Сочинения преп. Антония Великого




По Выражению блаж. Августина преп. Антоний «ученной образованности не имел, но Св. Писание знал на память и хорошо его разумел».[2]

Итак, училищем для Антония Великого были Священное Писание и природа, а учителем была благодать Христова по мере очищения от греховных страстей подвигами благочестия. Однажды посетивший его философ спросил, как он может жить без книг. Преподобный ответил ему так: «Книга моя, друг мой, природа, которая всегда со мною когда я захочу её читать»[3].

Свои наставления и послания он писал только на египетском языке, следовательно на этот язык уже в то время было переведено Священное Писание, а позже его послания были переведены на другие языки.

До нашего времени сохранились в латинском переводе 7 его писем.

В арабском переводе известны 20 писем преп. Антония, часть писем - на греческом. В арабском переводе также сохранилось 80 правил, 20 слов увещания и мыслей. В духе апостольском написаны и сохранились: 20 кратких слов о вере в Господа, о страхе Божием и прочее.

Содержание и дух его наставлений

В латинском переводе 7 писем содержат следующее: 1-ое письмо - об удалении от мира; 2-ое письмо - о том. как избавиться от оков дьявола и о средствах избавления от них; 3-е письмо - о благодеяниях Божиих человеку; 4-ое письмо - о воплощении Христа Сына Божия; 5-ое письмо содержит наставление о христианском бодрствовании; 6-ое письмо - о познании самого себя и о нужде воплощения Сына Божия; 7-ое письмо - увещание против Ария. В одном из писем преп. Антоний писал, что человек, познавший самого себя, будет иметь правильное познание о тварях, которых Бог произвел из ничего; тот знает также и достоинство умного и безсмертного человеческого духа, заключенного на время в бренное тело, чтобы в нем усовершенствовать себя через добродетели. Кто же знает это, тот знает, что должно любить Бога, а кто любит Бога, тот должен любить всех.

В 8-ом письме изложены им способы умерщвления от страстей, чтобы приблизиться к Творцу всяческих. Силу и способность избавиться от греховных наклонностей и страстей христианин получает от Господа Иисуса Христа, Который во всем подобен Богу Отцу. Далее преп. Антоний пишет: «Умоляю вас моею любовию к вам, обратитесь ко Господу всем сердцем вашим. Мы должны очищать себя от грехов, сообразовать волю свою с волею Божею и освящать все чувства свои; должны непрестанно обновляться, чтобы быть достойными посещения Господа нашего Иисуса Христа. Смерть и воскресение Его, положили основание нашему воскресению и уничтожили власть смерти, т.е. дьявола и т.д.»

В этом можно увидеть проповедь опытного духоносного старца, глубоко изучившего духовную природу и ее нужды, усвоившего сокровище и силы благодати Христовой.

Полезно ещё привести наставление преп. Антония о действиях духов добрых и духов злых о изучившего духовную природу и её нужды, усвоившего сокровище и силы благодати Христовой. Это беседа Отца с детьми, Отца, каким только мог быть ученик любви Христовой. Полезно еще привести наставление преп. Антония о действиях духов добрых и духов злых на душу человека.

«Явление добрых ангелов не производит никакого смятения в душе; их присутствие мирно и и успокоительно; оно наполняет душу радостью и одушевляет её доверенностию.

Напротив, явление духов злых производит в душе возмущение; они повергают душу в в смятение помыслов или в страх».[4]

Преп. Антоний - начальник отшельнической монашеской жизни

История монашества представляет преп Антония отцом иноческой скитской жизни. Это не значит, что до преп. Антония жизнь девственная, соединенная со строгим подвигом воздержания и молитвою, не существовала. Еще Ориген писал, что подвизающихся в постоянном девстве между христианами было весьма много.

Наступали времена, когда заставляли многих удаляться в пустынные места, т.е. во время гонений на христиан. Сам преп. Антоний свидетельствовал: «С первых пор, как я начал вести жизнь монашескую, не было нигде общежития, в котором бы заботились о спасении других, но всякий из древних монахов по окончании гонений подвизался особо».[5]

Для всего сонма подвижников аскетов Великий Авва был наставником и примером иноческой жизни. Вот то великое место в иноческой жизни, которое, по предназначению Господа и Его благодати, занимает великий Антоний в Церкви Христовой.

СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Св. Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Он происходил из знатного рода, выделявшегося как своим богатством и дарованиями, так и христианским благочестием. Святою жизнью прославились: его бабка Макрина, отец его Василий и мать Емелия, старшая сестра Макрина и два брата - Григорий, епископ Нисский и Петр, епископ Севастийский.

Свое детство Св. Василий провел в Понте а имении, принадлежавшем его отцу. Его воспитанием занималась главным образом бабка Макрина, ученица св. Григория чудотворца Неокессарийского, который был высоким почитателем Оригена, а первоначальным обучением руководил отец, всеми уважаемый ритор в Неокессарии и Понте.

Как отмечает сам Св. Василий, речи и пример жизни бабки Макрины оставили неизгладимый отпечаток в его юной душе и под этим влиянием заложены были в ней основы глубоко религиозного настроения. Дальнейшее образование Св. Василий получил в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе и, наконец, в Афинах. Здесь он проходил обучение вместе с Григорием Богословом, отношения с которым сохранили характер тесной дружбы до конца жизни. Среди соблазнов Афинской жизни юные христиане поддерживали друг друга в стремлении к совершенствованию в христианских добродетелях и в изучении наук. По выражению Григория Богослова в похвальном слове св. Василию, они знали лишь две дороги - в храмы христианские и в школы. Здесь созрело у них настроение по окончании образования совершенно отречься от мира.

По окончании школы, в которой, по словам св. Григория Богослова, св. Василий далеко превосходил сверстников своими дарованиями: «он оказался широко образованным человеком, который полностью овладел всем циклом знаний, доступных ученым той эпохи».

Возвратившись в 359 г. в Кесарию св. Василий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.

В это время он получил крещение от Кессарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца. Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко ознакомился с жизнью подвижников, слава о которых в то время распространялась по всем церквям. В то же время это путешествие дало ему возможность получить ясное представление о тех догматических спорах, которые волновали христианскую церковь.

По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близь Неокессарии предался аскетическим подвигам. Из двух типов монашеских поселений - уединенного и общежительного отшельничества св. Василий отдал предпочтение последнему, учитывая опасности уединенной жизни. Здесь часто навещал его Григорий Назианзин. Подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Священного Писания и творений учителей Церкви, из которых они особенно высоко ставили Оригена. Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений этого великого Александрийского богослова. С помощью друга Св. Василий написал Правила монашеской жизни.

Своею проповедью и примером Св. Василий привлек многих любителей иноческой жизни, которые селились в окрестностях образуя мужские и женские монастыри. По свидетельству Руфина в скором времени изменилась в лучшую сторону жизнь всего населения Понта. Около 364 года преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал его своим помощником в проповедничестве и в административных делах. В эти годы, в связи с воцарением Валента, усилилась движение арианской ереси, опасность ее распространения стала испытывать на себе и Кесарийская область. Василий ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и стал во главе защитников православия, тем более что епископ Евсевий богословски был человеком малообразованным. По словам Св. Григория в это время Св. Василий был для предстоятеля Церкви «добрым советником, искусным помощником, изъяснителем Священного Писания, истолкователем обязанностей, опорою старости, хранителем его веры, самым надежным из клириков и опытнее всех мирян».

Живя в Кесарии Св. Василий вел тот же аскетический образ жизни, какой он проводил в пустыне. Когда в 368 г. страшный голод постиг Каппадокию, Св. Василий продал доставшееся ему по наследству имение и употребил его на пропитание голодных, побуждая в тоже время и других к щедрой благотворительности.

После смерти епископа Евсевия Василий был избран его преемником. Сильное противодействие его избранию оказали некоторые арианско настроенные епископы Каппадокии, но большое содействие в предоставлении Каппадокийской кафедры Василию оказали Григорий старший, Назианзин, отец Григория Богослова и сам Григорий Богослов, а также Евсевий еп. Самосатский.

В звании архиепископа Кесарийского Св. Василий являлся руководителем 50 епископов своего округа и на этом посту он проявил энергичную деятельность. Он заботился об исправлении недостатков клира, об истовом совершении богослужения, открывал убежища для странников, больных и престарелых. Доходы своей церкви он употреблял на дела благотворительности, лично довольствуясь только самым необходимым для жизни. Всякий нуждающийся имел к нему свободный доступ. Настойчиво следил он за строгим соблюдением церковных канонов, устраняя всякий вид симонии и допуская в клир только достойных людей. Подведомственные ему церкви он посещал лично, совершая объезды своего округа, а новопоставленных епископов руководил посланиями. Памятником его забот о благоустроении богослужений является литургия, носящая его имя, составленные им молитвы и правила для монашествующих.

Но главной своей задачей Св. Василий считал защиту православной веры от еретической смуты и восстановление церковного мира. Положение православной церкви на востоке было весьма печально.

Император Валент, ярый арианин, лично предпринял путешествие по восточным провинциям с целью изгнать православных пастырей и заменить их арианами. Ему всюду удалось этого достичь, и только Св. Василий сохранил за собою Кесарийскую кафедру. При всеобщей растерянности и взаимном недоверии Василий являлся оплотом православия на Востоке. Он стремился объединить всех, оставшихся верными православному учению, и установил сношения с западной церковью, ожидая от нее поддержки.

Скончался этот великий деятель церкви 1-го января 379 г., но плоды его деятельности полностью обнаружились только после его смерти.

Святой Василий обладал большим организаторским талантом. В эпоху великой церковной смуты, когда, по словам Кирилла Иерусалимского, епископы восстали против епископов, духовенство против духовенства, миряне против мирян даже до кровопролития Св. Василий объединил около себя православных защитников никейского символа и, терпеливо проявляя допустимую снисходительность, привлек колеблющихся. На востоке он представлял главный оплот правого исповедания. Запад, мало затронутый арианскими смутами, оставался равнодушным к бедствиям востока и на призывы о помощи отвечал молчанием; при этих обстоятельствах Св. Василию оставалась только надежда на помощь Божию.

Он был первым организатором монашества в Каппадокии и создал правила иноческой жизни. Он заложил твердую основу церковной благотворительности.

Но, будучи преимущественно человеком дела, он пользовался в борьбе и литературным оружием, поэтому в наследие от этого учителя Церкви осталось много ценных сочинений. Они могут быть подразделены на: догматические, экзегетические, аскетические, гомилетические и письма.

Догматические сочинения

6.1.1.Большую важность имеет труд «Против Евномия», написанный в 363 или 364 г,г.

Кизический епископ Евномий, увлеченный славою арианина Аэция, изложил в своей книге «Апология» последовательно и диалектически развитое учение о Сыне Божием и Духе Святом на началах арианства, именуя Сына творением Отца, а Духа Святого созданием Сына.

В своем сочинении, написанном по просьбе монахов, Св. Василий подробно разбирает диалектические построения Евномия и опровергает их.

Труд Св. Василия делится на 5 книг.

В 1-й книге он разбирает учение Евномия о Боге Отце, в раскрытии которого Евномий упорно избегает употребления наименований «Отец и Сын», заменяя их словами «нерожденный» и «рожденный» при этом «нерожденность» Евномий считает существенным признаком Божества. Св. Василий опровергает это положение указанием на то, что сущность вещей человеческим разумом постигается не непосредственно, а по части и поэтому определяется не одним, а несколькими признаками. Тем более что это нужно сказать о высочайшем Существе, к Которому можно прилагать многие как положительные, так и отрицательные определения. Поэтому, одним словом «нерожденный» нельзя определить Существа Божия, а только совокупностью признаков вместе взятых мы можем начертать образ Божий, хотя бы бледный и слабый в сравнении с действительным.

Во 2-й книге доказывается единосущие Сына Божия с Отцом и опровергартся дилемма, часто выдвигавшаяся арианами: «если рожден, то не был до рождения, а если был, то не рожден». Разбирая этот софизм Св. Василий указывает, что рождение в приложении к Божественному бытию должно мыслится актом, происходящем не в какой-то единичный момент времени, а в вечности Божественного бытия, так что Сын Божий совечен Богу Отцу. Наконец, самое понятия рождения говорит о единосущии рожденного Сына рождшему Его Богу Отцу, тогда как в отношении к людям Бог именуется Отцом только в нравственном смысле.

В 3-й книге опровергаются возражения Евномия против единосущия и равенства Духа Святого с Сыном и Отцом. В своих утверждениях Евномий опирается на то, что Дух Святой именуется Третьим в порядке и достоинстве Лицом Святой Троицы. Отсюда он делает вывод, что Дух Святой чужд не только Отцу, но и Сыну. Св.

Василий указывает, что Святым Писанием Духу Святому усвоено Его Божеское достоинство равное со Отцом и Сыном; тоже самое можно видеть из действий, которые Святой Дух совершает в мире, как податель жизни и раздаятель духовных дарований, поэтому и крещение заповедано совершать во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все это Св. Василий подтверждает выдержками из Священного Писания и опровергает те ссылки, которыми стремился обосновать свои мысли Евномий.

В 4-ой и 5-ой книгах дается сокращенное повторение доказательства единосущия Сына и Духа Святого со Отцом и продолжается разбор мест из Святого Писания приводившихся арианами против учения о Божестве Сына Божия.

Исследователи признают эти две книги позднейшей прибавкой, составленной по материалам сочинений Св. Василия или Аполлинарием Лаодикийским, или Дидимом Александрийским.

6.1.2. Сочинение «О Духе Святом», написано по просьбе Амфилохия, епископа Иконийского около 375 г. против учения Аэция, причислявшего Святого Духа к тварям. Аэциане исходя из этой мысли не считали возможным прославлять Святого Духа вместе со Отцом и Сыном. Они ссылались, между прочим, и на формулу употреблявшегося в то время славословия: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе». В противоположность им Св. Василий стал употреблять славословие в такой форме: «Слава Отцу с Сыном и Святым Духом». Законность употребления предложенной им формы Св. Василий обосновывает и соответствием ее истинному учению о равном Божественном достоинстве Лиц Святой Троицы и ссылкой на церковное Придание.

6.1.3. Блаж. Августин приписывает Св. Василию сочинение «Против манихеев», но до нашего времени оно не сохранилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: