ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ




ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.А. Бунина

Факультет иностранных языков

Кафедра иностранных языков специальных дисциплин

 

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Теория и методика обучения иностранному языку

 

 

Елец 2011

 

1. Специфические особенности предмета «Иностранный язык». Современные УМК по ИЯ. Понятие «язык». Основные отличия путей овладения ИЯ и РЯ по Л.С. Выготскому. Категории «беспредельности», «беспредметности» и «неоднородности» по Л.А. Зимней. Выделение 3 основных общетематических комплекса для общения: человек, событие, вещь. Проблема – содержательная база общения. Предметы обсуждения по Е.И. Пассову. Вклад предмета ИЯ в развитие личности: предметные и метапредметные результаты обучения.

Отражение государственного стандарта в УМК. Методическая система, лежащая в основе концепции учебника (коммуникативный подход, сознательно-практический метод, интенсивный подход и т.д.) и ее признаки.. Основные компоненты современного УМК на ИЯ. Цель, содержание, логика подачи материала в УМК, полиграфическое оформление, индивидуализация и дифференциация учебных заданий, наличие средств, развивающих навыки самостоятельной работы учащихся. Краткая характеристика современных УМК по ИЯ.

2. Современная тенденция языкового образования и требования базового уровня к преподаванию ИЯ. Основные противоречия современной жизни: между тенденцией глобализации и стремлением сохранить свою индивидуальность и независимость; между рыночной экономикой и социальными гарантиями для каждого человека; между ростом информации и неспособностью человека усвоить ее без ущерба для здоровья. Мировые тенденции развития образования в целом: от концепции «хорошее образование на всю жизнь к пониманию необходимости образования на протяжении всей жизни; от послушания к инициативности; от знаний к компетенциям. Мировые тенденции иноязычного образования: европейский мультилингвизм: равенство языков в объединенной Европе; изучение лидирующих языков, а также региональных языков и языков этнических меньшинств. Изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур. Формирование языковой личности как стратегическая цель иноязычного образования. Шесть уровней европейской системы владения языками. Действующий Российский школьный госстандарт. Цели школьной иноязычной подготовки – практическая образовательная, развивающая, воспитательная. Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. Понятие государственного образовательного стандарта. Актуальность разработки нового стандарта. Основы стандарта. Базовые документы. Три составные части стандарта: 1) требования к результатам освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты); 2) требования к структуре основных образовательных программ (БОП как базовый документ, на основе которого создается образовательная программа); три раздела БОП, ориентированные на разные ступени образования; три части БОП – инвариантная, вариативная и внеурочная; другие документы, необходимые для разработки образовательной программы; 3) требования к условиям реализации основных образовательных программ (кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое, учебно-материальное, информационное обеспечение). Главные отличия между стандартами первого и второго поколений. Фундаментальное ядро содержания образования. Теоретические основы. Культура как источник формирования содержания образования. Целевые ориентации Фундаментального ядра содержания образования: 1) базовые национальные ценности, 2) основные элементы научного знания и 3) универсальные учебные действия. Основные элементы научного знания по предмету «Иностранный язык». Компоненты содержания обучения: предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации); коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности; языковые знания и навыки; социокультурные знания и навыки; учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные и специальные/предметные). Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Цели и задачи в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений. Сфера педагогической ответственности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Уровни формирования навыков говорения: задачи, этапы работы, способы семантизации, место грамматических правил, обучение произносительной стороне речи. Три основных подхода к типологии современных уроков: уроки формирования навыков, уроки развития умений и уроки смешанного типа. Понятие грамматического (лексического) навыка. Примерная схема урока по формированию грамматического или лексического навыка. Способы семантизации и презентации грамматических правил. Виды упражнений. Понятие произносительного навыка. Подходы к формированию произносительного навыка: артикуляторный, акустический, дифференцированный и коммуникативный подходы. Место паузации, интонации, логического и фразового ударения в современном подходе к обучению произносительной стороне речи.

5. Урок СРН говорения: задачи, этапы работы, особенности разговорного текста и упражнений на комбинирование. Комплекс упражнений, примерный конспект урока. Урок СРН говорения в школе Е.И. Пассова. Разговорный текст – модель будущего самостоятельного высказывания. Упражнения на комбинирование – отличительная черта урока СРН говорения. Место и виды опор на уроке. Примерная схема урока с выходом на говорение с применением опор.

6. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов). Сущность технологии коммуникативного обучения. Стратегия «культура через язык – язык через культуру». Целевые ориентации технологии коммуникативного обучения. Концептуальные положения. Принципы построения содержания: речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение: функциональность; ситуативность, ролевая организация учебного процесса; новизна; Личностная ориентация общения, моделирование. Особенности методики коммуникативного обучения: упражнения (условно-речевые и речевые), ошибки, пространство общения. Отличие от зарубежных школ коммуникативного обучения ИЯ.

7. Урок РРУ: обучение монологическому высказыванию (подходы, этапы работы, комплекс упражнений). Примерный конспект урока. Понятие монологической речи и монологического высказывания. Роль и место монологического высказывания в обучении говорению. Требования примерной программы ФГОС второго поколения. Основные характеристики монологического высказывания: относительная смысловая законченность, логичность, продолжительность, языковая нормативность и т.д. Основные подходы к обучению монологической речи: «путь сверху» и «путь снизу». Этапы работы над монологическим высказыванием в школе Е.И. Пассова. Этапы работы над монологической речью в школе Гальсковой и Гез. Количественный и качественный критерии оценки монологического высказывания по Л.В. Скалкину и Е.И Пассову. Обучение диалогической форме общения (ДФО) (подходы, этапы работы, комплекс упражнений). Понятие диалогической речи и диалогической формы общения. Основные языковые отличия монологической и диалогической речи. Вербальные и невербальные средства общения. Требования примерной программы ФГОС второго поколения. Основные пути обучения диалогу: «путь сверху» и «путь снизу» (Рогова, Соловова, Маслыко). Обучение ДФО в школе Е.И. Пассова. Роль схем-опор при обучении ДФО, Обучение ДФО в школе Гальсковой и Гез: специальный и неспециальный этапы обучения ДФО. Упражнения для обучения ДФО.

8. Коммуникативное обучение чтению. Требования примерной программы ФГОС второго поколения. Чтение как понятие, цель обучения (виды чтения), вид РД, как процесс (чувственный и логический уровни), как умение (группы навыков, составляющих умение читать), как продукт. Чтение вслух и про себя. Задачи урока в зависимости от вида чтения, этапы работы (предтекстовый, текстовый, послетекстовый), комплекс упражнений, примерный конспект урока. Примерные задания по чтению на ЕГЭ.

9. Обучение аудированию. Аудирование как понятие, как цель обучения (виды аудирования), как вид РД, как процесс (чувственный и логический уровни), как умение (группы навыков составляющих умение аудировать), как продукт. Требования примерной программы ФГОС второго поколения. Задачи урока в зависимости от вида аудирования, этапы работы (до прослушивания, в процессе прослушивания, после прослушивания), комплекс упражнений. Примерный конспект урока. Примерные задания по аудированию на ЕГЭ.

10. Обучение письму как виду речевой деятельности. Письмо как понятие. Письмо как цель и средство обучения. Требования примерной программы ФГОС второго поколения. Письмо как вид РД. Письмо как умение: навыки групп А и Б, запись, ее виды. Письмо как процесс. Письмо как продукт. Подходы к обучению письму в разные периоды развития теории и методики обучения ИЯ. Комплексы упражнений по обучению графике, орфографии, письменной речи. Письмо как вспомогательное средство обучения ИЯ общению. Письмо как средство контроля навыков и умений. Роль и место письма на современном уроке ИЯ. Примерные задания по письму на ЕГЭ

 

Основная литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.- 3-е изд., стер.- М.: Изд. Центр Академия», 2006.-336 с.

2. Данилюк А.А., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.-24с.

3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.!0 июля 1992 г.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высш. и сред. пед учеб. зав.- М.:Изд. центр «Академия», 2003.- 170с.

5. Конышева А.В. Современные методы обучения/А.В. Конышева.-Минск:ТетраСистемс, 2007.-352 с.

6. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. – М., 2000.

7. Проект Федерального закона «О государственном стандарте общего образования» https://edu.tomsk.gov.ru/nrmdoc/edu_st_duma.htm

8. Рыжаков М.В. Структура основной общеобразовательной программы как модель школьного образовательного пространства//Педагогика.-2009.-№4.-С.27-36.

9. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования/Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова//педагогика.-2008.-№16.-С.9-28.

10. Серия брошюр под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой.- Воронеж: НОУ «Интерлингва».- 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 1-22).

11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. 3-е издание. Москва: Просвещение, 2005. – С.3-15.

12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педвузов и учителей/Е.Н. Соловова.-М.: АСТ: Астрель, 2008.-272 с.

13. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: бызовый курс: пособие для студентов педвузов и учителей/Е.Н. Соловова.-М.: АСТ: Астрель, 2009.-238 с.

14. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов.2-е изд, испр. и доп.- М.: Филоматис, 2006.-480с.

15. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010. - 59с.

 

Дополнительная литература

16. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988.- 256 с.

17. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- Просвещение, 1991.- с.25-37.

18. Зайцев В.Н. Практическая дидактика, Учебное пособие. Для педагогических специальностей университетов и институтов повышения квалификации работников образования.- М.: Народное образование, 1999.- 224 с.

19. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. – 196-199.

20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-223 с.

21. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.- С.5-19.

Журнал «Иностранные языки в школе»

Журнал «Коммуникативная методика»

English/German/French/Приложение к журналу Первое сентября



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: