Практическое занятие №2
«Формирование системы управления текущим содержанием
На уровне дистанции пути»
Задание:
Номер варианта – согласно порядковому номеру в списке группы.
Исходные данные вариантов приведены в таблице приложения 1.
Состав работы:
1. Выбор и формирование зон обслуживания участков пути
2. Построение организационной структуры участков околоточного типа
3. Построение организационной структуры участкового типа
4. Построение общей организационной структуры дистанции пути
Библиографический список:
1 Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути/ Утверждена ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. № 2791р. – 234 с.
2 Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги». Утверждено ОАО «РЖД» от 02.05.2012 г. № 857р, 2012 г. – 52 с.
3 Направления совершенствования системы ведения путевого хозяйства / В.Б. Каменский. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 392 с.
4 Конспект лекций по дисциплине «Основы профессиональной деятельности управления техническим состоянием железнодорожного пути». ПГУПС, 2014 г.
Порядок выполнения работы
Выбор и формирование зон обслуживания участков пути
Согласно исходным данным задания производится формирование дистанции пути по машинизированным участкам (ПДС), линейным участкам (околоткам) (ПД) и линейным отделениям (бригадам) (ПДБ).
Количество бригад в околотке определяется исходя из протяженности обслуживания главных путей околотка и может составлять от 2 до 4. Численность монтеров пути в одной бригаде может составлять от 5 до 10 чел.
Количество околотков на одном участке может составлять от 2 до 4. Протяженность обслуживания участка пути околотком должна соответствовать сумме участков обслуживания бригадами, входящими в этот околоток. Аналогично и по численности монтеров пути.
Количество участков пути зависит от числа околотков и может составлять от 2 до 4.
Результаты выбора и формирования зон обслуживания по дистанции пути сводятся в таблицу 2.1
Таблица 2.1 Формирование зон обслуживания по дистанции пути
Построение организационной структуры участков околоточного типа
Организационная структура участков околоточного типа представляет собой деление участков дистанции пути на околотки, возглавляемые дорожными мастерами (ПД), а околотков - на рабочие отделения численностью 5-9 чел., которыми руководят бригадиры пути (ПДБ).
Организация текущего содержания пути по такой форме имеет место в настоящее время на ряде дистанций пути.
По сформированным данным таблицы 2.1 необходимо привести структуру организации текущего содержания пути участками дистанции пути околоточного типа.
Пример формы организации текущего содержания пути околоточного типа приведен на рисунке 2.1.
ПЧ |
ПЧЗ |
ПДС -1 (40-58 чел.) |
ПДС -2 (40-70 чел.) |
ПДС -4 (40-80 чел.) |
ПД-1 (15-21 ч.) |
ПД-2 (10-16 ч.) |
ПД-6 (15-21 ч.) |
ПД-3 (… ч.) |
ПД-4 (… ч.) |
ПД-5 (… ч.) |
ПД-12 (… ч.) |
ПД-14 (… ч.) |
ПД-16 (10-18 ч.) |
ПДБ 5-7 чел. |
ПДБ 5-7 чел. |
ПДБ 5-8 чел. |
ПДБ 5-8 чел. |
ПДБ 5-9 чел. |
ПДБ 5-9 чел. |
ПДБ 5-7 чел. |
… … … … … … … … … … … |
… |
… |
Рисунок 2.1 Форма организации текущего содержания пути околоточного типа
Построение организационной структуры участкового типа
В связи с переходом от околоточной на участковую систему организации текущего содержания пути изменяется структура участков и самой дистанции пути.
Возможны следующие структурные формы эксплуатационного участка:
- перегонного эксплуатационного участка;
- перегонного эксплуатационного участка, включающего участковую или грузовую станцию;
- эксплуатационного участка, обслуживающего пассажирскую, сортировочную или крупную грузовую станции.
Функции проверки пути и устранения обнаруженных неисправностей разделены. Для этого введены на эксплуатационном участке бригадиры по проверке пути, освободив от постоянного выполнения этих функций дорожных мастеров и бригадиров пути.
Низовое подразделение дистанции пути, осуществляющее текущее содержание, может быть увеличено до размеров эксплуатационного участка без деления его на околотки и рабочие отделения (рис.2.2).
Рисунок 2.2 Организационная структура перегонного эксплуатационного участка
При наличии участковых или других станций для их обслуживания в зависимости от местных условий могут быть сохранены околотки с рабочими отделениями, или только рабочие отделения, или созданы специализированные бригады (рис.2.3).
Рисунок 2.3 Организационная структура перегонного эксплуатационного участка, включающего участковую или грузовую станцию
В зону обслуживания участка должно входить, как правило, не более одной участковой или грузовой станции.
При наличии сортировочных, пассажирских и крупных грузовых станций организуется отдельный эксплуатационный участок (рис.2.4).
Рисунок 2.4. Организационная структура эксплуатационного участка, обслуживающего пассажирскую, сортировочную или крупную грузовую станцию
Длина зоны обслуживания бригады по неотложным работам и бригадира по проверке пути на однопутном участке составляет 35-45 км, на двухпутном - 60-75 км и не более трех промежуточных станций.
В зимний период в зависимости от климатических условий укрупненные бригады направляются на снегоборьбу или на их основе организуются дополнительные бригады по неотложным работам.
Осмотры пути и сооружений осуществляются в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути.
В зависимости от местных условий (наличие железобетонных шпал и брусьев, состояние металлических частей стрелочных переводов) вместо рабочих отделений или в сочетании с ними на участковой станции могут организовываться специализированные бригады по содержанию стрелочных переводов, станционных путей, рельсовых цепей.
Количество рабочих отделений определяется местными условиями и состоянием стрелочных переводов и станционных путей.
Начальник участка (ПЧУ) осуществляет руководство участком, планирует и организует совместно с дорожными мастерами планово-предупредительные и крупные по объему первоочередные и неотложные работы, контролирует их качество.
Техник участка ведет в компьютерной форме материальную и техническую документацию, расчет заработной платы, готовит на основе анализа результатов работы диагностических средств и комиссионных осмотров предложения по проведению первоочередных и планово-предупредительных работ.
Дорожный мастер (ПД) по планово-предупредительным работам руководит их производством совместно с подчиненным ему бригадиром пути. Работы выполняются с применением механизированного инструмента или с комплексом машин всей или разделенной на части бригадой. Силами этой бригады выполняются также наиболее крупные по объему первоочередные работы. Все работы ведутся по месячным планам, разрабатываемым начальником участка, при этом график и объемы планово-предупредительных работ утверждаются дистанцией пути с учетом выделения необходимой техники и материалов.
Дорожный мастер (ПД) по неотложным работам организует проверку состояния пути, сооружений и переездов в пределах всего участка и устранение неотложных неисправностей, обнаруженных при осмотрах, а также проведение небольших по объему первоочередных работ по заданию начальника участка. Проводит осмотр пути по графику, утвержденному начальником дистанции пути. Часть проверок проводится совместно с бригадиром по проверке пути. Участвует в месячных осмотрах станций, проверяет путь с поезда или дрезины и несет ответственность за качественное и своевременное устранение неотложных неисправностей, замену остродефектных рельсов, выдачу предупреждений при обнаружении отступлений, угрожающих безопасности движения, работу дежурных по переездам и соблюдение графика проверок пути и переездов, безопасность движения и технику безопасности при производстве работ.
Бригадир пути по неотложным работам (ПДБн) ведет устранение неотложных неисправностей в соответствии с заданиями дорожного мастера по неотложным работам и несет ответственность за качественное и в заданных объемах выполнение работ, а также обеспечение безопасности движения и технику безопасности во время их производства.
Бригадир по проверке пути (ПДБк) проводит осмотры пути и переездов на закрепленном участке в сроки, установленные нормативами, сопровождает дефектоскопные тележки и мотрисы, выполняет проверку шпал, измерение износа рельсов и металлических частей стрелочных переводов, ведет запись в книгах установленной формы всех обнаруженных неотложных неисправностей, отмечает при последующих осмотрах их устранение и качество выполненных работ. При обнаружении неисправностей, требующих ограничения скорости или закрытия движения, производит выдачу через дежурного по станции, поездного диспетчера или дежурного дистанции пути соответствующих предупреждений об ограничении скорости или закрытии пути и ограждении опасного места.
Начальник участка (ПЧУ) и дорожный мастер (ПД) по неотложным работам сопровождают путеизмерительные вагоны (ПС).
Старший дорожный мастер (ПДС) станции несет полную ответственность за безопасность движения и технику безопасности по своему участку, руководит работой подчиненных ему дорожных мастеров и бригадиров пути, осуществляет проверки пути и стрелочных переводов по графику, утвержденному начальником дистанции пути, участвует в комиссионных осмотрах.
В пределах заданной протяженности и численности дистанции пути необходимо произвести перевод на новую (участковую) структуру организации текущего содержания пути. При этом обязательно должны быть предусмотрены структурные формы перегонного эксплуатационного участка и перегонного эксплуатационного участка, включающего участковую или грузовую станцию. Структурная форма эксплуатационного участка, обслуживающего пассажирскую, сортировочную или крупную грузовую станции рассматривается при наличии таких станций.
По каждому эксплуатационному участку должны быть представлены соответствующие структурные формы с указанием численности монтеров пути и протяженности эксплуатационных участков. Примеры структурных форм приведены на рисунках 2.2 - 2.4).