ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ




В словарях русского языка понятие «общение» рассмат­ривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками1.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого обще ния - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взгля­дов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, жур­налов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, ко­торая при прямом общении выражает себя в реакции субъ­екта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаи­мосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экс­курсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возмож­ность миллионам людей получить значительный объем ин­формации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необ­ходимая организация и единство действий индивидов, вхо­дящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопо­нимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отно­шений личностных и групповых1.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскур­соводу правильно организовать процесс экскурсии. Практи­чески общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экс­курсантов является основой такого педагогического процес­са, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффек­тивность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать ме­тодику преподнесения этих знаний аудитории, но и способ­ностями в общении с экскурсантами, методистами и други­ми работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией игра­ют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Бо­лее эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкрет­ные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопостав­лять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант — это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экс­курсанты заняты активным восприятием увиденного. Во­просы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и спло­ченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспита­тельной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тема­тического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспита­ния - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной ра­боты и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает соче­тание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Выводы. Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотре­но автором этого учебника в 1976 г.1. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание по­нятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела уче­ные и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значе­ние экскурсий, их место в воспитании человека, много пи­сали об их содержании, эффективности и др. В этом вопро­се авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся зна­ния, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемо­му и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков — еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия - форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: