ЭКСКУРСИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ КОМПОНЕНТОВ

 

 

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, объектов и экскурсантов.Ос­новное в этом взаимодействии — максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является всемерная активизация экскурсовода, объ­ектов и экскурсантов.

Связь трех компонентов экскурсии можно схематично изобразить в виде треугольника:

Схема 1

А В

 

Б

 

 

где А — экскурсанты, Б — экскурсовод, В — экскурсионный объект.

 

В экскурсионной практике существуют различные взаи­модействия экскурсовода, объектов и экскурсантов. Степень активности каждого из названных компонентов, их возрас­тающая роль оказывают воздействие на качество экскурси­онного мероприятия в целом. Взаимодействие трех компо­нентов экскурсии является основой показа. Эффективность самого показа следует рассматривать как результат взаимо­действия между экскурсоводом, экскурсантами и объектами.

Степень активности экскурсанта (наблюдение, изучение и исследование) нельзя сводить к простой связи между ним, экскурсоводом и зрительно воспринимаемыми объектами. Человек воспринимает информацию в ходе экскурсии также с помощью слуха, обоняния и осязания.

Основные формы взаимодействия могут быть прослеже­ны на пяти ступенях,схемы которых рассмотрены ниже. В приводимых схемах наблюдается сначала появление, затем возрастание экскурсионной ситуации, которая рассматрива­ется как совокупность обстоятельств, когда многообразие и организованность получаемых экскурсантами впечатлений делают восприятие более глубоким и действенным.

Основой становления экскурсии является изменение со­отношения двух элементов ее составляющих — показа и рассказа. Нарастание экскурсионной ситуации (экскурсион-ности) можно проследить на схемах 2—6.

Схема 2

 

 
 

 

 


Исторические и другие сведения, связанные с объектами Перед экскурсоводом стоит задача — сообщить опреде­ленные знания по теме экскурсантам. Делается это в ходе ознакомления с заранее отобранными памятниками. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один — экскурсовод как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».

Схема 3

 

На этой стадии поставленная перед экскурсией задача не­сколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскур­сантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устдую речь и зрительный ряд.

Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.

Схема 4

 

 

Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала.

Экскурсовод не только передает свои знания экскурсан­там, но и создает у них правильное представление об объек­тах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рас­сказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объ­екты, экскурсанты становятся более внимательными, актив­ными.

Схема 5

 
 

 

 

 


На этой стадии возникает экскурсионная ситуация как совокупность условий, обеспечивающих активное взаимо­действие компонентов экскурсии. Роль экскурсовода еще больше возрастает. Его действия по отношению к объекту и экскурсантам активизируются.

Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памят­ники. В экскурсионном треугольнике все три компонента (экскурсовод, объекты, экскурсанты) активно взаимодействуют.

Схема 6

 

 

 

При такой форме взаимодействия компонентов еще бо­лее углубляется экскурсионная ситуация. Экскурсовод доби­вается, чтобы экскурсанты получили зрительное представ­ление обо всем рассказанном и показанном. Его образный рассказ об объекте и событиях воздействует на экскурсан­тов, активизирует их внимание, помогает им увидеть объект

и события в том виде, в каком он видит их сам. Экскурсо­вод анализирует объект, используя различные виды экскур­сионного анализа, добивается, чтобы сам памятник расска­зывал о себе своим «языком». Экскурсанты на этой стадии усваивают материал с помощью таких более сложных видов деятельности, как изучение и исследование объектов.

Каждая из приведенных схем дает представление об опре­деленной стадии развития экскурсии. На этих стадиях проис­ходит активизация каждого из компонентов экскурсии.

Повышение роли экскурсовода.Роль экскурсовода повы­шается на всех пяти стадиях становления экскурсии.

На первой стадии(схема 2) руководитель экскурсионного мероприятия — это лектор, который, раскрывая тему, рас­сказывает о событиях и лишь в незначительной мере при­влекает зрительный ряд, но на этой стадии зрительного ряда может вообще не быть.

На второй стадии(схема 3) руководитель экскурсии про­должает выступать в роли лектора. В то же время выдвину­тые в рассказе положения он подтверждает зрительными доводами и, частично пользуясь методикой рассказа, не­сколько усиливает наглядность экскурсии.

На третьей стадии(схема 4) руководитель экскурсии — все еще лектор. Однако в рассказе он более активно исполь­зует методические приемы. В ряде случаев словесные аргу­менты заменяются демонстрацией зрительного ряда, начи­ная влиять на аудиторию двумя видами доказательств — словесными и зрительными. Здесь впервые руководитель экскурсии начинает выступать в роли демонстратора объек­тов, хотя рассказ по-прежнему занимает ведущее место.

На четвертой стадии(схема 5) руководитель экскурсии перестает быть лектором. Устная речь (рассказ) и зритель­ные доказательства (показ) меняются местами. Ведущее ме­сто, принадлежавшее рассказу, переходит к показу. Основ­ной движущей силой, обеспечивающей восприятие препод­носимого экскурсоводом материала, становятся методиче­ские приемы показа, которые на этой стадии начинает ис­пользовать экскурсовод, превращая лекцию в экскурсию среднего качества.

На пятой стадии(схема 6) руководитель экскурсионного мероприятия — это экскурсовод в полном смысле этого сло­ва Он доносит до экскурсантов знания по теме с максималь­ным использованием принципа наглядности. Рассказ играет вторичную роль, он становится комментарием к показу.

Для экскурсовода типичны следующие позиции по отношению к аудитории: информатора, комментатора, собе­седника, советчика, руководителя процесса познания и вос­питания (эмоционального лидера)

Каждая экскурсия — это сочетание названных позиций. Используются они в зависимости от характера преподноси­мого материала, задач экскурсии, уровня знаний и умений экскурсовода.

Активизация экскурсионного объекта.Эффективность экс­курсии во многом зависит от объектов, последовательности их показа, умения и навыков экскурсовода, уровня его про­фессионального мастерства.

Задача экскурсовода — с помощью рассказа и показа за­ставить «заговорить» объект. Приступая к выполнению этой задачи, экскурсовод должен четко представлять и характер самих объектов, и предмет показа.

Наблюдение объекта, основанное на методическом прие­ме заданий экскурсантам, активизирует объект. Выявленные экскурсантами детали и подробности используются как зри­тельные доказательства в рассказе.

В активизации объекта экскурсоводам помогает профес­сиональное мастерство (знание методики, умение выпол­нить ее требования). Важно дать установку экскурсантам, что именно и как наблюдать, добиться, чтобы они правиль­но и с максимальной эффективностью провели нужные на­блюдения.

Активизация экскурсантов.Этот процесс зависит от дей­ствий экскурсовода. Он своим рассказом об объекте и собы­тиях, с ним связанных, воздействует на экскурсантов, по­могает им увидеть объект таким, каким видит его сам. Экс­курсовод организует наблюдение объекта, используя раз­личные методические приемы активизации экскурсантов: локализации, заданий, зрительной аналогии; методы анали­за, синтеза, абстрагирования и др.

Экскурсовод, стремясь активизировать восприятие объек­тов и экскурсионного материала, исходит из того, что экс­курсант не оторван от жизни. Он слушает лекции, беседы, доклады, радио, смотрит кинофильмы, телевизионные пере­дачи, посещает театр, планетарий, т. е. получает информа­цию из различных источников, имеет определенную подго­товку. Таким образом, знания, получаемые на экскурсии, лишь дополняют знания, полученные ранее Значительно реже информация, получаемая на экскурсии, носит первич­ный характер В процессе активизации экскурсанта необхо­димо опираться на знания, которыми он располагает по данной темеНаблюдение— первая ступень активности экскурсантов, которая следует за первичным осмотром. «Наблюдение— то, что подмечено, замечено в результате внимательного рас­сматривания» (Словарь русского языка. Т. 2, 1958. С. 448). Наблюдать — означает внимательно следить глазами за объ­ектом, замечая и воспринимая его отдельные части. Умение наблюдать и предполагает способность человека видеть в объекте, находящемся перед ним, подробности, частности, детали.

Изучение— вторая, более высокая ступень активности экскурсанта. Изучение — наблюдение экскурсионного объ­екта с целью получить глубокие знания о нем, понять его назначение, структуру, особенности. Слово «изучать» рас­сматривается в значении учиться чему-либо основательно.

Исследование— третья, наиболее высокая ступень актив­ности экскурсанта. Представляет собой глубокое изучение объекта, его внимательное рассмотрение с заранее постав­ленной целью: выяснение какого-либо вопроса, получение ответа, установление причин исторического события или природного явления.

В основе наблюдения, изучения и исследования лежат такие качества человека, как наблюдательность, стремление и умение выделить существенное в зрительно воспринимае­мых объектах, видеть их малозаметные детали и особенно­сти. Развитие наблюдательности людей составляет одну из задач экскурсовода.

«Наблюдение— это восприятие, тесно связанное с дея­тельностью мышления — сравнением, различением, анали­зом. Недаром наблюдение называют иногда «думающим восприятием»1.

Наблюдение требует от экскурсанта направленности и концентрации внимания. «Наблюдать — это не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислуши­ваться. Наблюдение дает возможность глубже понимать ок­ружающее, делать правильные выводы»2.

Проблема активизации экскурсанта — интенсификация процесса восприятия экскурсионного материала. От повы­шенного или от пониженного интереса участников меро­приятия к объектам, рассказу экскурсовода зависят уровень внимания и эффективность усвоения знаний.

Движущей силой активизации компонентов экскурсии является показ, его методика, организация самостоятельного наблюдения объектов экскурсантами. О месте и времени наблюдения говорит следующая схема:

 

 

 
 


Рис. 1.6. Схема места и времени наблюдения в экскурсии

 

Разница этих видов знакомства с объектами состоит в том, что самостоятельные аналитические действия экскур­сантов нарастают. К концу периода наблюдения объекта экскурсовод перестает быть руководителем экскурсионного процесса: он как бы «уходит в тень».

Эффективность самостоятельного наблюдения экскур­сантами находится в прямой зависимости от условий, в ко­торых находятся участники экскурсии. Назовем некоторые из этих условий:

а) избирательность деталей и особенность объекта как основа осознанного, целенаправленного наблюдения и со­хранения материала в памяти;

б) выбор точки для наблюдения;

в) содержание конкретных рекомендаций экскурсовода (что и как наблюдать);

г) цель наблюдения;

д) подготовленность экскурсантов к наблюдению; е) наличие необходимой информации в рассказе экскур­совода;) развитие у экскурсантов такой способности, как на­блюдательность, т. е. умение замечать в экскурсионных объ­ектах частности и детали, ускользающие от обычного взгля­да людей.

Выводы.

Сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии». Возрастание экскурсионное™ можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов соче­тания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенст­вующему положению показа. В пятом варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскур­сии приводит к оптимальному решению, при котором в сочета­нии элементов, составляющих экскурсию, показ занимает при­надлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.

Контрольные вопросы:

1. Показ и рассказ — два важнейших элемента экскур­сии. Их сочетание.

2. Процесс становления экскурсии. Пять уровней этого процесса.

3. Связь трех компонентов экскурсии — основа активно­сти показа и рассказа.

4. Анализ схем, показывающих нарастание экскурсион­ной ситуации.

5. Активизация экскурсионного объекта.

6. Повышение роли экскурсовода.

7. Рост активности экскурсантов.

 

Раздел 2

ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...