Анализ экономической деятельности предприятия




Затраты предприятия – один из ключевых элементов производства, важнейшая категория экономической науки и практики хозяйствования. Весьма значима их роль в бухгалтерском учете. Затраты нередко выражают такими понятиями, как «издержки», «расходы».

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества [3].

Данные термины редко применяются без предшествующего прилагательного или другого вспомогательного слова, так как без него непонятно, о каком типе затрат или расходов идет речь. Поэтому для создания упорядоченной структуры данных о затратах организации необходимо их классифицировать, т. е. образовать группы затрат с одинаковыми характеристика­ми по отношению к установленному объекту затрат (единицы продукции или услуги (калькуляционные единицы), организационные подразделения, конкурентные товары (услуги) и т. д.).

Выделяют следующие основные классификации затрат:

1) по экономическому содержанию — на элементы затрат и статьи калькуляции;

2) по характеру — на прямые и косвенные;

3) по поведению — на постоянные и переменные;

по отношению к принятию решений — на релевантные и нерелевантные;

по составу — на нормативные (стандартные) и фактические.

По экономическому содержанию затраты группируются по элементам и статьям калькуляции.

Группировка затрат по элементам применяется в бухгалтерском финансовом учете. Выделяют следующие элементы затрат:

- материальные затраты (за вычетом стоимости воз­вратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

А вот, что касается, группировки затрат по статьям, то она применяется для целей управленческого учета. Выделяют следующие статьи затрат:

- Сырье и материалы.

- Возвратные отходы (вычитаются).

- Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

- Топливо и энергия на технологические цели.

- Затраты на оплату труда.

- Отчисления на социальные нужды.

- Расходы на подготовку и освоение производства.

- Общепроизводственные расходы.

- Общехозяйственные расходы.

- Потери от брака.

- Прочие производственные расходы.

- Расходы на продажу.

Деятельность гостиничного комплекса в целом и его структурных подразделений (в том числе ресторанного хозяйства), отвечающая потребностям рыночной экономики, должно приносить прибыль. Представляя собой конечный результат, прибыль является основным показателем в системе текущих целей предприятия. Управление прибылью находиться в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынке. Прибыль создает условия или выступает как защитный механизм от банкротства предприятия, она так же обеспечивает конкурентоспособность предприятия, повышает его цену на рынке.

Прибыль характеризует степень деловой активности предприятия, по ней определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль создает условия для решения социальных задач, как на предприятии, так и в государстве в целом. И, на конец, прибыль выступает в качестве одного из главных обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, объема и качества произведенной продукции и оказанных услуг, уровня себестоимости, состояния производительности труда. Помимо этого, прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании.

В гостиничном комплексе прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции и услуг гостиницы.

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. В предприятиях сферы услуг, которые относятся в большинстве к производству предприятия, создается прибавочный продукт и чистый доход. Они выступают источником прибыли на предприятии сферы услуг. Источником прибыли выступает прибавочный продукт или чистая прибыль. При экономическом подсчёте прибыль выступает как экономический показатель, в этом смысле она выступает как конечный финансовый результат деятельности предприятия, как результат превышения доходов над расходами. Прибыль имеет многогранное значение как для самого предприятия, так и для государства в целом. Прежде всего прибыль является главной целью предпринимательской деятельности, обеспечивающей дальнейшие перспективы его развития. Прибыль создает условия для защиты от банкротства предприятия. Она обеспечивает конкурентоспособность предприятия, повышает его рыночную цену: создает условия для решения социальных задач и для предприятия, и для государства в целом. Прибыль выступает в качестве одного из главных обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности.

Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятия: объем и структуру розничного товарооборота, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий процессов и т.д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Возможность того или иного объёма прибыли зависит от влияния определенных факторов. Все факторы подразделяются на две группы:

1.Объективные факторы (факторы внешней среды) не зависят от деятельности предприятия.

2.Субъективные факторы (факторы внутренней среды) зависят от деятельности предприятия.

К внешним факторам относятся - экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, острота конкурентной борьбы на рынке, соотношение конъюнктуры рынка (бывает высокая и низкая) или соотношение спроса и предложения, налоговая и кредитная политика, тарифы на товары или услуги, цены на сырье и товары. Один из этих факторов влияет на прибыль непосредственно, а другие через товарооборот и издержки.

К внутренним факторам относятся: тип или категория предприятия, и соответственно размер наценки на товары и услуги; уровень технической оснащённости предприятия, прогрессивность техники и технологий; объём, состав и характер производственных товаров и услуг; сумма и уровень издержек производственного обращения; объём и структура активов предприятия и их отдача.

Анализ выручки по видам деятельности. Основным видом деятельности ТОО «Жасмин» является предоставление гостиничных услуг. Причем большая часть доходов поступает от проживания и питания иностранных туристов.

 

Таблица 1 - выручка от предоставления гостиничных услуг

 

тенге

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год
Объем выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности      

 

 

Продолжение таблицы 1

Доля объема выручки (доходов) от данного вида хозяйственной деятельности в общем объеме выручки (доходов) эмитента, %      
П р и м е ч а н и е – таблица составлена на основании собственных исследований

 

Выручка от реализации всех видов услуг ТОО "Жасмин" (без НДС) за 2015 год составила 6576825 тыс. тенге, что на 24,7%, т.е. на 1302020 тыс. тенге больше, чем за 2013г.

 

Таблица 2 - выручка от проживания

 

тенге

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год
Объем выручки от продажи продукции,      
Доля от общего объема выручки, % 67,4 69,8 69,9
П р и м е ч а н и е – таблица составлена на основании собственных исследований

 

Выручка от реализации гостиничных услуг в 2015 г. составила 4602875 тыс. тенге или 70%, что на 917190 тыс. тенге больше общего объема реализованных услуг в 2014 году.

 

Таблица 3 - выручка от предоставления услуг питания

 

тенге

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год
Объем выручки от продажи продукции      
Доля от общего объема выручки, % 32,6 30,1 30,0
П р и м е ч а н и е – таблица составлена на основании собственных исследований

 

Выручки от предоставления услуг питания в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 308276 тыс. тенге.

Рост выручки произошел из-за увеличения стоимости предоставляемых услуг и увеличением коэффициента использования номерного фонда.

 

Таблица 4 - динамика и структура прибыли гостиницы «Жасмин-2011».

 

Показатель 2013 г 2014 г
Выручка от продажи продукции, работ, услуг, всего    
в том числе от продажи: гостиничных услуг    
в том числе от продажи: ресторанных услуг    

Продолжение таблицы 4

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, всего    
в том числе от продажи: гостиничных услуг    
в том числе от продажи: ресторанных услуг    
Валовой доход    
Коммерческие и управленческие расходы    
Прибыль (убыток) отпродажи    
Прочиедоходы и расходы    
Прибыль (убыток) до налогообложения    
Налог на прибыль    
Чистая прибыль (убыток)    
П р и м е ч а н и е - таблица составлена на основании собственных исследований

 

В 2014 г. выручка составила 5261460 тыс. тг., что на 1041616 тыс. тенге больше, чем в 2013 г., валовая прибыль увеличилась в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 897312 тыс. тенге.

Прибыль от основных видов деятельности в 2014 году выросла в 3 раза и составила 1273136 тыс. тенге против 382384 тыс. тенге в 2013 году. Налог на прибыль за 2014 г. составил 305580 тыс. тенге.

Эффективность функционирования любой гостиницы тесно связана с качеством предоставления гостиничных услуг [10].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: