Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться, на отношении учащихся к. обучению с помощью компьютера.




Для второго уровня характерна направленность диалога на решение задачи, нередко без учета целей обучения. Здесь компьютер моделирует деятельность не педагога, а специалиста в определенной предметной области. Педагогическая ценность такого диалога незначительна, поскольку не учитываются существенные особенности обучения: ведь в нем основное значение имеет не столько решение той или иной задачи, сколько усвоение способа решения задач некоторого типа, а также достижение более отдаленных целей, таких, как развитие мышления, способностей и т. п.

На третьем уровне обучающие воздействия строятся таким образом, чтобы обеспечить достижение этих целей. Они выдаются с учетом модели обучаемого, которая строится на основе анализа истории обучения и под углом зрения целей обучения.

При построении диалога «учащийся — компьютер» необходимо учитывать важнейшее требование, предъявляемое к педагогическому общению — соблюдение социальной дистанции общения. Ни в коей мере не допускайте фамильярности в общении компьютера с учащимися. Называя учащегося по имени, не допускайте обращения на «ты», форма «Вы» обычно воспринимается как более уважительная.

Чрезмерное увеличение социальной дистанции затрудняет установление контакта между учащимся и компьютером, нередко приводит к неприязненному отношению учащегося к компьютеру, который при этом наделяется свойствами человека.

Нарушение этого требования — столь распространенное явление в системах «человек — компьютер», в том числе и обучающих, что оно стало темой многих карикатур, изображающих человека, поломавшего компьютер в знак протеста против оскорбительного, по его мнению, отношения к нему .как к личности. Ни в коей мере не допускайте реплик, которые могут быть восприняты как оскорбление.

Не допускайте отрицательных оценок мышления, памяти, внимания учащихся. Вполне уместны замечания в мягкой форме, без излишней категоричности: «По-видимому, Вы сегодня недостаточно внимательны», «Очевидно, сегодня Вы работали не в полную силу».

Будьте весьма осторожны с юмором. Запомните, что чувство юмора не у всех учащихся развито в должной мере. То, что одному кажется забавным, другой учащийся может воспринять как оскорбление.

Старайтесь не допускать ситуации «смысловых ножниц», при которых учащемуся непонятно, почему ему выдается то или иное вспомогательное воздействие, например, почему ему подсказывается способ решения задачи, когда он забыл формулу, или наоборот, даются общие рекомендации (например, как нужно анализировать задачу) вместо того, чтобы раскрыть способ преобразования определенного объекта.

Особенно будьте осторожны, проектируя способ реагирования компьютера на непредвиденный ответ. К сожалению, даже лучшие образцы интеллектуальных обучающих систем далеко не всегда могут отличить оригинальный подход учащегося к решению от грубой ошибки или механической описки.

Поэтому в тех случаях, когда заранее нельзя определить, что учащийся допустил ошибку (а это можно сделать, как правило, в конце решения задачи, причем только такой, которая допускает лишь один правильный ответ, либо при решении подзадачи, например, когда устанавливается количественная характеристика некоторого объекта, который по условию входит в число неизвестных), избегайте категорических, высказываний «Ваше решение ошибочно». Более уместна реплика «Ваш ответ не согласуется с ответом, намеченным разработчиком программы. Если Вы уверены в своей правоте, продолжайте решение. Если Вы хотите узнать ответ, предложенный разработчиком, наберите слово «помощь» (или нажмите определенную клавишу)».

Для того, чтобы диалог был продуктивен, заранее информируйте учащегося о том, какие вопросы он может задавать, какую помощь получить и т. п.

О том, какие по смыслу сообщения должна выдавать система при затруднениях, испытываемых учащимся, см. в разделе «Обучающие воздействия», где намечаются требования к задачам, вопросам, указаниям и т. д.

Помните, что основная функция диалога в системе «учащийся — компьютер» — обеспечить достижение учебных целей — как ближайших, так и отдаленных.

Ни в коей мере не допускайте механического переноса диалога, используемого в экспертных системах, в обучающие системы. Направленность диалога на решение конкретной задачи без учета целей обучения, как правило, резко снижает педагогическую ценность общения, оставляя вне поля зрения наиболее ответственное в обучении — обобщение способа действия учащимися. Такой диалог допустим лишь в обучающих системах, предназначенных для отработки сформированных умений (например, в системе на постановку диагноза «неисправности»).





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!