Результаты исследования и их обсуждение. Первым в нашем исследовании был проведен анализ пропусков по болезни




Первым в нашем исследовании был проведен анализ пропусков по болезни. Его результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Число пропусков занятий по болезни учащимися разных групп

показатель 1 класс (кол-во дней) 5 класс (кол-во дней)
Дети, коренные жители Дети-мигранты Дети, коренные жители Дети-мигранты
всего        
из них (пол): М Д М Д М Д М Д
кол-во пропусков                
число пропусков на одного ребенка        

Примечание: М- мальчики, Д- девочки

 

Из анализа таблицы 1 можно сделать вывод, что в 5-ом классе дети (как граждане РФ, так и дети-мигранты) пропускают уроки по болезни чаще (14 пропусков на одного ребёнка-мигранта, 16 пропусков на одного ребёнка гражданина РФ), чем в первом (14 пропусков на одного ребёнка-мигранта, 8 пропусков на одного ребёнка гражданина РФ). Более того, очевидно, что в первом классе чаще пропускают занятия дети-мигранты, тогда как в 5-ом классе- дети, коренные петербуржцы.

 

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Стоит отметить, что среди мигрантов был один ребенок внутренний мигрант (из пятого класса), семья которого приехала из Калининграда. Этот ребенок 24 раза пропустил занятия.

Далее был проведена сравнительная оценка поведенческой адаптации учеников первого и пятого классов. Результаты приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Число замечаний, полученных детьми разных групп

параметр 1 класс 5 класс
дети, коренные жители Дети-мигранты Дети, коренные жители Дети-мигранты
всего замечаний 17 (4 ч-ка) 3 (2ч-ка) 59 (8 ч-к) 44 (3 ч-ка)
Из них (пол): М Д М Д М Д М Д
Кол-во замечаний                
число замечаний на одного человека 4,2 1,5 7,4 12,5

Примечание: обозначения как в таблице 1.

 

При анализе результатов исследования было выявлено, что количество замечаний в пятом классе (12,5 замечаний на одного ребёнка-мигранта, 7,4 замечания на одного ребёнка гражданина РФ) значительно преобладает над количеством замечаний в первом классе (1,5 замечаний на одного ребёнка-мигранта и 4,2 замечания на одного ребёнка гражданина РФ). Более того, видно, что в первом классе дети мигранты имеют лучшие показатели по поведению, тогда как в подростковом возрасте, напротив, худшие.

Это подтверждает литературные данные об особенностях подросткового возраста, когда внешние неблагоприятные обстоятельства усугубляют течение процесса развития [10].

Вновь тот же ребенок – пятиклассник внутренний мигрант из Калининграда – негативно отличился и получил 22 замечания.

Далее были проанализированы анкеты, которые заполняли родители «Адаптация ребёнка к школе».

Анализируя ответы родителей при заполнении анкеты, мы пришли к выводу, что средняя оценка, которую родители дали первоклассникам относительно удовлетворенности процессом их адаптации к школе, одинакова и у родителей граждан РФ, и у родителей мигрантов - 4,5. Отмечаем, что оценкой «3» почти все родители мигранты отметили пункт «психологический комфорт».

Средняя оценка, которую родители пятиклассников выставили своим детям относительно удовлетворенности процессом адаптации ребёнка в школе, у родителей граждан РФ составляет 3,6 баллов, у родителей мигрантов - 4,4. Родители, коренные жители, менее удовлетворены процессом адаптации их детей, чем родители мигранты. Это можно объяснить тем, что многие мигранты приехали из экономически более отсталых регионов по сравнению с Петербургом, и потому вполне удовлетворены тем, что получают здесь.

Отмечаем, что оценкой «3» почти все родители пятиклассников, также как и родители первоклассников, отметили пункт «комфорт». Это может говорить о низком уровне здоровье сберегающих технологий в школе. Также результаты анкетирования показали, что родители учеников пятого класса находятся в конфликте с классным руководителем.

Классные руководители отказались принимать непосредственное участие в анкетировании, обосновав это тем, что результаты по каждому ребёнку индивидуальны и

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

субъективны, а учитель предоставляет все стороны процесса образования на самом высоком уровне.

Таблица 3.

Сравнительный анализ показателей теста Тулуз-Пьерона (скорость выполнения, внимательность) у первоклассников [12]

Показатели Зоны
         
уровень патоло-гии слабый уровень, субнорма средний уровень, норма хороший уровень высокий уровень
Скорость переработки информации ≤19 20-27 28-36 37-44 ³45
Данные детей (кол-во)          
Внимательность ≤0,89 0,9-0,91 0,92-0,95 0,96-0,97 ³0,98
Данные детей (кол-во)          

 

Далее были проанализированы результаты методики «корректурная проба» Л.А. Ясюковой [12]. Тест Тулуз-Пьерона, адаптированный Л.А. Ясюковой, направлен на изучение нейродинамических характеристик интеллектуальной деятельности: прежде всего, психомоторного темпа и точности переработки информации, вторично он оценивает свойства внимания (концентрацию, устойчивость, переключаемость).

Анализируя результаты корректурной пробы у первоклассников, мы вывили три группы учеников, чьи результаты выделялись: слабый уровень, средний и хороший уровень. Уровень патологии представлен у одного ребёнка по пробе скорости (девочка-инофон) и у четверых детей по пробе «внимательность» - из четырех детей трое – дети мигранты, в том числе, девочка-инофон. Хороший уровень представлен у 5 человек, чьи результаты высоки на обеих пробах (скорость, внимательность). У этих же детей малое количество замечаний (менее 5) и пропусков (также менее 5). У одного ребёнка наблюдается высокий результат пробы «внимательность». Все дети – граждане РФ.

Ни у одного ребёнка не наблюдается высокого уровня скорости переработки информации.

Таблица 4.

Сравнительный анализ показателей теста Тулуз-Пьерона (скорость выполнения, внимательность) у пятиклассников [11]

 

Содержание показателя Зоны
         
уровень патологии слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень
Скорость переработки информации ≤19 20-29 30-39 40-50 ≥51
Данные детей (кол-во)          
Внимательность ≤0.89 0,9-0,91 0,92-0,94 0,95-0,96 ≥0,97
Данные детей (кол-во)          

 

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Анализируя результаты корректурной пробы у пятиклассников, мы вывили одну группы учеников, чьи результаты выделялись: средний уровень. Хороший уровень по результатам обеих проб – 4 ребёнка, все граждане РФ. Ещё два ребёнка (РФ и Беларусь) имеют хороший результат по пробе «внимательность», а по пробе «скорость» - средний уровень.

Слабый уровень по скорости переработки информации – 4 ребёнка: гражданин РФ, внутренний мигрант из Калининграда, Украина – вынужденный переселенец и мальчик инофон из Афганистана. Ни у кого из обследуемых детей не был обнаружен уровень патологии.

Отдельным пунктом мы выделили внутреннюю миграцию. В исследовании принимал участие только один внутренний мигрант – семья переехала из Калининграда, но именно этот ребёнок показал самые высокие результаты по количеству пропусков, замечаний и низкие результаты по тесту Тулуз-Пьерона. В результате нашего исследования были выявлены определённые «группы риска» - те группы, с которыми на данный момент ведётся коррекционная работа – занятия с психологом, логопедом, социальным педагогом.

Выводы

1. Пятиклассники (вне зависимости от статуса) чаще пропускают занятия по болезни, чем первоклассники. Среди первоклассников чаще пропускают занятия по болезни мигранты

2. Пятиклассники получают больше замечаний в связи с поведением, чем первоклассники. Среди пятиклассников чаще отмечается плохое поведение у детей мигрантов, тогда как у первоклассников – у детей коренных жителей Санкт-Петербурга.

3. Родители первоклассников в целом выше оценивают своих детей, чем родители пятиклассников. В большей мере удовлетворены процессом адаптации детей родители мигранты.

4. Согласно методике Тулуз-Пьерона (адаптация Л.А. Ясюковой), на высоком уровне адаптации чаще оказываются дети, коренные жители Санкт-Петербурга, а дезадаптированными чаще бывают дети из семей мигрантов.

5. Мигранты-младшие подростки хуже адаптируются к процессу обучения в школе, чем дети 7-8 лет.

Литература

1. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. – 1996. - № 3. - С. 13-23.

2. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Костенко В.В., Савельева С.С. Тенишева К.А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. - М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012.

3. Вагабова Н.М. Этническая толерантность в поликультурном обществе: Дисс. канд. филос..н. - Москва: РГБ, 2007.

4. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Опыт применения методов визуализации в качестве анализа результатов тайм-теста // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7(19). С. 128-131

5. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Оценка психофизиологической стоимости креативности в междисциплинарных исследованиях // Вестник психофизиологии. 2014. С. 74-82.

6. Николаева Е.И. Толерантность и тоталитарное сознание. Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантности поведения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.23-31.

7. Николаева Е.И. Формирование толерантных установок у школьников // Известия АПСН. 2008. Т.12.Ч.1 С.522-528.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

8. Николаева Е.И. Психология семьи. - СПб: Питер, 2013.

9. Николаева Е.И., Лузик А.Ю. Роль семьи в формировании толерантных установок ребенка. В кн. Учебно-методическое пособие «Современная семья и ребенок: экономические, социальные, психологические и педагогические аспекты. СПб-Луга, 2014. С.3-6.

10. Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т.2, №14. С.70-73.

11. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2003.

12. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 2003.

 

SPECIFICITY OF ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN

TO THE LEARNING PROCESS IN SCHOOL

 

The purpose of the article was to study the specificity of the children-migrant adaptation to school education. 49 parents and 47 children were participant: 29 children of the first grade (7-8 years old) and 18 children of fifth grade (10-12 years old) learning at the school №491 with math advanced learning. The following methods were used: questionnaire for teachers with questions about child’s adaptation to the study process; questionnaire for the parents with the questions about effectiveness of child’s adaptation to study process: Perron- Toulous test (proof-correction probe by Esjukova). It was shown that children of the fifth grade more often to miss the classes than the children of the first grade. Among the first grade students migrants more often miss the classes. The fifth grade students are given the reprimands more often than the first grade students. The fifth grade students have the bad marks for the worse behavior more often than the first grade students. The worst behavior among children of fifth grade have the children- migrant and among the children of the first grade – the children of Saint-Petersburg. The parents of the first year students give the better marks for their children then parents of the fifth year students. The parents of migrants give them the higher marks for the adaptation than the parents of the first year students. The highest adaptation level (Perron – Toulouse test) shoed the children of the Saint-Petersburg, the worst level of adaptation showed the children-migrants.

Key words: migrants, the children of the first and the fifth grades, the adaptation to the process of learning.

 

Статья поступила в редакцию 01.08. 2015

Статья принята к публикации 15.08.2015

 

УДК 599.82+612.821.6+612.833.1

 

ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ШИМПАНЗЕ

 

Кузнецова Т.Г. *, Иванов В.В. **, Кочетова В.И. ***

Россия, Санкт-Петербург,

Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН *

Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн

им. Н.В. Пушкова**

Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация»***

npcpcn@gmail.com

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Достижение цели и стремление к ней – это динамичное интегральное состояние процессов всего организма, когда формируется причинно-следственный алгоритм решения задачи в пространственно-временном континууме. Реализация каждого последующего поведенческого цикла сопровождается реакциями активационных систем - ориентировочной, сосредоточением, положительными или отрицательными эмоциями, имеющими собственные сердечно-сосудистые паттерны. Мотивация достижения цели зависит: 1) от следа предыдущей реализации достижения цели, 2) конкретной скорости (времени) ее движения в настоящий момент и 3) от функционального состояния, возникающего в процессе достижения цели.

Высокая скорость движения цели, активируя систему положительных эмоций, восстанавливает стремление к ее достижению и нормализует сердечный ритм, низкая, напротив, активирует систему отрицательных эмоций. В результате затормаживаются стремление и мотивация достижения не только сиюминутной цели, но и следующей за ней.

Ключевые слова: шимпанзе, эмоции, поведение, достижение цели, сердечный ритм

 

В исследованиях, проведенных на шимпанзе, детях и взрослых людях была обнаружена качественная и количественная зависимость между скоростью достижения цели и степенью напряженности активационных систем, продуктивностью инструментальных реакций, динамикой сердечного ритма и его вариабельностью [12, 13].

При переходе от высокой скорости движения цели к более низкой выявлялась дискретность изменения поведенческих, эмоциональных, инструментальных и сердечно-сосудистых реакций. Экстренное введение высокой скорости движения цели снимало эмоциональное напряжение, достоверно изменяло поведенческие, инструментальные реакции и нормализовало сердечный ритм. Однако нередко, особенно в начале эксперимента, в ответ на предъявление высокой скорости после более низкой продуктивность инструментальных реакций снижалась относительно первоначальных ее предъявлений, а поведенческие реакции соответствовали более низким скоростям.

При приближении цели со скоростью 125-50 мм/с у всех испытуемых доминировала реакция сосредоточения на движущейся цели без внешних признаков положительного или отрицательного реагирования. Сердечный ритм был близок к исходным значениям.

Это послужило целью для анализа влияние предыдущих скоростей приближения цели, т.е. следовых реакций, на последующее стремление шимпанзе к ее достижению.

Методика

Исследование проведено на самке шимпанзе с использованием методики приближающейся цели [12], которая представляет собой транспортер с механизмом управления, позволяющим экспериментатору задавать скорость движения ленты от 1 до 250 мм/с.

По команде “Работай” она, нажимая на кнопку расположенную у нее под рукой, приводила в движение ленту транспортера, на которой находилась приманка.

Каждая экспериментальная сессия начиналась и заканчивалась предъявлением высокой (250 мм/с) скорости, которая предъявлялась 2-3 раза до и после более низких скоростей (125, 50, 25 и 10 мм/с), вводимых по одной в случайном порядке в каждый из 8 экспериментальных дней. За один экспериментальный день цель предъявлялась не менее 20 раз. Процедуру запуска транспортера шимпанзе освоила с первого предъявления.

В ходе эксперимента велась видеозапись поведенческих реакций. Параллельно регистрировалась ЭКГ во втором стандартном отведении aVL [5].

Анализировались доминирующие поведенческие реакции, латентный период (ЛП) инструментальной реакции и коэффициент ее продуктивности (КП - отношение полезного времени нажатий на кнопку с целью приближения приманки ко всему времени ее достижения) [13].

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Сердечный ритм и его вариабельность [2, 16] наиболее тонко и точно отражает изменения функционального состояния испытуемого, а метод корреляционной ритмографии [2, 3] дает возможность видеть его динамику в реальном масштабе времени [4].

Суть метода заключается в оценке геометрических параметров скатерограмм (рис.1) и формировании на их основе комплексных (прямых и косвенных) показателей, позволяющих оценивать регуляцию сердечного ритма шимпанзе в ходе реализации задания.

К прямым показателям относятся: а) показатель вариабельности сердечного ритма - В = Во ´ сos 45°, где Во - длина скатерограммы; б) показатель аритмии - А = Ао ´ cos 45°, где Ао – ее ширина; в) среднее значение R-R интервала - ХR-R – центр аттрактора.

К косвенным - а) коэффициент формы скатерограммы – к = В/A, позволяющий в дальнейшем вычислять индекс функционального состояния (ИФС) регуляторных механизмов сердечного ритма как произведение к´ (ХсрR-R) [2, 5, 6], при этом, чем меньше напряжение регуляторных механизмов сердечного ритма, тем выше ИФС; б) показатель напряженности сердечного ритма шимпанзе - К1 = В/А – 1,618, где число 1,618 - физическая константа, характеризующая форму скатерограмм для «базового» R-R интервала – Rбаз (шимпанзе)= Rбаз (чел) / 1,618=589 мс [28, 30], где Rбаз (чел) = Rбаз1 = 952мс, Rбаз (шимпанзе) = Rбаз2. Положительное значение К1 соответствует вариативной напряженности, отрицательное – аритмической; в) показатель степени отклонения сердечного ритма (ХR-R) от “базового” – К2 = ХR-R / Rбаз (для XR-R <Rбаз),для XR-R>Rбаз К2 = Rбаз / XR-R, К2 = 1 (для ХR-R=Rбаз).

Рисунок 1

Рис. 1. Скаттерограмма. Обозначения: ось ординат – текущий, ось абсцисс – последующий интервал R-R (мс), Ао – ширина аттрактора, Во – длина облака скатерограммы.

 

Скатерограммы строились для каждого эпизода инструментальной деятельности с последующей их обработкой по программе “Attractor”, разработанной инженером В.В. Ивановым (4). Достоверность оценки перечисленных показателей проводилась с использованием t-критерия Стъюдента по программе «Statsoft».

Результаты исследования

1. Поведенческие реакции. При достижении цели, приближающейся со скоростью 250 мм/c, у шимпанзе с первого ее предъявления на первых этапах исследования возникали эмоционально положительные реакции, часто переходящие в азарт. Самка вскакивала на ноги, чмокала губами, удерживая приманку в поле зрения, а достав ее из кормушки, тут же съедала.

При внезапной смене скорости 250 мм/c на скорость 125 мм/с возникала кратковременная ориентировочная реакция, после которой следовала реакция сосредоточения на цели (рис.2), а по мере ее приближения оно сменялась радостным оживлением.

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

В ответ на первое предъявление низкой скорости 50 мм/с после высокой (250 мм/с) вслед за ориентировочной реакцией последовала реакция двигательной разрядки: самка вскочила на ноги, затопала, ударяя по кнопке кулаком или нажимая на нее зубами, пытаясь достать цель обходным путем – сбоку.

По мере приближения приманки, негативная реакция постепенно сменялась реакцией сосредоточения, переходившей в эмоционально положительную реакцию.

Очередная замена низкой скорости на высокую сопровождалась радостным оживлением, но уже без азарта, характерного для первого предъявления высокой скорости (250мм/с).

В ответ на введение еще более низкой скорости – 25 мм/c, после ориентировочной реакции на лице шимпанзе появилось выражение недоумения. Самка поглядывала то на экспериментатора, то на приманку, неуверенно перемещалась в кресле, привскакивала на ноги, с силой ударяла на кнопку, а нажатия становились более интенсивными, но прерывистыми. Через 15-20 сек от начала инструментальной деятельности эти реакции сменились бурной манифестацией – шерсть распушилась, самка затопала ногами и стала нажимать на кнопку, зубами, пальцами обеих рук. Резко усилилось потоотделение, а интенсивность нажатий на кнопку снизилась. Доня отвела взгляд от приманки, отвернулась и опустила голову. Затем уселась боком к установке, пытаясь нажимать на кнопку кулаком, пяткой или локтем, стала рассматривать окружающие предметы, пытаясь ими манипулировать, и стала чаще обращаться к экспериментатору. В инструментальной деятельности появились перерывы до 35-40 сек, которые расценивалось нами как частичный отказ от деятельности, а пауза в 60 сек расценивалась как полный отказ.

а б

в г

Рис. 2. Характерные поведенческие реакции шимпанзе при достижении цели, приближающейся с различными скоростями (пояснения в тексте)

 

Для продолжения работы потребовалась дополнительная команда (“Доня, работай!”), а при ее возобновлении дополнительное поощрение – поглаживание или похвала – “молодец”, “хорошо”. В ответ на новое введение высокой скорости (250 мм/с),

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

предъявленной вслед за скоростью 25 мм/с, эмоционально положительные реакции оживились, но были выражены слабее, чем в предыдущих случаях, а инструментальная деятельность менее интенсивной.

При введении скорости движения цели, равной 10 мм/с, вслед за скоростью 250 мм/с, за ориентировочной реакцией, возникшей в ответ на изменившуюся скорость, после первых вялых нажатий на кнопку одним пальцем шимпанзе развернулась к установке спиной, опустила голову, демонстрируя полное безразличие к движущейся приманке (рис.2), но все же продолжала изредка с интервалами в 20-25 сек нажимать на кнопку не глядя на нее. Такое поведение наблюдалось до тех пор, пока приманка не прошла примерно половину пути. После того, как приманка стала досягаемой, Доня повернулась лицом к установке. Пассивные отрицательные реакции сменились сосредоточением на цели, а при расстоянии до цели, равной длине ее руки, она оживилась, нажатия на кнопку пальцем одной руки стали почти непрерывными до момента выпадения приманки в кормушку, а их интенсивность усилилась. В то же время другой рукой она стремилась подтянуть ленту транспортера, достать приманку сбоку или сверху. При новом переходе к высокой скорости уже доминировало спокойное сосредоточение в отличие от первых бурных положительных реакций.

2. Динамика средних значений интервалов R-R (ХR-R) отражает суммарный эффект изменения сердечного ритма на воздействия внешних или внутренних факторов (рис. 3).

В ответ на предъявление скорости 125 мм/с продолжительность интервалов R-R увеличилась (P<0,05) относительно предыдущей скорости 250 мм/c и вернулась к исходным значениям после повторного предъявления высокой скорости.

Предъявление скорости 50 мм/с сопровождалось достоверным (P<0,05) сокращением продолжительности интервалов R-R относительно предыдущей скорости 250 мм/с и тенденцией (P>0,05) к возвращению к исходной величине.

Достижение цели со скоростью 25 мм/c сопровождалось новым достоверным (P<0,01) сокращением интервалов R-R как относительно предыдущей низкой скорости, так и других предыдущих скоростей. И даже повторное предъявления скорости 250 мм/с практически не изменило их.

Не последовало достоверных изменений сердечного ритма и в ответ на предъявление скорости 10 мм/с, но средняя продолжительность интервалов R-R при предъявлении высокой скорости оставалась достоверно меньше (P<0,01) исходной.

3. Корреляциооные ритмограммы (скатерограммы) характеризуют динамику распределения интервалов R-R на плоскости, фазовыми координатами которой по оси ординат являются текущий интервал R-R, а по оси абсцисс – последующий, и позволяют оценивать перестройку механизмов регуляции сердечного ритма под влиянием физических, психических и эмоциональных нагрузок.

Проведенный анализ показал, что в ответ на скорость 250 мм/с вариабельность (В), аритмичность (А) сердечного ритмаи показатель степени отклонения частоты СР (ХR-R) от “базового” 1) всегда возвращались к исходным величинам, независимо от места (до или после предъявления низкой скорости) ее предъявления (рис.3, а).

В ответ на предъявление скоростей 125 и 50 мм/c показатель аритмичности (А) СР относительно высокой скорости возрастал в 2, а показатель вариабельности (В)в 4 раза.

При скорости движения цели в 25 мм/с вариабельность увеличилась в 3, а аритмичность – в 7,5 раз относительно скорости 250 мм/с.

В ответ на предъявление скорости 10 мм/с эти показатели увеличились в 4 и 8 раз соответственно.

Показатель напряженности К1 во всех случаях при скорости 250 мм/с имел отрицательное значение (-)0,5 и переходил в зону положительных значений (+)0,5 при предъявлении скоростей 125, 50 и 10 мм/с. Наибольшие изменения произошли в ответ на

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

предъявление скорости 25 мм/с: при первом ее предъявлении он снизился до (-)1, а при повторном возрос до (+)1,5 (рис. 3, б).

Прирост коэффициента продуктивности (DКП) инструментальных реакций и напряженностимеханизмов регуляции СР(DК1) при предъявлении в качестве предыдущей и последующей скорости 250 мм/с практически сводились к нулю (3, в). При переходе от скорости движения приманки в 250 мм/c к скоростям 50, 25 и 10 мм/с DКП снижался, а DК1 возрастал (P<0,05). Обратный переход от меньших скоростей к скорости 250 мм/с носили обратный характер.

А Б

Рисунок 3. Динамика показателей скаттерограммы шимпанзе при достижении цели, приближающейся с различными скоростями. Обозначения: А - ось ординат: динамика вариабельности (В), (мс) и аритмичности (А), (мс) сердечного ритма, ось абсцисс: последовательности скоростей. Б – по оси ординат: динамика напряженности (К1) сердечного ритма, по оси абсцисс: последовательности скоростей. В – динамика приращений показателей К1 (толстая линия) и КП инструментальной реакции (тонкая линия). Левый график – скорость 250 мм/с – предыдущая, правый – последующая.

 

О функциональном состоянии механизмов регуляции сердечного ритма шимпанзе мы судили по величине его индекса (Ифс). Оказалось, что при предъявлении скорости 250 мм/с этот показатель колебался в пределах 350-500 ул.ед. и снижался в ответ на предъявление любой более низкой скорости, достигая минимальных значений после скоростей 25 мм/с и 10 мм/с. Характерно, что снижение абсолютной величины Ифс, т.е. повышение напряженности механизмов регуляции, сопровождалось снижением и продуктивности инструментальной реакции (КП), но при повторном предъявлении высокой скорости в конце эксперимента КП повышался, а напряженность механизмов регуляции сердечного ритма снижалась

Обсуждение результатов

Проведенное исследование показало, что полученные ранее нами факты воспроизводимы и подтвердило факт [13], что каждая конкретная скорость движения приманки, активируя положительные, отрицательные эмоциональные реакции или системы ориентировочного рефлекса и сосредоточения с первого предъявления прямо коррелировала с инструментальными и поведенческими реакциями без специальной выработки и были естественной, непосредственной реакцией организма. Это дало основание для заключения о

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

безусловно-рефлекторном, врожденном реагировании шимпанзе на каждую скорость движения цели, о биологической ее значимости для организма. Следовательно, скорости достижения цели, а точнее, порождающие их эмоциональные реакции, могут выступать в качестве подкрепления, что согласуется с представлениями и других авторов [7 и др.].

Отсюда подкрепление можно рассматривать как комплексное, значимое физиологическое явление, несущее в себе не только информацию о наличии натурального подкрепления, его количестве и качестве [14], о положительном или отрицательном конечном результате [1, 10], но и об его эмоциональной значимости, каковой в данном случае являлась скорость приближения цели-приманки. Становится понятным, почему низкая скорость при реализации достижения цели по силе физиологического воздействия оказывается биологически более значимой, чем наличие натурального подкрепления.

Динамизм целостного поведенческого акта шимпанзе в данном эксперименте представлял собой последовательную цепочку ответных реакций на предъявляемую скорость движения цели-приманки и их экстренную смену, где конечный результат предыдущего акта являлся началом следующего, что и находило отражение в динамике комплекса поведенческих (психических), моторных (КП инструментальной деятельности) и висцеральных (сердечный ритм) реакций.

Так, незначительное изменение поведенческих, моторных компонентов инструментальных реакций и показателей сердечного ритма при переходе от скорости 250 мм/с к 125 мм/с можно объяснить близостью воздействия их физиологической силы. О близости физиологической силы воздействия этих скоростей свидетельствовала и динамика СР.

Обратный же переход от низких скоростей к высоким усиливался активацией системы положительных эмоций. Суммация положительных эмоций и реакции сосредоточения оказывает оптимизирующее действие на процесс реализации достижения цели, что также подтвердило наши предыдущие исследования [13].

Переход от высокой скорости движений цели к более низким кратковременно активировал систему ориентировочного сосредоточения с последующей активацией системы эмоционально отрицательной реакции, завершающееся манифестацией, агрессией и интенсификация инструментальных реакций, направленными на скорейшее достижение цели. Однако на конечных этапах достижения цели, когда цель оказывалась в пределах длины вытянутой руки шимпанзе, негативное реагирование сменялось положительным и усиленным стремлением достать приманку.

Скорость движения цели-приманки, равной 10 мм/с в сравнении со скоростью 25 мм/с у данной особи вызывала меньшие трудности.

И, хотя обе ситуации можно определить как «трудные», они обе оказываются «отрицательно определенными» в сравнении с «неопределенной» скоростью, равной 50 мм/с, когда, с одной стороны цель как бы приближается, а с другой – приманка достаточно долго оказывается не досягаемой. Возникает рассогласование в системе стремления к достижению – стремиться или отказаться от достижения? Рассогласование сопровождались тормозным действием на последующее за этой скоростью введение высокой скорости, усилением аритмичности и вариабельности сердечного ритма, снижением ИН.

Более глубокий разбор этого факта при анализе ЭЭГ ребенка и взрослого человека показал, что при реализации достижения цели, приближающейся со скоростью, равной 50 мм/с, происходила активация всех областей мозга на фоне усиления внутри- и межполушарных связей между ними [6].

Таким образом, чем более контрастным был переход от высокой скорости к низкой и/или более неопределенной была скорость достижения положительного результата, тем более тяжелой для шимпанзе оказывалась ситуация.

 

ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 3 2015

 

Высокая скорость достижения цели, активирующая положительные эмоции, является биологически полезным физическим раздражителем, что и стало причиной восстановления поведенческих и моторных компонентов достижения цели, но самое главное, стабилизировало регуляторные механизмы сердечного ритма: аритмичность, вариабельность и напряженность, т.е. нормализовало висцеральные компоненты этого процесса.

Исходя из представлений И.М.Сеченова [9] о целесообразности всех рефлекторных реакций, И.П. Павлова [8] о саморегулируемости, самоподдерживании, самовосстановлении и даже самосовершенствовании систем организма и стремлении их к постоянству [15], реакции, порождаемые отрицательными эмоциями, можно рассматривать как психофизиологические реакции саморегуляции, направленные на снятие нервного напряжения, возникающего в ходе достижения цели, приближающейся с низкими скоростями. Действительно, увеличение частоты нажатий и их силы, стремление укусить или разбить установку – это активные оборонительные реакции противодействия действию низкой скорости, направленные на устранение “помехи” в виде замедления скорости, избавление от нее и стремление ускорить движение цели. Реакции отвлечения от слежения за целью (отведение взгляда, отворачивание головы) и переключения на другие объекты – показатель нарастающей эмоциональной напряженности в результате трудности переживания медленно приближающейся цели, а избегание, отказ и уход – это уже признаки стресса.

Итак, в ходе исследования установлено, что, независимо от места предъявления каждой скорости в их последовательности, они вызывают характерные реакции активационных систем мозга, не требующих дополнительной выработки, что дает основание для заключения врожденной способности приматов реагировать на высокую или низкую скорость. Это, в свою очередь, позволяет использовать их в качестве подкрепления при формировании поведенческих реакций и потоков информации. Высокую скорость можно рассматривать как биологический полезный, а низкую – как неполезный, вредный раздражитель.

Дискретность и протяженность изменения поведенческих (психофизиологических), моторных (инструментальных) и висцеральных (сердечнососудистых) реакций в процессе достижения цели определяется скоростью ее движения: чем она медленнее, тем сильнее эмоциональное напряжение, тем более выражены психофизиологические реакции саморегуляции, направленные на снижение эмоциональной напряженности.

При этом низкая скорость достижения цели, как биологический безусловно-рефлекторный отрицательный раздражитель снижает и затормаживает стремление к достижению, повышая напряженность механизмов регуляции сердечного ритма. Высокая скорость восстанавливает стремление к достижению цели и оказывает нормализирующее влияние на сердечный ритм.

Каждая поведенческая реакция, сопровождающая достижение цели, приближающейся с различными скоростями и их экстренную смену, имеет свою совокупность паттернов динамики моторных (инструментальных), эмоциональных, саморегуляторных поведенческих и вегетативных реакций.

Вместе с этим, данный вариант эксперимента может быть использован не только для определения типа целеустремленности, но и для м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: