Первобытные народы Америки




 

Большинство исследователей склоняется к мнению, что коренное население Америки имеет автохтонное происхождение и всякие гипотезы о переселении азиатских народов крайне ненадежны. Антропология и палеонтология доказывают, что развитие человечества на этом материке с древнейших времен до Колумба шло непрерывно, не нарушаясь чуждым участием или внешним влиянием.

Если мы хотим составить верное представление о североамериканских индейцах и получить возможность правильно оценить их способности и успехи, следует обратиться к периоду, предшествовавшему появлению европейцев в Америке. Наконец, не следует забывать, что в Перу, на Юкатане и в Мексике расцвела самостоятельная высокая культура. При полном недостатке домашних растений и животных земледелие почти не развилось или развилось очень слабо, и мы встречаемся с проявлениями первобытного образа действий (охотой и рыбной ловлей), а, с другой стороны, со сложным государственным устройством.

 

Юкатанские древности: 1) идол Никте-Кончи,

2) иероглифические надписи, 3) статуя Чак-Моля

Приступая к описанию американской мифологии и религии, мы, как в большинстве случаев, когда дело касается первобытных народов, должны отказаться от систематического изложения хода развития. Можно только установить общие очертания того пути, по которому шла первобытная мысль. Можно говорить о монотеистической тенденции, не подразумевая под этим схоластического абстрактного монотеизма. Выражения манито, ока, откон, zona, вакан, теотл, гуака обозначают нечто бесконечное, но не великий дух, олицетворение божества. Поклоняются этим божествам как творцу человека или мира, как богу солнца. В Перу это представление получило более абстрактное содержание. Виракоха был не только богом солнца, но и творцом неба и земли, он начало и причина всех вещей (Тикци), вездесущее и всемогущее божество, сообщающее всему жизнь и движение, бесконечное, бестелесное, невидимое. Главный жрец обращается к нему с такой молитвой: "О, вездесущий Виракоха, причина всего, помощник и неутомимый творец, источник всякого начала и энергии, Виракоха, всегда имеющий удачу, услышь нашу мольбу, пошли нашему народу здоровье и счастье". Он называется еще Цапала, что значит единственный. Виракохи изгнали из своего культа все антропоморфные формы поклонения, хотя своего настоящего бога солнца Инти они считали родоначальником и представляли в образе человека. У народа майя, относящегося к культурной группе среднеамериканских народов, предметом кровавого поклонения служил бог солнца Кукулкан, источник всякого блага и расточитель счастья. Его изображают длиннобородым старцем в белых одеждах, он указывает народу, где строить дома, обучает письму, строительному искусству, летосчислению. Знаменателен его символ: земля, покрытая перьями, обозначающая плодородие; она составляет единый символ с мексиканской птицей кветцал, вестником буйного ветра, сопровождающим молнию, рассекающую тучу.

 

Храм "чудотворной руки» в Исамале

У ацтеков Кецалькоатль (змея, покрытая зелеными перьями) был высшим божеством, творцом мира, создателем людей, повелителем ветров и основателем культуры. Это бог света, рожденный утренней звездой. Он – покровитель наук, изобретатель письма, календаря и т.д. Во время своего отсутствия находится далеко на востоке (с этим связано много важных легенд, живо интересовавших туземцев еще во времена Монтесумы); в конце концов, этот бог был побежден своим врагом, богом тьмы Тескатли-пока. Мы встречаемся со столь характерной и для первобытных, и для более высоко развитых народов борьбой между светом и мраком, жизнью и смертью – наивным зачатком позднейшего этического дуализма. Добрые боги уходят, оставляя только веру на свое возвращение. Гимн майя содержит такие строчки: "Когда миру исполнится тринадцать веков, а города Итца и Танка еще будут цвести, появится знак властителя неба, и свет сумерек осветит всю страну, а весь род человеческий увидит крест.

 

Фасад дворца в Итце

Жители Итцы, он станет вам отцом, а вам, жители Танки, братом. Примите же хорошо бородатых гостей, приносящих знак о наступлении дня, знак господа моря, милостивого при всем своем могуществе".

Не менее могучим божеством является Манибоцо, или Михабо, у алгонкинов (с ним связаны животные мифы и комичные человеческие черты), это источник света, внук Луны, властитель ветра и грома, враг мрака, защитник птиц, охотник и покровитель наук и искусств. В ряду могучих добрых богов стоит ирокезский Иоскеа, оплодотворивший засохшую землю потоками воды и выпустивший зверей из пещеры, чтобы населить ими землю. После этого он создал людей, научил их ремеслам и искусствам. Этот бог является добрым божеством, он герой солнца, враг мрака, с которым не перестает бороться.

Самое широкое распространение у народов Америки получила вера в существование души и загробного мира. Эскимосы последовательно приписывают душу не только людям, но и животным; весь мир, по их верованию, населен демонами, в свою очередь, находящимися во власти высшего, доброго божества. Силу шаманов они представляют себе почти неограниченной, называют их ангекоками. У племен в Огайо, Висконсине и Иллинойсе, так называемых мундбилдеров (земледельцев, а не охотников), как доказано с помощью археологии, был широко распространен культ предков.

 

Индейские тотемы

С мифами о животных мы встречаемся часто, особенно проявляется он в тотемизме, имеющем столь большое значение в социальной жизни. Эта система основана на вере в родство между животным и человеком, а также на вере в то, что душа предков воплощается в каком-нибудь животном, которое и становится предметом почитания. Часто эти животные получают символ какого-нибудь рода, святыни, становятся предметом художественного воспроизведения в археологических памятниках. Целые племена носят название определенного животного и считают его своим родоначальником, отдельные лица имеют своего духа-хранителя и поклоняются ему. Животное, будучи часто более могущественным, чем беззащитный человек, не без основания может показаться дикарю более достойным сосудом для высшей божественной силы. Нужно обратить особое внимание на то обстоятельство, что тотемизм, подобно родственному ему фетишизму, делает предметом своего почитания не случайный объект, а воплотившийся в нем дух. У племени чероки жреческие тотемы стали грубо злоупотреблять своим положением и властью, тогда они были изгнаны и должность их перешла к другому семейству. Тотемизм особенно развит у индейцев, но встречается и у австралийцев; в социальном отношении они служат регулированию брака, так как внутри племени люди не могут вступать в брак, потому что считаются братьями в высшем смысле слова. Говорят, что они живут эндогамно.

Вера в существование души встречается среди первобытных племен Калифорнии, где мертвецов снабжали сандалиями для далекого путешествия на тот свет. Земная жизнь в соответственной форме продолжается и дальше, так как на этой ступени человек не представляет своего полного исчезновения. Погребальные обычаи носят на себе печать этой веры. На Гавайях дикари верят в существование двух душ; одна еще при жизни человека может оставлять его тело; вторая душа тесно связана с телом и является источником жизни – она остается при данной личности до тех пор, пока какой-нибудь колдун не призовет ее к другому человеку. Вот почему души усопших блуждают в виде призраков; призраки в большинстве случаев злы, и благосклонность их приходится заслужить жертвоприношениями и подарками. С телом умершего надо обращаться особенно почтительно и осторожно, чтобы не попасть под влияние демонов, окружающих человека на каждом шагу. Всюду, где сложилась деспотическая форма правления, смерть могущественного вождя влечет за собою гибель жен, наложниц, слуг, рабов. Так как согласно широко распространенному верованию, душа во время сновидений странствует, то толкование снов становится весьма важной обязанностью шаманов и колдунов. В Мексике жрецы составляли гороскопы, а в Перу для разного рода предсказаний были соответственные толкователи.

Загробный мир индейцев изменился под христианским влиянием. Он представляется местом радости и счастья, охотника ждут тучные стада буйволов. Весьма часто душа должна странствовать в стране мрачной ночи, прежде чем достигнет света, но в большинстве случаев представление резкого дуализма, неба и ада, блаженства и страданий отступает на задний план. Часто местопребыванием умерших становится дом солнца. По верованиям воинственных ацтеков в Никарагуа, в дом солнца попадают только воители, все остальные же низвергаются в подземное царство. В доме солнца устраиваются бои и игры, герои провожают солнце на запад, куда оно идет на покой. Мексиканцы верили в рай, дававший не вечное блаженство, но счастье, рассчитанное на определенный промежуток лет. Это было царство бога Тлалокана, властителя воды и дождя, земной рай, из которого вытекают все реки. Путь туда прегражден разными препятствиями: гуроны и ирокезы рассказывали миссионерам, что души умерших должны перейти через бурную реку по тонкой ветви, перекинутой от берега к берегу, охраняет подступы к реке злая собака. С подобными рассказами мы встречаемся у алгонкинов, дакота и народов Гренландии.

 

Плененные воины, предназначенные в жертву Ваалу

О христианской преисподней, или аде, в местных легендах и речи нет. Народные сказания повествуют лишь о мрачном царстве смерти, как правило на севере. Распространена была вера и в возвращение душ: останки знаменитых вождей сохранялись в храмах; процветал культ мертвых и поклонение предкам. Души индейцев преисполнялись ненавистью к испанским завоевателям за то, что они перерыли местные гробницы. Это было самое страшное преступление европейских завоевателей.

Из животных, культ которых пользуется широким распространением, особенно важны змея и птица. Последняя олицетворяет ветер, бурю, иногда грозу, и становится божеством. С не меньшим благоговением относятся первобытные народы к змее, являющейся символом обновления и воскресения, так как это животное сбрасывает свою старую кожу. Алгонкины называют змей своими предками и крайне остерегаются как-нибудь их обидеть. В Перу змея олицетворяет богатство, и изображение рогатой змеи служит для охраны сокровищ. У алгонкинов есть сказание о сотворении мира, связанное с кроликом. Впрочем, кролик является случайным носителем космогонического мировоззрения, следуя которому из хаоса возникли свет и жизнь. Михабо – бог света, неба, туч (дождя) и ветров, и символом его стала птица. Нередко и черепаха упоминается в мифах – она приносит человеку из глубины земли плодородную почву. В большинстве случаев господствует представление о бесконечной водной глади, из которой мало-помалу появляется земля.

Америка – это материк легенд о всемирном потопе, и поэтому из трех стихий – земли, огня и воды – преобладающее значение принадлежит последней. Мы уделим внимание одному из многочисленных мифов о происхождении земли – перуанскому мифу, который гласит:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: