Христология Св. Григория




Опровергая Аполлинария, который учил, что Сын Божий воспринял только тело человека и его неразумную душу, а место разумной души заняло божество. Св. Григорий указывает, что:

- Божество может вступить в единение с умом, который представляет образ Божий в человеке но не с одною плотию, которая высшему бытию противоположена.

- Неразумная душа принадлежит и животным, но нелепо было бы думать, что возможно единение Божества с животными.

- Наконец, если Сын Божий воспринял не полное человеческое естество, то невозможно спасение и обожение всего человека, оно, в таком случае должно простираться на одно только тело.

Поэтому во Христе необходимо признать две природы - Божественную и Человеческую. Эти две природы объединяются единством личности Христа. В Нем две природы и одна Ипостась. При таком понимании образа соединения двух естеств во Христе свойства одной природы порождаются другой, и Христу надлежит Божеское поклонение не только по Божеству, но и по человечеству, а Божия Матерь воистину есть Богородица.

Соединение двух естеств во Христе было существенным, оно было связано с полным взаимным проникновением обоих природ. Началось оно в момент зачатия во чреве Девы и с первого момента было полным без последовательного возрастания. Оба естества сохранили свои особенности без смешения. Единая личность во Христе образуется через связь Логоса с умом человека. Основною целью воплощения является обожение человека, которое Св. Григорий понимает не в смысле превращения человека в Бога, а в смысле развития в человеке свойств, составляющих образ Божий. Обожествление человеческой природы во Христе таинственно сообщается всему человечеству и является как бы закваской обожения всего человеческого рода. Вступая в единство со Христом все верующие после смерти и воскресения также достигнут обожения.

Говоря о значении смерти Христа Св. Григорий отрицает теорию выкупа людей у сатаны. Диавол владел ими не по праву, а по захвату. Поэтому нельзя допустить, чтобы для свержения его насилия необходима была смерть Воплотившегося Бога. Так же отрицательно относился он и к теории искупительной жертвы, ибо если Бог не допустил пролития крови Исаака, то может ли быть Ему приятна кровь Его Единородного. Христос умер для того, что бы сошедши во ад уничтожить власть сильного, освободить души умерших и своим воскресением даровать воскресение всем верующим.

В учении о загробной судьбе людей Св. Григорий близок к Оригену. Подобно этому мыслителю источником блаженства праведных он признает познание Бога и общение с Ним, а источником мучений - отвержение Бога и муки совести.

«Бог для одних свет, а для других огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества встречается в каждом».

Близок к мысли Оригена Св. Григорий и в учении об очистительном действии наказания огнем. Безболезненное очищение грехов подается в таинстве крещения, а согрешившие после принятия этого таинства должны пройти более тяжелый путь самоуничижения, поста и слез. Но не достигшие очищения в этой жизни подвергнутся крещению адским огнем, который попалит последствия всякого греха.

СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Св. Григорий был родным братом Св. Василия Великого, но по возрасту значительно его моложе. Св. Василия он именует своим учителем и отцом. Год его рождения неизвестен, также неизвестны и обстоятельства его детских лет и школьного образования. Ему не пришлось подобно брату Василию выезжать в центры просвещения, а ограничится посещением местной кесарийской языческой школы. Истины христианской веры он воспринял из уроков своего брата Василия. Свое образование он восполнил самостоятельными научными занятиями, благодаря которым при своей богатой одаренности он достиг многих результатов. В молодости он выступает учителем красноречия, увлекается светскою жизнью и вступает в брак с Феосевией, которая отличалась религиозным настроением и благочестием.

Но влияние сестры Макрины и Григория Богослова скоро направили его жизненный путь по другой стезе. Григорий принял на себя обязанности анагноста-чтеца, а после смерти Феосевии, удалился в монастырь, основанный Василием Великим, и затем этим Святителем он был посвящен в епископы небольшого города Ниссы, принадлежавшего к Каппадокийской митрополии.

Здесь ему пришлось вступить в жестокую борьбу с арианами, спасаясь от арианствующего наместника Понта Демосфена в 375 году он должен был бежать из Ниссы. Собор в Анкире, составленный из покорных правительству епископов обвинил его в растрате церковных денег и объявил низложенным. По распоряжению правителя Демосфена Григорий был арестован. Но, сильно страдая от грубого обращения солдат и от лихорадки, он бежал от стражи и скрылся в безопасное место.

Три года он вел скитальческую жизнь, носимый волнами, по его выражению, как кусок дерева, и лишь после смерти арианствующего Валента в 378 году смог вернуться в Ниссу и занять свою кафедру.

Он с торжеством был встречен народом. Однако оно было омрачено семейным несчастием: 1-го января 379 года скончался высокочтимый им брат Василий. А вскоре он похоронил сестру Макрину. Последнюю беседу с нею, ее кончину и погребение Св. Григорий описал в «Послании к монаху Олимпию» и в трактате «О душе и воскресении»

В 381 году Св. Григорий присутствовал на 2-м Вселенском соборе, где проявил себя в качестве одного из самых влиятельных его участников. К этому времени

относятся произнесение им двух проповедей - одной в честь Григория Богослова по случаю избрания его епископом Константинопольским и другой - надгробной на погребение Мелетия Антиохийского. Император Феодосии своим эдиктом в 381 году объявил Григория вместе с митрополитом Елладием Кесарийским и Отрием Митиленским хранителем православия в Понте. Все епископы, согласно этому распоряжению должны были иметь церковное общение с названными иерархами, если желали сохранить за собой кафедру.

После 2-го Вселенского собора Григорий был занят утверждением православия, для чего он должен был посетить многие церкви. Также по соборному поручению Св. Григорий посетил Аравийские церкви и Палестину, где содействовал прекращению церковных нестроений, вызванных главным образом ересью аполлинариев. Для поездки ему была предоставлена императором казенная колесница.

Посещение Иерусалима оставило у Григория очень тяжелое чувство. Его поразили враждебные отношения христиан друг к другу и Св. Кириллу Иерусалимскому, в своих писаниях он говорит, что паломничество в Св. Землю не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц и что вообще перемена мест не приближает к нам Бога.

В последующие времена Св. Григорий еще несколько раз посетил Константинополь, произнес здесь речи «О Божестве Сына и Святого Духа», надгробное слово над умершей шестилетней дочерью императора Пульхерией и супругой его Плакиллой. В это же время он познакомился с диаконисой Олимпиадой, почитательницей Св. Иоанна Златоуста. В 394 году Св. Григорий присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения пререканий аравийских епископов. Это известие о Св. Григории было последним.

Св. Григорий Нисский, не обладая качествами практического деятеля, принадлежит к самым разносторонним и глубоким церковным писателям. Его творения можно разделить на пять разделов:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: