Задание для самостоятельной работы студентов




План занятия

1. Основные фонетические единицы.

2. Особенности русского ударения.

3. Акцентологические нормы.

4. Орфоэпические нормы.

5. Фонетические средства языковой выразительности.

Основные сведения по теме. Фонетика (греч. phone – звук) – раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонема – кратчайшая звуковая единица языка, служащая для опознования и различения значимых единиц – морфем, а через них – слов. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>.

В русском языке 43 звука: 6 гласных и 37 согласных. Качественное многообразие звуков можно свести к небольшому числу общих их типов – фонем.

Литературное произношение и ударение регулируются законами, которые описаны в другом разделе языкознания – орфоэпии (от греч. оrthos – прямой, правильный + ероs – речь).

Фонетические процессы. В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например, буква «В» может обозначать [В] – вокруг, [В'] – весело, [Ф] – кров, [Ф'] – кровь. Чаще всего это обусловле­но теми фонетическими процессами, которые происходят со звуками в потоке связной речи. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Самые основные из этих процессов – упо­добление и закон конца слова. В русском языке из двух рядом стоящих согласных последующий звук всегда уподобляется предыдущему по признакам:

· глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим): сережечка – сережка [с'ир'ошка], книжечка – книжка, ошибочка – ошибка;

· звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким): сде­лать [зд'элат'], сбегать [зб'эгат'], сдача [здача];

· мягкости (смягчение твердого согласного перед мягким): степь [с'т'эп'], снег [с'н'эк] (смягчаются в современном русском языке чаще всего зубные согласные 3 и С);

· по месту и способу образования (замена двух согласных одним – долгим шипящим или Ц и Ч): сшить [шыт'], разжать [ражат'], купаться [купаца], смеяться [см'иj'аца].

Уподоблению по звонкости/глухости могут подвергаться только парные согласные, так как один звук заменяется другим из пары.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные соглас­ные на конце слов оглушаются: пироги – пирог [п'ирок], в Таганроге –Таганрог [таганрок].

Понятие об орфоэпической норме. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдель­ных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойствен­ные языку орфоэпические нормы.

Нормы произнесения гласных звуков. Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Уда­рение в русском языке является динамическим, разноместным (кле­точка, король, коромысло), подвижным (город – города – городов).

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например: лес [э] – лесник [иэ]; грязь [а] – в грязи [иэ]; лист [и] – листок [иэ].

После согласных ж и ш буквы о, е в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков. Положение согласного в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками определяет произношение согласных звуков.

Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонор­ными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим соглас­ным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчают­ся. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: t't' уверенно переходит в tt', где t – согласный. Можно отметить три закономер­ности в указанной произносительной норме:

· допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях соглас­ных с, з с согласными т', д', н' (степь [с'т'], казнь [з'н'], здесь [з'д']);

· возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных;

· более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к'], [г'] и [х'].

Рекомендуется запомнить несколько правил, отража­ющих современные орфоэпические нормы.

· -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/е[в]о.

· зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным): с жизнью, разжать, сжать, визжать, брызжет.

· зч и сч произносятся как [ш'] (на стыке морфем): резче, счёт, счастье.

· дч и тч произносятся как [ч'] (на стыке морфем): раздатчик, разведчик.

· -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах): учиться.

· дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных): детский [цк], смеётся.

· жд произносится как [шт'] и [ш'] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруд­нений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

· чн произносится как [чн] – в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а, Фомини[шн]а, яи[шн]ица, було[ч­н]ая и було[шн]ая.

· чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но не­что [чт].

· гк произносится как [х'к'] – в словах лёгкий [х'к'], мягкий.

· гч произносится как [хч'] – в словах легче, мягче [хч'].

· стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – со­держат непроизносимую согласную. В случае затруднений нуж­но обратиться к орфоэпическому словарю.

· двойные согласные в заимствованных словах произно­сятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произне­сение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).

· во многих иноязычных словах после согласных пи­шется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]), свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интер­вью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ].

· в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).

· в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигие­на, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Как средство фонетической выразительности используется повтор одинаковых согласных звуков – аллитерация – и ассонанс – повторение одинаковых гласных.

Контрольные вопросы

1. Что изучают разделы языкознания фонетика и орфоэпия?

2. Перечислите основные фонетические единицы русского языка.

3. Перечислите и проиллюстрируйте фонетические процессы.

4. Расскажите о фонетических средствах языковой выразительности.

5. В чем заключается особенность русского ударения?

6. Расскажите об особенностях «Орфоэпического словаря русского языка».

Упражнение 1. Распределите приведенные ниже слова на группы в зависимости от звука, произносимого на месте буквы г. Обратите внимание на возможные стилистические варианты: взрывное [г]; фрикативное [γ]; произнесение [к]; произнесение [х], вариативное произношение.

Легкие, бухгалтер, мягкий, пугливый, смягчить, Господи, ради Бога, ага, ого, когти, богатый, берег, облегчить, утюг, (он) берегся.

Упражнение 2. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Обратите внимание на произнесение сочетания чн как [чн] или [шн]. Учитывайте возможность двоякого произношения ряда слов. С приведенными словосочетаниями составь­те предложения.

Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, полуночник, подсвеч­ник, яичница, шуточный, горничная, гречневый, коричне­вый, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточница, пустячный, очечник, порядочный, убыточный, Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Шапочный мастер – прийти к шапочному разбору – шапоч­ное знакомство; сердечные капли – сердечный друг; фарфоровая перечница – чертова перечница.

Упражнение 3. Прокомментируйте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каждым из «спрятанных» здесь слов.

Атлас, глазки, рожки, выкупать, ирис, характерный, полки, мука, хаос, вычитать, орган, парить, безобразный, пахнуть, кружки, видение, острота, ледник, лавровый, трусить, клубы.

Упражнение 4. Продолжите ряды сложных слов, с корнями -провод- и –лог- Обратите внимание на то, что ударение в этих словах падает на последний слог.

Бензопровод, трубопровод,...

Эпилог, некролог,...

Момент, цемент, постамент, аккомпанемент, …

Упражнение 5. Поставьте ударение в следующих наречиях. Составьте предложения с подчеркнутыми словами.

Досыта, насмерть, завидно, мастерски, добела, донельзя, мельком, наискось, задолго, искони, исподволь, донага, издавна, наотмашь.

Упражнение 6. Расставьте ударение в следующих глагольных формах. Определите закономерности постановки ударения в фор­мах прошедшего времени.

Плыл – плыла – плыло – плыли, понял – поняла – поня­ло – поняли, нажил – нажила – нажило – нажили, пролил – пролила – пролило – пролили, принял – приняла – приняло – приняли.

Упражнение 7. Прочитайте следующие существительные в форме множественного числа, обращая внимание на ударение. Отметьте возможные произносительные варианты. В слу­чае затруднений обратитесь к словарю.

Шарфы, паны, флоты, шрифты, жгуты, ломти, плуты, сер­пы, стопы, ферзи, мозги, банты, торты, краны, аэропорты, угли, гребни, сироты, средства, клешни, кишки, гербы.

Простыней, прорубей, отраслей, крепостей, должностей, ведо­мостей, скатертей, очередей, плоскостей, степеней, прибылей, яслей, госпиталей, шарфов, областей, лаптей, новостей, щелей, углей, повестей.

Тестовые задания

1. В каком слове произносится согласный [в']?

1) любовь; 2) влияние; 3) вторник; 4) занавес.

2. В каком слове произносится согласный [к]?

1) пирог; 2) к даче; 3) вокзал; 4) кино.

3. В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис; 3) искра – искра;

2) атлас – атлас; 4) клубы – клубы.

4. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение; 2) плесневеть; 3) принудить; 4) подобрала.

5. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) христианин; 2) поняла; 3) красивее; 4) откупорить.

6. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя; 2) черпать; 3) отняла; 4) щавель.

7. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) намерение; 2) начата; 3) заржаветь; 4) зимовщик.

8. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) начала; 2) петля; 3) звонишь; 4) коклюш.

9. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать; 2) мастерски; 3) кремень; 4) кухонный.

10. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мельком; 2) черпать; 3) хлопковый; 4) надолго.

11. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт; 3) статуя, свекла, поняли;

2) дефис, оптовый, созыв; 4) тортов, начала, звонит.

12. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) кухонный, досуха, плесневеть; 3) жалюзи, столяр, врала;

2) ждала, досуг, ревень; 4) агент, заем, шофер.

13. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

1) углубить, каталог, диспансер; 3) приняли, апостроф, алфавит;

2) намерение, закупорить, брала; 4) дедовский, догнала, хозяева.

14. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают вердые согласные звуки?

1) макраМе, шосСе, Теннис;

2) моДернизация, шиНель, кашНе;

3) каФе, коФе, гроТеск;

4) инТеграция, Дефис, Деликатесы.

15. В каком ряду слов буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?

1) дачный, скворечник; 3) конечно, съемочный;

2) яичница, вечный; 4) скучный, нарочно.

16. Какое средство фонетической выразительности используется А.С. Пушкиным: «Не спится, няня: здесь так душно! // Открой окно да сядь ко мне». // «Что, Таня, что с тобой?» // – «Мне скучно. // Поговорим о старине».

1) ассонанс; 2) аллитерация.

17. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) бурьян, только; 3) дождь, южная;

2) ночью, юг; 4) поющая, яростная.

Контрольные задания

1. Используя приведенные слова, постройте речевые высказывания в устной форме с учетом орфоэпической нормы.

А. Принудить, обеспечение, осуждённый, развитой, усугубить, уведомленный, облегчить, ходатайствовать, эксперт, формировать.

Б. Кухонный, закупорить, издавна, красивее, алкоголь, баловать, балованный, мастерски, предвосхитить, щавель, черпать, средство, украинский, досуг.

В. Верование, вероисповедание, генезис, документ, знамение, индустрия, феномен, иначе, исподволь, квартал.

2.В каких словах верно указано произношение?

А.

1) а[ф’э]ра 3) наро[шн]о
2) [дэ]спот 4) к[р’э]до

Б.

1) [д’э]мон 3) каш[н’э]
2) а[ф’о]ра 4) яи[шн]ица

В.

1) [м’энэ]джмент 3) сливо[чн]ый
2) ши[н’э]ль 4) бу[тэ]рброд

4. В каких словах ударение указано верно?

А.

1) созданА 3) нАчав
2) каталОг 4) тортЫ

Б.

1) зазвонИт 3) знамЕние
2) избАлован 4) ходАтайствовать

В.

1) дОсуг 3) бАнты
2) пОняв 4) чЕрпать

Задание для самостоятельной работы студентов

1. Расставьте ударения в данных словах:

Апокриф, апостроф, аристократия, асимметрия, балованный, безудержный, бижутерия, боязнь, вероисповедание, включит, втридорога, газопровод, договор, факсимиле, феерия, феномен, фейерверк, фольга, хвоя, хлопковый, ходатайствовать, христианин, цемент, черпать, шасси, шафер, щавель, экскурс, эксперт, диалог, игрище, бензопровод, квартал, жизнеобеспечение, пурпур, ракурс, экслибрис, узаконение, свекла, сосредоточение, маркетинг, закупорить, баловать.

Алфавит, аналог, арахис, бередить, вогнутый, гражданство, гренки, двоюродный, маркировать, кинематография, усугубить, облегчить, толика, занятой, худоба, удобренный, средства, скопировать, столяр, рыкание, распланировать, эксперт, баржа, бармен, бисеринка, благовест, боязнь, бюрократия, валовой, вальдшнеп, ветеринария, гастрономия, диалог, диоптрия, дремота, договор, досуг, заумь, знамение, каучук, кладовая, коклюш, маркетинг, статуя, текстовой.

2) Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в результате неправильного произношения слов.

Асвальт, беспрецендентный, грейфрукт, друшлаг, жевачка, желантин, имплантант, инугурация, инциндент, компроментировать, конкурентноспособный, конфиндециальный, отдышка, перетурбация, пироженое, подскользнуться, подщёчина, подчерк, прецендент, скурпулёзный, транвай, учавствовать, черезвычайный, шевствовать, экскорт, энтогенез, экскалатор, юристконсульт, явства.

3) Объясните значения данных слов, употребив их в контексте. Определите, какой частью речи они являются:

В о льно – вольн о, о стро – остр о, ч у дно-чудн о.

4) Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.

Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый, осужденный. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, каменноугольный, мизерный, украинский, юродивый.

5) А.Образуйте формы множественного числа существительных, поставьте ударение. С образованными формами составьте предложения.

Торт, лифт, пульт, шарф, порт, герб, шофёр, бутик, ректор, средство, профессор, директор, договор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: