Теоретические вопросы:
1. Разделите (условно) права журналистов на категории. Сколько их? Раскройте содержание каждого правомочия.
2. Приведите аргументы за и против предоставления журналистам особых прав.
3. Охарактеризуйте обязанности журналиста. Найдите «пересечения» прав и обязанностей. Дайте этому объяснение.
4. Аккредитация: виды, порядок представления.
5. Какую информацию о журналисте вправе потребовать аккредитующая организация?
6. В каких случаях журналиста можно лишить аккредитации (сошлитесь на конкретную норму права)?
7. При каких условиях журналист имеет право распространять материалы, подготовленные с использованием скрытой записи? Не является ли это нарушением прав и свобод человека, закрепленных в главе 2 Конституции РФ?
Практические задания:
1. Найдите в практике Европейского суда решения Лингенс против Австрии, Гудвин против Соединенного Королевства. В чем заключалось нарушение ст. 10 Европейской конвенции? В чем значимость данных решений в профессиональной деятельности журналистов? Подготовьте цитаты (выпишите в тетрадь) из решений и используйте их при ответе на вопрос.
2.
Литература:
1. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
2. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004.
3. Европейский суд по правам человека и защита свободы слова в России: прецеденты, анализ, рекомендации. М.: Институт проблем информационного права, Т. 1, 2002.
4. Судебная практика Европейского суда по правам человека по ст. 10 Европейской конвенции: Т.1-3 - Спб., 2004.
5. Обращения в Европейский суд по правам человека: руководство для журналистов. – М.: Институт проблем информационного права, 2004.
6. Комментарий к Закону РФ о СМИ. – М.: Изд-во «Галерея», издание 2-е, 2002.
Практическое занятие № 4
«СМИ и выборы.
Интеллектуальная собственность»
Теоретические вопросы:
1. «Информирование избирателей» средствами массовой информации. Что подразумевает под этим понятием новый ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ»? Назовите предусмотренные Законом обязательные ограничения для электронных и печатных СМИ. (Сошлитесь на норму Закона).
2. Дайте определение понятию «предвыборная агитация». Какой подпункт, с точки зрения Конституционного Суда, не соответствовал Конституции РФ? Почему?
3. Каковы сроки проведения предвыборной агитации? Какие СМИ могут в этом участвовать, а какие нет?
4. На какие произведения распространяется авторское право? Какие произведения не являются объектами авторского права?
5. Охарактеризуйте имущественные/неимущественные права автора.
6. Срок действия авторского права. Какие права охраняются бессрочно?
7. Большинство произведений, создаваемых журналистами в рамках служебных обязанностей или по заданию работодателя(редакции), относятся к так называемым «служебным произведениям». Как авторское право распространяется на служебные произведения?
Практическое задание:
1. Законом специально оговаривается запрет на распространение любой информации, которая может нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата при невозможности отреагировать на ее обнародование в рамках агитационного периода, в том числе достоверной. Можно ли, с вашей точки зрения, расценить это как ограничение свободы массовой информации? Норме какого международного источника права такое ограничение противоречит?
2. Рассмотрите следующую ситуацию:
В предвыборном ролике кандидата появляется федеральный министр и говорит о том, как много данный кандидат делает для блага этого региона. Кто – кандидат или федеральный министр – может быть обвинен в нарушении избирательного законодательства? При каких условиях ответственность не наступит ни для кандидата, ни для министра? Когда правонарушение совершит только кандидат?
Литература:
1. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
2. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Институт проблем информационного права, 2004.
3. ФЗ «О СМИ»
4. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» (новая редакция)
5. ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» (новая редакция)
6. Комментарии к указанным законам
7. Освещение выборов. Рекомендации для СМИ. Воронеж, Центрально-Черноземный Центр Защиты Прав СМИ, 2004.
8. Поклад М.Ю. Принадлежат ли издателю исключительные права на созданные в порядке служебного задания периодические издания?//ЗиП.2001.№5.
9. Обреченные на немоту? СМИ в период выборов: законы, комментарии, рекомендации/ Авторы: В. Быков, Е. Кара-Мурза, К. Катанян и др.М.: Галерея, 2003.
10. Большаков С.В., Бударина Н.А. и др. средства массовой информации и выборы. Вопросы и ответы. М.: 2003.
11. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник.