Выполните тесты:
1 Этикет это:
а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям
б) манеры поведения и общения
в) совокупность верований, убеждений, ценностей, норм и образцов поведения, которыми руководствуются большинство членов общества
2 Этикет как общественное явление зародился:
а) в первобытную эпоху
б) в период Древних цивилизаций
в) в Новое время
3 «Золотое правило» нравственности гласит:
а) живи и не мешай жить другим
б) поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой
в) никогда не ставь людей в неудобное положение
4 Культура поведения это:
а) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям
б) знание правил этикета
в) правила поведения, которые усвоены людьми и реализуются ими в повседневной жизни
5 Принцип эстетической привлекательности поведения заключается:
а) в уважительном и доброжелательном отношении к людям
б) в стремлении поступать красиво в любой жизненной ситуации, быть привлекательным в глазах окружающих
в) в практической полезности действий и поступков человека
6 Сущность принципа гуманизма состоит:
а) в стремлении строить свое поведение в зависимости от места времени и обстоятельств
б) в уважительном и доброжелательном отношении ко всем людям, вне зависимости от возраста, пола, национальности и общественного положения
в) в ориентации на соблюдение народных обычаев и традиций
7 Общегражданский этикет это:
а) правила поведения дипломатов и других официальных лиц на различных дипломатических приемах, во время визитов и переговоров
б) свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих
в) совокупность правил, традиций и обычаев, соблюдаемых жителями той или иной страны при общении друг с другом
8 К подвидам этикета, которые определяются характером ситуации в которой находится человек, относятся:
а) служебный
б) дипломатический
в) гостевой
г) семейный
д) общегражданский
е) подарочный
ж) этикет в общественных местах
9 По форме общения этикет подразделяется на:
а) речевой (вербальный)
б) неречевой (невербальный)
в) столовый
г) гостевой
д) подарочный
10 В зависимости от правил поведения, которыми руководствуются представители тех или иных профессий, выделяют:
а) педагогический этикет
б) медицинский этикет
в) служебный этикет
г) придворный этикет
11 Национальные обычаи и традиции сегодня, как правило, соблюдаются:
а) на свадьбах
б) на крестинах
в) на молодежных вечеринках
г) на похоронах
д) во время посещения театра и кинотеатра
12 Регулятивной функцией этикета является:
а) нравственное и эстетическое воспитание личности
б) упорядочение, регулирование взаимоотношений между людьми
в) обеспечение позитивного общения между членами общества
Культура поведения в общественных местах
(4 часа)
Первое занятие
1) Правила хорошего тона на улице и в общественном транспорте
2) Этикет в театре, кинотеатре, концертном зале и в музее
3) Ресторанный этикет
Содержание первого вопроса
1) Назовите основные правила поведения в общественных местах.
2) Как следует повести себя, если Вы допустили грубую оплошность по отношению к окружающим (толкнули, наступили на ногу и т.д.)?
3) Что не следует делать на улице?
4) Как ведут себя воспитанные люди в общественном транспорте?
5) Какие знаки внимания мужчина оказывает сопровождаемой им женщине в автобусе, троллейбусе?
Содержание второго вопроса
1) Почему поведение людей в театре и концертном зале должно быть более сдержанным и элегантным, чем в кинотеатре и на эстрадном концерте?
2) Назовите конкретные различия в правилах поведения в театре и кинотеатре, концертном зале и на эстрадном концерте.
3) Каковы нормы поведения в музее, выставочном зале и на вернисаже?
4) Как ведет себя воспитанный мужчина по отношению к сопровождаемой им женщине в культурно-просветительных учреждениях?
Содержание третьего вопроса
1) Каковы правила хорошего тона в ресторане (кафе)?
2) Какие знаки внимания галантный мужчина оказывает в ресторане сопровождаемой им даме? Как ведет себя его элегантная спутница?
3) Назовите различия в поведении мужчины и женщины во время неофициального застолья и делового обеда (ужина)?
4) Кто делает официанту заказ и расплачивается?
5) Каковы правила поведения по отношению к официанту? Как ведет себя воспитанный официант с посетителями?
6) Назовите правила танцевального этикета.
7) Как следует вести себя со знакомыми, случайно встреченными в ресторане?
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.96-106.
2 Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: учеб. пособие – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – С. 288-300.
2 Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- С.24-56; 90-97.
3 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.74-96.
4 Современная энциклопедия. Этикет/Авт.-сост. И.Е.Гусев. – Мн.: Харвест, 2000 - С.36-58.
5 Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – С.199-206; 339-351.
6 Энциклопедия этикета /Сост. О.И. Максименко. – М.: Астрель, 2010. – С.47-88.