1. Свечи и благовония. 2. Вареные утиные яйца. 3. Пирожные. 4. Цветы. 5. Свечи и благовония. 6. Чай. 7. Вино. 8. Рис и палочки для еды. 9. Различные блюда. 10. Сдобные булочки. 11. Пирожные. 12. Жареный поросенок.
семейство отправлялось к родовым могилам. Прибыв на место, родичи сначала приводили в порядок погребение: подновляли надписи на могильных стелах, вычищали могилу от сорняков, подравнивали могильный холм. Подношения из трех мясных блюд, трех чашек вина, трех курительных палочек, выставленные справа от могилы, предназначались для Небесного владыки и Божеству земли. Затем по обеим сторонам надгробной плиты ставили зажженные, свечи, перед ней - курильницу с курительными палочками и тотчас приступали к возложению жертвенных яств. Наиболее предпочтительными считались «три животные жертвы» - свинина, баранина и курица. Опустившись на колени, глава семейства, а вслед за ним все семейство возносили молитву и совершали три поклона. В завершение церемонии жертвенные деньги, предназначенные в дар предкам и богам, сжигались под оглушительные разрывы хлопушек, сопровождающие любое китайское празднество. Кроме того, было принято оставлять жертвенные деньги на могилах под камнем или комом земли, а также привязанными к могильному дереву. Эти деньги служили дарами предкам и одновременно были призваны оградить семейную могилу от посягательств владельцев соседних участков.
После принесения жертв у могил повсеместно в Китае было принято устраивать пиршества. И простой люд, и верхи общества были не прочь повеселиться в благодатные весенние дни поминовения усопших. Жертвенные вина и яства были выпиты и съедены собравшимися, ибо души умерших вкушали только их «духовную» субстанцию. Женщины собирали цветы, вплетая их в волосы; звучало пение свирелей и бой барабанов. Так соединялись воедино веселый праздник весны и торжественный обряд поминовения усопших.
Рассказ о культе предков окажется неполным без упоминания о той роли, которую в нем играет буддийское монашество. Иноземная религия, проявляющая небрежение к культу предков, обрекала бы себя на второстепенное место в религиозной жизни Китая (В какой-то мере об этом свиде- тельствует относительно неудачный опыт внедрения христианства.) Буддизм, принесший в китайское массовое сознание идею загробного воздаяния и создавший дуальную картину загробного мира с противопоставлением ада и рая, стал религиозной системой, взявшей на себя заботы о посмертной судьбе предков. Буддийское монашество активно участвует в отправлении культа предков, а мирянин, озабо- ченный участью своих родственников в загробном мире, пользуется широким набором средств, сложившимся в популярном китайском буддизме: пожертвования и участие в буддийских ритуалах, совершаемых во благо усопшим пред- кам, накопление религиозных заслуг для последующей передачи покойным, пожертвования монашеской общине, которые также могут быть переведены на счет усопших, и т. д.
В весенний праздник поминовения усопших многие семьи заказывали буддийские молебны о спасении душ в загробном мире; однако самым буддийским из «праздников мертвых» был Канун седмицы, т. е. седьмого месяца, или в просторечии праздник «голодных духов». Популярная версия происхождения праздника связана с именем буддийского подвижника Муляня. Согласно сказу о Муляне, тот отправился вызволять из ада свою матушку. По совету Будды в пятнадцатый день седьмого месяца Мулянь поднес монашеской общине щедрые дары. Только благодаря единой молитве всей сангхи мать Муляня была избавлена от адских мук. По призыву Будды все его приверженцы совершают такой обряд ежегодно.
В буддийских храмах служили молебны о «всеобщем спасении», длящиеся по нескольку дней. С помощью больших фонарей, вывешенных у входа в храм, длинных бамбуковых шестов и протяжных заклинаний монахи призывали «голодных духов» со всей округи, служили молебен за их упокой и препровождали обратно в загробный мир. На особых помостах перед храмами раскладывали угощения для неупокоенных душ. На специально сооруженных помостах монахи читали сутры, а по окончании - бросали в толпу слушателей пирожки и фрукты. Процессии монахов ходили по улицам, под звуки гонга выкрикивая магические заклинания и освящая выставленные у ворот жертвоприношения голодным духам.
Праздник «голодных духов» не обходил стороной ни один китайский дом. По народному поверью в течение всего седьмого месяца были открыты врата преисподней и ее обитатели получали возможность посетить мир людей. Чествование неупокоенных голодных духов достигало апогея в полнолуние седьмого месяца: по всему Китаю у каждого дома вечером зажигали фонари, освещающие умершим предкам из преисподней дорогу к дому. Вся семья выходила за ворота и отвешивала поклоны вернувшимся предкам; при этом сжигались предназначенные им жертвенные деньги. Предков встречали подношениями, обычно лапшой, постной похлебкой, чаем и вином, фруктами и непременно тыквой или дыней.
На прощание предков следовало снабдить всем необходимым для загробной жизни. В бумажный мешок вкладывали жертвенные деньги, бумажные обувь, одежду и утварь. Мешок сжигали во дворе дома - магический огонь переносил эти подделки в иной мир, превращая их там в настоящие.
Вечером пятнадцатого дня совершали обряд пускания фонарей по воде. Масляные лампады, изготовленные из тростника и бумаги, миниатюрные лодочки или дощечки с прикрепленными к ним свечами, цветы лотоса из бумаги - обычные атрибуты этого обряда.
Празднества «голодных духов» завершаются в последний день седьмого месяца чествованием бодхисаттвы Дицзана - радетеля за всех страждущих обитателей ада. У ворот домов зажигали курительные палочки и свечи, ибо, согласно поверью, в этот единственный день в году Дицзан открывает глаза, дабы узреть радения живых за тех, кто уже пребывает в ином мире.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.
Алексеев В. М. Китайская литература. Избранные труды. М., 1978.
Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1966.
Алимов И. А. Вслед за кистью. Ч. I., 1996.
Антология даосской философии. Сост. В. В. Малявин, В. В. Виноградский. М., 1994.
Афоризмы старого Китая. Пер. с кит. В. В. Малявина. М., 1991.
АщенковЕ. А. Архитектура Китая. М., 1959.
Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. Сост., вступит, статья, статьи об авторах и коммент. И. С. Лисевича. М., 1994.
Баоцзюанъ о Пу-мине. Пер. и коммент. Э. С. Стуловой. М., 1979.
Бежин Л. Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III—VI вв. М., 1982.
Белозерова В. Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.
Бо Цзюй-и. Стихотворения. Пер. Л. Эйдлина. М., 1978.
Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982.
Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.
Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
Бяньвэнь по Лотосовой сутре. Факсимиле рукописи, изд. текста, пер. с кит., введение, коммент., прил. и словарь Л. Н. Меньшикова. М., 1984.
Ван Вэй. Стихотворения. Пер. А. Гитовича. М., 1959.
Ван Янь. Вести из потустороннего мира. Сборник буддийских коротких рассказов V в. Пер., примеч., послесл. М. Е. Ермакова. СПб., 1993.
Васильев Л. С. Древний Китай. М., 1995.
Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства, формирования основ социальной структуры и политической администрации. М., 1983.
Виноградова Е. В. Современное прикладное искусство Китая. М., 1959.
Виноградова Н. А, Искусство Китая. М., 1988.
Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.
Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.
ВогроликВ. Г, Вязьменский Э. С. Очерки китайской медицины. М., 1961.
Возвращенная драгоценность: Китайские повести XVII века. Пер. Д. Воскресенского. М., 1982.
Вяткин Р. В. Музеи и достопримечательности Китая. М., 1962.
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. Пер. с кит. К. Ф. Самосюк. М., 1978.
Го Мо-жо. Философы Древнего Китая. М., 1961.
Го юй (Речи царств). Пер. В. Таскина. М., 1987.
Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
Доменак Ж.-Люк, Шанмин Хуа. Семейные отношения в Китае. М., 1991.
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1.М., 1972; Т. 2. М., 1973.
Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М., 1990.
Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры Яншао. Новосибирск, 1988.
Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. По материалам коротких рассказов IV-VI вв. СПб., 1994.
Жоголева Е. Е., ЖоголевД. А. Китайская кухня. М., 1991.
Завадская Е. В. Мудрое вдохновение. М., 1983.
Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975,
Заклятие даоса: Китайские повести XVII века. Пер. Д. Воскресенского. М., 1987.
Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.
Искусство Китая. М., 1990.
История китайской философии. Пер. с кит. В. С. Таскина; под общей ред. и послесл. М. Л. Титаренко. М, 1989.
Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Пер. Э. М. Яншиной. М., 1977.
Китай и соседи. М., 1970.
Китайская геомантия. Сост., вступит, статья, пер. с англ., коммент, и указатели М. Е. Ермакова. СПб., 1998.
Китайская классическая поэзия в переводах Л. Эйдлина. М., 1984.
Китайская классическая проза в переводах академика В. Алексеева. М., 1958.
Китайская пейзажная лирика III-XIV вв. Стихи, поэмы, романсы, арии. Пер. Л. Е. Бежина, М. И. Басманова, И. С. Голубева и др. М., 1984.
Китайская проза IV-XVIII вв. Пер. Л. Меньшикова, К. Голыгиной, Б. Рифтина и др. // Классическая проза Дальнего Востока. М., 1975 (БВЛ, 18).
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.
Китайская цигун-терапия. М., 1991.
Китайские народные поговорки, пословицы и выражения. М., 1958.
Китайские народные сказки. Пер. с кит. Б. Рифтина. М., 1959.
Китайские социальные утопии. М., 1987.
Китайский эрос. Сост., отв. ред. А. И. Кобзев. М., 1993.
Книга Марко Поло. М., 1955.
Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.
Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. М., 1977.
Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М, 1982.
Кравцова М. Е. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологического исследования. СПб., 1994.
Кроль Ю. Л. Сыма Цянь - историк. М, 1970.
Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XHI вв.). М., 1984.
Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.
Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.
Крюков М. В., Переломов Л. С, Софронов М. В., ЧебоксаровН. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
Крюков М. В. Система родства китайцев (Эволюция и закономерности). М., 1972.
Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблема этногенеза. М., 1978.
Крюков М. В., Хуан Шу-ин. Древнекитайский язык. М., 1978.
Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права (VII-XIII вв.). М., 1985.
Лапина 3. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985.
Ли Бо и Ду Фу Избранная лирика. Пер. А. Гитовича, Л. Бежина, А. Ахматовой и др. М., 1987.
Лисевич И. С. Литературная мысль Китая. М., 1979.
Личность в традиционном Китае. М., 1992.
ЛиЮй. Двенадцать башень. Пер. Д. Воскресенского. М., 1985.
Ло Гуанъ-чжун. Троецарствие. Пер. В. Панасюка. М., 1984.
Лукьянов А. Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма). М., 1991.
Лукьянов А. Е. Истоки Дао (Древнекитайский миф). М., 1992.
Малявин В. В. Гибель древней империи. М., 1983.
Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.
Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М, 1987.
Малявин В. В. Чжуан-цзы. М., 1985.
Мартынов А. С. Статус Тибета в XVII—XVIII вв. в традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978.
Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альманах.
№2, М., 1996. Муриан И. Ф. Китайский народный лубок. М.,
1960.
Мясников В. С. Империя Цин и Русское государство в
XVII в. М., 1980. Народы Восточной Азии. М., 1965. Новая история Китая. Под ред. чл.-кор. АН СССР
С. Л. Тихвинского. М., 1972.
Переломов Л. С. Империя Цинь - первое централизованное госу-
дарство в Китае (221-202 гг. до н. э.). М., 1962.
Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории
Китая. М., 1981. Померанцева Л. Е. Поздние даосы о
природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы - И в. до н. э.).
М., 1979.
Поршнева Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового
Китая. Проблемы идеологии. М., 1991.
Поршнева Е. Б. Учение «Белого лотоса» - идеология народного
восстания 1796-1804 гг. М., 1972.
Поэзия эпохи Тан VI 1-Х вв. Пер. Л. Эйдлина, В. Алексеева,
А. Ахматовой и др. М., 1987.
Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
Пу И. Первая половина моей жизни. Воспоминания Пу И -
последнего императора Китая. М., 1968.
Пурпурная яшма: китайская повествовательная проза I-VI вв. Сост.,
ред., коммент. Б. Рифтина; пер. Л. Меньшикова, О. Фишман, К.
Голыгиной и др; послесл. В. Сухорукова. М., 1980.
Рассказы у светильника: Китайская новелла XI-XVI вв. Пер.
К. И. Голыгиной. М., 1988.
Роль традиции в истории и культуре Китая. М.,1972.
Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая (Четыре си
луэта). М., 1970.
СемановВ. И. Из жизни императрицы Цыси, 1835-1908. М., 1976. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М, 1987. Сорокин В., Эйдлин Л. Китайская литература М., 1962.
Софронов М. В. Введение в китайский язык. М., 1996.
Стариков В. С. Материальная культура китайцев. М., 1967. Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997.
Страна Хань. Очерки о культуре древнего Китая. Под общей ред.
Б. И. Панкратова. Л., 1959.
Стужина Э. П. Китайский город Х1-ХН1 вв. Экономическая и
социальная жизнь. М., 1979.
Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVI-XVH веках. М., 1970. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Пер. с кит. Р. В.
Вяткина. Т. 1-7, М., 1972-1996.
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история,
трактовка в искусстве и литературе. М., 1975.
Тайные общества в старом Китае. М., 1970.
Танские новеллы. Пер. с кит., послесл. и примеч. О. Л. Фишман. М.,
1995.
Тао Юань-мин. Лирика. Пер. с кит, Л. Эйдлина. М., 1964. Тихвинский С. Л. История Китая и современность. М., 1976. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания
ГСПб., 1993.
Удивительные истории нашего времени и древности. Пер. с кит. И.
Циперович и В. Вельгуса. М., 1988.
У Чэн-энь. Путешествие на запад. Пер. с кит. А. Рогачева. Т. 1-4, М.,
1994.
Фан Вэньлань. Новая история Китая. М., 1955.
Фан Вэньлань. Древняя история Китая. М., 1958.
Федоренко Н. Т. Древние памятники китайской литературы. М., 1978. Федоренко Н. Т. Земля и легенды Китая. М., 1961.
Федоренко Н. Т. Цюй Юань. Истоки и проблемы творчества. М., 1986.
Физическая география Китая. Отв. ред. В. Т. Зайчиков. М., 1964.
Флуг К. К. История китайской печатной книги су некой эпохи.
М.-Л.,1959.
Хуань Куань. Спор о соли и железе. Т. 1. Пер. Ю. Л. Кроля. СПб, 1997.
Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Линь, Мэй. Пер. с кит. В. Манухина. Т. 1-2, М., 1986.
Цзи Юнь. Заметки из хижины «Великое в малом». Пер. с кит. О. Л. Фишман. М., 1977.
Чжан Сюань. Мореходство в древнем Китае. М., 1960.
Чжун Ваньфан. Культура чая. М., 1959.
Шая Юэ. Очерки истории Китая. М., 1959.
ШерА. Я. Что нужно знать о китайской письменности. М., 1968.
Шефер Э. X. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М., 1981.
ШиНай-анъ. Речные заводи. Пер. с кит. А. Рогачева. Т. 1-2, Рига, 1992.
Ши цзин: Книга песен и гимнов. Пер. с кит. А. Штукина. М, 1987.
Ши Юй-кун. Трое храбрых, пятеро справедливых. Пер. В. Панасюк. М, 1974.
Школяр С. А. Китайская доогнестрельная артиллерия. М., 1980.
Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М., 1952.
Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». 2-е изд., испр. и доп.; под ред. А. И. Кобзева. М., 1993.
Эберхард В. Китайские праздники. Пер. с англ. и пред. Н. Ц. Мункуева. М., 1977.
Энциклопедия нового Китая. М., 1989.
Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. 2-е изд., М., 1986.
Юань Мэй. Новые записи Ци Се, или О чем не говорил Конфуций. Пер. с кит. О. Л. Фишман. М., 1977.
Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.
Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. М., 1957.
Яхонтов С. Е. Древнекитайский язык. М., 1965.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие............................................. 3
Традиция в пять тысячелетий.................. 5
Поднебесная............................................ 29
Письмена, завещанные древностью............ 69
От гадательных надписей
к изобретению книгопечатания................ 71
Письменные памятники древности.......... 96
Учения, религии, культы.......................... 125
Конфуцианство....................................... 127
Даосизм................................................... 186
Китайский буддизм................................ 219
Культ предков........................................ 260
Список рекомендуемой литературы.......... 280
Научно-популярное издание
Алимов Игорь Александрович Ермаков Михаил Евгеньевич Мартынов Александр Степанович
СРЕДИННОЕ ГОСУДАРСТВО ВВЕДЕНИЕ В ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ КИТАЯ
Обложка: М.В.Вишневский Верстка: М.В.Вишневский, М.Ю.Дьяков Корректор: В.П.Соколова Выпускающий редактор: М.В.Капризина
ЗАО ИД "Муравей", 123363, Москва, а/я 81 ЛР № 064599 от 22.05.96 г.
Сдано в набор 20.06.98 г. Подписано в печать 18.08.98 г.
Формат60х90 1/16. Усл.печ.л. 18,0. Бумага офсетная.
Гарнитура "Тайме". Тираж 3000 экз.
Раменская типография, г. Раменское, Сафоновс