Общественно-политическая мысль XIX века.




XIX век - время серьезных изменений в сознании людей, разви­тия общественно-политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс.

Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существо­вавших в России порядков, при которых русский народ, отсте­гавший независимость страны, продолжал оставаться в крепост­ной зависимости.

Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX в. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее неприемлемой форме политической власти в России была очень распространенной. Декабристы первыми предприняли попытку свергнуть крепост­ничество и самодержавие в России революционным путем. Большая роль в их общественных воззрениях отводилась про­свещению как силе, способствующей общественному прогрессу. Но в отличие от просветителей XVIII в. они считали прогресс несовместимым с крепостным правом.

Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, поисков путей их решения.

Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и со­циальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношени­ем к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию.

С осмыслением важнейших социально-политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становилась знаменем антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шел­линга, Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках.

"Брожение умов" заставило правительство искать пути усиле­ния идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются "коренные на­чала" официальной идеологии - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу вос­питания в обществе и стать "последним якорем спасения" России.

"Это было также "решение" вопроса о крепостничестве и само­державии с точки зрения правительства. Положения теории "официальной народности" пропагандировались в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе. Однако безраздельно господствовать в умах, на что рассчитывали сторонники этой теории, она уже не могла.

П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп", было, по словам Герцена, подобно "выстрелу, раздавшемуся в темную ночь", оно "потрясло всю мыслящую Россию". Чаадаев пытался по-своему решить "проклятые вопросы" эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов А..Х.Бенкендорф, С.С.Уваров) Чаадаев нигилистически оцени­вал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.

Однако "Письмо" Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.

Мысль о необходимости социально-политических преобразований прочно входит в общественное сознание; формирующиеся в 30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, - различаясь по степени
радикализма, философской основе, исходили из неизбежности «социальных преобразований для дальнейшего движения общества».

40-е годы XIX в. явились "замечательным десятилетием" в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом. Своеобразными общественно-культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах. В одном из таких широко известных салонов - в доме А.П.Елагиной в Моск­ве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России.

К 30-м годам относится развитие идей утопического социа­лизма. В России он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма.

В общественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как средство обновления и улучшения жизни.

Отмена крепостного права, развитие капитализма, рост демок­ратических и революционных настроений привели в движение широкие общественные силы, в развитии общественной мысли возросла роль разночинской интеллигенции.

Основные вопросы общественно-политической мысли - аграр­ный и судьбы самодержавия в России - в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер злободневных проблем, требовавших практического решения. В общественном сознании формировалась демократи­ческая программа обновления России. Народническая доктрина общественной мысли оформилась на рубеже 60-70-х годов. Главным носителем народнических идей была раз­ночинская интеллигенция.

Широкое демократическое движение активизировало буржуаз­ный либерализм в стране.

В целом 60-70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейно-культурной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, поиски их осуществления в интересах народа. Все это создавало соответствующие предпосылки для развития художественной культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: