Прокомментируйте высказывания Конфуция (551–479 до н.э.)




Семинарское занятие № 1

 

Воспитание, школа и педагогическая мысль в древних государствах Ближнего и Дальнего Востока

Цель семинарского занятия:

дать студентам первоначальное представление о зарождении организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций; охарактеризовать особенности воспитания в наиболее известных древних государствах Ближнего и Дальнего Востока; ознакомится с педагогическими взглядами выдающихся личностей того времени.

 

Основные понятия:

школа, воспитание, школьное дело, интеллектуальная элита, лесные школы, гуру.

 

Вопросы для обсуждения

 

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древних цивилизаций.

2. Школа и подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Месопотамии.

3. Школа и подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Египте.

4. Школа и подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Израиле.

Школа и подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Иране.

6. Школа и подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Древней Индии.

7. Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.

8. Идеи Конфуция по воспитанию молодежи.

 

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 11-25.

3. Константинов Н.А. История педагогики. Учебник для студентов пед. ин-тов. Изд. 4-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1974. – С.7-29.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие организованные формы воспитания в условиях формирования и развития древних цивилизаций Вам известны?

2. В чем сущность развития школьного дела в Месопотамии?

3. Какие сложились особенности подготовки молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Египте?

4. Как готовили к жизни молодежь в Древнем Израиле?

5. Какие существовали особенности подготовки молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Иране?

6. В чем состояло воспитание молодежи в Древней Индии?

7. В чем состояло воспитание молодежи в Древнем Китае?

8. В чем состоят основные позиции Конфуция по воспитанию молодежи?

 

Проблемные задания

Задание № 1

Прокомментируйте высказывания царя Соломона (965 –928 до н.э.)

1. Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.

2. Душа ленивого желает, но тщетно.

3. Если будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.

4. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

5. Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.

6. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

7. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

8. Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

9. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

10. Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам.

11. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

12. Главное – мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя.

13. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

14. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

15. Не замышляй против ближнего твоего зла.

16. Нерадивый в работе своей – брат расточителю.

17. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

18. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

 

 

Задание № 2

Прокомментируйте высказывания Конфуция (551–479 до н.э.)

1. Ученик спросил о человеколюбии.

Учитель сказал: Испытать трудности, а затем добиться успеха – в этом состоит человеколюбие.

2. Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому‑книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем.

3. И среди благородных мужей бывают не обладающие человеколюбием, но среди маленьких людей не встречаются человеколюбивые.

4. Человек от рождения прямодушен. Но если он утрачивает прямодушие, лишь счастливая случайность сохраняет ему жизнь.

5. Того, кто не стремится к достижению знания, не следует направлять на правильный путь. Тому, кто не испытывает трудностей в выражении своих мыслей, не следует помогать. Того, кто не в состоянии по одному углу [предмета] составить представление об остальных трех, не следует учить.

6. Трудно чего‑либо добиться с теми, кто целыми днями болтают обо всем и ни разу не произнесут слово «справедливость» (Переломов Л. С. Конфуций: Лунь Юй / Л. С. Переломов. – М.: «Восточная литература», 2001. – 168 с.).

Практические задания

1. Дайте сравнительную характеристику развития школьного дела в Индии и Китае.

2. Дайте сравнительную характеристику развития школьного дела в Египте и Иране.

3. Выполнить презентацию «Культура и школа в Вавилоне».

Темы рефератов

1. Воспитание молодежи в Месопотамии.

2. Подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Египте.

3. Подготовка молодежи к самостоятельной жизни в Древнем Китае.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: