Пугливость, как источник неустойчивости.




Понимание проблемы.

 

Наркоман это человек, не имеющий опоры в прошлом, поддержки в действительности, и устремленности в день грядущий. Он сиюминутен, ненадежен и лжив. Потому что, в его восприятии, лживо и ненадежно все: прошлое, настоящее, люди, вера, любовь… До Бога не докричишься, с близкими не поговоришь… Не слышат, не понимают, не принимают…

Наркоман неустойчив, а потому на всякую "мелочь" реагирует болезненно, всякая "ерунда" его страшит, представляется таящей в себе опасность, воспринимается как начало всемирной трагедии. Он не толстокож, он легко выходящ из себя, из состояния равновесия. А вышедший из равновесия - еще более уязвим. И опасен. Он безразличен, потому что оцепенел от страха. Он безрассуден, потому что мозг его хронически затравлен зельем…

Жить страшно. Умереть - боязно. Поэтому наркоман торчит. Между жизнью и смертью. На грани и вне границ. Он как бы всегда везде и уже нигде.

Наркоман бывает существом non-stop и время от времени. Минутная наркомания - это курение сигареты, круглосуточная - опьянение алкоголем, героином...

Есть люди со слабым иммунитетом. Они болезненно реагируют на всякого микроба, на всякую бактерию, на всякий вирус. Они неустойчивы, ибо утратили связь с Целым, частицей которого являлись.

У наркомана также утрачены связи - с Целым, с прошлым, с настоящим, с будущим… И потому он так восприимчив к факторам энергетическим, психологическим, социальным…

Человек неуравновешенный пребывает в напряжении, а мнящий себя наркоманом, смотрящий на отраву, как на средство наилучшее и допустимое, охотно прибегает к парализатору нервной системы.

Наркоман это человек, который не смог до конца преодолеть детский эгоцентризм - представление о том, что весь мир существует исключительно для него, ради него и в соответствии с его хотениями. Наркоман не может смириться с тем, что мир, не подчиняясь его воздействиям, живет по своим собственным законам, по законам Создателя. Невозможность изменить мир, оборачивается реакцией бегства от этого мира, от действительности в наркодурман. "Не буду с тобой играть, ты - бяка!".

Наркоман это человек, который безуспешно пытался объявить весь мир своим жизненным пространством, своей собственной территорией.

 

Пути решения.

 

Сегодняшняя излишняя пугливость наркомана имеет исток в его былых, в том числе, в детских психотравмах, благодаря которым он и научился видеть в том или ином стимулфакторе нечто опасное, способное нанести вред, причинить страдание. Исходя из этого, работа по коррекции его стратегии реагирования предполагает, кроме всего прочего, поиск в стрессогенных стимулах моментов дружественных, полезных, выгодных, вызывающих чувства приятные. Чем больше таковых моментов будет найдено, тем скорее стимул превратится хотя бы в нейтральный.

Для этого можно с успехом использовать такие техники из арсенала НЛП, как "изменение личной истории", "тройная диссоциация", "коллапс якорей". Однако, учитывая специфику нашей работы - работа с группами, можно предложить включить в структуру "дневника" нижеследующие вопросы:

 

- Что Вам не нравится в себе, в Вашем прошлом?

- Почему Вам это не нравится?

- Найдите в том, что Вам не нравится, три пользы.

 

Причиной возникновения напряжения может являться добровольное принятие человеком ответственности - обязанности отвечать - за многое, иногда за все происходящее в этом мире. Умственная путаница в этом вопросе - мать многих несчастий, в том числе и таких, как наркомания…

В чем же видится мне ошибка напрягающихся зряшно?

Представьте себе, что на улице нечто непотребное с общепринятой точки зрения делает чужой ребенок. Обычно, если это в неких пределах, прохожие никак не реагируют на действия ребенка. А если это свой? Так ли уж все вами позволяется на улице своему ребенку?

В чем же разница?

Вы считаете ребенка своим, и, соответственно, себя ответственным за поведение своего ребенка.

Если мы понимаем эту разницу, мы легко сможем объяснить это и другому человеку: ты не отвечаешь за проблему голода в далекой африканской стране, ты не отвечаешь за проблему сирот в России, ты не отвечаешь за все то, что творится вне твоей "хаты с краю". Это не твое - все то, что вне твоей "хаты". Эти дети-сироты не твои родные дети. Эти негры не твои негры. Пределы твоей персональной ответственности определены твоим личным соучастием в воссоздании этих явлений.

Ты соучаствовал?

Это ты, направляя солнечные лучи, сжигал посевы на плантациях Африки? Это ты спаивал, разлагал и убивал родителей тех сотен тысяч детей, которые, расплодившись ныне, словно вши на грязном теле, живут бессмысленно и зазря, и сгинут почти все бесславно тунеядцами и паразитами? Это ты создавал все те проблемы, которыми больна сегодняшняя Россия?

Почему бы тебе, чтоб уж не мелочиться, не взять на себя ответственность еще и за грехи Каина, евреев, распявших Иисуса, да уж и за первородный грех Адама в придачу?

Не ты отвечаешь за то, что происходит в этом мире. Ты отвечаешь лишь за то, что происходит в тебе самом: почему ты сам такой ничтожно слабый, неорганизованный, безвольный? Почему ты, мнящий себя специалистом в своей области, не способен стать совершенным и помочь, обращающемуся к тебе? Не потому ли, что свое драгоценное время, отпущенное тебе Богом, утекающее словно мелкий, сухой песок сквозь корявые, тонкие пальцы, ты тратишь на суету сует, на не своих детей, на недалеких негров?

 

Причиной возникновения напряжения может являться и экстрацентрация своей персоны: возникновение такого умонастроя, при котором человек начинает полагать, будто бы он чрезвычайно важен для других людей. Так, например, экстрацентрированный субъект болезненно реагирует на чрезмерное замечание, поступившее от продавца в супермаркете.

Что есть замечание?

"Указание на ошибку". (Словарь Толковый словарь русского языка С.Ожегова и Н.Шведовой).

Кого хотят делать безошибочным, т.е. совершенным?

Только того, кого хотят видеть своим идеалом.

Вы, покупатель, действительно думаете, что вы - чуть погрешивший идеал для торгового работника?

Полагаю, что с головой у вас все в порядке. В таком случае, почему бы вам не согласиться со мной, если я скажу, что то замечание, указание на ошибку, которое вы получили, не имеет лично к вам ровным счетом ни малейшего отношения?

Будет разумнее, не принимать на свой счет все то, что мы слышим. Гораздо лучше предположить, что у продавца была плохая ночь или утро не было для него добрым. Потому-то он, имея раздражение, нашел в качестве громоотвода вас, и выплеснул на вас все то, что имел. Вместо вас могла быть и проходящая мимо кошка (собака, муж, сын и пр.).

Я понимаю, что у тебя, собрат мой по очереди, чувство обиды - состояние рассогласования между тем, как, с твоей точки зрения должен тебя рассматривать продавец и как он рассматривает. Ты считаешь, что продавец не справедлив. Он ошибается. Ну, ты же знаешь, что он ошибается? Знаешь. А зачем тебе этому продавцу нужно делать замечание? Он твой идеал?

Ты-то ведь точно знаешь, что продавец не прав? А теперь ты еще знаешь и то, почему он орет на тебя. Вернее, не на тебя, а просто орет. Ему вообще-то безразлично на кого орать, лишь бы орать, т.е. проораться и, тем самым, снять напряжение… Пожалеем мысленно разнесчастного продавца!

И, кроме того, если некто, будучи в раздражении пульнул в ваш адрес фразой-шпилькой, порадуйтесь оттого, что именно ему именно сейчас плохо, а вам - нет.

Хорошо ведь, когда другому плохо, не так ли?

Вот и улыбайтесь, вместо того, чтобы впадать в раздражение, подобное тому, в котором находится ваш обидчик! Пусть ему будет еще хуже от того, что вам хорошо, не смотря на то, что ему плохо.

 

Я был бы уличен вдумчивым читателем в однобокости трактовки, если бы не сказал, что "указывают на ошибку" еще и для того, чтобы изменить поведение и получить желаемое. Так наездник натягивает узду, когда лошадь пошла не в ту сторону. Лошадь, конечно, не тот идеал, к которому стремятся, но все мы хотим, чтобы "лошадь" была идеально удобной, ибо "лошадь" - наше средство для достижения нашей цели.

Если на вас орет продавец, возможно, он рассматривает вас именно, как средство для достижения своей цели, и хочет, чтобы вы были не просто средством, но удобным для него средством.

Если ему удалось "задеть" вас, значит, он уже добился результата: его кнут сработал - в следующий раз вы будете более осмотрительны, чтобы избежать кнута. Продемонстрировав продавцу свое вхождение в негатив, вы тем самым, подаете продавцу сигнал: "твоя акция - успешна!"

Вам это надо? Зачем же вам, обижаясь, управлять продавцом - подкреплять ненужное для вас поведение? Не лучше ли в ответ на его манипуляции показать всем своим видом - безразличием, ироничной улыбкой - что он, напрягаясь в раздражении, пускаясь в агрессивные воздействия, не эффективен? Тем самым, вы управляете продавцом, ибо теперь уже ваш кнут показывает продавцу, что в следующий раз не нужно исходить тщетным раздражением, чтобы не получить в ответ негатив от собственного бессилия. Если же вместо безразличия, улыбки или даже слов извинения, вы направите в его адрес порцию негатива, вы лишь подпитаете его мысль о том, что ему удалось - он все же довел вас до раздражения. Не будьте взаимны, ответьте вежливостью!

Помните сказанное в Библии:

"Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе". (Притч. 25-21:22).

Если человек напуган, он старается напугать других, дабы увидеть боящихся его, и от того успокоиться. Да не уподобимся напуганным и пугающим!

 

Раздражение нередко связано не с тем, что некий стимул вторгся в жизненно-важное пространство человека и реально создал угрозу его безопасности, а с тем, что человек неоправданно расширил зону подконтрольную своей персоне.

Например, если чужая собака бежит по улице под окнами вашего дома, будете вы как-то реагировать на сей факт? А если она побежала по грядкам вашего огорода?

В чем разница? Огород мой, улица - нет.

Таким образом, болезненно реагирующий это человек, который совершенно безосновательно раздул в своем воображении представление о подконтрольной ему территории.

Необходимо отметить, что "претензии на мировое господство" исключительно всегда продиктованы комплексом неполноценности, который проявляется, как состояние постоянно действующей тревоги, а тревога нередко порождается простым неудовлетворением претензий. Исходя из этого, для коррекции негативных реакций важно, чтобы клиент хотя бы начал осознавать мотивы своей собственной активности, осознавать, что его зона оканчивается чаще всего границами собственного тела.

Кроме того, весьма полезно обладать и нижеследующей информацией.

Мы пришли в этот мир, который существовал до нас, и будет существовать после нас. Но, коль уж мы появились здесь, нам пришлось создавать модель этого мира, т.е. представление о том, куда нас занесло. Именно так мы и поступаем, оказавшись впервые в том или ином помещении: осматриваемся, прислушиваемся, принюхиваемся.

Однако мы создавали модель мира, используя инструменты ограниченного свойства. Например, глаза воспринимают диапазон частот лишь в промежутке от 390 до 760 миллимикрон; слышим мы - от 20 до 20 тыс. гц. Радиацию вообще не ощущаем. У нас даже инструмента такого нет. А она ведь существует?

На вкус мы способны различать лишь кислое, сладкое, кисло-сладкое, горькое, соленое, терпкое и жгучее.

Таким образом, инструменты мы используем для построения модели ограниченные, набор инструментов у нас скуден, соответственно, и модель у нас такова же: ограниченная, неполная, неточная, а значит, и неправильная. И мы с этой моделью подходим к миру, а он оказывается не соответствующим нашей модели. И тогда эта разница между моделью и миром проявляется в нас, как напряжение.

Что же делать с этим напряжением?

Есть три примитивные реакции, посредством которых человек пытается избавиться от излишнего напряжения (чувства страха):

1. Человек пытается изменить мир, подогнать его под свою модель, используя для этого советы, критику, крик, физическое насилие и пр. Однако по закону бумеранга, напряжение выплеснутое, возвращается к истоку, деформируя автора ровно настолько, насколько он пытался деформировать мир. И тогда у человека возникает напряжение вторичное, теперь уже от нетождественности себя самого себе самому, ибо "что посеешь, то и пожнешь", а указывающий миру на несовер-шенство, узнает от мира о несовершенстве собственном.

2. "Окаменеть", приостановить всякую активность: спать, отмалчиваться, бездействовать. В мире животных есть способ поведения, когда животные со страху "прикидываются" мертвыми.

3. Бегство: в работу, в блядство, в политику, в игры, в наркодурманизацию…

И есть четвертый путь - путь мудрых: использование напряжения - психической энергии - для реконструкции уже имеющейся модели, т.е. своих представлений о мире.

Одной из причин, возникающего у нас напряжения, является наше настойчивое стремление к созданию зауженнофиксированных представлений. Нам кажется, что определенность помогает ориентироваться и действовать. Но на практике именно это приводит к тому, что мы пребываем то в состоянии обиды, то в состоянии вины. Быть может, гораздо полезнее так расширить имеющиеся представления, в частности, о человеке, чтобы уяснить: любой из людей живущих при определенных условиях и в плане отрицательном, и в плане положительном способен на все или почти на все? И тогда мы свои надуманные идеалы не будем навязывать ни себе, ни миру, и тогда мы будем воспринимать мир таким, каков он есть?

Проблема возникает там, где человек, имеющий дело всего лишь с микроскопическим сегментом Мироздания, судит о целом, причем реагируя не на факты, а на свое представление о них, на свое истолкование, на свою интерпретацию: "Каждый выбирает себе приглянувшийся сегмент мира и создает свой частный мирок, часто наглухо отгороженный от остальных, так что через какое-то время его создателю начинает казаться, будто он постиг смысл и структуру целого"4.

 

Может показаться, что пока мы будем эдак мудреть, люди вообще нам "на шею сядут". Не сядут. И вот, почему.

Лет 15 тому назад российскому тележурналисту впервые было позволено снимать в шаолиньском монастыре. Один из вопросов, который он задал настоятелю этого монастыря, был таким:

"Вот вы - великий мастер единоборств. А скажите, вам когда-нибудь практически это понадобилось?"

На что настоятель ответил:

"Видите - молодые монахи упражняются, охаживают друг друга жердями? Это видимая часть - физическая работа. А есть еще часть невидимая - духовная. И в первом, и во втором можно достичь определенных высот, но есть предел. Путь к дальнейшему совершенствованию лежит через взаимовыгодный альянс этих составляющих. И однажды человек достигает такого уровня, когда те ситуации, которые вы имели в виду, задавая мне свой вопрос, на его пути просто не встречаются".

Наш мир не хаос, наш мир за многие миллиарды лет своего существования превратился в безошибочно действующую машину, в которой нет случайностей. Все происходящее с нами имеет свои причины и свой неотвратимый финал. Но, поскольку человек - не бильярдный шар, а субъект, наделенный свободой воли, способный делать выбор, то финалов он способен иметь более, чем один. Несколько финалов. Первый - если ничего не делает, второй - если делает, третий - если делает иным способом.

Но наши действия, равно как и наше бездействие, определяется той духовно-психологической конфигурацией, которой мы обладаем. В этой связи уместно вспомнить два изречения. Одно - грубое, второе - красивое.

Первое звучит так: "Свинья грязи найдет".

Что это означает?

Это означает, что живое существо, с определенной духовно-информационной конфигурацией неотвратимо находит строго определенную ситуацию. (см. Рис.1).

 

И второе высказывание: "Когда ученик готов, приходит Учитель".

Это о том же самом. Учитель приходит, когда возникает определенное информационно-духовное качество. Более того, лишь обретя строго определенное состояние ума и сердца в пришедшем человек способен увидеть своего Учителя. И только при определенной зрелости ученик обретает способность рассматривать в качестве Учителя не некое седобородое, высоколобое существо с ясными очами, но буквально все встречающееся на своем Пути. Все, что вокруг меня - мои учителя. А к учителям, как известно, нужно относиться и с почтением, и с благодарностью, не так ли?

Например, Петр I считал своими учителями шведов, которые его побили. С этого и начался российский флот.

Так вот, когда в человеке происходит такая грандиозная работа, на шею люди не сядут. Если же садятся или же все еще сидят, а они - учителя ваши, значит, вы что-то пока еще не поняли. И сидеть они будут до тех пор, пока вы не выучите "урок", пока вы не сдадите "экзамен".

Сидящих можно, конечно, и сбросить, но… "свято место пусто не бывает" - скоро найдутся и иные охочие. Так не лучше ль измениться так, чтоб шею невозможно было перепутать с комфортабельным седлом?

 

Идентификация.

Понимание проблемы.

 

Идентификация представляет собой процесс сопоставления объекта с одним из уже известных объектов с целью установления их тождественности, что позволяет классифицировать, упорядочивать явления мира, создавать иерархию, структурировать и пр.

Идентификация это метод борьбы с хаосом, способ расширения сектора понятного, средство понижения уровня тревожности, снятия с себя ответственности за сделанный выбор.

Идентификация позволяет перестать думать, ибо человек начинает жить по образцу и под авторитетом…

 

Древние утверждали: "Отдайте ребенка на воспитание рабу - и у вас будет два раба". На Руси об этом же говаривали так: "с кем поведешься, от того и наберешься"...

Ребенок, постигающий мир, оставляет в этом мире следы своего присутствия, но и мир оставляет в нем свои отпечатки. Постижение мира - процесс активного взаимодействия, взаимопроникновения, общения. Поэтому, поиск ответа на вопрос "каков этот мир?", приносит ответ и на вопрос "каков ты есть сам?".

Представление о себе столь же важно, как и представление об окружающем мире, поскольку самообраз определяет направленность активности и способ действий. Воображающий себя падающим - падает; мнящий себя птицей - машет "крыльями"; представляющий себя четвероногим животным - ходит на четвереньках; считающий себя Иисусом Христом, совершает в соответствии со своим разумением достойные этого образа действия. Так происходит, если человек, по-грузившись в фантазию, не сумел вернуться, отождествившись, не смог растождествиться - слился с воображаемым, уподобился ему и стал им… Иногда это называют умопомешательством. Слушающий песенки, смотрящий кинофильмы и спектакли, в которых присутствуют несчастные, картинно страдающие алкогольно-табачные наркоманы, проникается, в силу врожденного свойства сопереживать, некими симпатиями к персонажам, уподобляясь им, чувствует себя таким же, т.е., по крайней мере, частично отказывается от себя самого, превращаясь в копию деструктивного фантома.

Вместе с тем, важно понимать, что для идентификации с кем-либо совсем необязательно иметь совершено ясное и точное представление о себе в целом, вполне достаточно и фиксации внимания на актуализированной потребности. Неудовлетворенная потребность делает человека не только зрячим, но и слепым также. И тогда он приписывает существам, не способным иметь это в принципе, то, чем отягощен сам:

 

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

 

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

 

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

 

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

 

Там вон встретил вербу, там сосну приметил.

Распевал им песни под метель о лете.

 

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

 

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

 

(С.Есенин, 28 ноября 1925).

 

Стремление человека к идентификации - стремление стать кем-то, порождено неудовлетворенностью состоянием, в котором он находится и, соответственно, собой, что, как вы понимаете, предполагает некоторое представление о себе самом. Представление о себе, - убеждение, (слиток суждения, эмоции и ценностей), - формируется на основе собственного опыта и как результат суггестий, производимых социумом. В частности, мы понимаем, что человек приходит в уже сложившуюся социокультурную среду, которая и задает ему в качестве эталонного образца, определенную оценочную систему, на основе которой в дальнейшем и строится все его поведение.

"Оценочная система" возлежит на ценностях, что, в свою очередь, предполагает наличие цели и потребности. Ценности, будучи потребительским свойством средства, могут простираться в самом широком диапазоне и даже достигать своего предела - статуса идеала, т.е. совершенного воплощения. Именно идеалы определяют способ мышления и деятельности человека. Идеал определяется исходя из цели, стоящей перед человеком (обществом). Идеал - наилучший образец, служащий наилучшим способом достижения цели. Цель не является идеалом. Идеалом может быть теория (марксизм), процесс (празднолежание), состояние (кайф) и пр., т.е. все то, что наилучшим образом способствует (кажется, что способствует) достижению цели. Идеалы могут иметь, могут не иметь отношения к истине.

Самым наипервейшим и ценным средством достижения цели, конечно же, является сам человек, обладающей определенной самооценкой - суждением о соответствии своего реального состояния уровню притязаний и о своей способности перейти из действительного в желаемое.

Таким образом, поиск объекта идентификации, - идеального средства достижения цели, - как и любой поиск, определен потребностью, надобностью избавиться от состояния неудовлетворенности. В частности, если человеку внушили, что он плохой, а все его окружение, соответственно, в отличие от него, хорошее, аутсайдер начинает чувствовать свою инаковость, социально-психологическую изоляцию, констатирует наличие стойкого, обоюдного взаимонепонимания, воз-никшего между ним и его близким окружением, и для избавления от одиночества, ради снижения хронической тревожности, ищет и находит себе подобных, отождествляется с ними, т.е. усваивает ценности, мировоззренческие идеи - философию жизни, эмоциональные реакции и состояния характерные для данного сообщества. Если оно наркоманит, наркоманит и он…

Так печально заканчивается поиск ответов на самые насущные вопросы "кто я?", "какой я?", "что я должен делать?", "во что мне надлежит верить?", "кем я должен стать?"… Устраняя многофакторную неопределенность, человек консолидируется с себе подобными, в среде которых научается фикцию сиюминутного, наркогенного переживания воспринимать за доброкачественную дейст-вительность. Не так ли человек, с определенным умственным дефектом воспринимает сверкающие на солнце крошки льда за настоящие алмазы?

 

Пути решения

 

Очевидно, не имеет смысла выступать против тех или иных естественных потребностей человеческих и, соответственно, целей, т.е. состояний, представляющих собой идеальное предвосхищение результата действий - момент снятия потребности. Усилия - психотерапевтические, педагогические и прочие надлежит направлять на цепь связующую цель и потребность, на цепь, состоящую из средств (ценности, убеждения, самооценка и пр.).

В средстве, используемом наркоманом, можно выделить:

 

1. Ценности - все то, что имеет цену, т.е. способность приближать к цели.

 

К основным ценностям наркомана можно отнести "хороший" наркотик, состояние кайфа, факт причастности к наркоманам…

Кроме сугубо утилитарного значения, ценности, как известно, обладают еще и символическим значением. Более того, будучи фрагментами определенного типа среды, с которой человек себя идентифицирует, они есть важнейший компонент образа "Я". Соответственно, когда наркоман теряет свою привычную территорию, наполненную предметами с символическим значением, он теряет и ориентацию в мире, и свою идентичность, и уже в силу этого оказывается легким объ-ектом для любой манипуляции и психотерапевтического вмешательства. Вот почему таким важным подспорьем для избавления от наркозависимости способны служить общины, расположенные за десятки километров от "цивилизации".

Ценности по тем или иным критериям могут слагаться в систему ценностей, т.е. представлять собой иерархию, в которой одно достигается через другое: наркотик есть ценность, благодаря которой покупается состояние кайфа, кайф, в свою очередь, есть ценность, благодаря которой приобретается избавление от ощущения обделенности и т.д.

 

Наркоман, будучи человеком, живущим днем сегодняшним, выбирает ценности, помогающие только на короткой дистанции, но, выигрывая на дистанции короткой, он проигрывает на длинной. Срываясь с места, полагая, что бежит 100-метровку, он не осознает, что жизнь - марафон.

Понимая это, мы и выявляем его пирамиду ценностей:

- Зачем тебе наркотик?

- Уколоться.

- Что тебе это даст?

- Кайф.

- Что такое кайф?

- Это очень хорошее самочувствие.

- Ты хочешь иметь хорошее самочувствие. Редкий человек откажет себе в удовольствии иметь хорошее самочувствие. А видишь ли ты разницу между "иметь" и просто "подержать"? Например, есть ли для тебя разница: ты приобрел очень ценную, полезную, важную вещь, которой будешь по своему усмотрению пользоваться, может быть, даже многие годы, или же тебе просто ее дали подержать в руках несколько минут?

- Разница есть.

- А сколько времени ты "имеешь" кайф?

- Ну, пусть "несколько минут".

- А потом?

- А потом кайф "имеет" меня.

- То, что "потом" тебе приятно?

- Вы издеваетесь?

 

Таким образом, мы видим, что наркоман хочет иметь хорошее самочувствие. Это его цель. Против этой цели никто из нас, я полагаю, возражать не станет. Мы - против средства. Мы видим, что средство не только способно приближать нас к цели, но оно имеет цену. Использование его на правах собственника чревато для нас определенными затратами: чтобы иметь ценное средство мы сначала должны за него что-то заплатить - какое-то количество рублей, отдаваемых нар-кодиллеру. Затем, мы используем это средство для получения кайфа, но за этот кайф мы платим еще и своим здоровьем. Стоимость кайфа, т.о., складывается из стоимости наркотика, разрушенного здоровья, укороченной жизни, нереализованных планов, ухудшения взаимоотношений с близкими и т.д. Более того, очень важно выяснить, что именно понимается под кайфом, т.е. какие конкретно ощущения. Предлагая наркоману вычленить из всех его переживаний одно, самое яр-кое ощущение, мы, тем самым, побуждаем анализировать, т.е. расчленять то, что он имел, а анализ - убивает. Более того, мы подводим его к мысли: ощущение само по себе никакое. Все дело в том, как он его интерпретирует.

Так растворяется кайф, и в осадок выпадает вывод: состояние кайфа это, всего лишь, набор симптомов отравления.

 

Следующий способ: выявить пирамиду ценностей и нейтрализовать базовое.

Еще способ. Обратить внимание человека на то или иное новое средство, затем, показать на связь этого средства с его потребностью и целью, указать, как это средство способно удовлетворить его потребность и приблизить к цели.

Соответственно, для разрушения представления о ценности нужно указать на то, что данное средство не способствует удовлетворению потребности и приближению к цели. Возможно, это надо показать на его другой потребности и другой цели дабы вызвать конкуренцию (конфликт) между целями и потребностями; потребностно-целевой конфликт.

Для девальвации ценности мы можем либо изменить целевую ориентацию человека, либо указать не его действительную потребность, либо и первое, и второе одновременно.

Для девальвации средства достаточно указать на иное средство, способное более эффективно удовлетворять потребность и приближать к цели, причем на средство, обладающее меньшим ассортиментом негативных побочных эффектов.

 

2. Идеал, как наивысшая ценность.

 

Очевидно, что объект идентификации, образец для подражания это своего рода идеал, т.е. человек с такими качествами, каковых у наркомана нет: например, коммуникабельность, веселость и пр. Следовательно, для изменения поведения, нужна либо деидеализация объекта, сокрушение "идола", либо переориентация на иной идеал, обладающий теми же полезными качествами, но, естественно, с минимизированным негативом.

 

3. Оценочная система.

 

Оценка это суждение о соответствии чего-либо должному (эталонному, образцовому) и о стоимости имеющегося отличия. Оценка есть результат сравнения сущего и должного плюс когнитивный компонент, содержащий констатацию меры "ущерба" на тот случай, если данное рассогласование не устранить или же, напротив, меру "прибыли", если рассогласование устранено будет. Оценки могут быть выражены такими словами, как "много", "мало", "плохо", "низко", "слабо", "хорошо", "сильно", "ярко" и т.д.

В основе оценки лежит представление о ценностях - о значениях.

Размер ценности определяется двумя факторами: эмоцией и знанием.

Изменение оценки осуществляется путем изменения эмоции и имеющегося суждения.

 

4. Самообраз и самооценка.

 

Самообраз - представление о себе, как о чем-то автономно-определенном. Самооценка это определение своей способности достигать поставленную цель, будучи тем, кем есть.

Если человек зациклен на явно невыполнимой цели, и рассматривает себя, как неспособного ее достичь, он, при отсутствии иных целей, может попросту пребывать в томительном бездействии. Если же он о себе начинает судить только по тому факту, что эту цель он не может достичь, человек впадает в уныние, в депрессию, в нежелание жить и т.п. Вот почему приступая к коррекции поведения наркомана нужно реконструировать и его самооценку тоже. Это означает в частности, что необходимо выстроить новую систему притязаний, и, тем самым, изменить и его восприятие себя самого, и его самооценку. Затем, помочь обеспечить переход из состояния сегодняшнего в желаемое. При этом, каждый шаг должен подкрепляться. Это означает, что для формирования новой самооценки нужно не захваливать, но реагировать честным и понятным образом на все то, что человек делает или же собирается делать.

Далее, поскольку наш клиент сегодня таков и поступки его таковы потому, что такова его история - совокупность событий прошлого, сохранившаяся в памяти, для изменения представлений человека о себе сегодняшнем и о том мире, в котором он находится, необходимо записать новую историю, начиная, быть может, с момента появления на этот свет. Иная история - это иные убеждения и иная судьба. Возможно ли это? Да, если, во-первых, посмотреть на события прошлого с иной точки зрения, а во-вторых, посмотреть, фиксируя внимание на том, на чем выгодно фиксировать внимание именно сейчас.

Ну и, наконец, для изменения самообраза нужно, по возможности, изменить реальные условия существования. Дело в том, что наркомания начинается ведь не с наркомании, а с дефицита общения. Причем, человеку нужно не просто общение, а специфическое общение. Например, уход мамы у грудного ребенка вызывает плач, хотя рядом - отец или сестра.

Именно неудовлетворенная потребность в социально-ориентированной форме общения сводит вместе людей страдающих, т.е. сначала собираются отверженные другими, собираются чувствующие свое одиночество, собираются для снятия напряжения за счет совместного времяпрепровождения. Но, испытывая затруднения в общении и с себе подобными, и будучи отягощенными иными неудовлетворенностями, собравшиеся начинают использовать социально-допустимые способы снятия напряжений - танцы, курение сигарет, питие спиртного… Воздействуя на симптоматику неблагополучия, ничуть при этом не затрагивая источник своей проблемы, человек в дальнейшем либо интенсифицирует свою алкогольно-табачную зависимость, либо переходит на наркотики более сильные, вредные, опасные.

 

5. Самонеприятие.

Понимание проблемы.

 

Великий русский невролог Владимир Михайлович Бехтерев писал: "Алкоголь является ядом для всякого живого существа"5.

"Алкоголь является ядом для всякого живого существа", а, следовательно, и для нашего клиента. И наш клиент себя этим алкогольным ядом травит.

Скажите, если вы травите, скажем, тараканов на кухне, означает ли это, что они вам нравятся? Или это означает, что тараканы вам не нравятся?

Тараканы - не нравятся.

Следовательно, если человек ядом травит себя самого, в этот момент он не нравится сам себе? Он в себе самом вытравливает каких-то "тараканов"? Например, плохое настроение, или застенчивость, или, может быть, чувство какого-либо страха, или чувство скуки...

С помощью яда человек вытравливает в себе то, что ему не нравится.

А если бы ему в себе все нравилось, стал бы он себя травить?

Нет.

Значит, для того чтобы жить трезво, нужно изменить свои представления о себе самом, нужно нравиться себе самому, принять самого себя, принять себя таким, каков есть. И жизнь свою принять такой, какова она есть.

Почему же у человека столь невысокое мнение о себе самом? И когда оно сформировалось именно таким?

Оказывается, мы сегодня смотрим на себя самих и на все, что нас окружает сквозь свой опыт, сквозь свой "вчерашний" день. Отсюда и мудрость: "на молоке обжегшись, на воду мы дуем". Если некое событие оставило в нашей памяти отрицательный эмоционально-когнитивный след, то все подобные же события, но уже в настоящем реанимируют этот след и воспринимаются через них и переживаются соответствующим образом.

 

Пути решения.

 

Для принятия себя самого необходимо:

1. Прекратить сравнивать себя с другими людьми, ибо у каждого из нас сугубо свой, персональный "крест". Сравнивать себя можно только с собой - вчерашним, позавчерашним, много лет тому назад жившим.

2. Прекратить самокритику и самобичевание. Для чего ж тогда у нас столько недругов?

3. Изменить восприятие событий прошлого, т.е. научить человека видеть в событиях нечто большее, чем только неудача. С этой целью мы можем либо устно, на психотерапевтическом сеансе, либо внедрив в дневник (алкоголика, курильщика, наркомана), проработать три вопроса:

 

- Что Вам не нравится в себе, в Вашем прошлом?

- Почему Вам это не нравится?

- Найдите в том, что Вам не нравится, три пользы.

 

Научив человека видеть в негативных событиях нечто большее, чем негатив, мы устраняем чувство безысходности, открываем человеку путь к обретению опыта, оптимизма и радости познания.

 

6. Конфликт между трезвой и пьющей частями личности.

 

Понимание проблемы.

 

Мир, в котором мы находимся, есть целое, а всякое целое внутренне противоречиво, т.е. представляет собой единство противоположностей. Соответственно, и поток информации о мире, данный нам в ощущениях, также имеет двойственный, противоречивый характер, что, видимо, исторически и привело к дифференциации мозга на левое и правое полушарие, к созданию двух нейрологических структур, функционально противостоя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: