СОЧИНЕНИЯ И БОГОСЛОВИЕ СВ. ГРИГОРИЯ




Наиболее известным сочинением св. Григория является краткий Символ веры («Изложение веры»), сохранившийся во многих греческих, латинских и сирийских рукописях. По свидетельству св. Григория Нисского, Символ этот был сообщен Чудотворцу ап. Иоанном Богословом по повелению Богоматери, когда он пред принятием рукоположения во епископа в пустынном уединении ночью размышлял о тайне Святой Троицы. В этом Символе именно и изложено православное учение о Святой Троице. Содержание Символа таково:

«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.

Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Бессмертный Бессмертного, и Вечный Вечного.

И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся (людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святой), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все.

Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.

Посему нет в Троице ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица» (Символ учить наизусть). (Перевод Н. Сагарды, с. 57).

Важно отметить, что такое точное изложение учения о Святой Троице было связано с богословствованием представителя Александрийской школы.

Другое, несомненно подлинное произведение св. Григория, – это «Благодарственная речь Оригену». Произнесена она была в большом собрании в присутствии Оригена. По содержанию речь представляет правдивую, подробную оценку ученой деятельности Оригена со стороны искренне привязанного к нему ученика. Речь наполнена живым, горячим чувством глубочайшей благодарности к Оригену, искренним одушевлением научными занятиями и сожалением о предстоящей разлуке. Исторически она очень ценна, т.к. в ней дается описание ученых занятий в школе Оригена.

Для знакомства с покаянной дисциплиной Древней Церкви важно «Каноническое послание» св. Григория к епископу Понта – «священнейшему папе», касающееся применения церковной дисциплины к христианам, впадшим в разного рода грехи и преступления (см. Книгу Правил, с. 295-300). В частности, здесь говорится, что у женщины, подвергшейся поруганию «по насилию и принуждению», если она до этого времени жила в совершенном целомудрии и чистоте, нет греха. Ей «ничтоже сотворите: несть бо деве грехи смертнаго» (пр. 2). Любостяжательный «подлежит отчуждению от Церкви Божией» (пр. 3). Изменников, – «которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении… убивали единоплеменных своих», – должно удалить – «преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый» (пр. 8). (Всего в Послании 12 правил).

К подлинным творениям св. Григория относятся еще диалог «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога» и сжатый пересказ Екклесиаста («Переложение Екклесиаста»).

Кроме того, с именем св. Григория известно несколько замечательных, глубоких по содержанию слов (на Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, «на всех святых» и др.). Например, в слове на Богоявление читаем: «Иисус… сказал Иоанну: Научись желать того, чего желаю Я… Таинственно и сокровенно то, что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то, что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания уязвленных. Мне должно положить конец Ветхому Завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моею Кровью и запечатлеть Моим Духом. …Мне должно привести к Отцу царствующего во Мне Адама. Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы» (См. «Хр. Чт»., 1838, ч. I; 1837, ч. I; 1840, ч. I).

Относительно слова «на Рождество Христово» следует сказать, что еще в начале текущего века считали греческий текст его утерянным. И только проф. Николаю Сагарде «удалось установить, что он издавна печатается (с незначительными уклонениями) среди сомнительных творений св. Иоанна Златоуста).

18. Св. Афанасий Великий. Жизнь и богослоские взгляды. Писания против арианства

Родился в христ семье, Александрия, 293 г. Свид. гонения Диоклетиана. Светские науки мало, античн. философия и св. Писание в совершенстве. Секретарь еп. Александра, присутствие на соборе. 8 июля 326 г. – еп. Александрийский. Из 47 лет епископства 15 в гонениях и ссылке. В 335 году в Палестине, в Тире собор епископов, который состоял по преимуществу из сторонников Ария и он по обвинениям осудил св. Афанасия. Опровержение всех клевет, но Константин удалил его в Тир. 337 г. после смерти имп. – возвращение. Евсевиане обвинили в незаконном возвр. На его место – арианин, кот. был предан анафеме епископатом. 340 г. – еп. Алекс. – Григорий Каппадокиец, силой захватил храмы. Афанасий бежит в Рим, где Юлием принят в общение. 343г. собор в Сердике. 345 по просьбе Констанция возвр. в Алекс. Соборы в Арле 353, Милане 355 низложили Афанасия. 356 прибывает военачальник Сириан, чтобы схватить Афанасия => в пустыню. Еп. Георгий => гонение на православных, центр ариан, Аэций и Евномий. Написание защитительных сочинений.

[Асмус] Скрываясь в египетской пустыне, он написал очень важные свои сочинения: «Апологию к Констанцию», «Апологию о своем бегстве», «Письмо монахам», касающееся событий арианских споров и «Историю ариан». Как только умер император Констанций в 361 году ситуация резко изменилась – узурпатор Александрийского епископского престола был убит народом (это явление в Александрии не уникальное) и св. Афанасий смог вновь занять свою кафедру.

[*] 361 г. при Юлиане возвращение и собор 362 г., удаление в верхний Египет. Встреча с новым имп. Иовианом, возвр. в Александрию в 364 г. Указ Валента – ссылка всех, кто был сослан Констанцием и возвращен Юлианом, через 4 мес. по просьбе народа отменено. До смерти 3 мая 373 г. в Александрии – лит и пастырские труды.

[Асмус] Творения апологетические и догматические. Первое из них по времени написания – это сочинение «Против язычников и о воплощении Бога-Слова». Первая часть «Против язычников» – есть разновидность христианской апологии; Святитель Афанасий очень хорошо проводит грань между Богом и тварным миром, отвергая, как простонародный языческий политеизм, так и философский языческий пантеизм. Он показывает, что вся природа, весь мир в совокупности не есть Бог, не может рассматриваться, как, сам по себе, божественный. Гораздо большее значение имеет вторая часть этого двуединого труда «О воплощении Бога-Слова». Здесь говорится о самом важном в нашей вере, об искуплении, о спасении и обожении человеческой природы. Св. Афанасий здесь учит, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Это опять-таки не ново, об этом Ириней Лионский уже говорил. Но св. Афанасий об этом говорит очень определенно и делает это утверждение основой своего богословия. Можно сказать, что основа богословия св. Афанасия, в частности, основа его полемики с арианством – это сотериология, т.е. учение о спасении человека.

Главное догматическое творение святителя Афанасия – это «Слова против ариан». Первое «слово» против ариан – это резюме арианской доктрины и защита Никейского вероопределения. Второе и третье «слова» против ариан – это истолкование тех текстов Священного Писания, которые использовались арианами для обоснования их учения, а также тех текстов Священного Писания, которые православное богословие выдвигало для опровержения арианства. Во многих собраниях творений святителя Афанасия печатается еще четвертое «слово» против ариан. Но по единодушному суждению ученых мужей это «слово» ему не принадлежит и написано скорее уже после его смерти. Во многих рукописных сборниках творений св. Афанасия это «слово» не помещается.

Существует более краткое сочинение св. Афанасия на ту же тему, оно называется «О воплощении и против ариан». В этом сочинении встречаются чеканные формулировки, например, «Единый Бог в трех ипостасях»; настолько классические формулы, что некоторые даже сомневались в принадлежности сочинений св. Афанасию, однако, без всяких оснований. Действительно употребление слова «ипостась» у св. Афанасия неоднозначно, иногда он употребляет это слово, как синоним слова «сущность». Однако же встречается у него и употребление слова «ипостась» в значении «лицо».

Сочинения, которые ему не принадлежат. «Афанасиев символ»; до недавнего времени он печатался во всех изданиях Псалтири и в Следованной Псалтири, как один из важнейших вероучительных текстов православной церкви. Однако, уже начиная с XVII века, ученые начали сомневаться в принадлежности этого «символа» св. Афанасию. Впоследствии было доказано, что этот «символ» несомненно западного происхождения и греческий его текст является переводом и по времени происхождения он относится к последующему времени. Как обычно думают, он составлен во второй половине V-го века, хотя среди предполагаемых авторов называли и отцов более раннего времени, например св. Викентия Лиринского или св. Илария Пиктавийского.

Афанасиев «символ» любили использовать на Западе для обоснования «Филиокве»(Filioque), на Востоке он, естественно, имел хождение без «Филиокве»(Filioque). Появление «Филиокве»(Filioque) в тексте столь раннем нас удивлять никоим образом не должно, потому что «Филиокве»(Filioque) – это учение, которое уже вполне четко выражено у блж. Августина.

Св. Афанасий отдавал свои силы преимущественно борьбе против арианства, однако, эту борьбу он мог вести в разных планах, как в чисто догматическом, так и в плане историческом. Можно в отдельный раздел выделить его сочинения историко-полемические. Это прежде всего, «Апология против ариан», сочинение составленное около 357 года после возвращения святителя из второй ссылки. В своих исторических сочинениях св. Афанасий широко пользуется документами: посланиями разных лиц, соборными определениями самых различных церковных собраний. Они имеют строго документированный вид.

Другая апология – это апология, адресованная императору Констанцию. Она написана в твердом и достойном тоне и является в литературном отношении, может быть, самым тщательно обработанным творением святителя Афанасия.

Большое сочинение «Об истории арианства» св. Афанасий адресовал монахам. Если в апологии, адресованной Констанцию, он искал его благоволения, то, напротив, в «Истории арианства», адресованной монашеству, которое стояло целиком за него, он обрушивается на императора с самыми тяжелыми обвинениями, называя его врагом Христовым и т.д.

Основным направлением древнего богословия, богословием по преимуществу, было толкование Священного Писания и святитель Афанасий, как и любой богослов, любой проповедник тоже занимался толкованием священных книг. «К Маркелину о толковании псалмов». Здесь говорится о содержании, о мессианском характере псалмов и об их употреблении в духовой жизни. «Комментарий к псалмам», Св. Афанасий написал также комментарий на книгу Екклесиаста и на книгу «Песнь песней», однако эти толкования не сохранились, кроме очень незначительных фрагментов в тех же катенах. Сохранилось восемь фрагментов толкования св. Афанасия на книгу «Бытие».

В IV веке расцветает монашество и первое монашеское житие – это знаменитое житие преподобного Антония Великого, составленное святителем Афанасием, который лично знал прп. Антония, посещал его неоднократно и был среди его почитателей.

Св. Афанасий защитник церковного учения о Святой Троице, о едином Божестве Отца, Сына и Духа Святого. Святая Троица творит мир, который, как творение, решительно отличается от Творца. Лица Святой Троицы равны, в частности, это выражается в отношении ее к миру: Отец творит мир через Сына, в Духе Святом.

Свт. Афанасий основывается на Предании, выдвигает этот принцип Предания основополагающим для церковного богословия. Кроме того, свт. Афанасий выдвигает принцип верных, он действительно отмежевывается от богословского рационализма, достаточно распространенного в его время. В частности, разные направления арианства, с которыми боролся свт. Афанасий – это один из многочисленных тогда примеров богословского рационализма. Этот принцип рационального достижения истины веры свт. Афанасий отвергает. Свт. Афанасий пользуется философией только, как вспомогательным средством. Богословское учение о единосущии Отца и Сына свт. Афанасием изложена в такой силе, точности и убедительности, как никем до него.

Когда св. Афанасий говорит о соединении Божества и человека во Христе, он говорит о том, что две природы остаются неизменными, что при этом Личность Богочеловека едина. Но, в то же время, в учении св. Афанасия есть одна неточность, вернее он умалчивает об очень важной стороне церковного учения. Мы в Символе Веры исповедуем, что сын Божий «воплотился» и «вочеловечился». Обратите внимание на последнее слово, оно как бы дублирует первое слово «воплотился», а в то же время оно вносит нечто важное, то, чего не достает в этом первом слове. Одно дело «плоть», другое дело – «полнота человечества»; полный, совершенный человек состоит из души и тела. Когда св. Афанасий говорит о Христе, он почти не говорит о человеческой душе во Христе. Правда, в одном месте, в одном из посланий свт. Серапиону, епископу Тмуитскому он исповедует совершенное человечество во Христе, состоящее из тела и души. Однако, это, пожалуй, уникальное у него указание на человеческую душу во Христе не сказывается на его богословии. В частности, когда он говорит о смерти крестной, он описывает эту смерть, как отделение Бога-Слова от плоти, хотя мы хорошо знаем, что о смерти обычного человека говорится, как об отделении человеческой души от тела.

У самого св. Афанасия это, конечно, не означает никакой ошибки потому, что он не делает из них никаких дальнейших выводов. Но у некоторых его современников такое направление мысли могло приводить и к существенным богословским заблуждениям. Здесь нужно назвать, прежде всего, имя Аполлинария Лаодикийского.

[2 вариант] «Слово против язычников» – о познании Бога через творения, платонические влияния. «Слово о воплощении» (317-319 гг.). Экзегетические труды почти не сохранились кр. Псалмов, Матфея и Луки. Псалмы совмещают закон и пророков, написаны о каждом из нас.

Догматически-полемические произведения во II изгнании (356-362). Три слова против ариан: 1 – разбор рациональных и экзегетических доводов ариан, выдержки из «Фалии»; 2 – толкование Притч. 8: 22 («Созда мя в начале путей своих») – основн. Аргумент ариан; 3 – смысл «единосущия и уничижительных мест. 4 послания к Серапиону Тмуитскому о Божестве и единосущии Св. Духа.. Множество апологий (против ариан, к Констанцию, о бегстве при нападении Сирана) и историко-полемических сочинений (история ариан к монахам, о постановлениях Никейского собора, О Дионисии Александрийском, о соборах в Аримине и Селевкии – история противоникейской борьбы). Послания Алекс. Соборов: Свиток к Антиохийцам(362), Письмо к африканским епископам (369), окружные послания. Пасхальные письма, сохранились в сирийском переводе. Здесь содержится (39-е послание, 367) перечень книг Св. Писания.

Ариане, отвергая такое понимание единосущия, вследствие которого исчезла реальность троичности Божественных Личностей, шли другим путем. Не вмещающееся в разум противоречие постулированного единобожия и в тоже время Его Троичности ариане заменяли более простой схемой. Бог Отец – единственная божественная Монада, простая, неделимая и завершенная. И поэтому Он не может наделить Своей природой кого бы то ни было, а значит: 1) Сын не вечен и 2) Он не из сущности Бога, то есть «Сын произошел из несущих».

Арий (александрийский пресвитер), пытаясь сохранить возможность исповедывать личностное бытие Сына и Св. Духа, признает Их сотворенными. Св. Писание и вслед за ним свв. отцы (в ответ на арианство) всегда подчеркивают противопоставленность рождению, т. е. действию по природе, творения, как действия по воле: (Кол.1,15), «...родившимся именуется Тот, Кто другим дает бытие.».., «...Слово состоит вне получивших бытие по хотению.».. (Афанасий Великий); «творить – это принадлежать деятельности (энергии), а рождать – естеству. Естество же и деятельность – не одно и то же, следовательно не одно и тоже – рождать и творить», – говорит свт. Кирилл Александрийский.

Логичный подход, философский монотеизм. О Едином и спасении Сыном – абстрактные нежизненные положения, теизм, космология и мораль, но не жизнь. Рождение для творения и спасения

Рождение и творение произошли во времени. У Оригена – до времени.

 

19. Житие и писания св. Василия Великого.

(330-379г.г.)

Родился примерно в 330 году в центре Каппадокии городе Кесарии. Отец Василий – ритор, мать Эмилия, бабка Макрина (ученица Григория Чудотворца). Трое братьев епископы (+ Григорий и Петр). Домашнее образование, Кесария вместе с Богословом, затем КПоль и Афины (учителя риторы Имерий и Проэрезий), слушал в Антиохии Ливания. Крещение в Кесарии от еп. Диания в 355 (25 лет) + чин чтеца. Удаляется в пустыню на р. Ирис. Сотрудничество с Евстафием Севастийским (потом поссорились на почве омиусианства). «Филокалии» (358-359). 360 г. присутствовал на соборе в КПле, 362 он пресвитер. Уход от еп. Евсевия в пустыню. После его смерти 370 г. – епископ Кесарии. Через 9 лет +. Преследование православных имп Валентом, создание 2-ой Каппадокии. Еп. Анфим Тианский создает кафедры в противовес Василию. Он рукополагает брата и Богослова. Защита Никейской веры, 372 г. исповедничество перед префектом Модестом. +373 – Афанасий, Василий остается один. Попытки найти поддержку Запада. Организация монашеских общин. Собор 376 г. в Кизике. Василий +1.01.379 г.

Главная богословская заслуга Василия Великого – это борьба за утверждение Православия, борьба за утверждение Никейского догмата. В этой борьбе св. Василию и его друзьям принадлежат очень важные терминологические уточнения потому, что, когда начинались арианские споры еще не было никакой точности в триадологической терминологии. Это весьма осложняло задачу богословия. Самое главное, что св. Василий утвердил раз и навсегда значение слов «сущность» (ουσια) и «ипостась». Может показаться странным, но до св. Василия даже защитники Никейского вероопределения, такие, как свт. Афанасий Великий употребляли эти два слова, как синонимы. Это впрочем соответствует общеязыковому словоупотреблению. Например, в одном из своих последних творений свт. Афанасий Великий пишет буквально следующее (он оправдывает употребление этих слов): «Ипостась – есть усиа». Это не означает ничего иного, как простое «бытие».

Св. Василий доказал и убедил Православных признать, что единственная приемлемая формула, когда говорят о Святой Троице, – это «единая Сущность и Три Ипостаси», т.е. употреблять слово «ипостась» в значении «сущность» недопустимо. Слово «ипостась» предпочтительно, как показывает св. Василий, в сравнении со словом «лицо» (προσοπον). Действительно, если мы обратимся к предшествующей истории, мы увидим, что слово «просопон», неясное по своему общеязыковому значению, было достаточно скомпрометировано в прежних богословских спорах. «Просопон» – это «лицо» в значении внешность, обличие. Это слово имело также значение «маска»; как у нас слово «личина» и слово «лицо» – это слова одного корня. Не удивительно, что еретик Савелий, который сливал лица Святой Троицы, учил о едином божественном Лице, вполне допускал слово «просопон». Для него это слово, конечно, имело специфический смысл, оно означало то обличие, какое принимает Бог на очередном этапе Священной истории. То есть, это не одно из Лиц Божества, а одно из обличий единой божественной Личности. Понятно, что в таком историческом контексте было предпочтительнее какое-то более определенное слово, слово, выражающее особое самостоятельное бытие.

Хронология затруднена. По СВ. Писанию: 1) Беседы на псалмы (до епископства 370) нравственное применение для простого народа, аллегор, истор, граммат. – 1том 2) Толкование на первые 16 глав Исаии по стилю и заимствованиям из Евсевия – его авторство отвергается – 2 том. 3) Беседы на Шестоднев до 370 г – 1том. – 9 бесед читанных за неделю простому народу. В. Поста. Влияния «Тимея» Платона о внемирной и вечной Причине, разумность в творении, понимание материи и пространства. Но Демиург не= Б-Творцу, нет учения об идеях. Плотин ок 10 мест из «Эннеад». Космология, география, натурфилософия Аристотеля. Стоики – значение огня, о «логосах».

Догматико-полемические: «Против Евномия» 363-365 гг. 3 первые книги принадлежат ему. О познаваемости Бога. Ум – часть божества => Бога м знать, Бог не личен, если нерожден => не Бог, не изменяемость => передача качеств невозможна. Крайний катафатизм. Проблема имени. 1 книга – нерожденность – св-во Отца, 1 – Сын – Бог, хотя и рожден, 2 – Св. Дух – Бог – 3 том. «Книга о Св. Духе ко св. Амфилохию Иконийскому» Сентябрь 374 – Василием за богослужением изменена доксологическая ф-ла: «слава О через С во СД», он: «слава БО с С и со СД» – Амфилохий возмутился. В конце 375 г. закончен ответ 30 глав, 79 разделов. Третье произведение после Афанасия и Дидима. Ссылка на древность эпиклезы. Богослужебные выражения – аргумент – 3том.

Проповедь на Притч по рукоположении 362 г., Второзак 15, 9; Лк 12, 18: «разорю житницы моя и созижду новые. «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих» – забота о 2 племянниках. 24 речей (беседы – 4том) (истолкования, похвала муч, к богачам, против пороков, 13-ая о крещении, 9-Бог не источник зла, 24 – о савелианах, ариан, аномеев.

Аскетич труды «Предначертание аскетич», «аскет увещ к отречению от мира и дух соверш»?, «Слово о жизни аскетич»?, «Сборник нравствен. Правил», много др. Правил.

Литург труды, переписка 365 писем есть к нему и не его, собраны Григорием 38-е к Нисскому разбор сущности и ипостаси.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: