СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ




Св. Григорий Богослов родился около 330 года в небольшом селе Арианзе, близ Каппадокийского города Назианза. Отец его также по имени Григорий, был язычником. Крещение он принял уже в зрелом возрасте, под влиянием своей жены Нонны, которая представляла образец истинно христианской женщины.

Желая иметь сына, Нонна молилась об этом, и еще до рождения обещалась посвятить его Богу. Под влиянием матери Григорий с юных лет решил вести безбрачную жизнь. Отец его вскоре после крещения был посвящен в пресвитеры, а затем в епископы в Назианзе.

Св. Григорий получил широкое образование. Первоначальное обучение он проходил в доме родителей, где особенно усердно изучал Св. Писание, а затем посещал лучшие школы того времени: в Кесарии Каппадокийской, в Александрии, наконец, в Афинах. В Кесарии Каппадокийской он впервые встретился с Василием Великим, вместе с ним он посещал и Афинскую школу. Здесь завязалась дружба между будущими великими деятелями Церкви, которая связывала их на протяжении всей жизни.

Из Афин Григорий вернулся на родину, здесь принял крещение и, исполняя обет матери, отвечавший его собственному настроению, отдался подвигам созерцательной жизни. Но в то же время он старался совместить монашескую жизнь с выполнением обязанностей к родителям, находившимся уже в преклонном возрасте. Тесные отношения поддерживал он и со св. Василием, к которому часто приезжал из Арианза а Понт. Друзья вместе придавались посту, молитве, труду физическому и умственному. Здесь они вместе составляли сборник из творений Оригена и Правил монашеской жизни.

Около 360 года Григорий впервые выступает в качестве активного деятеля в церковной жизни. Его отец, епископ Назианский, по простоте и миролюбию подписал арианский символ, что возмутило многих монахов, которые своим влиянием отторгли от него значительную часть его паствы. Сын Григорий, возвратившись из Понта, разъяснил отцу значение подписанного им символа и его противречие никейскому исповеданию и побудил отца открыто признать свою ошибку, чем мир в его пастве был восстановлен.

В 361 году в праздник Рождества Христова Григорий Богослов по настоянию своего отца и Назианскои паствы и вопреки собственному желанию был посвящен в пресвитеры. Он не осмелился ослушаться приказания отца, но очень был опечален такою, по его выражению «тиранией» и удалился в Понт к Василию.

Однако, вскоре он должен был вернуться в Назианз, чтобы помогать своему отцу в управлении епархией.

В 367 году Св. Григорий вместе со своим отцом принял участие в избрании Василия Архиепископа Кесарийского, и своим влиянием способствовал успеху этого дела. Укрепляя свое положение в борьбе с арианами, Св. Василий открыл много епископских кафедр. В 372 году посвятил своего друга Георгия епископом в Сосин, незначительное и дикое местечко, лежавшее невдалеке от Назианза на границе двух Каппадокии. По своему положению этот пункт являлся спорным между двумя митрополиями, и этим постановлением Св. Василий закрепил его за собою.

Это действие друга, на которое он согласился крайне неохотно, настолько его опечалило, что он удалился в пустыню, не совершив ни одного богослужения в Сосине, а затем по просьбе отца вернулся в Назианз, где и заменял отца под условием, однако не быть ему приемником.

В 374 году он похоронил отца, дожившего до ста лет, а вскоре умерла и мать. Его брат Кесарий и сестра Горгония умерли еще раньше. Порвались последние родственные узы, и в 375 году Св. Григорий удалился в Селевкию Кесарийскую, чтобы окончательно отдаться созерцательной жизни. Здесь он получил известие о смерти Василия и тяжело переживал потерю друга.

Смерть постигла и покровителя ариан Валента — императорский престол занял Феодосий, оказавший поддержку православным. В 379 году остаток православной паствы Константинополя обратился к Григорию с просьбой прийти к ним на помощь и упорядочить церковные дела. Советы друзей, упрекавших Григория в предпочтении своих желаний общецерковному благу побудили Святителя покинуть пустынные уединения и прибыть в Константинополь.

Здесь он застал тяжелую картину церковной жизни — не было единства даже между православными. Все церкви были захвачены арианами и Св. Григорий нашел пристанище в частном доме, где и стал выступать с проповедями. Он выглядел полуслепым стариком, изможденным и невзрачным, в бедной одежде. Но скоро его воодушевленное и красноречивое слово привлекло к нему множество слушателей. Ариане ставили ему всяческие препятствия в его деятельности и даже покушались на его жизнь. В 380 году прибыл в столицу император Феодосии и передал православным церкви, захваченные арианами. Народ просил Григория возглавить константинопольскую паству. Он дал согласие остаться в этом городе, пока не соберется собор, который и должен решить вопрос о замещении константинопольской кафедры.

В 381 в Константинополе открылись заседания 2-го Вселенского собора, который и избрал Григория епископом Константинопольским, а по кончине Мелетия Антиохийского - председателем собора. Но прибывшие после открытия собора египетские епископы выступили против Григория, стремясь передать константинопольскую кафедру своему ставленнику Максиму. Они возбудили вопрос о незаконности поставления Григория в епископы Константинополя, ссылаясь на правило Никейского собора, запрещавшее перемещение епископов с одной кафедры на другую.

Когда Св. Григорий сделал попытку после смерти Мелетия ликвидировать возникший в Антиохийской церкви раскол и выступил с предложением признать Мелетия Павлина законным епископом Антиохийским, то поддержки у членов собора он не нашел. Все эти обстоятельства так огорчили его, и так повлияли на его здоровье, что он решил сложить с себя полномочия епископа Константинопольского и покинуть столицу.

Произнеся блестящее прощальное слово перед епископами и народом, в котором он изобразил правоту своих действий в Константинополе и изложил православное учение о Святой Троице, Св. Григорий в 381 году удалился в Назианз и некоторое время управлял этой кафедрой, пока не был поставлен здесь, по его указанию, епископ Евлагий.

После этого он поселился в своем имении в Арианзе, посвятив остаток жизни аскетическим подвигам, литературной борьбе с ересями и написанию стихотворений. В своем уединении, «под тенью деревьев им самим посаженных в молодости» Св. Григорий прожил около 7 лет и скончался в 389 году. Память его празднуется 25 января.

Сочинения Св. Григория

Творения Св. Григория разделяются на три раздела: слова, письма и стихотворения. Первое место между творениями Св. Григория занимают его слова. В настоящее время известно 45 его слов, из которых наибольшее значение имеют "пять слов о богословии", произнесенные в Константинополе против евномиан и македониан, от них автор и получил титул богослова.

Первое слово является предисловием к остальным. В нем автор указывает, кто именно, когда и перед кем может рассуждать, исследуя учение о Боге и Святой Троице. Он решительно восстает против развившейся страсти к словопрениям с догматах веры, чаще всего не уместным и не своевременным и унизительным для обсуждавшихся в них высоких истин христианства. Эти вопросы требуют рассмотрения с благоговением и усердием, а не с праздным любопытством.

Во втором слове излагается учение о Боге, как Творце и правителе мира и о слабости и не достаточности человеческого разума для постижения природы и существа Бога. Те определения существа Божественного, которые даются человеческим разумом, или имеют отрицательный характер - например,

Безначальный, неизменный, нерожденный и т.п. (подобно ответу: ни два, ни три, ни бять и пр.), или включают в себя представления из окружающего нас мира, как, например, Дух, огонь, свет и т.п. Существо Божие непостижимо. В земной жизни до нас достигает лишь как бы тонкая струя знания о Боге, в доступной для нас мере Сознания Божества откроется только в будущей жизни.

В третьем слове автор говорит о единосущии Лиц святой Троицы и о Божестве Сына Божия. О Боге существует три древнейших мнения: безначалие, многоначалие, единоначалие. Два первых являются игрою мысли сынов эллинских, мы можем принять только единоначалие. Но Единица в Боге от начала существует (что невозможно в естестве сотворенном) в Троичности - Отец, Сын и Святой Дух. Отец— родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно вне времени. Сын - рожденное, Дух - изведенное.

И рождение и исхождение нужно представлять актами вневременными.

В четвертом слове Св. Григорий разбирает те места Св. Писания, которые приводились арианами в защиту своего учения о сыне Божием, а в пятом опровергает их возражения против Божества святого Духа. В заключение, Св. Григорий говорит о различных аналогиях, которые приводятся для уяснения тайны Святой Троицы.

Близко по содержанию к словам о богословии подходят произнесенные также в Константинополе слова: «О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы» и «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге».

Первое направлено против Ария и Савелия. В нем доказывается единство существа Божия и различие Лиц. В то же время в этом слове порицаются те, которые принимаются богословствовать не изучив Св. Писания и не позаботившись о своей нравственной чистоте.

Во втором слове «О соблюдении доброго порядка в собеседовании» Св. Григорий доказывает, что богословствовать можно не каждому, и не во всякое время и особенно обличает страсти мирян, превращавших богословствование в пустые словопрения.

«Два обличительных слова против Юлиана». В них, касаясь деятельности Юлиана, Св. Григорий высказывает возмущение его попыткой запретить христианам изучение классической литературы, а в его стремлении перенести в язычество многие христианские учреждения он видит признание превосходства христианства над язычеством.

Постигший Юлиана конец, он рассматривает как кару Божию за восстание против Бога. «Защитительное слово по поводу бегства в Понт» - имеет целью защитить себя против тех обвинений, какие вызваны были удалением Св. Григория в Понт после рукоположения в пресвитеры.

Обширные размеры этого слова представляющие целый трактат, заставляют думать, что с церковной кафедры произнесена была только апологетическая часть, остальное содержание, говорящее о высоте пастырского служения, добавлена была в последствии.

Свое бегство Св. Григорий оправдывает сознанием собственного недостоинства, и высоты пастырского служения, а возвращение - объясняет любовью к согражданам и страхом лишиться благословения своих родителей, а также мыслью о судьбе пророка Ионы, пытавшегося уклониться от исполнения воли Божией.

По силе изображения высоты новозаветного священства это слово считается одним из лучших произведений Св. Григория, оно послужило образцом для Св. Иоанна Златоуста при составлении им 6-ти книг о священстве.

Прочие, слова Св. Григория посвящены отдельным богословским вопросам, церковным праздникам, полагают похвалу мученикам или представляют надгробные речи, произнесенные при погребении родных и друзей. Из праздничных проповедей особенно ценны: «На Богоявление, или на Рождество Спасителя», из похвальных - в память Св. Афанасия Великого и Василия Великого, Последние важны для биографии этих церковных деятелей.

Письма и стихотворения.

От Св. Григория сохранилось 243 письма, большую часть из них он собрал по просьбе своего родственника Никабула. Письма относятся преимущественно к последним годам жизни Святителя, когда он удалился от дел и проживал в уединении в Арианзе. Они касаются преимущественно событий частной жизни его самого или его друзей и родственников. Лишь в немногих обсуждаются догматические вопросы волновавшие в то время церковь. Сюда относятся: «Послание к монаху Евагрию о Божестве», рассматривающее вопрос, как можно представлять Божество Единым при Троичности Ипостасей; послание «К Нектарию» и два «Послания к Каледонию», в которых критически разбирается учение Аполлинария.

Более широкий объем имеют стихотворения Св. Григория числом 507. Большая часть их написана также в Арианзе в последний период жизни Святителя. Стихотворения различаются неодинаковою величиною и размером. Одни написаны гекзаметром, другие пентаметром, есть стихи нимбические и анакреонические.

К стихотворному изложению своих мыслей прибегали Арий и Аполлинарий, в целях популяризации своего учения.

Св. Григорий в стихотворении «О стихах своих» сам указывает мотивы, которые побудили его применять эту форму изложения мыслей.

Во-первых, он стремился дать христианским юношам образцы поэтических произведений взамен языческой поэзии, которая содержит в себе много соблазнительного.

Во-вторых, он стремился пресечь вредное влияние стихотворных произведений еретиков, которые хвалились своею образованностью и поэтическим даром. Наконец, тяготясь одиночеством и изнуренный болезнью, в стихах он изливал свою душу. Стихотворные произведения Св. Григория свидетельствуют о значительном поэтическом даровании автора. Особенно ему удавались мелкие элегические стихотворения и нравственно дидактические поэмы. Но есть среди них и менее удачные. По содержанию стихотворные произведения Св. Григория могут быть разделены на догматические, нравственно - аскетические, эпитафии в честь умерших близких людей и есть одна трагедия «О страданиях Христа» принадлежность которой Св. Григорию, однако не доказана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: