Какими качествами надо обладать педагогу как воспитателю




Семинарское занятие № 7

 

Педагогическое наследие великих ученых XX в.

Цель семинарского занятия:

проанализировать педагогические взгляды великих ученых XX ст. – Я. Корчака, А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского; провести сравнительный анализ систем воспитания.

 

Основные понятия:

Права ребенка, дом сирот, трудовая колония, коллектив, перспектива, мажор, параллельное воздействие, отряд, духовное развитие, “школа радости”.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Организация жизни в доме сирот, созданном Я.Корчаком.

2. Основные педагогические взгляды Я. Корчака.

3. Организация жизни в трудовой колонии, созданной А. С. Макаренко.

4. Влияние коллектива на воспитание человека.

5. Традиции и перспективы в становлении воспитанника.

6. Метод параллельного воздействия на воспитанника.

7. Основные педагогические идеи В. А. Сухомлинского.

8. Влияние семьи на развитие ребенка по В. А. Сухомлинскому.

9. Гармоничное развитие по В. А. Сухомлинскому.

10. Роль учителя в деле воспитания истинного Гражданина.

 

 

Литература

1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. / Сост., авт. ввод. стат. и биогр. очерков Д.Е. Аксенов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с.

2. Корчак Януш Как любить детей. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 80 с.

3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – С.527-561.

4. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – М.: Правда, 1979. – 639 с.

5. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972 – 336 с.

6. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – М.: Просвещение, 1964. – 246 с.

7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1974. – 288 с.

8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю Москва. Издательство Академия педагогических наук РРФСР. – 1961– 658 с.

9. Сухомлинський В. О. Народження громадянина / Василь Олександрович Сухомлинський. – К., 1970. – 289 с.

10. Сухомлинський В.О. Батьківська педагогіка. – К.: Радянська школа, 1978. – 263 с.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные педагогические взгляды Я. Корчака?

2. Какого человека необходимо воспитывать по А. С. Макаренко?

3. Какую роль играет коллектив в воспитании человека?

4. Что такое традиции и перспективы по А. С. Макаренко?

5. Какие перспективы Вы знаете?

6. В чем сущность влияния перспектив и традиций на воспитание молодежи?

7. Какие методы индивидуального влияния использовал А.С. Макаренко?

8. Как А.С. Макаренко связывал трудовое воспитание с духовным, физическим, политехническим, патриотическим и умственным?

9. Назовите основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

10. Какую роль отводил В. А. Сухомлинский учителю в деле подготовки истинного Гражданина?

 

 

Проблемные задания

Задание № 1.

А. С. Макаренко считал, что привлечение к труду с раннего детства имеет большое значение для физического и духовного развития человека. Он подчеркивал значение труда не только в общественно-производственной сфере, но и в личной жизни: “Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими” (Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – М.: Просвещение, 1964.).

Прокомментируйте высказывание педагога. А Вы согласны с такой позицией?

 

Задание № 2.

В работе “Воспитание в труде” А.С. Макаренко дает родителям методические рекомендации по воспитанию детей:

- перед ребенком должна быть поставлена задача, решение которой требует от него трудовых усилий. Ход выполнения задачи ребенок должен продумать самостоятельно. Так воспитывается чувство ответственности за порученное дело.

- поручения должны быть постоянными.

- поручения должны усложняться с возрастом.

- не перегружать ребенка работой, все должно быть в меру.

- постоянно активизировать познавательный интерес к работе (разъяснениями, подсказками, просьбами, личным примером).

- бороться с леностью.

Согласны ли Вы с такими советами? Не потеряли ли они своей актуальности в наше время? (обоснуйте свою мысль).

Задание № 3.

А. С. Макаренко описывает ситуации из своей педагогической деятельности, в которых он был вынужден обратиться к такому жесткому методу воспитания как бойкот.

Как Вы считаете, насколько эффективный этот метод в современных условиях? При каких обстоятельствах Вы бы применили этот метод?

Задание № 4.

Первая заповедь здорового коллектива – это единые требования и обязательное их выполнение всеми членами коллектива. Обращаясь к педагогическому наследию А. С. Макаренко, мы черпаем мудрость, которая так нужна педагогам, стремящимся создать дружный коллектив. Ученый описывает интересный случай с педагогом И. Городичем. Рассердившись, А. С. Макаренко приказал арестовать дежурного по колонии, а им был как раз педагог И. Городич. Виновный молча снял ремень и прибыл в кабинет Макаренко, в котором просидел пять часов. Когда закончился арест, А. С. Макаренко с удивлением увидел, как коммунары салютуют педагогу, выполнившему требование единое для всех членов коллектива.

Считаете ли Вы актуальным в современной системе воспитания использовать данный опыт А. С. Макаренко?

 

Задание № 5.

Прочитайте отрывок из книги В. А. Сухомлинского «100 советов учителю» и поразмышляйте над вопросами.

Какими качествами надо обладать педагогу как воспитателю

«Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно осно­вываться на личности воспитателя, потому что воспита­тельная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспи­тания... Без личного непосредственного влияния воспита­теля на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подейст­вовать на развитие и определение личности, только харак­тером можно образовать характер».«Образованный человек – человек, вкотором доминирует образ человеческий» – эти замечательные слова Л. В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека – это не только его знания, но и вся многогранность его человеческого образа.

По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику.

Учитель, любящий свой предмет, обладает одним исклю­чительно ценным качеством. Он не только передает своим питомцам фактические знания, нои пробуждает у них мысль о знаниях.

Педагог становится свето­чем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями» (Сухомлинский В.А. Сто советов учителю Москва. Издательство Академия педагогических наук РРФСР. – 1961– 658 с.).

Вопросы для обсуждения:

1. Какие качества педагога являются профессионально значимыми?

2. Каким Вы видите портрет современного учителя?

3. Какой основной цели подчинена деятельность современного учителя в деле подготовки молодежи к самостоятельной жизни?

 

Задание № 6.

Прокомментируйте отрывок из книги Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребенок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей, нужна ему для радостей. А надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1974. – 288 с.).

Задание № 7.

Прокомментируйте отрывок из книги Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

«Жить в обществе – это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей. Наверное, каждому из нас приходилось встречаться с таким явлением: перед ребенком горе, несчастье, слезы, а он наслаждается своими радостями. А бывает и так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Это ничем не прикрытая школа эгоизма. Не уводите ребенка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка. Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1974. – 288 с.).

Практическое задание

 

А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский – выдающиеся педагоги XX ст., которые обогатили современную педагогику теоретическим знанием и практическим опытом. Дайте сравнительный анализ их педагогических идей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: