ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА




“БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, - 153 недели;

- экзаменационные сессии – не менее 20 недель;

- практики - 18 недель, в том числе:

- учебная - 4 недели;

- производственная - 10 недель;

- преддипломная - 4 недели;

- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 16 недель;

каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее 38 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличивается вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением правительства РФ.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

“БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки инженера.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% для отдельных дисциплин цикла - в пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- в образовательной программе специальности “Безопасность технологических процессов и производств” специфика подготовки для конкретной отрасли учитывается, прежде всего, за счет дисциплин специализаций;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом;

- устанавливать по согласованию с Учебно-методическим объединением в установленном порядке наименование специализаций, дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки инженера должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или большой опыт работы в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экз. на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:

Лабораторные практикумы по специальным дисциплинам:

- для специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере”: средства защиты среды обитания (средства защиты атмосферы, средства защиты гидросферы, защита от шума, вибрации, ионизирующих и электромагнитных излучений), мониторинг среды обитания (определение и контроль химических загрязнений воздуха и воды, определение уровня шума, вибраций, ионизирующих и электромагнитных излучений), физико-химические процессы в техносфере, безопасность труда (электробезопасность, расследование аварий и несчастных случаев, параметры микроклимата, защита от тепловых излучений, производственное освещение), безопасность в чрезвычайных ситуациях (индивидуальные средства защиты в чрезвычайных ситуациях);

- для специальности “Безопасность технологических процессов и производств”: производственная безопасность, производственная санитария и гигиена, экспертиза условий труда и сертификация, защита в чрезвычайных ситуациях, основы промышленной экологии;

- для специальности “Пожарная безопасность”: противопожарное водоснабжение; пожарная безопасность электроустановок; здания, сооружения и их устойчивость при пожаре; пожарная безопасность технологических процессов, автоматизированные системы управления и связь, производственная и пожарная автоматика, пожарная техника;

- для специальности “Защита в чрезвычайных ситуациях”: медицина катастроф, организация и ведение аварийно-спасательных работ, спасательная техника и базовые машины, системы связи и оповещения, пожаро-взрывозащита, радиационная и химическая защита.

Практические занятия должны быть предусмотрены при изучении дисциплин естественнонаучного и общепрофессионального циклов: математика, физика, информатика, инженерная графика, механика, теплотехника, гидромеханика, теория горения и взрыва, надежность технических систем и техногенный риск, а также при изучении специальных дисциплин.

Практические занятия при изучении специальных дисциплин:

- для специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере”: системный анализ и моделирование процессов в техносфере, экспертиза проектов, системы защиты среды обитания, защита в чрезвычайных ситуациях, информационные технологии в управлении средой обитания, экономика и менеджмент в техносфере;

- для специальности “Безопасность технологических процессов и производств”: производственная безопасность, производственная санитария и гигиена труда, экспертиза условий труда и аттестация персонала, экономические основы обеспечения безопасности;

- для специальности “Пожарная безопасность”: пожарная безопасность в строительстве, пожарная безопасность технологических процессов, организация деятельности пожарной охраны, пожарная тактика, экономика пожарной безопасности, расследование и экспертиза пожаров, газодымозащита;

- для специальности “Защита в чрезвычайных ситуациях”: устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, медицина катастроф, тактика сил РСЧС и ГО, материально-техническое обеспечение.

Семинарские занятия должны быть предусмотрены для гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:

“Экология и промышленность России”;

“Экологические системы и приборы”;

“Физика горения и взрыва”;

“Пожаро-взрывобезопасность”;

“Пожарная безопасность”;

“Гражданская защита”;

“Медицина катастроф”;

“Химия и жизнь”;

“Экология и жизнь”;

“Безопасность труда в промышленности”;

“Охрана труда и социальное страхование”;

“Гигиена и санитария”;

“Медицина труда и промышленная экология”.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки инженера, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующей санитарно-техническим нормам и противопожарным правилам.

Лаборатории вузов должны быть оснащены современными стендами, оборудованием и оснасткой, обеспечивающими практическое освоение изучаемых дисциплин.

В составе вуза должны быть центры, классы и лаборатории, оснащенные современной компьютерной техникой.

6.5. Требования к организации практик.

Цели, содержание и требования к организации практик, имея общую привязанность к виду профессиональной деятельности, различаются по специальностям.

6.5.1. Для специальности “Безопасность жизнедеятельности в техносфере”:

- целью учебной практики является: ознакомление с основными технологическими процессами, опасными и вредными факторами на предприятии, в городе, регионе; изучение состава перерабатываемого (или добываемого) сырья, продуктов и отходов, получаемых в ходе реализации технологических процессов; ознакомление с системой защиты окружающей среды, требованиями по безопасности, реализуемыми на предприятии.

- целью производственной практики является: углубление знаний в области оценки опасных и вредных факторов среды обитания на промышленном объекте, в районе, городе; изучение структуры производства и основных технологических процессов, функционирования служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны, методов и средств защиты окружающей среды, используемых на объекте, систем обеспечения безопасности объекта, качественных и количественных показателей промышленной безопасности на предприятии, порядка составления и оформления томов ПДВ, ПДС и ПДР промышленного объекта, приемов ликвидации последствий аварий и несчастных случаев; ознакомление с мерами обеспечения надежности функционирования объектов в промышленном производстве, системой контроля за показателями состояния среды обитания на промышленном предприятии, в городе, районе, с экспертной процедурой определения экологической и промышленной безопасности действующих, реконструируемых или проектируемых объектов.

- целью преддипломной практики является: подбор материалов в соответствии с заданием на выпускную работу; ознакомление со структурой и деятельностью органа управления охраной окружающей среды и промышленной безопасностью (региона, города, района, промышленного предприятия), с производственной структурой промышленного предприятия (объединения), методами формирования и реализации экологических программ региона, города, предприятия, организацией работы в подразделениях в соответствии со специализацией и характером выпускной работы, с экономическими механизмами управления природоохранной деятельностью, методиками расчета экологических платежей и оценки ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды, авариями и чрезвычайными ситуациями; изучение основных задач, методов работы, прав и обязанностей органа управления техносферной безопасностью, техники и технологии, применяемой на предприятии, средств и методов защиты окружающей среды; приобретение опыта анализа источников опасности на производстве, в районе, городе, регионе, проведения экологической экспертизы, расчета риска для изучаемого объекта, расчета экологического ущерба и платежей за загрязнение окружающей среды, формирования экологических программ и программ повышения безопасности и устойчивости промышленного предприятия и территориально-производственного комплекса, разработки рекомендаций по рациональной организации природопользования и управления воздействием на среду обитания, предложений по повышению устойчивости промышленного объекта или региона и снижению воздействия на окружающую среду.

6.5.2. Для специальности “Безопасность технологических процессов и производств”:

- целью учебной практики является: изучение технологической схемы предприятия, основных технологических процессов и аппаратов, машин и механизмов, состава перерабатываемого (или добываемого) сырья и получаемых продуктов, опасных и вредных производственных факторов на предприятии, мер безопасности при эксплуатации технологического оборудования; приобретение навыков применения средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения, оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, работы с приборами контроля уровня опасных и вредных производственных факторов.

- целью производственной практики является: изучение работы отдела охраны труда и техники безопасности, его функций и основных задач, работы кабинета по охране труда, системы управления охраной труда на предприятии, организации пожарной охраны предприятия, работы систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления производственных и вспомогательных помещений, причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследований, технических методов и средств защиты персонала от опасных и вредных факторов; освоение порядка проведения и оформления вводного, текущего, внеочередного инструктажей и инструктажа на рабочем месте, порядка освидетельствования, приема и сдачи оборудования и установок после ремонта, приема и сдачи рабочих смен на промышленном объекте с точки зрения охраны труда; ознакомление с системой государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности, с системой общественного контроля за охраной труда, с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда и планом мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

- целью преддипломной практики является: подбор материалов в соответствии с заданием на выпускную работу; ознакомление с фактическим уровнем опасных и вредных факторов на предприятии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и инструментальным замерам показателей, с декларацией безопасности опасного производственного объекта, с планом ликвидации ЧС, организацией гражданской обороны на предприятии и страховой защиты, с коллективным договором по охране труда, финансированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда, лицензиями на осуществление видов деятельности, связанных с повышенной опасностью, средствами локализации и тушения пожаров, со статистической отчетностью об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, аварийности, пожарах и их материальных последствиях, с системой контроля за состоянием условий труда на рабочем месте, с мероприятиями по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды, по обучению персонала способам защиты и действий при авариях; проведение анализа безопасности промышленного объекта в части технологии, аппаратурного обеспечения и характеристик опасных веществ, финансового ущерба предприятия от производственного травматизма, аварий, пожаров и других внеплановых потерь.

6.5.3. Для специальности “Пожарная безопасность”:

- целью учебной практики является: изучение правил охраны труда в пожарной охране, обязанностей должностных лиц подразделений пожарной охраны, правил технической эксплуатации пожарной техники и пожарно-технического оборудования; получение навыков проведения пожарно-технических обследований объектов и оформления их результатов, разработки и реализации организационных и технических решений, направленных на повышение уровня противопожарной защиты объектов, навыков работы с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, боевой одежной и снаряжением пожарных.

- целью производственной практики является: изучение пожароопасных свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, требований нормативных и руководящих документов по предупреждению и тушению пожаров, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, обеспечивающих пожарную безопасность предприятия, видов и содержания технического обслуживания пожарной техники; освоение методов пожарно-технического обследования предприятий, зданий и сооружений, порядка проведения проверки и расследования по делам, связанным с пожарами, приема и сдачи дежурства в пожарном подразделении, назначения номеров боевого расчета, дозорных и лиц внутреннего наряда, методов проведения занятий с подчиненными; ознакомление с документами взаимодействия предприятия со смежными предприятиями и надзорными органами по обеспечению пожарной безопасности, работой по техническому обслуживанию установок обнаружения и тушения пожаров.

- целью преддипломной практики является: ознакомление с производственной структурой и структурой пожарной охраны промышленного предприятия (объединения), технологическими процессами цехов и участков, работой инженерных систем предприятия (вентиляция, отопление, электроснабжение, автоматика и т.п.), организацией работы по соблюдению противопожарного режима, выполнению требований нормативных документов в области пожарной безопасности, тушения пожаров, эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического оборудования и стационарных установок обнаружения и тушения пожаров; изучение пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, влияния на нее инженерных систем предприятия, изучение планов тушения пожаров и ликвидации аварий на предприятии, тактико-технических данных пожарной техники и пожарно-технического оборудования, привлекаемых к тушению пожаров на предприятии; проведение анализа статистических данных о пожарах на предприятии (на родственных предприятиях), пожарно-технического обследования предприятия, проверки и расследования по реальному пожару.

6.5.4. Для специальности “Защита в чрезвычайных ситуациях”:

- целью первой учебной практики является: изучение организационных основ осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера, функционально-организационных структур поисково-спасательной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), положения и организационной структуры региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, порядка первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, организационной структуры подразделений поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, их возможностей, задач и порядка их выполнения; получение навыков организации изучения района обслуживания, составления описания опасных природных объектов и явлений в регионе, проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов.

- целью второй учебной практики является: изучение порядка оценки и расчета радиационной, химической и бактериологической обстановки, методики оценки инженерной, медицинской, пожарной обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций; получение навыков организации и руководства принятием экстренных мер по обеспечению защиты населения от последствий стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф, организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций, прогнозирования и оценки обстановки, масштабов бедствия в зонах чрезвычайных ситуаций, эксплуатации специальной спасательной техники при проведении спасательных и других неотложных работ, организации и проведения мероприятий по повышению профессиональной, морально-психологической подготовки, профилактического медицинского обслуживания и послеэкспедиционной реабилитации спасателей, организации планирования, учёта и составления отчётности по проведению работ в чрезвычайных ситуациях, контроля за соблюдением норм и правил техники безопасности с учётом изменяющейся обстановки и условий проведения спасательных работ.

- целью преддипломной практики является: ознакомление с методами определения и нормативными уровнями допустимых негативных воздействий на человека и природную среду, с проведением расчетов по созданию группировки сил для проведения спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, с математическим моделированием радиационной, химической, бактериологической, инженерной, медицинской и пожарной обстановки, обеспечением подготовки, переподготовки и повышения квалификации штатных сотрудников поисково-спасательной службы своего региона и общественных спасателей, с организацией разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность службы и её подразделений в регионе, решением вопросов организации взаимодействия региональной службы и её структурных подразделений с органами федерального и муниципального управления в повседневной деятельности и при проведении работ в чрезвычайных ситуациях; разработка решения на ведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях; подбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

6.5.5. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: