуспеянием плодотворения" (О единстве Церкви, с. 180-181).

Как носителем единства местной власти является епископ, так единство и нераздельность Вселенской Церкви основывается на единстве епископата.

"Епископство одно и нераздельно... и каждый из епископов целостно в нем участвует" (О единстве Церкви, с. 180), т.е. получая в свое ведение часть света, каждый епископ пользуется не частью прав епископского служения, а всеми правами. Отсюда Св. Киприан употребляет термин "Вселенская Церковь" не только для обозначения союза отдельных церквей, но и для обозначения каждой из них. Каждая отдельная Церковь, в которой нет раскола есть Вселенская, потому что в частной оно отображает целое.

Союз любви епископов Церкви и вытекающее отсюда соборное решение волнующих церковь вопросов составляет нераздельное единство Вселенской Церкви, служит внешним выражением ее единства. Таким образом, каждый епископ не есть уже, как в посланиях Св. Игнатия, только глава своей Церкви; его голос получает значение и для других Церквей. "Епископов для того и много, чтобы в случае уклонения от истины одного, принимали другие на себя заботы о стаде Христовом". Поэтому, "хотя пастырей и много, но все они пасут одно стадо". Сущность системы Церковного управления, защищаемой Св. Киприаном, состоит в том, что дела отдельной церкви стоят под контролем собора епископов.

УЧЕНИЕ ОБ ЕПИСКОПЕ

Основой прав епископов служит апостольское преемство. Почти при каждом упоминании об епископах Св. Киприан называет их преемниками Апостолов и, наоборот, Апостолов он часто называет епископами.

Учение об апостольском преемстве было развито уже Св. Иринеем и Тертуллианом. Но у Св. Киприана в учении о нем выступают две новые стороны.

А) Св. Ириней подробно говорит о епископах, как хранителях апостолов веры. Он понимает апостольское преемство в смысле преемственного хранения ими апостольского предания. Такое учение о епископах, выработанное в противовес гностицизму, оказалось недостаточным после появления расколов, не искажавших апостольское предания. В борьбе против Новата и Новациана Св. Киприан развил учение об епископах, как наследниках не только Апостольской веры, но и Апостольской власти. Господь даровал Ап. Петру власть вязать и решить. Отсюда преемственно истекает власть епископов управлять церковью и заведовать всеми проявлениями ее жизни.

Каждый епископ действует самостоятельно в пределах своей епархии, лишь бы он сохранил общение с другими. И в настоящее время епископ посвящением дает обещание не преступать пределов своей области. В своих действиях епископ дает ответ только Богу. Киприан признает за епископом право действовать самостоятельно в важных вопросах, например, в вопросе о крещении еретиков, но под тем условием, чтобы не осуждать действующих иначе и не разрывать с ними общения.

Вмешательство соседних епископов в дела чужих епархий выражается в следующем:

1. Они участвуют в избрании и посвящении нового епископа.

2. Не присутствовавшие при избрании лично удостоверяются в законности избрания и не вступают в общение с избранным, пока не убеждаются в этом.

3. Отлучают от Церкви епископов, находящихся в общении с раскольником.

4. Низлагают епископов, запятнавших себя пороками.

5. Следят за верностью сослуживцев правилу веры.

От епископа зависит постановление клириков, богослужение и прощение падших. Назначение епископов - пресекать расколы. Если бы никто не противился епископу по гордости, то единство Церкви не раздиралось бы ересями и расколами. Хотя бы распоряжения епископа были непонятны, хотя бы они казались неправильными, народ должен беспрекословно подчиняться им в той уверенности, что чрез народное избрание епископ поставляется Самим Богом. Если епископ законно избран и посвящен, если он находится в общении с другими ка­фолическими епископами, все его требования должны рассматриваться, как воля Божия. Если без воли Божией даже волос не падает с головы, то неужели вопреки воле Божией могут действовать епископы в столь важном деле, как управление Церковью?

То есть, авторитет епископа не зависит от его личности, но от апостольского преемства, его рукоположения. Но в этом направлении Св. Киприан никогда не заходит так далеко, как римский епископ Каллист, по заявлению которого епископ не может быть низложен даже в том случае, если впадет в смертные грехи. Св. Киприан требовал низложения епископов, совершивших тяжкие грехи. Бог не принимает молитвы от епископа - грешника, рассуждал Киприан. Он лишает его благодати Святого Духа. Сем, лишившись Святого духа, такой епископ не только не может сообщать Его верующим, но своим общением оскверняет их.

Как можно видеть, все эти древние положения хранятся и в настоящее время.

Теоретически Св. Киприан проповедовал полный абсолютизм епископской власти, но на практике власть эта была не так полна:

1. Народ имел право "избирать епископов достойных и низлагать недостойных".

2. Народ участвовал в суде над недостойными клириками и падшими.

3. Клир и народ принимал такое живое участие в избрании клириков, что Св. Киприан после каждого единоличного посвящения во время бегства писал пастве объяснение.

4. При вступлении на кафедру Св. Киприан "положил себе за правило ничего не делать по одному своему усмотрению без совета с клиром и согласия народа". Этому правилу он всегда оставался верен.

Б) Вторую отличительную черту учения Св. Киприана об епископстве составляет раскрытие его священнического характера. Св. Киприан продолжает линию, намеченную Тертуллианом:

1) развивает учение о епископе, как священнике;

2) учение об Евхаристии, как жертве приносимой епископом.

1) Постоянным названием для епископа у Св. Киприана служит священник. Как священник, епископ есть посредник между Богом и верующими. С одной стороны, он приносит молитвы Богу и жертвы церкви, с другой - он сообщает верующим дары Святого Духа чрез таинства. Как посредник между Богом и верующими, епископ должен отличаться большей нравственной чистотой, чем его паства. В противном случае молитвы его не будут услышаны Богом, а сам он, лишенный Духа Святого, утратит способность сообщать дары Духа верующим.

2) Для епископа, как христианского священника, Св. Киприан указывает и соответственную жертву. Сохраняя понятие Тертуллиана о жертве, как аскетическом подвиге и как пожертвование на нужды богослужения, Св. Киприан развивает учение о Евхаристии, как жертве в собственном смысле. Особенность этого учения в том, что Св. Киприан ставит евхаристическую жертву в ближайшее отношение к страданиям Христа. "Жертва, приносимая нами, - говорит он, - есть страдание Христа". Христос есть по преимуществу священник Бога Вышнего. "Он принес жертву Богу Отцу - хлеб и вино, т.е. Свое Тело и Кровь". "Поэтому только этот священник есть истинный преемник Христа и только тогда он приносит полную и совершенную жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос".

Это учение о единстве Церкви и Ее иерархическом устройстве особенно важно в наше время, когда в связи с экуменическим движением и различными межконфессиональными организациями распространяются мнения, не согласные с православным пониманием Церкви и церковного устройства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: