ИЗ ЗАПИСКИ СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Л. Ф. ИЛЬИЧЕВА И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ОТДЕЛОМ ЦК Д. А. ПОЛИКАРПОВА В ЦК КПСС. 19 ДЕКАБРЯ 1964 г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссией общего

гуманитарного и социально- Заместитель директора

экономического цикла __ _____________ Р.У. Тихонова

Протокол № от _20___г.

Председатель: Пр.№ __ от «__»_________20__г.

_________________ А.В. Петров

 

Методические рекомендации

По выполнению практической работы № 2

По дисциплине: «История»

Наименование работы: «Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры».

 

Для специальности: 080110 «Банковское дело» (базовая и углублённая подготовка)

Работа рассчитанана 2 часа

Казань – 2013

Цель работы

1. Проследить основные изменения в развитии духовной жизни и культуры советского общества в 1964-1985 годах.

2. Показать общие условия развития советской культуры в 70-е – 80-е годы ХХ века и расширение влияния неофициальной культуры/

3. Раскрыть причины и содержание противоречий в развитии советской культуры в этот период.

4. Охарактеризовать культуру советского «андеграунда» и ее влияние на общественные настроения.

5. Показать предпосылки формирования диссидентского и правозащитного движения в СССР (общественные идеалы, виды деятельности, яркие личности участников, их книги и выступления.)

Литература

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2012. — 576 с. Гл. 20

2. История России. ХХ - начало ХХI в. Учебник для 11 кл. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. – М.: Русское слово, 2007. - 260 с. Гл. 6

3. Никонова С.И. Духовная жизнь советского общества в 1965-1985 гг.: идеология и культура. – Казань, Казанский государственный университет, 2006. – 228 с.

 

Вопросы для самоподготовки и самоконтроля

1. В чем состояли особенности духовной жизни советского общества в это время?

2. Каковы, на Ваш взгляд, причины диссидентского движения в СССР, его цели, методы? Какую роль оно сыграло в формировании новой идеологии советского общества?

3. Каковы были результаты и итоги новых веяний в научной и культурной жизни страны?

4. Как влияла КПСС на развитие литературы в стране?

5. Расскажите о новых направлениях в изобразительном искусстве и архитектуре этого времени в СССР.

Задания

Задание№1

Охарактеризуйте процессы, происходящие в общественно-политической жизни советского общества в 1965-1985 гг. Раскройте роль идеологии в советском обществе.

Общие условия развития культуры:

1. В чем проявилась потеря советским обществом идеологических ориентиров?    
2. Как можно определить тип государства и общества СССР в 1965-1985-е годы? с думающей частью общества.

 

Задание № 2.

Рассмотрите, является ли советская идеология продолжением идеологии российской империи, с поправкой на исторический период и изменившиеся социально-экономические условия?

Задание № 3.

Прокомментируйте следующее высказывание исследователя советского искусства Г.С. Феймана: «Все истории, написанные в советские годы, от истории партии, государства вплоть до истории любого вида искусства страдали коренным недостатком – они являлись не научным исследованием, а идеологическим оформлением поставленной перед историками задачи».

Задание № 4

1. Сформулируйте предпосылки и причины развития диссидентского и правозащитного движений в 1970-е гг. В каком смысле участников этих движений называли «детьми ХХ съезда КПСС»?

2. В чем заключаются основные отличия оппозиционного движения 1970-х гг. от аналогичного движения в период «оттепели»?

3. Какую роль диссидентское и правозащитное движения сыграли в общественно-политической жизни СССР? Как к этому явлению относились в 1970-е и в 1990-е годы? С чем, по вашему мнению, связаны различия в исторических оценках?

 

Задание № 5

Раскройте влияние политики “гласности” на духовную жизнь общества, ответив на следующие вопросы:

  1. Когда и где впервые прозвучал термин «гласность»?
  2. Что он означал?
  3. Как повлияла политика гласности на возрождение духовной жизни общества?

 

Задание 6.

На основании содержания представленных документов охарактеризуйте отношения власти и интеллигенции в 60-е-70-е годы.

Документ № 1

ИЗ ЗАПИСКИ СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Л. Ф. ИЛЬИЧЕВА И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ОТДЕЛОМ ЦК Д. А. ПОЛИКАРПОВА В ЦК КПСС. 19 ДЕКАБРЯ 1964 г.

На открытых литературных вечерах некоторые поэты вновь выступают с чтением неопубликованных произведений, написанных с явным расчетом на успех у фрондирующей части молодежи. На вечере поэзии в Центральном доме литераторов 11 декабря с. г. (присутствовало около 600 чел.) Н. Матвеева прочитала неопубликованное стихотворение, в котором протаскивается идейка о якобы существующем отрыве руководителей от народа, о том, что раньше, мол, «была ходьба в народ, а нынче мода на выход из народа». Поэт Б. Окуджава выступил с чтением «Песенки о моем метро», разжигающей откровенную групповщину, в которой, в частности, провозглашается, что «те, что справа, — стоят, но те, что идут вперед, всегда должны держаться левой стороны»...
Отдельные работники киноискусства видят главную задачу не в утверждении нового, а в обличении отрицательных явлений, стремятся выдвинуть чуть ли не в качестве ведущей «лагерную тему», фиксировать внимание на фактах, связанных с нарушением социалистической законности в годы культа личности.
...Нельзя не обратить внимание на факты хождения по рукам рукописей неопубликованных произведений (стихи, рассказы, критические статьи), содержащих клеветнические выпады против политики партии в различных областях, в том числе и в литературе и искусстве.

Документ № 2

ИЗ РЕЧИ ПИСАТЕЛЯ М. А. ШОЛОХОВА НА XXIII СЪЕЗДЕ КПСС. 1 АПРЕЛЯ 1966 г.
...Место писателя в общественной жизни мы, советские литераторы, определяем как коммунисты, как сыновья нашей великой Родины, как граждане страны, строящей коммунистическое общество, как выразители революционно-гуманистических взглядов партии, народа, советского человека.

Совсем другая картина получается, когда объявляется некий сочинитель, который у нас пишет об одном, а за рубежом издает совершенно иное. Пользуется он одним и тем же русским языком, но для того, чтобы в одном случае замаскироваться, а в другом — осквернить этот язык бешеной злобой, ненавистью ко всему советскому, ко всему, что нам дорого, что для нас свято.

...Мы называем нашу советскую Родину матерью. Все мы — члены одной огромной семьи. Как же можем мы реагировать на поведение предателей, покусившихся на самое дорогое для нас? С горечью констатирует русская народная мудрость: «В семье не без урода». Но ведь уродство уродству рознь. Думаю, что любому понятно: ничего нет более кощунственного и омерзительного, чем оболгать свою мать, гнусно оскорбить ее, поднять на нее руку!

Мне стыдно за тех, кто оболгал Родину и облил грязью все самое светлое для нас. Они аморальны. Мне стыдно за тех, кто пытался и пытается брать их под защиту, чем бы эта защита ни мотивировалась.

Вдвойне обидно за тех, кто предлагает свои услуги и обращается с просьбой отдать им на поруки осужденных отщепенцев.

Слишком дорогой ценой досталось всем нам то, что мы завоевали, слишком дорога нам советская власть, чтобы мы позволили безнаказанно клеветать на нее и порочить ее.
Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора. Здесь я вижу делегатов от парторганизаций родной советской армии. Как бы они поступили, если бы в каком-либо из их подразделений появились предатели?! Им-то, нашим воинам, хорошо известно, что гуманизм — это отнюдь не слюнтяйство.

И еще об одном я думаю. Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные 20-е годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием» (аплодисменты), ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни! А тут, видите ли, еще рассуждают о «суровости» приговора.
Мне хотелось бы сказать и буржуазным защитникам пасквилянтов: не беспокойтесь за сохранность у нас критики. Критику мы поддерживаем и развиваем, она остро звучит и на нынешнем съезде. Но клевета — не критика, а грязь из лужи — не краски с палитры художника!

Документ № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: