Теория классификаций профессий Е.А. Климова (Многопризнаковая концепция профессиональной типологии Е.А. Климова)




Выбор профессии проходит определенные этапы возрастного развития, которое заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решения к подлинному выбору, основанному на взвешивании многих внешних и внутренних обстоятельств (Л. И. Божович, 1968).

Отношение «человек - профессия» включает ряд переменных, от которых зависит успех/неуспех деятельности. Среди них: мотивационные компоненты; квалификационные компоненты (уровень подготовки, знания, умения, навыки); индивидуально-типологические и психофизиологические особенности человека, многие из которых относятся к стабильным признакам и имеют природную биологическую основу (Н. Д. Левитов).

Согласно «Советскому энциклопедическому словарю» (1983), профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия - понятие родовое, видовым понятием является специальность, которую Е. А. Климов (1996) определяет как необходимую для общества, ограниченную вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность получить взамен затраченного труда средства существования и развития.

Появление или существование любой профессии зависит от человеческих потребностей и социального заказа общества. Развитие профессии всегда связано с научно-техническим прогрессом, а условием существования является сохранение ее функций, социальной значимости и необходимости отвечать требованиям данной культуры. Осознание себя субъектом профессиональной деятельности включается в содержание Я-концепции личности (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, 1998).

Существуют различные классификации профессий. Наиболее общая классификация делит их по сферам экономики: производственной и непроизводственной.

Все многообразие профессий и специальностей в интересах профессионального самоопределения личности, прогнозирования профессионального выбора, профотбора можно свести к пяти обобщенным видам, которые представлены в многопризнаковой концепции профессиональной типологии, разработанной Е. А. Климовым (1996).

1. «Человек - живая природа». Представители этих профессий имеют дело с растениями и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

2. «Человек - техника и неживая природа». Работающие в этой сфере имеют дело с неживыми техническими объектами труда.

3. «Человек - человек». Предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, сообщества, группы населения различного статуса и возраста.

4. «Человек - знаковая система». Представители профессий этого типа занимаются естественными и искусственными языками, оперируют условными знаками, символами, цифрами, формулами.

5. «Человек - художественный образ». Работающие в этой области заняты художественным отображением действительности. Это - работники различных сфер искусства.

Существует и классификация профессий «по критерию трудности и вредности» деятельности (по А. С. Шафрановой).

1. Профессии высшего типа - необходима постоянная внеурочная работа над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа - подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа - после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Развитие науки и техники сопровождалось исчезновением одних и появлением других, не имеющих аналогов в прошлом, профессий, а также увеличением их числа (в настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и специальностей). Ежегодно появляется около 500 новых профессий, «жизнь» некоторых составляет 5 лет.

Общественные функции многих профессий не изменились, но, так как их реализация происходит на базе новых технологий (компьютеризация и т.д.), меняются требования, которые они предъявляют к человеку. По прогнозам специалистов, требования к общему умственному развитию, уровню образования, личностным качествам человека будут неуклонно возрастать. Поэтому наиболее сложным вопросом остается разработка научно-психологических методов определения профессиональной пригодности (В. В. Чебышева, 1969).

Отмеченные изменения в мире профессий являются прогрессивными и неизбежными, но это усложняет задачу профессионального выбора и требует поиска эффективных путей и методов профориентационной работы с молодежью.

Чем больше репрезентативное поле профессий, тем труднее осуществить профессиональный выбор в психологическом плане. Эти трудности сводятся к следующему:

1) отсутствие адекватных представлений о своей профессиональной пригодности;

2) неуверенность в наличии необходимых способностей, знаний, умений;

3) слабое знакомство с миром современных профессий и рынком труда;

4) неосознанное стремление переложить решение о выборе профессии на других лиц (родителей, учителей, психолога);

5) распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности.

«Инерция опыта» является одним из факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений, связанных с продолжением образования в различных учебных заведениях.

Перечисленные трудности профессионального выбора усугубляются и специфичными для возраста ранней юности социально-психологическими особенностями личности, среди которых:

- потребность в общении, коллективных формах жизни и деятельности;

- ограниченность социального опыта и неопределенность социальных установок;

- потребность в расширении сферы общения с выходом за пределы ближайшей социальной среды;

- потребность в получении нестандартной информации из особо авторитетных источников;

- влияние неформальных групп на профессиональное самоопределение.

Однако В. И. Журавлев (цит. по Е. П. Ильину, 2002) показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии, а скорее выполняет роль источника информации, на основе которой совершается профессиональный выбор.

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу (1957) (цит. по Г. Крайг, 2002), к их числу относятся социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и убеждений. Отношения между родителями и детьми способствуют формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых становится выбор профессии. У детей, находящихся в центре внимания семьи, может сформироваться потребность в принадлежности к группе, любви и уважении других. Их будут привлекать профессии, связанные с общением, работа в области культуры, искусства или развлечений. У детей, которым родители уделяют мало внимания и которые испытывают недостаток любви и уважения, может развиться интерес к профессиям, требующим уеди-нения, они скорее могут посвятить себя науке, технике, тем видам деятельности, где не предполагается прямое интенсивное общение.

Карьерное поведение родителей, их образовательный уровень оказывают влияние на представления ребенка о мире профессий, его профессиональные предпочтения. Особенно значимым фактором, влияющим на профессиональный выбор детей, является уровень образования матери. Имеются данные, согласно которым дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии в области спорта, связанные с армией, милицией, индивидуальной трудовой деятельностью, социальными услугами, торговлей, в то время как дети матерей с высшим образованием ориентированы на поступление в высшие учебные заведения и стремятся приобрести профессии в сфере здравоохранения, образования, науки, экономики, производства (С. В. Остапчук, 2003).

Выбор профессии может произойти по определенным обязательствам перед семьей или из-за желания эмансипироваться от нее и скорее приобрести независимость. На выбор профессии могут повлиять семейная традиция, доминирующая ориентация на мнение родителей, советы родных, наследственные и семейные факторы, опыт раннего детства, успехи по определенным школьным дисциплинам, сложившееся представление о себе и индивидуально-психологические характеристики.

В профессиональных планах молодежи просматривается вертикальная мобильность (социальное восхождение), что выражается в стремлении подняться выше той социальной группы, к которой относятся родители, зачастую затрачивающие значительные усилия для формирования соответствующих профессиональных планов своих детей. Исключение составляет интеллигенция, дети которой остаются преимущественно в своей социальной группе либо, что происходит значительно реже, перемещаются в ряды рабочих или служащих. Будучи не самой многочисленной по составу, интеллигенция является наиболее открытым социальным слоем общества, принимающим выходцев из других социальных групп.

Как отмечают А. А. Реан, Я. Л. Коломинский (1999), отношение к профессии, мотивы ее выбора, отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы, являются важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Следовательно, их можно считать прогностически ценными, если профессия требует профессиональной подготовки. Разные виды специальной подготовки (училище, ссуз, вуз, различного рода курсы) и профессия могут выбираться под давлением различных обстоятельств: мнение окружающих, экономические соображения, внешняя атрибутика или другие обоснования, которые могут не соответствовать индивидуальным особенностям человека. Выбор профессии может быть продиктован социальным заказом или связан с необходимостью трудовой адаптации в сложившейся социоэкономической ситуации. Человек часто соизмеряет заработную плату, степень отдаленности работы от дома, ее престижность с уровнем своих притязаний (Л. С. Собчик, 2002).

Престиж - сложный социально-психологический феномен. Престиж профессий - это их общественная значимость, привлекательность. Оценка профессии формируется под влиянием многих факторов, среди которых важное место занимают ее содержательные характеристики и система ценностных ориентации, сложившихся в обществе, а также положительное эмоциональное отношение к представителям данной профессии. На основе таких оценок у личности в процессе социализации формируются представления о различных профессиях.

Вектор престижности профессий может меняться (в 60-е гг. XX столетия престижными были профессии, связанные с химией, физикой, геологией, торговлей, в 90-е гг. стали популярными профессии экономиста, юриста, менеджера, психолога и т.д.). Однако престиж высшего образования остается неизменно высоким на протяжении десятилетий во всех странах, что во многом обусловлено большей востребованностью специалистов с высшим образованием на рынке труда и «инерцией опыта» молодежи, для которой учение было ведущим и привычным видом деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

На профессиональный выбор личности оказывают влияние индивидуальная ситуация оптанта (условия и экономические возможности семьи), ощущение себя богатым или бедным. Отсутствие денег у выходцев из семей с низким материальным уровнем побуждает их выбирать профессии с высоким заработком, организовывать коммерческую деятельность вопреки семейной традиции, склонностям и способностям. У детей из обеспеченных семей возможности выбора профессиональной деятельности шире и больше связаны с личными предпочтениями (Экономическая психология, 2002).

Профессиональный выбор может осуществляться по практическим соображениям: подходящая работа, близость ее или учебного заведения к месту жительства, относительная легкость поступления в него, профессия выступает способом достижения желаемого образа жизни, понимаемого как рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь) в связи с качеством жизни отдельного человека, социальной группы, общества. Однако доминирование прагматических ориентиров может привести к ошибочному, случайному профессиональному выбору, что понижает самоуважение и представление человека о себе. По данным Л. Е. Никитиной, С. В. Тетерского (2003), до 90% учащихся общеобразовательных школ выбирают профессию под влиянием случайных факторов.

Кроме внешних, объективных факторов на индивидуальную ситуацию выбора профессии и реализацию профессиональных намерений влияют внутренние, субъективные факторы, среди которых можно отметить самостоятельность, осознанность и свободу выбора, которую не должны ограничивать служащие лишь ориентиром советы и рекомендации, когда молодые люди самостоятельно ставят профессиональные цели и достигают их, предпочитая виды деятельности и социальную среду, подвластные их контролю.

Следует отметить и новую тенденцию. Выбор профессии молодежью становится пролонгированным, растянутым во времени.

А. Л. Бабей (2003), основываясь на информации международной организации труда, российских и белорусских социологических исследованиях, отмечает, что профессиональные планы молодежи связаны скорее с учебой, курсами переподготовки, сменой профессии, обучением дополнительной, чем желанием найти рабочее место. С развитием рыночных отношений складывается тенденция, давно наблюдаемая на Западе, когда молодежь после получения обязательного образования довольно длительный период времени посвящает различным формам обучения, откладывая трудоустройство.

При соответствии профессионально важных качеств личности, обусловленных ее ведущими тенденциями, профессиональному эталону, представленному требованиями профессии к человеку, профессиональный выбор, а затем и профессиональная деятельность приобретают личностный смысл.

Успешность профессионального выбора в большой степени зависит и от сформированности внутренней позиции личности как активно действующего субъекта в выборе трудовой деятельности, которая постепенно выстраивается под влиянием актуализации соответствующих потребностей. Таким образом, можно говорить о внешних и внутренних факторах, конституирующих профессиональное самоопределение личности и определяющих ее профессиональный выбор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: