Производится выемка блоков (панелей) вентилей (диодов) с охладителями и полная очистка выпрямительной установки от грязи. Осматривается крепление шин и состояние гибких выводов диодов.
Проверяется каждый вентиль на пробой и обрыв внутренней цепи. Перед установкой диодов их основание должно промываться бензином.
Сопротивление изоляции токоведущих частей выпрямительной установки после ремонта по отношению к корпусу и между цепями, электрически не связанных между собой, должно быть не менее:
в холодном состоянии - 80 МОм;
в нагретом состоянии до установившегося значения температуры - 15 МОм.
Перед проверкой сопротивления изоляции диоды должны быть закорочены.
При необходимости проверяется электрическая прочность изоляции токоведущих частей относительно корпуса и между цепями, электрически не связанных между собой напряжением 3000 В переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин.
Осматриваются и при необходимости ремонтируются блокировки дверей выпрямительной установки. Проверяется надежность заземления выпрямительной установки.
Электрические машины
Общие требования по организации ремонта и определению неисправностей
9.5.1.1. Технологический процесс ремонта электрических машин и их деталей должен соответствовать требованиям действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов и обеспечивать высокое качество ремонта.
Изготавливаемые для ремонта детали электрических машин по качеству, отделке, точности должны соответствовать техническим условиям и чертежам.
При установке нового узла производится соответствующая запись в технический паспорт электрической машины.
9.5.1.2. Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте, должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям. Каждая партия материалов, полуфабрикатов, запасных частей, поступающих в депо, должна иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при ремонте машин, периодически (в установленные сроки) должно проверяться в лаборатории депо или дороги.
Измерительные приборы, инструменты и устройства для проверки и испытания собранных машин, деталей и материалов, должны содержаться в постоянной исправности и подвергаться периодической проверке в установленные сроки. Кроме того, приборы и мерительные инструменты по перечню, установленному Государственным комитетом по стандартам, должны проходить обязательную государственную поверку.
9.5.1.3. В процессе ремонта мастера электромашинных отделений депо или дорожных мастерских по ремонту электрических машин должны лично контролировать работы по ремонту и сборке ответственных узлов машин, участвовать в проверках и испытаниях машин после ремонта.
Мастера отделений депо, участков мастерских обязаны предъявлять отремонтированную узлы машину приемщику локомотивов.
При ремонте и испытании электрических машин должны строго соблюдаться правила и инструкции по технике безопасности.
Ремонт электрических машин должен производиться в строгом соответствии с действующими Правилами ремонта электрических машин тепловозов и нормами допусков на износ деталей. Если отдельные нормативы и требования по ремонту деталей и узлов машин не отражены в указанном Руководстве, начальнику депо или его заместителю совместно с приемщиком локомотивов предоставляется право самостоятельно решать эти вопросы исходя при этом из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения поездов.
Необходимость восстановления деталей машин определяется нормами допусков и износов по тяговым электродвигателям, тяговым генераторам и вспомогательным электрическим машинам, согласно действующим Правилам ремонта электрическим машин тепловозов.
Электрические машины, которые не могут быть отремонтированы в условиях депо, подлежат отправке в ремонт на заводы или списанию в установленном порядке.
Остов и якорь после разборки и очистки от загрязнений продуваются. Детали, не содержащие изоляционных покрытий, промываются. Дефектация узлов и деталей производится только после их очистки.
Якорь и катушки полюсов тягового генератора должны очищаться от эксплуатационных загрязнений моющими растворами, обеспечивающими сохранность изоляции.
Объем ремонтных работ
9.5.2.1. Цикл ремонта электрических машин должен соответствовать циклу ремонта тепловоза и предусматривать поддержание электрической прочности изоляции.
При текущем ремонте ТР-3 выполняются следующие обязательные работы:
освидетельствование электрической части остова с проверками межкатушечных соединений и их выводов, крепления полюсных сердечников полюсов и посадок их катушек;
сушка и пропитка обмоток якорей тяговых электродвигателей и вспомогательных машин, с последующим покрытием их изоляционной эмалью. Пропитка якорей должна производиться без снятия бандажей и клиньев. Полюсные катушки, с сопротивлением изоляции в холодном состоянии ниже 20 МОм или имеющие повреждения, ремонтируются со снятием с остова. Полюсные катушки, сопротивление изоляции которых выше указанной величины, покрываются после очистки эмалью;
освидетельствование и ремонт механической части остова (статора) и его деталей;
освидетельствование и ремонт механической части якоря (ротора);
магнитная или ультразвуковая дефектоскопия внутренних колец подшипников и шеек валов;
обработка, продорожка со снятием фасок и шлифовка коллекторов (обработка и шлифовка коллекторов должна производиться только в случае необходимости с минимальным снятием металла);
ревизия и ремонт подшипниковых узлов, подшипников моторно-осевых, щеткодержателей и их кронштейнов, траверс, крышек люков и крепежных деталей;
проверка и испытание;
окраска электромашин.
9.5.2.3. Электрические машины с тепловоза снимаются и разбираются.
Снятые с тепловоза в ремонт электрические машины в собранном виде продуваются сухим сжатым воздухом давлением 200-300 кПа и очищаются от загрязнений. Устанавливается контроль технологов и приемщиков локомотивов за выполнением правил очистки, мойки машин в целях предупреждения порчи изоляции.
Изучаются записи в технических паспортах электрической машины о предыдущих ремонтах, выполненном пробеге от начала эксплуатации, от капитального и текущего ремонтов, эти сведения заносятся в ремонтный журнал цеха. Разборка и ремонт не очищенных машин не допускается.
При разборке электрических машин замеряются:
сопротивление изоляции цепей с выявлением участков с пониженной изоляцией;
радиальные зазоры и осевые разбеги якоря в подшипниках;
воздушные зазоры между сердечниками полюсов и пакетом листов стали сердечника якоря.
Запрещается разукомплектовывать якоря и остовы без необходимости (т.е. если якорь или остов данной машины не требует капитального ремонта).
При разборке машин выпрессовка подшипниковых щитов, роликовых и шариковых подшипников должна производиться при помощи специальных приспособлений с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений.