НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ




Вещества могут до тех пор откладываться в артериях, пока полностью не закроют полость сосуда или не сделают гладкую внутреннюю поверхность артерий шероховатой, что вызывает формирование сгустков или помех в изгибе сосуда. Сужение сосуда приводит к уменьшению кровоснабжения организма пораженной артерией, а полная блокировка или закупорка приводит к омертвению той части органа, куда прекратился доступ крови, особенно если в этом месте не существует дополнительных артерий, которые могли бы взять на себя функции погибшей артерии.

Чаще всего происходит закупорка сосудов сердца или мозга. Закупорка, вызванная сгустком крови, называется тромбозом. Если это влечет за собой разрушение ткани, то употребляют слово инфаркт. Такой процесс обызвествления артерий может произойти в любой части тела, вызвав глазной инфаркт (локальная слепота), почечный инфаркт (кровь в моче), инфаркт миокарда (сердечный приступ), инфаркт мозга (паралич) и прочее.

Часть органа, пораженная инфарктом, мертвеет и становится «иссиня-черной», как бы отшибленной. Омертвевшая ткань становится мягкой и кашицеобразной, но в конечном итоге, когда эта область заживает, она прочно зарубцовывается или, что реже, заменяется волокнистой тканью. В связи с этим до зарубцевания ткани мы переводим больных с сердечным приступом на постельный режим.

При большой активности сердце может чрезмерно перегрузиться, что иногда влечет за собой патологическое истон-чание его стенок и их выпуклость (аневризма)* или, что гораздо серьезнее, «прорыв», образующийся в области размягченной ткани, подобно проколу слабого места в автомобильной шине. Именно через эту прободную стенку и происходит массивное кровоизлияние в полость грудной клетки, что, как правило, оканчивается смертью больного. При сердечном приступе также возможно и периодическое возбуждение, и шок, и сердечная недостаточность.

 

* Аневризма - расширение просвета кровеносного сосуда или полости сердца вследствие патологических изменений их стенок или аномалии развития. (Прим. перев.)

 

Так как стенки сосудов сердца являются довольно плотными мышцами, то питание их от одной аорты недостаточно. Как и большинство других органов тела, сердце также имеет собственную систему кровоснабжения маленькими артериями, размером не более карандаша. Они, эти маленькие артерии, подобно венцу или «короне», опускаются над его поверхностью, откуда и происходит название «коронарные артерии». Как уже упоминалось, любая ветвь этих коронарных артерий может отвердеть и сузиться из-за жировых отложений и солей кальция; чем больше этих веществ откладывается в артерии, тем она тоньше и тем больше шероховатость ее внутренней поверхности. Перегруженное сердце при ускорении своего ритма увеличивает и транспортировку крови, однако возможности суженных артерий ограничены, и это создает ощущение тесноты в середине груди, что называется стенокардией («грудной жабой»). И если такая пораженная артерия будет блокирована, то возникает сердечный приступ, вызывающий длительное стеснение или неприятное «сжимание» в середине груди, которое пациент склонен более характеризовать как «несварение желудка», нежели как сердечный приступ. Боль почти никогда не локализуется в левой части груди или над самим сердцем, она также никогда не бывает «острой», вопреки широко распространенному среди населения мнению. Тем не менее, достоин удивления тот факт, что большинство сердечных приступов наступает во время покоя.

Степень обызвествления артерий можно определить сравнительно безболезненным методом - коронарной катетеризацией. Это осуществляется введением катетера (небольшой полой трубки) в ножную (бедренную) артерию над коленом или в артерию руки (плечевую) над локтем. С помощью введенной в артерию иглы вводится и безболезненно проталкивается трубка до самого места питания стенки сердца специальными артериями.

Поскольку при рентгеноскопическом обследовании артерии обычно не видимы, то для того, чтобы сделать их заметными, через катетер в коронарные артерии вводится специальный контрастный раствор. После этого они видятся как крупная и гладкая червеобразная структура. Если они поражены или отвердели, то вокруг таких мест прослеживаются вздутия, напоминающие резиновые узлы. Таким образом можно обследовать кровеносные сосуды почти в любом участке организма.

Некоторые пациенты как раз и подвергаются такой коронарной катетеризации, для выяснения причины их грудной боли. Этот метод применяется также и для обследования больных с осложнениями болезней сердца, чтобы определить целесообразность обводной хирургии, которая состоит в том, что во время операции из какой-либо области иссекается «лишняя» вена и подшивается выше и ниже суженной части коронарной артерии. Отсюда и название - коронарная обводная хирургия.

 

 

СЛЕДИТЕ ЗА СВОЕЙ ДИЕТОЙ

В результате массовых исследований было обнаружено, что особенности местной кухни имеют тесную связь с проблемами отвердения артерий в каждой стране. В Соединенных Штатах, например, наблюдается высокий процент сердечных приступов, параличей и диабетической гангрены. Однако, по этим показателям, первое в мире место занимают Нидерланды и Финляндия, которые, таким образом, превосходят в этом отношении США.

Любопытно, что во время второй мировой войны, когда нацистская Германия оккупировала Нидерланды и вывозила оттуда конфискованные молочные продукты, заменив их суррогатом, Нидерланды потеряли первенство по заболеванию отвердением артерий, оставив его Соединенным Штатам. Затем, как Вы можете догадываться, в конце войны, после освобождения, Нидерланды постепенно восстановили утраченное лидерство в сфере сердечных приступов, параличей и болезней, вызванных отвердением артерий.

Недавно, во время лекционного турне по Финляндии вместе с Американской коллегией, меня, в связи со вспышками внезапной смертности в одном из отдаленных городков Финляндии, называемом Йоэнсуу, что переводится как «устье реки», косвенно привлекли к сотрудничеству с Американской ассоциацией кардиологов. Как пожилые, так и молодые люди внезапно, прямо на улицах, или дома умирали из-за остановки сердца, которая преимущественно принимала форму вентрикулярной фибрилляции. Явной причины смерти, которая буквально косила их, так и не удалось обнаружить. Поскольку основная часть населения не была ознакомлена с методом экстренной реанимации, то ни один из тех, с кем случался приступ вне стен госпиталя, не остался в живых.

Мы договорились о совместной работе с исследовательским коллективом Всемирной организации здравоохранения, оставив попытки определить, относится ли эта эпидемия болезни сердца к особенностям их национальной кухни, курению сигарет или к напряженному состоянию в связи с близостью к русской границе, к специфическому жизненному укладу, или вызвана каким-либо другим фактором. Этот вопрос еще ожидает своего решения.

Тем не менее, нам известно, что когда сердца пострадавших извлекались из грудной клетки для препарирования, они имели обычный размер, но были покрыты слоем жира. Многократные поперечные надрезы коронарных артерий делались сквозь этот жир. Мягкие жировые отложения сужали и внутренние отверстия артерий. Отложения в артериях имели вид обычной зубной пасты, и их можно было снять ногтем большого пальца. Эта первая стадия раннего атеросклероза совсем не похожа на прогрессирующий атеросклероз, наблюдаемый у пожилых людей, у которых уже произошло обызвествление артерий. Превращение мягкой «зубной пасты» в твердую и нерастворимую «яичную скорлупу» и есть то самое заболевание, которое вызывает отвердение артерий.

«Мягкую» фазу отвердения артерий можно, по всей вероятности, рассматривать как раннюю и ресорбционную стадию заболевания. Степень ее распространения у молодежи становится невероятно высокой. И это не является особенностью Нидерландов или Финляндии. Подобные явления обнаружены также у молодых людей в Америке.

Например, было сделано контрольное исследование в период корейской войны, повлекшей за собой военный набор многих физически здоровых мальчиков. Из трехсот парней, погибших на поле сражения, которым в среднем было года но двадцать два, артерии, как показали вскрытия, у семидесяти семи процентов находились в фазе «зубной пасты»!

Если же большинство было подвержено этому заболеванию, то можно только догадываться о состоянии артерий у остальных молодых людей, не призванных в армию.

Это значит, что большинство американцев также подвержены этому заболеванию. Не вдруг становится человек в сорок пять лет одним из тех трех, которого ожидает сердечный приступ. Он не предполагает, что возникновение давящей боли в середине груди, которую мы называем стенокардией, часто предвещает начало сердечного приступа, если это не обнаруживается задолго до наступления болезни. Женщины не являются исключением. С наступлением климакса, они теряют свой иммунитет, так как начинаются возрастные изменения, и яичники перестают функционировать, поэтому прежнее соотношение сердечных приступов семи к одному по сравнению с мужчинами уравнивается.

Обследования населения в других странах также подтверждают эти данные. Несколько лет тому назад, во время пребывания на Востоке с группой докторов из Американской кардиологической коллегии, мы попросили показать нам случаи коронаротромбоза*. Там их не существовало. Вместо сердечного заболевания основной причиной их смерти был рак желудка. Сердечные приступы и атеросклероз были редки. Мы не были уверены в том, что это связано с их рисовой диетой или восточным происхождением. Ответ был найден другой группой докторов, проводивших исследования в области китайского городка Сан-Франциско. Была произведена точная регистрация сердечных приступов среди первого поколения китайских эмигрантов, затем второго и третьего поколений чистокровных китайцев. Сравнение данных показало, что число сердечных приступов быстро возросло, начиная с третьего поколения, до уровня Соединенных Штатов.

Вещество, откладывающееся в пораженных артериях, идентично по химическому составу жирам и минералам, из которых состоит наша «роскошная пища». Особенно верно это в отношении жирных блюд: морская пища и молочные продукты, такие как сливочное масло, крем, жирное мясо, жаркое, сдобные изделия, яичные желтки, креветки и омары.

* Коронаротромбоз - тромбоз венечных артерий сердца. (Прим. перев.)

Люди с большим достатком, позволяющим вести «хорошую жизнь», - если она действительно такова - более уязвимы. В принципе можно быть уверенным, что рабочий с белым воротничком более подвержен сердечным приступам и параличам, нежели землекоп. Является ли здесь причиной разница в физической активности или в питании, пока не известно, хотя и то и другое в одинаковой степени существенно.

Редко подвергаются сердечным приступам цыплята, если их ежедневный корм не состоит из масла и других продуктов, богатых холестерином. Даже их собственный куриный желток может стать причиной заболевания. Рано или поздно сердечного приступа не миновать. Однако, если вызывающие заболевание жирные вещества (холестерин и триглицериды) удалить из куриной пищи прежде, чем сердечный приступ даст о себе знать, то отложения мягкого пастообразного материала в коронарных артериях растворятся и будут выведены из организма, а сердечных приступов не наступит. С другой стороны, развитая фаза «яичной скорлупы» в отвердевших артериях найдена у большинства тех, кто после наступления сорокапятилетнего возраста не прекратил или не сократил употребление жирных продуктов в своем рационе.

Следовательно, отвердевшие артерии, по-видимому, являются главным фактором, сокращающим нашу жизнь. Это наиболее вероятная причина нашей смерти. Вы слышали об этом уже миллион раз, но если вы действительно желаете прожить все отпущенное вам время, остерегайтесь:

КУРЕНИЯ СИГАРЕТ,

БЛЮД С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ И ХОЛЕСТЕРИНА,

ИЗЛИШНЕГО ВЕСА, МАЛОПОДВИЖНОСТИ,

ДИАБЕТА, ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

И БОЛИ В ГРУДИ.

Сказанное слишком хорошо известно - выбор за Вами. Вы можете поплатиться либо теперь, либо позднее.

 

ГЛАВА 4

КОНЦЕПЦИИ СМЕРТИ

 

 

На протяжении всей истории человечества предсказывалась жизнь после смерти, и все же до недавнего времени какие-либо особенности той жизни оставались тайной. Заглянуть в будущее всегда было мечтой человека. И вот теперь появились наконец достаточные, чтобы убедить всех, описания посмертной жизни.

Однако, даже с помощью этих описаний нелегко представить себе переход после смерти к жизни, который, к тому же, не ощущается. Как антитеза рождения, как явная диссо-люция нечто в ничто, смерть не поддается обычному определению.

Что же такое смерть? Что это за тайна, которую все мы рано или поздно встречаем и которая все еще остается без ответа, не понятая величайшими умами?

Оба эти явления - как посмертная жизнь, так и сам момент смерти все еще исследуются. Не решен вопрос и о времени прекращения попыток реанимации. Обратимая, или, как принято говорить, клиническая смерть, наступает в момент остановки сердца и прекращения дыхания; биологическая же (необратимая) смерть наступает тогда, когда все живые ткани вырождаются и прекращают всякую деятельность; юридическая смерть наступает, когда тело не реагирует на реанимацию. Хотя биологическая смерть и может казаться абсолютным концом существования, человек тем не менее от века наделен исключительной надеждой бессмертия. Очевидно, поэтому следовало бы рассмотреть определение смерти, которое дает нам Библия. Одно такое определение заключается в утверждении, что тело умирает, когда дух оставляет его:

«Ибо как тело без духа мертво...» (Иак. 2:26).

Конечно, научное доказательство подтверждения существования жизни после смерти невозможно до тех пор, пока мы не сможем предъявить случаи оживших после биологической смерти, когда ткани разлагаются. Насколько мне известно, это не происходило с тех самых библейских времен, когда Илия вернул вдове ее сына (3 Цар. 17:17-24) и позднее в случае с сыном сонамитянки (4 Цар. 4:32), а затем, когда моавитянин коснулся костей пророка Елисея (4 Цар. 13:21). В Новом Завете Иисус Сам воскресил трех человек: дочь Иаира (Мк. 5:21-24), сына Наинской вдовы (Лк. 7:11-15) и Лазаря (Ин. 11:1 -44), и воскрес Сам через три дня после смерти.

Имеется много описаний, которые наталкивают на мысль об отделении духа от тела в самом начале смерти, позднее возвращающегося в тело в случае отступления смерти. Конечно, в тех случаях, когда смерть необратима, исключая библейские случаи воскрешения, никогда не было известно о возвращении духа обратно в тело; и предполагается, что Св. Писание говорит о биологической смерти, обращаясь к людям со словами: «однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Вероятно, это также объясняет, по какой причине переживание исключительности суда не описывалось в историях случаев тех, кто пережил клиническую смерть. Те, кто вернулись к жизни верящими, что конечного суда там нет, могут быть обманутыми. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света*» (2 Кор. 11:14). Так или иначе, ожидание другой жизни за порогом той двери, которую мы называем смертью, теперь является типичным в таких сообщениях как это:

Я помню, как вышел из тела головой вперед и как бы парил над углом комнаты. Моя жена плакала, и я пытался сказать ей, чтобы она взглянула выше, что со мной всё в порядке. Но она не смотрела на меня. Никто на меня не обращал внимания. Я двинулся назад к двум докторам и посмотрел вниз, на свое тело. Одежда была сгоревшей, и мое лицо представляло собой месиво ободранной и обгоревшей кожи. Доктор сказал: «Потянет ли машина четыре сотни?»- и затем положил на мою грудь два металлических диска, от которых отходили провода к машине. Я видел, как тело мое вздрогнуло. Это было в тот момент, когда, как я знал, я возвратился в тело. Я ощутил боль, как если бы меня в грудь лягнула лошадь. Эта жизнь, конечно же, была хуже, чем та, другая. Я все помню, каждую подробность*.

 

* Подробно об этом см. статью о. Серафима Роуза «Жизнь после Жизни», «Москва», № 8, 1991 г. (Прим. перев.)

 

Вера в загробную жизнь известна почти каждой культуре. Тот, кто изучает историю человечества, убеждается, что почти невозможно найти народ, который не имел бы веры в какую-либо форму существования после смерти.

Когда человек был сотворен, то, как показывает Св. Писание, Бог вложил в сердца людей чувство вечности: «...и вложил мир в сердце их...» (Еккл. 3:11). Эта надежда бессмертия действует как инстинктивное «чувство дома», которое так глубоко коренится в сознании, что заставляет человека искать своего Создателя на протяжении веков, как инстинктивное «чувство дома» заставляет перелетных птиц, китов и других животных тщательно искать свои пристанища.

 

 

ДОХРИСТИАНСКАЯ ЭРА

Вера в жизнь после смерти на протяжении тысячелетий выражалась в различных формах. Издавна умерших погребали с цветами - обычай, показывающий, что смерть рассматривали как праздничное событие - вероятно, как переход из этого мира в следующий. Мертвых погребали с оружием, пищей или другими предметами, считая, что они понадобятся им в будущей жизни.

Египетская книга мертвых - вероятно, самое древнее произведение мировой литературы,- представляет собой необычное собрание молитв и предписаний относительно поведения в ином мире. Древнеегипетская культура была, по-видимому, первой, которая учила о бессмертии души. Тела заботливо подготовлялись, их одевали и бальзамировали; личные украшения умершего, убранство, оружие, инструменты, посуда с пищей и питьем укладывались в гробницу. Египтяне полагали, что в будущей жизни также потребуются пища и питье в привычной для земной жизни форме.

 

* Здесь и далее во всей книге, особенно в частях 6 и 7, которые не сопровождаются сносками, интервью с ожившими пациентами сделаны мною или одним из моих коллег.

 

Гробницы представлялись им будущими жилищами. Чем выше занимал человек положение на Земле, тем грандиознее строилась гробница. Одно из семи чудес света - пирамиды фараонов - все еще существуют, внушая благоговение как памятники древних верований в жизнь после смерти. Древнеегипетские захоронения более чем на тысячу лет старше тех записей, которые находятся в Египетской книге мертвых. Сама же книга создана примерно за 2500 лет до Рождества Христова. Египтяне, подобно подавляющему большинству людей, на протяжении всей истории, рассматривали смерть как перерыв жизни, но не конец ее.

Тибетская книга мертвых изображает жизнь после смерти как предмет верования восточных народов много веков назад. Эти верования, очевидно, не были записаны в форме книги до VIII в. от Р. X. Книга рисует искусство умирания и содержит длинные описания различных состояний души после физической смерти. Согласно этому памятнику Тибета, после смерти личность обнаруживает, что ее умершее тело оставлено позади и заменено «сияющим» телом, способным беспрепятственно проходить сквозь предметы и стены. Передвижение мгновенно. Прежде всего личность замечает своих друзей и родственников, оплакивающих его смерть и подготавливающих тело для погребения. В этом новом состоянии освобожденной души чувства обострены и усилены, и личность может встретить других духовных существ или же «ясный свет», который создает чувство глубокого покоя и удовлетворения. Тем не менее, его судят и выносят приговор, согласно деяниям, совершенным в течение физического существования. В этой книге также описаны стадии смерти и другие странствования души.

Вавилоняне также имели представление о загробном существовании. Они верили в воскресение мертвых, в суд и воздаяние, поэтому захоранивали своих умерших с сосудами, наполненными пищей и питьем. Мужчин хоронили с орудиями их ремесла, а женщин - с гребнями и косметикой.

Персы верили, что, когда душа оставляет тело, она проходит над Местом Собрания, где в продолжение трех дней духи добра и зла борются за обладание душой. Если побеждают духи добра, душа с песнями проходит в корабль, если побеждают духи зла, ее низвергают в бездну «Мрачного царства».

Больше чем другие древние культуры в область этих верований внесли греки. Они считали, что смерть была только физическим концом человека, душа же оставалась бессмертной. Пиндар (Findas), греческий поэт, верил, что некоторые души возвращаются на Землю в образе мудрых мужей. Греческий философ Платон учил, что в момент смерти душа отделяется и существует независимо от умершего тела, что она встречается и разговаривает с другими ушедшими душами, обычно родственников и друзей. Он верил, что, как правило, это происходит в обстановке великолепия, которую душа затем покидает, чтобы предстать перед «судом». На нем делается явным все, что человек совершил в своей прошлой жизни.

Аналогичные мысли были изложены Сократом, знаменитым афинским философом. Встречая свою собственную смерть, он был убежден, что его душа «отойдет к тому месту, которое, подобно ей самой, незримо, божественно, бессмертно и мудро... и где... она действительно проведет оставшееся время с Богом»1. Когда его спросили, где он хочет быть похоронен, Сократ произнес свои бессмертные слова: «Похороните меня, если сможете поймать меня»,- подразумевается, что он не будет более пребывать в своем теле.

В «Государстве» Платон описал, как Эр, греческий солдат, погибший в сражении, видел свое собственное тело, приготовленное к сожжению на погребальном костре. Он отчетливо осознавал свою душу, когда она уже вышла из тела. Затем он обнаружил себя в месте, где находились две расселины, ведущие от земли к будущей жизни. Между этими расселинами души подвергались допросу и суду божественными существами после первого просматривания земных дел, совершенных в течение жизни. Одни из них обычно встречали луч света, освещающий путь на небеса, тогда как другие ввергались в ад. Эр, однако, не был осужден на этот раз, а был возвращен в свое физическое тело. Он внезапно пробудился на погребальной пирамиде и смог передать этот удивительный рассказ. Затем Платон предостерег своих читателей:

«Вот почему я советую прочно держаться вышнего пути даже до последних сил и следовать за справедливостью и добродетелью, никогда не забывая того, что душа бессмертна и способна переносить как добро, так и зло».

Фукидид, соотечественник и современник Платона, написал историю Пелопонесской войны. В нее он включил речь Перикла,- произнесенный им панегирик афинским солдатам, погибшим в первых сражениях войны. Не было никакого упоминания о бессмертии. Наоборот, подчеркивалось, что личное самопожертвование во имя государства давало солдату нечто вроде вечности. Целью существования было благо государства.

Подобная доктрина преподается сегодня и в коммунистических странах. Ежедневно можно видеть советских людей, которые, выстроившись в длинную вереницу, стоят у мавзолея Ленина, что за кремлевской стеной, желая увидеть своего вождя,- бога, которому они, что очевидно, поклоняются. Тело его так хорошо сохранено, что Ленин действительно выглядит как живой, вот-вот готовый задышать. Это зрелище захватывает. Как сообщалось, тело Мао Цзе-дуна в Китае также хотят сделать предметом культа для китайского народа.

 

 

ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ

Представления других культур о жизни после смерти имеют множество сходств. Некоторые племена в Центральной Африке верят в духовное существование после смерти. Вдова часто поселяется рядом с гробницей своего мужа для «наблюдения за отошедшим духом». Американские индейцы некогда напоминали египтян с их верой в будущую жизнь. Они хоронили своих умерших в специальных холмиках с луком и стрелами, которыми можно было бы пользоваться в «счастливой земле охотников» в загробной жизни. Индусы верят в некий род небес, где все украшено жемчугами и драгоценными камениями, а по берегам реки - цветы, музыка, смех и счастье в избытке. Буддизм в большинстве своих сект описывает прекрасный рай в момент смерти. Блаженство абсолютное. Продолжительность жизни неизмерима и название «ад» неизвестно*.

Полная самозависимость, полагают они, ведет к спасению, достигаемому через серию реинкарнаций. Магометане верят в будущую жизнь, где рай превосходит все земные блага. Они верят, что это место роскоши и богатства уготовано лишь последователям Аллаха. Резюмируя эту почти всеобщую веру в бессмертие, хотелось бы процитировать Марка Порция Катона, римского философа, жившего до Христа.

Это должно быть так. Твои доводы великолепны, Платон: Откуда же еще эта блаженная надежда, Это страстное желание и Тоска по бессмертию? Откуда же еще этот загадочный страх и внутренний ужас Падения в ничто?

 

* Это не так. Специалистам известно, что в Махаяне - втором направлении после Хинаяны (тхеравады) - представление об аде является характерной чертой. Сам «Будда, в соответствии с брахманской теорией, говорит о существовании ада для злых...» (Проф. С. Радхакришиан. Индийская философия, М., 1956, т. 2, с. 377.)

 

Если же обратиться к первым письменным памятникам этой религии, в частности к канонической Дхаммападе, то даже и здесь мы найдем недвусмысленно выраженное представление:

 

«Одни возвращаются в материнское лоно,

Делающие зло попадают в преисподнюю (курсив перев.),

Праведники - на небо,

Лишенные желаний достигают Нирваны».

(Глава о зле, № 126).

 

Иное дело, что пребывание в аду (как и в раю) по убеждению буддистов обусловлено (и даже ограничено во временном отношении) земной жизнью, хотя механически неизбежное стремление всех существ и даже предметов в гилозоистическом смысле в их обреченности на прогрессирующие реинкарнации к Нирване позволяет говорить об отсутствии на этом итоговом уровне какого бы то ни было ада или рая (универсализирующая и безличностно-деструкционизирующая Нирвана). Это фундамент буддизма. Попутно можно указать на существование даже такой секты, которая и вовсе отвергает конечное спасение всех тех, кто не следует ее доктрине, пророча им вечные мучения. Это — секта Нитиран. Вот, однако, традиционная схема трансбытия по учению буддизма: 1. Вимукти (Нирвана), 2 Атма, 3. Ад Востока, А. Акшобхья, 5. Амида, 6. Ад Запада, 7. Астрал, 8. Ментал, 9. Сансара.

Интересно отмстить, что в то время как в этой классической схеме дано два ада (ад для людей и ад для богов, демонов, духов и т. д.), орто-доксалыю-хинаяпистический памятник «Дзанлундо» упоминает в своей XII главе о существовании «восемнадцати адов Вселенной». (Прим. перев.)

 

И отчего душа

Обращается к себе и не изменяется при разрушении?

Это божество, пребывающее в нас:

Это само небо, указывающее нам в запредельное

И приближающее человека к вечности2.

 

 

ХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА

Споры философов и история разделились именно в тот момент, когда разделился Рождеством Спасителя наш календарь. И все же воззрение христианской культуры на смерть встречает параллели и в античности, добавляя, однако, недостающее звено - Откровение Самого Создателя к Своему творению через уподобление человеку.

Ириней, епископ Лионский, около 177 года в Галлии проповедовал, что душа существует после отделения от тела в момент смерти. Ссылаясь на Новый Завет, он учил, что весь человек состоит «из духа, души и тела».

В «Фениксе», поэме Лактанция, жившего в IV столетии, утверждается, что человек оставил Рай вследствие греха, но через обетование воскресения он может приобрести утраченное. Смерть трактуется как разлучение тела и души, которые при воскресении соединятся. Бог, Создатель души, уготовил лишь один путь спасения: через Иисуса Христа.

Большинство современных христиан предполагает бессмертие души в качестве фундаментальной доктрины. Во 2 Кор. 5:6-9 мы читаем:

«Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» *.

 

* У Роолингза: «...каждый момент, который мы проводим в этих земных телах, есть время, проведенное вдали от нашего вечного жилища, на Небесах с Иисусом. Мы истинно знаем это верою, а не видением. И мы не страшимся, по поистине желаем умереть, потому что затем мы будем дома, с Господом. Оттого мы стремимся угождать Ему всегда и во всем, чтобы мы пи делали, здесь ли, в этом теле, или вдали от этого тела и с Ним на Небесах». (Прим. перев.)

Подобные заверения Павел шлет и филипийцам:

«Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше...» (Фил. 1:22-23)*.

 

* У Роолингза: «Но если жизнь доставляет мне больше возможности приобретать людей для Христа, то я воистину не знаю, что лучше, жить или умереть! Иногда я желаю жить, а иногда нет, ибо страстно хочу уйти и быть со Христом. 11асколько это счастливее для меня, чем быть здесь!» (Прим. перев.)

 

Любопытно, что все мои пациенты, говорившие о переходе от одной жизни к другой, независимо от того, какова была эта земная жизнь, обычно встречали любимых прежде людей в том месте, где происходило как бы распределение. Зачастую они говорили о находящемся там барьере, препятствующем переходу к более постоянному типу существования. Виденный ими «свет» часто представлял собою яркий фон или казался ангельским существом. Демоноподобные существа, как правило, описывались не как свет, но как тьма. Бесспорно, необходимо помнить, что все описания делали сами пациенты, и, следовательно, эти описания обусловлены их культурным уровнем. Однако наше понимание зависит от нашего отношения к библейской истине.

 

 

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

Апостол Павел ясно показал в Писании, что христиане освобождены от греха и смерти через Иисуса Христа:

«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего через Иисуса Христа, Господа нашего». (Рим. 7:23-25)

Если же, будучи христианами, мы освобождены от греха Иисусом Христом, то почему же для большинства из нас смерть столь отвратительна? Возможно именно потому, что нам известна эта сейчасная жизнь, которую мы реально переживаем, а присутствие иной, сверхъестественной, остается невидимым и неиспытанным, непережитым нами. Это необходимо принимать на веру, веру в обещанное Богом в Св. Писании. Но если мы не рождены от Бога, то эта вера недостижима.

Однако, подобно найденным останкам Ноева ковчега, помогающим подтвердить библейский рассказ о потопе, в нашем распоряжении имеется несколько личных свидетельств людей, которые умирали и попадали в ту жизнь и затем возвращались,- возвращались для того, чтобы мы услышали их рассказ. То, что мы узнали благодаря им, явилось для нас поразительным откровением. Согласно их описаниям, тот мир разделен на Рай и ад. Итак, значит то, что написано в Св. Писании, правда? Положим, Библия не является простой исторической книгой. И если признать правоту Библии, то мы можем увидеть, что первым из людей, соприкоснувшимся с реальностью будущей жизни, является сам Иисус Христос: Он вернулся к жизни воскресшим. Вернулся из абсолютно необратимой биологической смерти!

И все же большинство из нас не поверит, если не убедится в этом на собственном опыте. Как правило, мы не желаем приобретать вещь, предварительно не осмотрев ее. Однако если кто-либо из наших друзей уже пользовался ею, то мы с удовольствием приобретаем ее.

Поэтому, когда меня спрашивают, отчего я так убежден в существовании потусторонней жизни, если сам там никогда не бывал, то я отвечаю словами доктора Росса X. Стауэра из Филадельфии: «Да, я никогда не бывал там. Но у меня есть Самый дорогой Друг, Который там находился, - Иисус Христос. И я лишь повторяю Его слова».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: