Проективная методика «Семейная социограмма»




Методика «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методам, которые выявляют положение субъекта в системе межличностных отношений, и помогаютопределить характер коммуникаций в семье. Метод социометрического анализа групповых взаимоотношений был впервые предложен Дж. Морено. Содержание этого метода состоит в том, что испытуемый должен назвать (сделать выбор) тех людей, с которыми ему приятно взаимодействовать в различных ситуациях (Д.Б. Эльконин, 1989). В настоящее время в практической психологии используются различные модификации социометрических методик.

Применительно к дошкольному возрасту, методика социометрического анализа взаимоотношений в семье была разработана Я.Л. Коломинским, Т.А. Репиной, Р.К. Терещук (1988). По данным Я.Л. Коломинского, «Семейная социограмма» предназначена для «сравнительной оценки значения, которое имеют для ребенка различные члены семьи». По мнению С.И. Чаевой (1994), методика «Семейная социограмма» эффективна для актуализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между ребенком и родителями.

Методика «Семейная социограмма» может проводиться в двух вариантах:

1. С ребенком:

В данном случае раскрывается отношение ребенка к ближайшим родственникам, степень его вовлеченности в отношения с различными членами семьи и восприятие ребенком собственного семейного статуса.

2. С родителями:

В этом варианте изучается психологическая значимость для родителей коммуникативных контактов с ребенком и другими членами семьи, степень эмоциональной близости или дистанции родителей и ребенком, а также восприятие семейного статуса ребенка родителями.

Испытуемому предлагают специальный бланк, в котором по «принципу матрешки» нарисованы семь кругов. Внутри первого центрального круга, рядом с местоимением «Я» записывается имя испытуемого. Остальные круги представлены в цветовой гамме. Ближе к имени испытуемого располагаются круги эмоционально-теплых оттенков (красный, розовый, желтый), отдаленные круги обозначены холодными оттенками (светло-зеленый, голубой, серый). Далее предлагается инструкция.

Инструкция для родителей: «Перед Вами изображены круги взаимоотношений в Вашей семье. В центре располагаетесь Вы. В остальных кружках запишите имена тех членов семьи и близких людей, с которыми Вам приятно общаться. Чем приятнее Вам человек, тем ближе к Вам он должен располагаться. В одном круге можно записать только одного человека. Количество кружков Вы можете произвольно увеличивать, но заполнить должны все имеющиеся в бланке».

Для детей создается игровая ситуация – приглашение гостей на день рождения. Дети с церебральным параличом, затрудняющиеся в написании, могли назвать и показать место расположения родственников в кругах. Инструкция для ребенка: «Всем нравится приглашать гостей на свой день рождения, давай и мы позовем гостей. Представь, что ты – именинник и сидишь в центре большого стола с угощениями, а к тебе с подарками приходят гости. На день рождения ты можешь пригласить членов своей семьи и других близких людей. Самые приятные для тебя люди будут поздравлять первыми. Называй по порядку тех людей, которые тебе приятны, и мы будем их усаживать за праздничный стол».

После выполнения задания экспериментатор заполняет в бланке таблицу, в которой отражается характер взаимоотношений в семье. Контакты между членами семьи регистрируются в таблице парами (ребенок – мать, жена - муж), а первым в паре записывается инициатор контактов (испытуемый).

При обработке результатов анализируются следующие показатели.

1. Психологическая значимость контактов испытуемого с членами семьи.

Нередко дети предпочитают общаться с бабушкой, дальними родственниками, воспитательницей или друзьями, а не с родителями, что говорит о низкой социальной значимости семьи для ребенка.

2. Эмоциональная близость или дистанция между членами семьи.

Экспериментальную ценность имеет наличие расстояния между кружками, обозначающими ребенка и мать или отца. Такие ситуации можно разделить на три группы:

¨ промежуток отсутствует, родители и ребенок располагаются в кружках рядом – тесная эмоциональная (или даже симбиотическая) связь;

¨ промежуток равен двум - трем кружкам – недостаточная эмоциональная связь;

¨ промежуток более трех кружков – эмоциональная дистанция между родителями и ребенком.

Данный показатель коррелирует с позицией выстраивания симбиотических связей в опроснике родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина.

3. Характер взаимоотношений в семье:

¨ Эмоциональная близость – выбор ребенка, родителей, мужа (жены), братьев или сестер на первые три позиции по отношению от себя;

¨ Отчуждение - выбор ребенка, родителей, мужа (жены), братьев или сестер на последние три позиции по отношению от себя;

¨ Отвержение – выбор по всем шести позициям людей, не относящихся к семье (друзей, сотрудников, одноклассников, учителей, дальних родственников).

Бланк регистрации ответов к методике «Семейная социограмма»


Я

 

 

Характер взаимоотношений в семье
Эмоциональная близость Отчуждение Отвержение
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.

 

Примечание к таблице:

- контакты между членами семьи отражаются в таблице парами (ребенок – мать, жена - муж);

- первым в паре записывается инициатор контактов (испытуемый);

- в центре круга записывается ФИО испытуемого.

Дата заполнения: Возраст испытуемого:




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: