ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 013500 БИОЭКОЛОГИЯ
Квалификация – БИОЛОГ-ЭКОЛОГ
По специальности
БИОЭКОЛОГИЯ
Вводится с момента утверждения
Москва, 2000
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
1.1. Специальность утвержденаприказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
1.2. Квалификация выпускника – Биолог-эколог.
Нормативный срок освоенияосновной образовательной программы подготовки биолога-эколога по специальности 013500 – Биоэкология при очной форме обучения – 5 лет.
1.3. Квалификационные характеристики выпускника.Специалист биолог-эколог осуществляет деятельность по изучению, оценке состояния и охране биоты как компонента экосистем и биосферы. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок.
Осуществляет контроль за соблюдением законодательства, правил и норм, планирует мероприятия по охране окружающей среды. На производстве участвует в экологической экспертизе, составляет и осуществляет проекты по разделу «Охрана окружающей среды».
Исходя из своих квалификационных возможностей, специалист биолог-эколог подготовлен к самостоятельной работе на должностях биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квали-фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37.
Специалист биолог-эколог подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
1.3.1. Область профессиональной деятельности специалиста: исследование, оценка состояния и охрана биологической компоненты экосистем и биосферы в целом.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности: организмы, популяции, сообщества в их взаимоотношении со средой; биомониторинг, экологическая эеспертиза и биологические методы контроля состояния природной среды.
1.3.3. Сфера профессиональной деятельности:
- научно-исследовательские, проектные, научно-производственные организации;
- органы охраны природы и управления природопользованием;
- общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке);
- выпускники могут замещать все должности в соответствии с законодательством РФ, требующие наличия высшего профессионального образования.
1.3.4. Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований;
- научно-производственная и контрольно-экспертная деятельность: осуществление экологической экспертизы, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биолого-экологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;
- педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности в области биологии и экологии;
- биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее;
- охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело.
1.4. Возможности продолжения образования.
Специалист подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлениям 510600 – Биология и 511100 – Экология и природопользование;
- к обучению в аспирантуре по биологическим, экологическим и смежным научным специальностям.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем(полном) образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500– БИОЭКОЛОГИЯ
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик, требования к итоговым аттестациям.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по специальности 013500 – Биоэкология, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;
ДС – Дисциплины специализации;
ФТД – Факультативные дисциплины.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы специалиста определяется высшим учебным заведением самостоятельно.
Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. При лицензионной экспертизе и подготовке к государственной аттестации вуза по данному направлению региональный компонент образовательной программы проходит утверждение в УМО.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1 800 |
ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | 1 200 |
ГСЭ.Ф.01 | Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Бытовое и деловое общение. Чтение. Несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. | |
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма. | |
ГСЭ.Ф.03 | Отечественная история История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Проблемы методологии истории. Человек в истории. Социальная история. Взаимодействие революций и реформ. Основные этапы истории России. Место и роль России в истории человечества. | |
ГСЭ.Ф.04 | Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы. История развития и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. | |
ГСЭ.Ф.05 | Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Исторические направления в философии, структура философского знания. Бытие. Понятия духа, материи и сознания; пространства и времени, движения. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика. Развитие. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Становление субъектно-объектного видения мира. Рациональное и иррациональное; интуиция. Отражение. Истина и ее критерии. Научные революции и смена типов рациональности. Познавательные, этические и эстетические ценности. Смысл существования человека. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. | |
ГСЭ.Ф.06 | Экономика Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Банковская система. Международная экономика. Основы прикладной экономики. Основы маркетинга. Финансовые институты. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства. | |
ГСЭ.Ф.07 | Культурология | |
ГСЭ.Ф.08 | Политология | |
ГСЭ.Ф.09 | Правоведение | |
ГСЭ.Ф.10 | Русский язык и культура речи | |
ГСЭ.Ф.11 | Социология | |
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный компонент | |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | |
ЕН | Общие математические и естественно- научные дисциплины | 1 800 |
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | 1 600 |
ЕН.Ф.01 | Математика (в т.ч. математические методы в биологии) Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных. | |
ЕН.Ф.02 | Информатика (в т.ч. современные информационные технологии) Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум. | |
ЕН.Ф.03 | Физика Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; релятивизм, квантовая и статистическая физика; космология; эволюция Вселенной; физический практикум. | |
ЕН.Ф.04 | Химия Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ; химический практикум. | |
ЕН.Ф.05 | Науки о Земле (геология, география, почвоведение) Происхождение Земли и ее положение в Солнечной системе, состав, оболочечное строение и физические поля Земли. Эволюция земной коры. Историческая геология. Географическая оболочка, ее структура и динамика, закономерности эволюции, природные ландшафты. Состав, свойства, генезис и классификация почв. | |
ЕН.Ф.06 | Общая биология (введение в специальность)* Сущность жизни; разнообразие и уровни организации биологических систем; клетки, их цикл, дифференциация; организмы, их основные системы, принципы классификации; наследственность и изменчивость, биологическая эволюция, основные концепции и методы биологии; перспективы развития биологических наук и стратегия охраны природы. | |
ЕН.Р.00 | Региональный (вузовский) компонент, в том числе дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом Например: Математические методы и модели в экологии. Системный анализ. Кибернетика. Синергетика. | |
ОПД | Общепрофессиональные дисциплины направления ** | 2 260 |
ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | 1 860 |
ОПД.Ф.01 | Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология) Вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения, животные, их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение; происхождение, классификация, роль в биосфере и в жизни человека; методы прижизненного наблюдения, описания, культивирования, таксономических исследований, коллекционирования. | |
ОПД.Ф.02 | Физиология (растений, человека и животных высшей нервной деятельности, иммунология) Строение и функции основных систем органов животных и человека; принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; сравнительный аспект становления функций; физиологические процессы зеленого растения: фотосинтез, дыхание, водообмен, рост и развитие; формирование иммунитета растений, животных и человека; молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества; основы этологии; методы экспериментальной работы с лабораторными животными, методы физиологии растений. Применение физиологических тестов для выявления токсичности среды. Физиологические основы токсикологии нормирования. Практикумы. | |
ОПД.Ф.03 | Биология клетки (гистология, цитология, биофизика, биохимия и молекулярная биология) Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; субклеточные компоненты, их биохимические характеристики; структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов, пути биосинтеза макромолекул, энергетика клеток растений и животных, структура и функции биомембран, принципы регуляции метаболизма; радиобиология; методы световой микроскопии, культуры клеток и тканей, выделения и исследования субклеточных структур, потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности, изотопный анализ. Применение клеточных тест-систем для анализа состояния природной среды. Практикумы. | |
ОПД.Ф.04 | Генетика и эволюция (генетика и селекция, теории эволюции) Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого; генная теория; мутагенез, природные и антропогенные мутагены, методы оценки мутагенного действия загрязнений природной среды; генетическая инженерия, ее применение в биотехнологии, генетические основы селекции; генетика популяций; генетические обоснования эволюции; методы генетического анализа, селекции. Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений; генетические основы эволюционного процесса; концепция видообразования. Практикумы. Семинарские занятия. | |
ОПД.Ф.05 | Биология размножения и развития Условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы индивидуального развития, биологический возраст; методы получения и исследования эмбрионального материала; причины аномалий; эмбриональные биотесты для оценки загрязнений природной среды. Практикумы. | |
ОПД.Ф.06 | Общая экология Взаимодействия организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы. Практикумы. | |
ОПД.Ф.07 | Человек Антропогенез; морфология человека; формы поведения, закономерности интегральной деятельности мозга, механизмы памяти, целенаправленных действий; психофизиологические и биосоциальные особенности человека; здоровье, экология, факторы риска, причины и типы основных патологий, стресс и адаптация; генетика и демография; методы анализа и коррекции физиологического состояния. Семинарские занятия. | |
ОПД.Р.00 ОПД.Р.01 *** ОПД.Р.02 | Региональный (вузовский) компонент Например: Знакомство с местной флорой, фауной и основными типами экосистем. Основы биоэтики и др. | |
ОПД.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) | |
ДС.00 | Дисциплины специализации | 1 850 |
ДС.Ф.00 | Федеральный компонент | |
ДС.Ф.01 | Геоэкология Геосферные оболочки Земли, их структура, взаимосвязь и пространственно-временная изменчивость; антропогенное загрязнение и саморегулирование; природные и природно-техно-генные геосистемы, методы геоэкологических исследований; природно-территориальные комплексы; природные и природно-антропогенные ландшафты, ландшафтное моделирование; генезис и классификация почвы как компоненты биоценозов; разнообразие состава и свойств почв как результат функционирования экосистем и условие их устойчивости. | |
ДС.Ф.02 | Геохимия и геофизика биосферы Химический состав литосферы, атмосферы и гидросферы; миграция веществ в биосфере, биогеохимические циклы; геохимия природных и природно-антропогенных ландшафтов, эколого-геохи-мические оценки состояния окружающей среды; типы физических и химических загрязнений; трансформация и миграция загрязнителей в почве, атмосфере и гидросфере, методы обнаружения и количественной оценки загрязнений. | |
ДС.Ф.03 | Организм и среда (физиологическая экология) Обмен веществ, источники энергии для организмов, гомеостаз, условия воспроизведения и возможности адаптации организмов, экология особи; закономерности зависимости организмов от факторов среды; пути приспособления к среде, физиологические особенности различных организмов и трофическая структура биоценозов, механизмы реакций организмов на антропогенные воздействия, основы токсикологии, токсикологический стресс, токсикологическое нормирование, мутагенные факторы среды. | |
ДС.Ф.04 | Экология человека Экология и здоровье человека, физиологические основы адаптации; физиологические основы нормы и патологии основных систем организма человека; иммунная система; приспособление к жизни в различных средах; физические, химические и психологические факторы техногенной среды обитания человека; факторы экологического риска; эндемические заболевания; динамика численности населения, ее размещение на земном шаре, миграция населения. | |
ДС.Ф.05 | Социальная экология (взаимодействие природы и общества): Демоэтническая дифференциация населения и особенности ее взаимодействия с окружающей средой; ресурсы биосферы и демографические проблемы; биологически обоснованные потреб-ности и права человека; экологический кризис и пути его преодоления. | |
ДС.Ф.06 | Основы природопользования и охрана природы Естественный базис природопользования, необходимость разнообразия, виды природопользования, непреднамеренные воздействия на природную среду, оценка воздействия, планирование антропогенного и культурного ландшафта, концепция устойчивого развития, экологические принципы охраны природы. | |
ДС.Ф.07 | Экономика природопользования Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, проблемы их использования и воспроизводства, размещение производства и охрана окружающей среды, эколого-экономи-ческая сбалансированность регионов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности, отходы производства и их использование, управление природопользованием, экологическое регулирование, прогнозирование, планирование, принятие решений, службы контроля в сфере природопользования, система руководства и территориальное управление природопользованием. | |
ДС.Ф.08 | Правовые основы природопользования Концепция взаимодействия общества и природы, экологическое законодательство, право природопользования и правовой механизм охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения. | |
ДС.Ф.09 | Прикладная экология Техногенные системы и их взаимодействие с окружающей средой, агроэкология, урбоэкология, заповедное дело, рекреационное природопользование; методы экологического мониторинга и экспертизы; ОВОЗ, принципы и методы мониторинга, методы контроля, в том числе биоиндикация и биотестирование, организация и порядок проведения полевых исследований, сбор первичной информации, способы камеральной обработки, экологическая экспертиза природных экосистем, технологических проектов, принципы, модели, критерии оценки. | |
ДС.Ф.10 | Системная экология Теория систем и ее применение в решении экологических задач; компьютерные методы обработки экологической информации, статистические методы многомерного анализа и описания экологических систем, динамические модели экологических процессов, имитационное моделирование в экологии, принципы экологического прогноза. | |
ДС.Ф.11 | Экология популяций и сообществ Определение и соотношение понятий: организм, вид, популяция, сообщество, экосистема. Статические и динамические характеристики популяций. Взаимодействие популяций. Типы и классификация сообществ. Методы исследования и моделирование популяций, сообществ и экосистем. | |
ДС.Р.00 | Региональный (вузовский) компонент | |
ФТД.00 | Факультативные дисциплины | |
ФТД.01 | Военная подготовка | |
Всего часов теоретического обучения | 8 260 (153 нед.) | |
Практики | 1 620 (30 нед.) | |
Итого | 9 880 |
* Дисциплина "Общая биология" или ее разделы могут быть перенесены из цикла ЕН в цикл общепрофессиональных дисциплин. Часы, выделенные на ее изучение, могут перераспределяться в рамках цикла ЕН или передаются в цикл ОПД.
** Общепрофессиональные дисциплины направления представлены крупными разделами Биологии, которые могут реализовываться в виде комплекса раздельных курсов с раздельной аттестацией.
*** Этот раздел может реализовываться во время летних учебных практик.
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет – 260 недель,
в том числе:
- теоретическое обучение, включая практикумы,
в том числе лабораторные занятия, научно-исследова-
тельская работа студентов а также экзаменационные
сессии – 180 недель,
- практики: – 30 недель,
учебные (по биоразнообразию, популяционной
генетике, почвоведению и экологии) – 11 недель,
специальная – 4 недели,
производственная – 10 недель,
преддипломная – 5 недель,
- итоговая государственная аттестация, включая под-
готовку и защиту выпускной квалификационной работы – 16 недель,
- каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска) – 34 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной форме обучения увеличиваются до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
По решению Совета вуза для разных дисциплин, входящих в циклы ГСЭ, ЕН, ОПД, и СД, может устанавливаться разное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы в пределах общей трудоемкости, в зависимости от объема необходимых лекционных, практических и лабораторных занятий, условий их реализации, что учитывается при составлении конкретных учебных планов.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
Учебный план по очно-заочной форме обучения по набору дисциплин должен быть максимально приближен к учебному плану очной формы обучения, а по объему часов аудиторных занятий составлять не менее 60%.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки по специальности 013500 – Биоэкология.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для специалиста на основе настоящего государственного стандарта подготовки специалиста и примерной основной образовательной программы, утвержденных Минобразованием России.
Выполнение суммарного объема "дисциплин по выбору студента" соответствующего цикла дисциплин, предусмотренного учебным планом высшего учебного заведения, являются обязательным для изучения студентом, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом, не являются обязательными для изучения студентом.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных областях деятельности по профилю данной специальности. Специализации предлагаются вузами и проходят утверждение в УМО.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По решению Совета вуза могут включаться также курсовые работы по специализации.
6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин – в пределах 10%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 15% при сохранении минимального содержания, указанного в данной программе, а также изменять соотношение времени на теоретическое обучение и практики;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны обязательно входить дисциплины «Иностранный язык» в объеме не менее 340 часов и «Физическая культура» в объеме не менее 408 часов. Объем часов по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136 часов. Если вуз выбирает более 5 дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) форме обучения могут предусматриваться по желанию студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономи-ческих дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследо-вательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с общепрофессиональными дисциплинами направления;
- реализовывать дисциплину "Общая биология" в рамках цикла математических и естественнонаучных дисциплин или ее разделы включать в программы дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин направления;
-осуществлять преподавание укрупненных общепрофессиональных дисциплин отдельными курсами, с соблюдением общего числа часов;
- устанавливать ежегодно наименование и объем дисциплин, предлагаемых студентам по выбору, и утверждать их программы;
- устанавливать специальные дисциплины по конкретным областям начальной специализации, и формы аттестаций по ним;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки специалиста в сокращенные сроки для студентов, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Подготовка специалиста проводится на биологических или других естественных факультетах, имеющих отделения или кафедры биологии. Реализация основной образовательной программы специалиста должна обеспечиваться преподавателями, имеющими базовое образование и/или опыт работы и публикации по профилю преподаваемых дисциплин, систематически ведущих научную и научно-методическую работу, подтвержденную публикациями. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями должна быть не менее 67%. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Научными руководителями дипломных исследований должны быть высококвалифицированные специалисты, работающие в области науки, в которой выполняется выпускная квалификационная работа, и имеющие опыт научного руководства студентами или аспирантами.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам занятий. Уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на каждого студента.
Вуз предоставляет обучающимся возможность пользоваться:
- новейшей учебной и монографической литературой в области профессиональной подготовки;
- научными периодическими изданиями России и зарубежных стран.
Вуз обеспечивает возможность доступа студентов к учебным коллекциям и музеям, научно-справочным материалам, сетевым источникам информации, фондам научных библиотек, аудио- и видеоматериалам по профилю подготовки, а также возможность свободного использования компьютерных технологий. Примерный рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД определяется Научно