Налог-е произв-во. Хар-ка налог-го учета.




Налог-е пр-во – установл-я законод-м сов-ть способов, ср-в, технич-х приемов, методов и методик, с пом-ю кот-х налогоплат-к исполняет свою обяз-ть и кот-е опр-ют порядок исполн-я юр-х обяз-в субъектов налог-х отнош-й.

Налог-е пр-во делится на 2 крупные подсистемы: исчисл-е налогов и уплата налогов. В кач-ве доп-го компонента выделяют информац-е обесп-е и документиров-е исполн-я налог-го обяз-ва. Основу этих обеспечив-х подсистем составл-т бух и налог-й учет в подсистеме исчисл-я налога.

Налог-й учет – система обобщения информ-и для опр-я налог-й базы на основе данных первичных докум-в. Его назнач-е – обесп-ть информ-ей внутр-х и внешних пользоват-й для контроля за правильн-ю исчисл-я, полнотой и своеврем-ю исчисл-я и уплаты в бюджет налога на прибыль орг-й.

Данные налог-го учета должны отражать: порядок формир-я суммы дох и расх; порядок опр-я доли расх-в, учитыв-х для целей н/о в тек-м налог-м периоде; сумму остатка расх-в; сумму задолж-ти по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Виды ответств-ти за наруш-е законод-ва в налог-й сфере.

Налог-я отв-ть – примен-е уполномоч-ми органами к налогоплат-м и лицам, содействующим уплате налогов, налог-х санкций за соверш-е налог-го правонар-я. Налог-я санкция явл мерой отв-ти за соверш-е правонар-я.

В соотв-и с Кодексом орг-и несут след отв-ть:

1)штрафы – за соверш-е налог-х правонар-й. Штраф м/б уплачен добровольно, в противном случае взыскан с налогоплат-ка в принудит-м порядке.

2)пени – за несвоеврем-е перечисл-е налогов и сборов. В отлич-и от штрафов пени м/б взысканы с налогоплат-ка (нал-го агента) принудит-но в бесспорном порядке.

Виды правонар-й и штрафные санкции:

Нарушение устан-го срока подачи заявл-я о постановке на учет в налог-м органе или органе гос-го внебюдж-го фонда - от 500 до 1000 руб.

Ведение деят-ти при наруш-и срока постановки на учет в налог-м органе или органе гос внебюдж-го фонда - от 2000 до 3000 руб.

Наруш-е устан-го срока представл-я информ-и об откр-и или о закр-и счета в банке или иной кредитной орг-и - от 1000 до 2000 руб.

Наруш-е устан-х закон-м о налогах и сборах сроков представл-я нал-й деклар-и в налог-й орган по месту учета от 300 до 500 руб.

Непредставл-е в нал-е органы, тамож-е органы или органы гос внебюдж-го фонда оформл-х в устан-м порядке докум-в и (или) иных сведений, необх-х для осущ-я нал-го контроля - от 300 до 500 руб. на должн-х лиц, от 100 до 300 руб. на гр-н

Грубое наруш-е правил ведения бух учета и представл-я бухг-й отчетности, а также порядка и сроков хран-я учетных докум-в - от 2000 до 3000 руб.

Должностные лица и гр-не, виновные в наруш-и нал-го закон-ва, привлек-ся в устан-м законом порядке к администр-й, угол-й и дисциплин-й отв-ти.

Защита прав налогоплат-в. Администр-й способ. Судебная защита.

Администрат-е обжалов-е ненормат-х актов нал-х органов, действий или безд-й их должн-х лиц предусм-ет подачу жалобы соотв-но в вышест-й нал-й орган или вышест-му должн-му лицу этого органа. Этот способ защиты прав предусм-ет подачу налогопл-м жалобы в письм-й форме в теч 3-х мес-в со дня, когда он узнал или д/б узнать о наруш-и своих прав. До принятия реш-я по жалобе ее можно отозвать. Срок рассм-я жалобы – не позднее 1 месяца со дня ее получ-я. По итогам рассм-я реш-е нал-го органа приним-ся в теч 1 месяца. О принятом реш-и в теч 3 дней со дня его принятия сообщ-ся в письм-й форме налогопл-ку. Преим-ва админ-го способа – относ-я простота процедуры обращ-я, быстрое рассм-е жалобы, отсутствие пошлины. Осн-й недост-к – вышест-й орган зачастую предпоч-ет защищать свои ведомств-е интересы.

Судебный способ защиты – предусм-ет подачу жалобы на акты нал-х орг-в, действия или безд-е их должн-х лиц и судебное разреш-е разногл-й в порядке, устан-м гражд-м и арбитр-м процесс-м законод-вом, иными фед-ми законами.

Порядок суд-й защиты: опр-е подведомств-ти ведения дел; разгранич-е компетенции по рассмотр-ю споров (виды исков); исполн-е реш-я суда; обжалов-е реш-я в вышест-х суд-х инст-ях.

Преим-ва суд-го разреш-я конфл-в проявл-ся в четкой определ-ти всех стадий судопроизв-ва процесс-м законод-вом и относ-й объективн-ти рассмотр-я спора. Недостаток – высокие затраты на адвоката и суд-е изд-ки.

Налог-й контроль.

Налог-й контроль – установл-я нормат-ми актами сов-ть приемов и способов по обесп-ю соблюд-я налог-го законод-ва и нал-го произв-ва. Нал.контроль включ: наблюд-е за подконрт-ми объектами; прогнозир-е, планир-е, учет и анализ тенденций в нал-й сфере; принятие мер по предотвращ-ю и пресеч-ю нал-х наруш-й; выявл-е виновным и привлеч-е их к отв-ти.

Формы контроля: налог-е проверки; получ-е объясн-й налогоплат-в, налог-х агентов и плат-в сбора; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещ-й и террит-й, использ-х для извлеч-я дохода.

Виды:

1)Оперативный – проверка в пределах отч периода по оконч-и контролир-й опер-и.

2)Периодич-й – проверка по итогам определ-го отч периода с целью установл-я соблюд-я треб-й нал-го законод-ва, своеврем-й и полной уплаты налогов, вскрытия наруш-й и принятия мер к их устранению.

3)Документ-й – проверка соотв-я проверяемого объекта установл-м нормативам на основ-и первичных и производных док-в.

4)Фактический – проверка, при кот-й сост-е провер-го объекта выявл-ся на основ-и осмотра, пересчета, контр-й закупки.

5)Внутр-й аудит – первичный контроль, осущ-й на уровне работн-в бух-х и фин-х служб предпр-я.

6)Внешний аудит – негос-й налог-й контроль со стороны специализиров-х фирм или аудиторов.

Налог-е проверки.

Субъекты нал-х проверок – минист-ва, ведомства, гос учрежд-я и орг-и.

Объекты – регистры бух и нал учета, планы, сметы, договоры, приказы и др док-ты, связ-е с исчисл-ем и уплатой нал-х платежей в бюджет и внеб-е фонды.

Камеральная нал-я проверка – форма нал-й проверки, не предусматрив-я выхода сотрудн-в нал-х инспекций непоср-но на объекты. Проверка осущ-ся в нал-м органе на основе нал-х деклар-й и док-в, представл-х налогоплат-м, а также др док-в, имеющихся у нал-й службы. Она проводится уполномоч-ми должн-ми лицами в соотв-и с их служ-ми обяз-ми.

Срок провед-я камер-й проверки ограничен 3 месяцами со дня представл-я налог-й деклар-и. При провед-и контроля налог-й орган вправе истребовать у налогопл-ка доп свед-я, получить док-ты, подтвержд-е правильность исчисл-я и своеврем-ть уплаты налогов. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то нал-й орган напраляет треб-е об уплате соотв-й суммы налога и пеней. По рез-там камер-й проверки и анализа бух отч-ти в нал-м органе сост-ся акт, согласно кот-му м/б выявлена необх-ть провед-я послед-й докум-й проверки.

Выездная проверка – форма нал-й проверки, осущ-мой уполном-ми должн-ми лицами нал-х орг-в непоср-но на предпр-ях и в орг-ях. Основ-ем для ее провед-я явл реш-е рук-ля нал-го органа. Предмет проверки – правильность исчисл-я и своеврем-ть уплаты налогов.

Сроки провед-я – не более 2 месяцев. Этот срок м/б продлен до 4 и 6 месяцев. Срок исчисл-ся со дня вынес-я реш-я о назнач-и проверки и до дня составл-я справки о провед-й проверке. В рамках выездной проверки доп-ся обслед-е деят-ти филиалов и представительств налогопл-ка. Законод-вом доп-ся повторная проверка. В посл-й день провед-я проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогопл-ку. В случае укл-я от получ-я справки она направл-ся налогопл-ку заказным письмом.

Налог-е органы РФ.

Нал-ми орг-ми явл Фед-я нал-я служба (ФНС) и ее подразд-я в субъектах РФ, а также тамож-е органы. Эти органы надел-ся очень широкими полном-ми в сфере н/о, т.к их первостеп-я задача – формиров-е доходной части гос бюджета.

Ф-ции: 1)контроль за соблюд-ем законод-ва о налогах и сборах; 2)обесп-е своеврем-го и полного учета плательщ-в налогов и сборов; 3)проверка достов-ти док-в бух и нал-го учета; 4)передачаправоохранит-м органам матер-в по фактам наруш-й, за кот предусм-на угол отв-ть; 5)предъявл-е исков в суд общей юрисд-и или арбитр-й суд.

Права: 1)постановка налогоплат-в на учет, 2)контроль за выполн-ем нал-го законод-ва; 3)примен-е мер, направл-х на пресеч-е наруш-й нал-го законод-ва; 4)выпуск и изд-е инстр-й и метод-х указ-й по налогам.

Обяз-ти: 1)налог-е органы обязаны блюсти налог-е законод-во и осущ-ть контроль за его соблюд-ем; 2)вести учет налогол-в и проводить с ними разъяснит-ю работу; 3)бесплатно предост-ть формы установл-й отч-ти и разъяснять порядок их заполн-я; 4)осущ-ть возврат или зачет излишне уплач-х сумм налогов, пеней и штрафов; 5)соблюдать нал-ю тайну.

Отв-ть: должн-е лица налог-х орг-в могут привлек-ся к дисциплин-й, матер-й и угол-й отв-ти. Устан-на отв-ть нал-х орг-в и должн-х лиц за убытки, причин-е налогопл-кам вследствие своих неправомерных действий или безд-я. Причин-е налогопл-м убытки возмещ-ся за счет фед-го бюджета.

Тамож-е органы – единая фед-я централизов-я система, в деят-ть кот-й при осущ-и своих ф-ций не могут вмеш-ся органы гос власти субъектов РФ, органы местного самоупр-я, обществ-е объедин-я. Таковыми явл: фед орган исп-й власти, уполном-й в области тамож-го дела; регион-е тамож-е управл-я; таможни, тамож-е посты.

Ф-ции: взимание тамож-х пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принуд-му взысканию.

Налог на прибыль орг-й.

Субъект н/о: росс-е орг-и; иностр-е орг-и: а)осущ-е свою деят-ть в РФ через пост-е представ-ва; б)получ-е доходы от источников в РФ. Не явл плат-ми налога на приыбль субъекты, кот переведены на спец нал-е режимы и уплач-ют единый налог.

Объектом н/о явл прибыль орг-и, полученная налогопл-ком. Прибылью орг-и явл доход, уменьш-й на величину произвед-х расх-в.

Все доходы подразд-ся на гр: 1)от реализ-и тов-в и имущ-х прав; 2)внереализ-е дох; 3)доходы, не учитываемые в целях н/о (им-во, получ-е в форме залога в кач-ве обесп-я обяз-в).

Расходами призн-ся обоснов-е и документ-но подтвержд-е затраты, понесенные налогопл-м. Расходы подразд-ся на 3 вида: 1)связ-е с произв-м и реализ-й; 2)внереализ-е расх; 3)расх, не учит-е в целях н/о (убытки). При опр-и НБ не учитыв-ся суммы начисл-х налогопл-ком дивидендов.

Нал-й базой явл ден-е выраж-е прибыли, подлежащей н/о. 2 способа формир-я НБ: 1)по методу начисл-я, 2)по кассовому методу

Налог-м периодом явл календ-й год. Ставка -20%, в т.ч фед-я часть сост-ет 2%, регион-я – 18%.

НДС.

Использ-ся принцип места назнач-я: НДС уплач-ют при импорте тов и усл, но не взимают при их экспорте.

Налогопл-ки: организ-и, ИП, лица, осущ-е перемещ-е тов-в через тамож-ю границу РФ.

Объект: 1)реализ-я тов (работ, усл) на террит-и РФ; 2)передача на террит-и РФ тов-в для собств-х нужд, расходы на кот-е не приним-ся к вычету при исчисл-и налога на прибыль орг-й; 3)выполн-е строит-но-монт-х работ для собств-го потр-я; 4)ввоз тов-в на тамож-ю террит-ю РФ.

Формир-е НБ: выручка от реал-и опр-ся исходя из дох-в налогопл-ка, связ-х с рачетами по оплате тов-в. Учит-ся все доходы, получ-е как в ден-й, так и в натур-й форме. Если при реал-и тов-в примен-ся разл-е налог-е ставки, НБ опр-ся отд-но по каждому виду тов-в, облаг-х по разным ставкам.

Налог-й период: квартал.

Нал-е ставки. Сущ-ет 3 вида ставок по НДС: 0, 10 и 18%.

1)н/о по нулевой ставке произв-ся при реализ-и тов-в, помещаемых под тамож-й режим экспорта при усл-и их фактич-го вывоза; услуг по перевозке тов-в, пассаж-в и багажа за пределы террит-и РФ.

2)н/о по пониж-й 10%-ной ставке примен-ся при реализ-и прод.тов-в (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука), тов-в детского ассорт-та, научной книжной прод-и, на лекарства и изд-я мед назнач-я.

3)н/о по общей 18%-ной ставке произв-ся при реал-и всех тов-в, работ, услуг, не упомянутых выше.

Законод-но утсан-ны расчетные ставки НДС, кот-е исп-ют орг-и розн-й торговли, общ-го пит-я и др пр-я, получ-е доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок. НДС=НДС/(100+НДС). Так, в зав-ти от размера осн-й ставки и пониж-й размеры расчетных ставок сост соотв-но: 18%/118%, 10%/110%.

НДФЛ.

Это прямой налог, построен на резидентском принципе, уплач-ся на всей террит-и РФ по единым ставкам.

Налогопл-ки: 1)физ.лица, явл-ся налог-мирезидентами России. Этот статус имеют лица, прожив-е на террит-и РФ не менее 183дн в теч 12 послед-х подряд месяцев, они уплач-т налог со всех получ-х дох-в. 2)физ.лица, получ-е доходы от источников в РФ, не явл-ся налог-ми резид-ми. Этот статус имеют лица, наход-ся на террит-и страны меньше указ-го выше срока, они уплач-т налог лишь с дохода, получ-го от ист-в в РФ, т.е несут огранич-ю нал-ю отв-ть.

Объект: доход, получ-й налогопл-м как от ист-в в России, так и от ист-в за ее пределами. Законод-но опр-ны освобожд-я от уплаты налога: гос пособия и пенсии, стипендии студ-в и аспир-в; компенсац-е выплаты в пределах норм; обяз-е страх-е.

Станд-е нал-е вычеты уменьш-ь НБ ежемес-но: 1)на 3000р (у ли, получ-х лучевую болезнь всл-е черноб-ф катастр; инвал-в ВОВ), 2)500р (Герои СССР и РФ, ветераны ВОВ, инвалиды с детства), 3)400р (у работ-х гр-х, доход кот-х в теч года не превысил 40тыс р).

Соц нал-е вычеты: 1)суммы, перечисл-е физ.лицам на благотв-е цели в виде ден-й помощи бюдж-м орг-ям науки, культуры, здравоохр-я. 2)суммы, уплач-е за обуч-е своих детей в возр до 24 лет по очн форме обуч-я в образ-х учр-ях, но не бол 50тыс руб. 3)ср-ва, уплач-е за свое обуч-е, лечение, по договорам негос-го пенс-го обесп-я и добр-го пенс-го страх-я, доп-м страх-м взносам на накопит-ю часть труд-й пенсии.

Имущ-е нал-е вычеты.

НБ: включ в себя все получ-е налгоплат-м доходы за минусом предусм-х законом вычетов.

Налог-й период – календ-й год.

Налог-е ставки: 1)35% - в отн-и след дох-в: а)выигрыши и призы, получ-е на конкурсах в целях рекламы, б)%-ные доходы по вкладам в банках, в)доходы налогопл-ка, получ-е в виде матер-й выгоды. 2)30% - в отнош-и дох-в физ.лиц, не явл-ся резид-ми РФ. 3)9% - в отн-и дивид-в, получ-х физ лицами – резид-ми РФ. 4)13% - в отнош-и ост-х видов дох-в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: