Неофициальные источники опубликования




Помимо официального опубликования нормативных правовых

актов, существуют другие формы их оглашения. Акты, требующие

срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в

официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и теле-

видению, а также в Интернете. Акты, не имеющие общего значе-

ния, подлежат рассылке определенному кругу органов и организа-

ций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных пе-

чатных изданиях, переданы по каналам связи и др. Ничто не

мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти

варианты опубликования не признаются официальными.__

Представляет интерес проблема целесообразности единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Предложение о его создании давно выдвигается учеными - правоведами <*>. При этом справедливо делается ссылка на преимущества концентрации всего нормативного материала в одном общедоступном источнике. Это не только позволяет сокращать расходы на издание, но и облегчает ознакомление с принятыми актами, обеспечивает удобство пользования ими, их учет и систематизацию и в конечном итоге способствует эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности. Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт функционирования такого органа в целом ряде зарубежных государств - Италии, Франции, ФРГ и др.
--------------------------------
<*> См., например: Теоретические проблемы систематизации советского законодательства. М., 1963. С. 219 - 220; Новоселов Н.И. Законность актов органов управления. М., 1968. С. 76; Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 227; Опубликование нормативных актов. М., 1978. С. 163 - 166.
Но, как показывает анализ, существуют разные варианты (модели) решения этой проблемы. В "Собрании законодательства Российской Федерации", являющемся официальным источником опубликования, помимо федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Таким образом, в Российской Федерации существует единый официальный источник опубликования федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.
Аналогичный федеральному действует порядок опубликования нормативных правовых актов в Республике Башкортостан. В едином источнике "Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан" публикуются законы Республики, акты Государственного Собрания и его палат, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, решения Конституционного Суда. Наряду с законами, иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания, постановлениями и распоряжениями главы администрации области в "Собрании законодательства Ивановской области" должны публиковаться также другие правовые акты, касающиеся области: договоры, соглашения, акты федеральных органов исполнительной власти, решения судебных органов по нормативным правовым актам. Законом "О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Иркутской области" учрежден специальный, только для законов, источник их официального опубликования - "Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области".
В ряде субъектов Федерации практикуется выпуск совместных единых изданий несколькими самостоятельными правотворческими органами. Так, "Бюллетень нормативных правовых актов Калининградской области" учреждается областной Думой и администрацией области и является их совместным печатным органом. В нем публикуются законы области; нормативные правовые акты, принятые областной Думой; нормативные правовые акты администрации области.
Пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов - следует ли помещать в него ведомственные акты. При этом отстаивается мнение о целесообразности распространения правила о едином издании на ведомственные акты, имеющие общеобязательное значение <*>. С этим следует согласиться. Помещение общеобязательных ведомственных актов в едином источнике опубликования наряду с законами, актами Президента, Правительства создает несомненные удобства для пользователей. Особенно это касается ведомственных актов, изданных в развитие и конкретизацию актов более высокой юридической силы. Наличие в одном месте нормативных актов различных уровней по одному и тому же вопросу способствует правильному и точному их уяснению в первую очередь теми субъектами, на которых эти ведомственные акты непосредственно распространяют свое действие. Практике прошлых лет известны случаи опубликования актов министерств и ведомств в едином официальном издании. Так, отдельные ведомственные акты помещались в Собрании законодательства СССР, что было закреплено нормативно. В Литовской ССР приказы и инструкции министерств и ведомств Республики помещались в едином органе официального опубликования - "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Литовской ССР".
--------------------------------
<*> См.: Пиголкин А.С. Указ. соч. С. 165.
На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов Федерации, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, которым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это "Российская газета", в Республике Дагестан - "Дагестанская правда", в Республике Башкортостан - газеты "Известия Башкортостана", "Башкортостан", "Кызыл Там", "Советская Башкирия", в Калужской области - газета "Весть". Следует, однако, учитывать, что в средствах массовой информации целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Что касается актов, не имеющих общего значения или ненормативных (к примеру, акты, регламентирующие внутриорганизационные вопросы деятельности законодательного органа), информация о них для населения не столь уж необходима. Да и помещение многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях, могут быть обнародованы по радио и телевидению, а также разосланы в служебном порядке. И, напротив, акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Это подтверждается и современной правотворческой практикой. Так, по действующему законодательству Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, наряду с опубликованием в официальных изданиях ("Собрание законодательства Российской Федерации" и "Российская газета"), могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемом издании. Законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Президента и акты Правительства помимо опубликования в официальных источниках, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется с целью доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно тоже нормативно регламентируется. Так, Правилами подготовки ведомственных нормативных актов предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти доводят принятые ими нормативные акты до сведения (направление на исполнение) соответствующих государственных органов, предприятий и организаций.
Определенное разнообразие форм оглашения нормативных правовых актов наблюдается и в субъектах Федерации. Например, в Калининградской области отдельные акты после их принятия областной Думой и подписания могут быть обнародованы немедленно по областному радио, телевидению. В Ивановской области предусмотрены такие формы доведения до всеобщего сведения законов, иных нормативных правовых актов, как обнародование их по телевидению и радио; рассылка государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям; передача по каналам связи; распространение в машиночитаемой форме. Возможно опубликование этих актов и в виде отдельного официального издания.
Помимо затронутых в настоящей статье, ждут своего решения и другие вопросы. Нуждается в совершенствовании практика опубликования обновленного текста нормативного правового акта. Особенно это актуально в отношении законов, которые содержат наиболее стабильные правовые нормы. Поэтому следовало бы сразу же вслед за "перечнями" актов, вносящих изменения в действующие законы, издавать тексты измененных законов и оперативно их доводить до исполнителей.
Расширение сфер общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, порождает новые организационно - правовые формы, в том числе и по вопросам опубликования нормативных актов. Поучительна в этой связи практика Волгоградской области. В целях информирования населения области о принимаемых Законодательным Собранием законах и постановлениях планируется организовать оперативную и полную публикацию законодательных и иных актов в основных печатных изданиях на условиях договоров с редакциями этих изданий.
Вырабатываемые практикой новые формы в организации публикации законов и иных нормативных правовых актов не только заслуживают внимания, но и требуют научного осмысления, выработки практических рекомендаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: