СВ. ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ (Чудотворец)




Сведения о жизни Св. Григория имеются в особом "слове" Св. Григория Нисского и истории Евсевия. Сохранилось письмо к Св. Григорию Оригена, но в более поздний период его жизни, когда Ориген оставил Александрию и жил в Кесарии.

Св. Григорий родился около 210 г. в языческой семье в Неокесарии Понтийской. С целью получить лучшее образование, он прибыл в Кесарию и здесь сделался учеником Оригена. В своем "Похвальном слове" Оригену Григорий говорит о любви учеников к своему учителю. "Души их были пронзены его разумом, как стрелой", он обладал "странной силой убедительности".

Ориген предложил Григорию сначала искать разбросанные "семена истины" у языческих философов, возбудил в нем стремление познать истину и только после этого предложил ему христианское учение. "Я думаю, - говорит Григорий в похвальном слове Оригену, - он говорил не иначе, как по внушению Духа Божия. Слово Божия людям, разуметь Слова Божие как Бог Сам употреблял его и изьяснял его людям, как они могут разуметь".

Св. Григорий был крещен около 238 г., возвратился в Неокесарию, где был избран епископом.

Во время гонения Декия Св. Григорий скрылся и из убежища руководил паствой, участвовал в осуждении Павла Самосатского, "проповедовал, наставлял и исцелял, привлекал толпы к слушанию Евангелия".

Св. Григорий Нисский говорит, что ко времени его вступления на неокесарийскую кафедру в городе было всего 17 христиан, а ко времени смерти осталось только 17 язычников.

О его избрании и жизни передаются много чудесного, отчего он получил наименование "Чудотворца". Скончался Св. Григорий около 269 г. и был погребен в построенной им самим Церкви в Неокесарии. Память его 17 ноября.

СОЧИНЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ

Наиболее известным творением Св. Григория является краткий символ веры, сохраняющийся во многих греческих, латинских и сирийских рукописях. По свидетельству Св. Григория Нисского, Символ этот, был сообщаем Чудотворцу Ап. Иоанном Богословом по повелению Богоматери, когда он перед принятием рукоположения в епископа в пустынном уединении ночью размышлял о тайне Св. Троицы. В этом символе изложено православное учение о Святой Троице. Содержание Символа таково:

"Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей и образа вечного; совершенный родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, образ выражения Божества, Слово действенное, Мудрость, содержащая, состав всего, движущая все творения, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога исходящий, посредством Сына явившийся, т.е. людям, образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, в которой причина живущих, святый Источник; Святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, который через все. Троица, Совершенная славою и вечностью и царством нераздельная и неразлучная, почему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего бы прежде не было и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложна, неизменна и всего одна и та же".

Важно отметить, что такое точное изложение учения о Святой Троице было связано с богословствованием представителя Александрийской школы.

Другое, несомненно подлинное, произведение Св. Григория - Панегирик Оригену. Произнес в большом собрании в присутствии Оригена. По содержанию речь представляет не столько панегирик, сколько подробную, правдивую оценку ученой деятельности Оригена со стороны искренне привязанного к нему ученика. Панегирик наполнен живым, горячим чувством глубочайшей благодарности к Оригену, искренним одушевлением научными занятиями и сожалением о предстоящей разлуке. Исторически он ценен, т.к. в нем дается описание ученых занятий в школе Оригена.

Для знакомства с покаянной дисциплиной древней церкви важно Каноническое послание Св. Григория к епископам в Понте, касающееся применения церковной дисциплины к христианам, впадшими в разного рода грехи и преступления.

Кроме того, Св. Григорию принадлежит несколько глубоких по содержанию слов (на Благовещение, Рождество Христово, Богоявление...).

"Небесный Царь, - читаем в слове на Богоявление, - приходит ко Иоанну - Своему Предтече, не будучи окружен воинством ангельским и не предпосылая пред Собою вестников, т.е. бестелесных сил, но подобно простому и обыкновенному воину..."

"Иисус... сказал Иоанну, научись желать того, чего желаю Я... Дай мне исполнить Мое намерение я желание, для которого Я пришел на землю. Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для своей нужды, а для уврачевания... Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные... Я Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно прежде произвести тени потом уже самую истину. Мне должно положить конец ветхому завету, и потом уже проповедовать новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моею Кровью и запечатлеть Моим Духом... Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы".

К творениям Св. Григория относятся еще отрывки диалога "О Божестве Слова" и пересказ Экклезиаста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: