Могильные жертвоприношения в весенний праздник поминовения усопших




1. Свечи и благовония. 2. Вареные утиные яйца. 3. Пирожные. 4. Цветы. 5. Свечи и благовония. 6. Чай. 7. Вино. 8. Рис и палочки для еды. 9. Различные блюда. 10. Сдобные булочки. 11. Пирожные. 12. Жареный поросенок.


семейство отправлялось к родовым могилам. Прибыв на место, родичи сначала приводили в порядок погре­бение: подновляли надписи на могильных стелах, вы­чищали могилу от сорняков, подравнивали могильный холм. Подношения из трех мясных блюд, трех чашек вина, трех курительных палочек, выставленные спра­ва от могилы, предназначались для Небесного владыки и Божеству земли. Затем по обеим сторонам надгроб­ной плиты ставили зажженные, свечи, перед ней - ку­рильницу с курительными палочками и тотчас присту­пали к возложению жертвенных яств. Наиболее пред­почтительными считались «три животные жертвы» - свинина, баранина и курица. Опустившись на колени, глава семейства, а вслед за ним все семейство возноси­ли молитву и совершали три поклона. В завершение церемонии жертвенные деньги, предназначенные в дар предкам и богам, сжигались под оглушительные раз­рывы хлопушек, сопровождающие любое китайское празднество. Кроме того, было принято оставлять жер­твенные деньги на могилах под камнем или комом зем­ли, а также привязанными к могильному дереву. Эти деньги служили дарами предкам и одновременно были призваны оградить семейную могилу от посягательств владельцев соседних участков.

После принесения жертв у могил повсеместно в Ки­тае было принято устраивать пиршества. И простой люд, и верхи общества были не прочь повеселиться в благо­датные весенние дни поминовения усопших. Жертвен­ные вина и яства были выпиты и съедены собравшими­ся, ибо души умерших вкушали только их «духовную» субстанцию. Женщины собирали цветы, вплетая их в волосы; звучало пение свирелей и бой барабанов. Так соединялись воедино веселый праздник весны и торже­ственный обряд поминовения усопших.


Рассказ о культе предков окажется неполным без упоминания о той роли, которую в нем играет буддий­ское монашество. Иноземная религия, проявляющая небрежение к культу предков, обрекала бы себя на вто­ростепенное место в религиозной жизни Китая (В ка­кой-то мере об этом свиде- тельствует относительно не­удачный опыт внедрения христианства.) Буддизм, при­несший в китайское массовое сознание идею загробно­го воздаяния и создавший дуальную картину загробно­го мира с противопоставлением ада и рая, стал религи­озной системой, взявшей на себя заботы о посмертной судьбе предков. Буддийское монашество активно уча­ствует в отправлении культа предков, а мирянин, оза­бо- ченный участью своих родственников в загробном мире, пользуется широким набором средств, сложив­шимся в популярном китайском буддизме: пожертво­вания и участие в буддийских ритуалах, совершаемых во благо усопшим пред- кам, накопление религиозных заслуг для последующей передачи покойным, пожерт­вования монашеской общине, которые также могут быть переведены на счет усопших, и т. д.

В весенний праздник поминовения усопших многие семьи заказывали буддийские молебны о спасении душ в загробном мире; однако самым буддийским из «праздни­ков мертвых» был Канун седмицы, т. е. седьмого месяца, или в просторечии праздник «голодных духов». Попу­лярная версия происхождения праздника связана с име­нем буддийского подвижника Муляня. Согласно сказу о Муляне, тот отправился вызволять из ада свою матушку. По совету Будды в пятнадцатый день седьмого месяца Мулянь поднес монашеской общине щедрые дары. Толь­ко благодаря единой молитве всей сангхи мать Муляня была избавлена от адских мук. По призыву Будды все его приверженцы совершают такой обряд ежегодно.


В буддийских храмах служили молебны о «всеоб­щем спасении», длящиеся по нескольку дней. С помо­щью больших фонарей, вывешенных у входа в храм, длинных бамбуковых шестов и протяжных заклинаний монахи призывали «голодных духов» со всей округи, служили молебен за их упокой и препровождали обрат­но в загробный мир. На особых помостах перед храма­ми раскладывали угощения для неупокоенных душ. На специально сооруженных помостах монахи читали сут­ры, а по окончании - бросали в толпу слушателей пи­рожки и фрукты. Процессии монахов ходили по улицам, под звуки гонга выкрикивая магические заклина­ния и освящая выставленные у ворот жертвоприноше­ния голодным духам.

Праздник «голодных духов» не обходил стороной ни один китайский дом. По народному поверью в тече­ние всего седьмого месяца были открыты врата преис­подней и ее обитатели получали возможность посетить мир людей. Чествование неупокоенных голодных ду­хов достигало апогея в полнолуние седьмого месяца: по всему Китаю у каждого дома вечером зажигали фона­ри, освещающие умершим предкам из преисподней до­рогу к дому. Вся семья выходила за ворота и отвешива­ла поклоны вернувшимся предкам; при этом сжигались предназначенные им жертвенные деньги. Предков встре­чали подношениями, обычно лапшой, постной похлеб­кой, чаем и вином, фруктами и непременно тыквой или дыней.

На прощание предков следовало снабдить всем не­обходимым для загробной жизни. В бумажный мешок вкладывали жертвенные деньги, бумажные обувь, одеж­ду и утварь. Мешок сжигали во дворе дома - магичес­кий огонь переносил эти подделки в иной мир, превра­щая их там в настоящие.


Вечером пятнадцатого дня совершали обряд пуска­ния фонарей по воде. Масляные лампады, изготовлен­ные из тростника и бумаги, миниатюрные лодочки или дощечки с прикрепленными к ним свечами, цветы ло­тоса из бумаги - обычные атрибуты этого обряда.

Празднества «голодных духов» завершаются в пос­ледний день седьмого месяца чествованием бодхисаттвы Дицзана - радетеля за всех страждущих обитате­лей ада. У ворот домов зажигали курительные палочки и свечи, ибо, согласно поверью, в этот единственный день в году Дицзан открывает глаза, дабы узреть раде­ния живых за тех, кто уже пребывает в ином мире.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.

Алексеев В. М. Китайская литература. Избранные труды. М., 1978.

Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1966.

Алимов И. А. Вслед за кистью. Ч. I., 1996.

Антология даосской философии. Сост. В. В. Малявин, В. В. Виноградский. М., 1994.

Афоризмы старого Китая. Пер. с кит. В. В. Малявина. М., 1991.

АщенковЕ. А. Архитектура Китая. М., 1959.

Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литерату­ры. Сост., вступит, статья, статьи об авторах и коммент. И. С. Лисевича. М., 1994.

Баоцзюанъ о Пу-мине. Пер. и коммент. Э. С. Стуловой. М., 1979.

Бежин Л. Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни худож­ника в Китае III—VI вв. М., 1982.

Белозерова В. Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.

Бо Цзюй-и. Стихотворения. Пер. Л. Эйдлина. М., 1978.

Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Во­сточной Азии в средние века. М., 1982.

Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

Бяньвэнь по Лотосовой сутре. Факсимиле рукописи, изд. текста, пер. с кит., введение, коммент., прил. и словарь Л. Н. Меньшикова. М., 1984.

Ван Вэй. Стихотворения. Пер. А. Гитовича. М., 1959.

Ван Янь. Вести из потустороннего мира. Сборник буддий­ских коротких рассказов V в. Пер., примеч., послесл. М. Е. Ермакова. СПб., 1993.

Васильев Л. С. Древний Китай. М., 1995.


Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства, фор­мирования основ социальной структуры и политической ад­министрации. М., 1983.

Виноградова Е. В. Современное прикладное искусство Китая. М., 1959.

Виноградова Н. А, Искусство Китая. М., 1988.

Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

ВогроликВ. Г, Вязьменский Э. С. Очерки китайской медицины. М., 1961.

Возвращенная драгоценность: Китайские повести XVII века. Пер. Д. Воскресенского. М., 1982.

Вяткин Р. В. Музеи и достопримечательности Китая. М., 1962.

Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. Пер. с кит. К. Ф. Самосюк. М., 1978.

Го Мо-жо. Философы Древнего Китая. М., 1961.

Го юй (Речи царств). Пер. В. Таскина. М., 1987.

Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

Доменак Ж.-Люк, Шанмин Хуа. Семейные отношения в Китае. М., 1991.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1.М., 1972; Т. 2. М., 1973.

Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М., 1990.

Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры Яншао. Новосибирск, 1988.

Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. По материалам корот­ких рассказов IV-VI вв. СПб., 1994.

Жоголева Е. Е., ЖоголевД. А. Китайская кухня. М., 1991.

Завадская Е. В. Мудрое вдохновение. М., 1983.

Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Ки­тая. М., 1975,

Заклятие даоса: Китайские повести XVII века. Пер. Д. Воскресенского. М., 1987.

Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

Искусство Китая. М., 1990.

История китайской философии. Пер. с кит. В. С. Таскина; под общей ред. и послесл. М. Л. Титаренко. М, 1989.

Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Пер. Э. М. Яншиной. М., 1977.

Китай и соседи. М., 1970.

Китайская геомантия. Сост., вступит, статья, пер. с англ., коммент, и указатели М. Е. Ермакова. СПб., 1998.

Китайская классическая поэзия в переводах Л. Эйдлина. М., 1984.

Китайская классическая проза в переводах академика В. Алексеева. М., 1958.

Китайская пейзажная лирика III-XIV вв. Стихи, поэмы, роман­сы, арии. Пер. Л. Е. Бежина, М. И. Басманова, И. С. Голубева и др. М., 1984.

Китайская проза IV-XVIII вв. Пер. Л. Меньшикова, К. Голыгиной, Б. Рифтина и др. // Классическая проза Дальнего Вос­тока. М., 1975 (БВЛ, 18).

Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.

Китайская цигун-терапия. М., 1991.

Китайские народные поговорки, пословицы и выражения. М., 1958.

Китайские народные сказки. Пер. с кит. Б. Рифтина. М., 1959.

Китайские социальные утопии. М., 1987.

Китайский эрос. Сост., отв. ред. А. И. Кобзев. М., 1993.

Книга Марко Поло. М., 1955.

Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская фи­лософия. М., 1983.

Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М, 1982.

Кравцова М. Е. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологичес­кого исследования. СПб., 1994.

Кроль Ю. Л. Сыма Цянь - историк. М, 1970.


Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XHI вв.). М., 1984.

Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.

Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая исто­рия китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

Крюков М. В., Переломов Л. С, Софронов М. В., ЧебоксаровН. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

Крюков М. В. Система родства китайцев (Эволюция и законо­мерности). М., 1972.

Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китай­цы: проблема этногенеза. М., 1978.

Крюков М. В., Хуан Шу-ин. Древнекитайский язык. М., 1978.

Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права (VII-XIII вв.). М., 1985.

Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневеко­вом Китае. М., 1985.

Ли Бо и Ду Фу Избранная лирика. Пер. А. Гитовича, Л. Бежина, А. Ахматовой и др. М., 1987.

Лисевич И. С. Литературная мысль Китая. М., 1979.

Личность в традиционном Китае. М., 1992.

ЛиЮй. Двенадцать башень. Пер. Д. Воскресенского. М., 1985.

Ло Гуанъ-чжун. Троецарствие. Пер. В. Панасюка. М., 1984.

Лукьянов А. Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма). М., 1991.

Лукьянов А. Е. Истоки Дао (Древнекитайский миф). М., 1992.

Малявин В. В. Гибель древней империи. М., 1983.

Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Вос­тока. М, 1987.

Малявин В. В. Чжуан-цзы. М., 1985.

Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII—XVIII вв. в традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978.


Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альманах.

№2, М., 1996. Муриан И. Ф. Китайский народный лубок. М.,

1960.

Мясников В. С. Империя Цин и Русское государство в

XVII в. М., 1980. Народы Восточной Азии. М., 1965. Новая история Китая. Под ред. чл.-кор. АН СССР

С. Л. Тихвинского. М., 1972.

Переломов Л. С. Империя Цинь - первое централизованное го­су-

дарство в Китае (221-202 гг. до н. э.). М., 1962.

Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической исто­рии

Китая. М., 1981. Померанцева Л. Е. Поздние даосы о

природе, обществе и искус­стве (Хуайнаньцзы - И в. до н. э.).

М., 1979.

Поршнева Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового

Китая. Проблемы идеологии. М., 1991.

Поршнева Е. Б. Учение «Белого лотоса» - идеология народного

восстания 1796-1804 гг. М., 1972.

Поэзия эпохи Тан VI 1-Х вв. Пер. Л. Эйдлина, В. Алексеева,

А. Ахматовой и др. М., 1987.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

Пу И. Первая половина моей жизни. Воспоминания Пу И -

пос­леднего императора Китая. М., 1968.

Пурпурная яшма: китайская повествовательная проза I-VI вв. Сост.,

ред., коммент. Б. Рифтина; пер. Л. Меньшикова, О. Фишман, К.

Голыгиной и др; послесл. В. Сухорукова. М., 1980.

Рассказы у светильника: Китайская новелла XI-XVI вв. Пер.

К. И. Голыгиной. М., 1988.

Роль традиции в истории и культуре Китая. М.,1972.

Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая (Четыре си­

луэта). М., 1970.

СемановВ. И. Из жизни императрицы Цыси, 1835-1908. М., 1976. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М, 1987. Сорокин В., Эйдлин Л. Китайская литература М., 1962.


Софронов М. В. Введение в китайский язык. М., 1996.

Стариков В. С. Материальная культура китайцев. М., 1967. Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997.

Страна Хань. Очерки о культуре древнего Китая. Под общей ред.

Б. И. Панкратова. Л., 1959.

Стужина Э. П. Китайский город Х1-ХН1 вв. Экономическая и

социальная жизнь. М., 1979.

Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVI-XVH веках. М., 1970. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Пер. с кит. Р. В.

Вяткина. Т. 1-7, М., 1972-1996.

Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, исто­рия,

трактовка в искусстве и литературе. М., 1975.

Тайные общества в старом Китае. М., 1970.

Танские новеллы. Пер. с кит., послесл. и примеч. О. Л. Фишман. М.,

1995.

Тао Юань-мин. Лирика. Пер. с кит, Л. Эйдлина. М., 1964. Тихвинский С. Л. История Китая и современность. М., 1976. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания

ГСПб., 1993.

Удивительные истории нашего времени и древности. Пер. с кит. И.

Циперович и В. Вельгуса. М., 1988.

У Чэн-энь. Путешествие на запад. Пер. с кит. А. Рогачева. Т. 1-4, М.,

1994.

Фан Вэньлань. Новая история Китая. М., 1955.

Фан Вэньлань. Древняя история Китая. М., 1958.

Федоренко Н. Т. Древние памятники китайской литературы. М., 1978. Федоренко Н. Т. Земля и легенды Китая. М., 1961.

Федоренко Н. Т. Цюй Юань. Истоки и проблемы творчества. М., 1986.

Физическая география Китая. Отв. ред. В. Т. Зайчиков. М., 1964.

Флуг К. К. История китайской печатной книги су некой эпохи.

М.-Л.,1959.

Хуань Куань. Спор о соли и железе. Т. 1. Пер. Ю. Л. Кроля. СПб, 1997.


Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Линь, Мэй. Пер. с кит. В. Манухина. Т. 1-2, М., 1986.

Цзи Юнь. Заметки из хижины «Великое в малом». Пер. с кит. О. Л. Фишман. М., 1977.

Чжан Сюань. Мореходство в древнем Китае. М., 1960.

Чжун Ваньфан. Культура чая. М., 1959.

Шая Юэ. Очерки истории Китая. М., 1959.

ШерА. Я. Что нужно знать о китайской письменности. М., 1968.

Шефер Э. X. Золотые персики Самарканда. Книга о чужезем­ных диковинах в империи Тан. М., 1981.

ШиНай-анъ. Речные заводи. Пер. с кит. А. Рогачева. Т. 1-2, Рига, 1992.

Ши цзин: Книга песен и гимнов. Пер. с кит. А. Штукина. М, 1987.

Ши Юй-кун. Трое храбрых, пятеро справедливых. Пер. В. Панасюк. М, 1974.

Школяр С. А. Китайская доогнестрельная артиллерия. М., 1980.

Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М., 1952.

Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». 2-е изд., испр. и доп.; под ред. А. И. Кобзева. М., 1993.

Эберхард В. Китайские праздники. Пер. с англ. и пред. Н. Ц. Мункуева. М., 1977.

Энциклопедия нового Китая. М., 1989.

Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Юань Кэ. Мифы древнего Китая. 2-е изд., М., 1986.

Юань Мэй. Новые записи Ци Се, или О чем не говорил Конфу­ций. Пер. с кит. О. Л. Фишман. М., 1977.

Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской ми­фологии. М., 1984.

Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. М., 1957.

Яхонтов С. Е. Древнекитайский язык. М., 1965.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................. 3

Традиция в пять тысячелетий.................. 5

Поднебесная............................................ 29

Письмена, завещанные древностью............ 69

От гадательных надписей

к изобретению книгопечатания................ 71

Письменные памятники древности.......... 96

Учения, религии, культы.......................... 125

Конфуцианство....................................... 127

Даосизм................................................... 186

Китайский буддизм................................ 219

Культ предков........................................ 260

Список рекомендуемой литературы.......... 280


Научно-популярное издание

Алимов Игорь Александрович Ермаков Михаил Евгеньевич Мартынов Александр Степанович

СРЕДИННОЕ ГОСУДАРСТВО ВВЕДЕНИЕ В ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ КИТАЯ

Обложка: М.В.Вишневский Верстка: М.В.Вишневский, М.Ю.Дьяков Корректор: В.П.Соколова Выпускающий редактор: М.В.Капризина

ЗАО ИД "Муравей", 123363, Москва, а/я 81 ЛР № 064599 от 22.05.96 г.

Сдано в набор 20.06.98 г. Подписано в печать 18.08.98 г.

Формат60х90 1/16. Усл.печ.л. 18,0. Бумага офсетная.

Гарнитура "Тайме". Тираж 3000 экз.

Раменская типография, г. Раменское, Сафоновс

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: