Правила научного метода.




Тема: Декарт: Открытие «Я»

 

1. Правила научного метода.

2. Скептицизм и его преодоление методическим сомнением.

3. Принцип Cogito и новый философский язык.

4. Мыслящая и телесная субстанция "Психофизический параллелизм".

 

Литература:

1. Классическая теория сознания. Практикум. Томск, 2000, с.16-21

2. Декарт Р. Размышления о первой философии (распечатка и эл. копия)

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (распечатка и электрон. копия)

4. Соловьева Г.Г. Роль сомнения в познании (распечатка и электрон. копия)

5. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993, с. 120-136

6. Философский энциклопедический словарь —

термины "Метод", "Скептицизм", "Рационализм ", "Субстанция", "Психофизическая проблема".

 

Творческое задание: Декарт и психофизическая проблема

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Психофизическая проблема (распечатка и электронная копия)

2. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993, с. 299-309

3. Кричевец А. Мышление и мозг (распечатка и электрон. копия)

 

Правила научного метода.

Первое философское сочинение Декарта – «Правила для руководства ума». Ум – это способность правильно судить, т.е. отличать истинное от ложного. Всем людям эта способность дана от природы, но одни ученые совершают великие открытия, а другие всю жизнь повторяют давно уже всем известное. Причина в том, что для достижения научных результатов уму необходим метод («правильный путь»)

«Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых препятствует принятию ложного за истинное и без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно». Так определяя метод, Декарт выделяет главное: для научного познания важны не отдельные случайные открытия, зависящие от наблюдательности и остроты ума исследователя, а системный подход, способствующий организованному поиску новых истин.

Аристотелевская логика годится для изложения уже известного, но не для открытия еще неизвестного науке. Научный метод должен быть методом открытия нового, он должен задавать правила познания неизвестного. В первом сочинении Декарт формулирует 21 правило, в трактате «Рассуждение о методе», написанном в зрелые годы, он счел возможным свести их число к четырем правилам.

Первое правило — это правило очевидности, которое Декарт формулирует следующим образом: "Никогда не при­нимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, иными словами, тщательно избегать поспешности и предубеждения и вклю­чать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению". Таким образом, все сводится к ясности и отчетливости, в чем и заключается очевид­ность. Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных — одно и то же. Но каково то умственное действие, посредством которого достигается очевидность? Это интуиция, которой Декарт дает определение в "Правилах дли руководства ума": она представляет собой "не зыбкое свидетельство наших чувств и не обманчивое суждение беспорядочно­го воображения, а понимание ясного и внимательного ума… порожден­ное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более до­стоверное, чем сама дедукция". Таким образом, это ясная, отчетливая идея, отражающая "чистый свет разума", еще не согласованная с другими идеями, интуитивно данная и не доказанная. Речь идет об идее, присутствующей в уме, — и об уме, открытом идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности — цель трех других правил.

Второе правило: "Разделять каждую проблему, избранную для изуче­ния, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения". Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности. Ведь расчленяя сложное на простые элементы, он светом разума изгоняет двусмысленности. Если для определенности необхо­дима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного "на элемен­тарные части до пределов возможного". В "Правилах" Декарт уточняет: "Мы называем простым только то, знание о чем столь ясно и отчетливо, что ум не может разделить их на большее число частей". Если всякая трудность вызвана смешением истинного с ложным, то аналитический ход мысли должен спо­собствовать освобождению истинного от шлаков лжи.

Но разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сум­му раздельных элементов, а не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез, цель третьего правила, которое Декарт определяет так: "Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу." Итак, следует вновь соединить расчлененные элементы, в которых живет одна сложная реальность. Имеется в виду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов, освещающих сложные связи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному. Если бы даже этого порядка и не суще­ствовало, то его следует принять в форме гипотезы, наиболее подходящей для интерпретации и выражения реальности. Без очевидности не было бы интуи­ции, а переход от простого к сложному необходим для акта дедукции. В чем важность синтеза? "Может показаться, что при этой двойной работе не появ­ляется ничего существенно нового, поскольку в конце концов мы получаем тот же предмет, с которого начинали. Но в действительности это уже не тот же са­мый предмет. Реконструированное сложное целое стало прозрачным под лучом прожектора мысли. Первый — это грубый факт, второе — знание о том, как он сде­лан; между ними двумя — посредник-разум" (Де Руджеро).

И наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать все этапы работы. Поэтому в заключение Декарт говорит:

"Последнее правило — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено" Итак, перечень контролирует полноту анализа, обзор — корректность синтеза.

Правила просты, они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое строгое исследование. Они являются методом познания именно потому, что только ясность и отчетливость защищают от воз­можных ошибок или поспешных обобщений. Что же дает такой метод? Прежде всего, и в общей форме — отказ от всех приблизительных или несо­вершенных, фантастических или только похожих на правду понятий, которые устраняются в результате этой упрощающей операции. Простота, по Декарту, не есть "всеобщее" традиционной философии, так же как интуиция не есть "аб­стракция". Всеобщее и абстракция — эти два основных момента аристотелевско-схоластической философии — вытесняются простыми элементами и ин­туицией.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: