Этапы профессионального развития личности.




Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором И. С. Кон (1980) выделяет следующие этапы.

I этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

II этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем какой-либо профессии.

III этап - предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются личностью сначала с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии профессионального самоопределения, но ценностные аспекты, как наиболее обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности.

IV этап - принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работа.

В профессиональном самоопределении Э. Гинзберг выделил 3 периода профессионального развития: период фантазий (6-11 лет), когда ребенок проигрывает разные профессиональные роли; период пробных выборов (11-17 лет), когда рассматривается соответствие своих способностей различным профессионального развития; после 17 лет - стадия исследования, кристаллизации и детализации, когда оцениваются различные факторы, влияющие на профессиональный выбор, который реально осуществляется в период от 17 до 20 лет.

Многие зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют 3 этапа: фантазийный выбор (10-13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше) (цит. по Е. П. Ильину, 2002).

В западной психологии аналогом самоопределения выступает эго-идентичность, которая, по мнению Э. Эриксона (1996), представляет собой центральное качество, сигнализирующее человеку о его связи с социальным миром. Она выражается в центрированности человека на себе, отождествлении с социальным окружением, определении ценности человека, его социальной роли. Сформированность идентичности имеет следующие уровни:

- высокий - молодые люди преследуют самостоятельно поставленные профессиональные и идеологические цели;

- средний - молодые люди преследуют профессиональные и идеологические цели, определенные их родителями;

- низкий (диффузный) - профессиональные и идеологические цели еще не определены;

- кризис идентичности - молодые люди не способны самостоятельно решать свои профессиональные и личностные проблемы, что затрудняет жизненное и профессиональное самоопределение. Стремление решить задачу идентичности в юности может привести к мучительным переживаниям по поводу выбора профессиональной карьеры.

Э. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности, которые он относит к VI фазе психосоциального развития личности. VII фаза характеризуется дальнейшим профессиональным развитием личности (цит. по Р. Бернсу, 1986).

VI фаза. Молодость, 18-25 лет. В этот период (по Эриксону, «ранняя зрелость») - ориентация на получение профессии. Стабильная идентичность, адекватная оценка личности. Позитивное реальное отношение к своим личностным свойствам, ценностям, способность строить систему многоплановых отношений с самим собой и другими людьми.

VII фаза. Взрослость. Психическим новообразованием на этой стадии психосоциального развития является чувство продуктивности, реализующееся в потребности человека в творческой деятельности, развитии чувства преемственности с предыдущими поколениями. Своеобразие развития личности на ступени взрослости определяется актуализацией чувства самореализации, которое раскрывается в творческой продуктивности.

Вышесказанное позволяет рассматривать профессиональное самоопределение и профессиональную идентичность как разновидности самоопределения и идентичности личности.

В концепции поуровневого становления личности в онтогенезе Д. И. Фельдштейн называет третий уровень подросткового развития как утверждающе-действенный (14-16 лет). Он связан с резким ростом потребности применить освоенный подростком круг возможностей (способности, качества), что вызвано осознанием его места среди людей, актуализацией потребности в самоопределении. Подростка отличает тенденция-стремление проявить свое «Я», соответствуя ценностям и целям общества (цит. по С. П. Иванову, 1999).

Концептами развития личности в онтогенезе А. В. Петровского являются адаптация, индивидуализация и интеграция. Применительно к возрастному периоду юности (16-18 лет) адаптация - это вхождение в новый тип группы -профессиональную общность. В это время актуализируется потребность личности в самоопределении, в том числе и профессиональном. Под адаптацией А. В. Петровский имеет в виду присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление в личности социально-типического; индивидуализация - открытие или утверждение «Я». Индивидуализация проявляется в избрании наиболее значимой и перспективной для личности профессиональной группы. Интеграция выражается в том, что, встраивая свое «Я» в систему отношений, личность, проявляя свой социальный интерес и развивая свою индивидуальность, обретает возможность для самореализации и творчества (цит. по С. П. Иванову, 1999).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: