Магистр Петр и университеты




 

Ж. Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. Возрождение городов и рождение интеллектула в XII веке. Разделение труда: те, кто молится – клирики; те, кто дерется – дворяне; те, кто работает – крестьяне. Серв, он же и ремесленник. Благородный воин – собственник, судья, управляющий. Клирик – монах и все остальное. Одна из сфер деятельности клирика – интеллектуальный труд (преподаватель, ученый, писатель).

«Видимо, под воздействием мусульманского мира, который требовал поставок товаров для огромного городского населения Дамаска, Фустата, Туниса, Багдада, Кордовы с варварского Запада, - леса, мехов, мечей, рабов – стали появляться эмбрионы городов, «порты». Они были либо саморстоятельны, либо прилеплялись к епископальным центрам и военным «бургам» X века (быть может, даже IX века). Но этот феномен в полной мере заявит о себе только в XII веке и тогда основательно изменит экономическую и социальную структуру Запада, а движение коммун потрясет политические структуры.

К этим революциям добавится еще одна – культурная. А к рождениям и возрождениям присоединится еще одно – возрождение интеллектуальное.» С.8.

Перенятая Алкуином у Марциана Капеллы идея translatio studii, передачи знаний Западу, прежде всего Галлии, из Афин и Рима как очагов цивидизации…

Бернард Шартрский: «… прочти внимательно Вергилия или Лукана и, какую бы философию ты ни исповедовал, найдешь то, что тебе пригодится…» «Мы – карлики, взобравшиеся на плечи гигантов…»

 

Дочь времени, истина, также и дочь географического пространства… Вместе с пряностями и шелком на христианский Запад пришли рукописи, несущие греко-арабскую культуру.

 

Голиарды: интеллектуальное бродяжничество. …Демографический рост, пробуждение торговли, строительство городов подрывали феодальные структуры и выбрасывали на дороги, собирали на перекрестках (которыми и были города) всякого рода деклассированных, смельчаков, нищих [тех, кто “выпал” из иерархии “держателей авторитета”- А.П.] Бегство за пределы устоявшихся структур… скандал. Joculator – “красный”, бунтовщик; juglar, жонглер, трубадур, менестрель, мейстерзингер. Учебе эти школяры предпочли бы, конечно, войну. Но их собратьями и без того уже полна армия крестоносцев, разбойничавших на всех дорогах Европы и Азии…

 

Абеляр – голиард и первый профессор (преподаватель). Рыцарь диалектики. Интеллектуальный крестовый поход влечет его в Париж (из Нанта). Там он набрасывается на самого известного из парижских мэтров, Гильома из Шампо. Провоцирует, припирает к стенке, похищает у него слушателей. Два раза Абеляр отступает (Гильом его гонит), но в конце концов побеждает и располагается там, откуда удалился его старый противник, на холме св. Женевьевы. Культурный центр Парижа теперь не остров Сите, а гора, левый берег. Латинский квартал. Абеляр опять студент – в Лане. «Я пришел к этому старцу, который был обязан славой больше своей долголетней преподавательской деятельности, нежели своему уму или памяти». Historia Calamitatum.

 

Элоиза появляется рядом с Абеляром в то время, когда женщина присоединяется – не без помощи голиардов – к интеллектуальному движению, требующему радостей плоти для клириков, не исключая священников. В XII веке – веке подъема института брака – когда женщина становится более свободной, когда она уже не рассматривается как собственность мужчины или как машина по производству детей, когда не задаются более вопросом о наличии у нее души, появляется сильное антиматримониальное движение. Супружество дискредитируется как среди дворян (куртуазная любовь, плотская она или духовная, существует лишь вне брака и свое идеальное воплощение находит в Тристане и Изольде, Ланселоте и Гиневре), так и в университетской среде, где создается теория естественной любви, которую в следующем веке мы находим в Романе о Розе Жана де Мена.

 

«Естественный» антагонист Абеляра – Бернард Клервоский.

 

Шартр – дух, питаемый соками греко-арабской культуры: невежество – изгнание человека, его отечество – наука (Гонорий Отенский). Здесь не пренебрегали искусствами тривиума – грамматикой, риторикой, логикой. Но изучению voces, слов, предпочитали изучение вещей, res, которые были предметов квадривиума – арифметики, геометрии, музыки, астрономии. [Впрочем, не надо толковать это на современный манер, в рамках оппозиции гуманитарного и естественно-научного знания, каковой не существовало; ибо слово было орудием творения, и само творение мира Богом понималось как rerum locutio]. Homo faber et magna totius mundi fabrica. Интеллектул-работник и городская стройка. Ars - tecnh. Фома: ars est recta ratio factibilium - правильный порядок делания. Интеллектуал – тот же ремесленник.

Несколько значимых фигур прошлого – мифические предки Ученого.

Соломон – учитель всякой восточной и еврейской мудрости, великий герметик.

Александр – исследователь тайн мира. Легенда Плиния, согласно которой он поставил Аристотеля во главе научного проекта, разослав тысячу ученых во все страны мира. Поднимался в воздух на ковре-самолете, опускался в глубины моря в стеклянной бочке…

Вергилий – предсказавший явление Христа в четвертой эклоге. Бернард Шарский комментирует первые шесть книг «Энеиды» как научный труд – наравне с Книгой Бытия. Отсюда – персонаж Данте – Tu duca, tu signore e tu maestro.

Гонорий Отенский: Нет иного авторитета, помимо истины. Проверенной разумом; то, чему ради веры учит нас авторитет, разум подтверждает своими доводами. Провозглашенное несомненным авторитетом Писание находит подтверждение рассуждающего разума…

 

Кристофер Брук. Возрождение XII века. Богословие в культуре средневековья. Киев.1992.119-226.

XI-XII века – активный поиск и собирание древней мудрости. Ученые авантюрного склада, такие как Аделярд Батский, путешествуя на стыках латинского, греческого и мусульманского миров, обнаруживали следы давно забытой греческой и латинской литературы. В центре этой заново обретенной литературы встал именно Аристотель (а не Гомер, Эсхил или Еврипид [но зато Вергилий!]). Арабский мир, Византия, Сицилия, Испания.

Собирание авторитетов в области права – Иво Шартрский (ум. в 1116). Тексты по каноническому и церковному праву, компиляция, предисловие Иво, где говорилось, чтои авторитеты подчас противоречат друг другу. Некоторые принципы разрешения протитворечий. Само разрешение – читателям более молодым. Вдохновившись этим, Абеляр написал Sic et Non. Учебник применения диалектики к теологии. Сам термин «теология» в смысле систематически организованного знания введен Абеляром. Другим фунlаментальным пособием был труд Петра Ломбардского (Париж, ок. 1150) Liber Sententiarum. Мастер Гратиан из Болоньи – «Согласие несогласных Канонов» - каноническое право.

1100 г. –Иисус правитель и судья. С 1150 – (по Абеляру) Искупление – не стоько акт Божественного Судии, сколько ниспослание людям Иисуса – Богочеловека – с тем, чтобы Он служил им примером. Рядом с Ним земная мать, возрождение культа Богородицы. В морали Абеляр также произвел переворот: в ее центре – осознание греха. Теофил и Сюжер. Пуританизм XII века: цистерцианцы.

 

Вопросы и темы для обсуждения

Подъем X – XIII веков. «Порядок держателей авторитета»: «ручной» и «личный» характер средневековой культуры. Оммаж и инвеститура. Папы и императоры. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII веков. Счет и письмо. Урожайность. Чистилище.

Диалектики и антидиалектики. Ансельм Кентерберийский (1033-1109): монах, политик, богослов. Сочинения. История Filioque. Онтологический аргумент Ансельма и его судьба в истории философии.

Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд (Григорий VII: 1073-1085).

Спор об универсалиях в XI – XII веках.

Петр Абеляр (1079-1142). Концептуализм. Метод quaestio. Схоластика как культура образования. Школы и университеты.

Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени.

Мистика Бернарда Клервоского (1090-1153). Сен-Викторские мистики.

Шартрская школа. Бернард Шартрский (ум. между 1124 и 1130) и Гилберт Порретанский (1076-1154). Иоанн Солсберийский (между 1110 и 1120 – 1180). Алан Лильский (ум. 1203). Пантеизм: Амальрик Бенский (ум. 1206\7) и Давид Динантский. Иоахим Флорский (ок. 1132-1201): содержание и судьба его учения.

Систематизация богословия. Петр Ломбардский (ум. ок. 1160).

3.1.3.5. Высокая схоластика

III век. Экспансия Запада (с сер. XIв.): испанская Реконкиста взяла на себя доселе неизвестную миссию религиозной войны (идея превращения беспрестанных распрей в одну «справедливую» войну – с неверными) и проложила путь, в военном и духовном отношении, крестовым походам), перемены в хозяйстве, в архитектурном облике городов (хор церкви аббатства Сен-Дени, к сер. века сооружены все классические образцы «высокой готики»: соборы Шартра, Парижа, Реймса, Амьена), духовный климат, переводы и университеты мы уже говорили. Старейшим, напомню, считается Болонский ун-тет (юриспруденция). Около 1200 г. основан Парижский ун-т, центр богословия; возник на основе кафедральных школ, процветание страны и внимание королей. Оксфордский – по подобию Парижского, но иная ориентация – «естественно-научная». Затем, Кембридж, Падуя, Неаполь, Тулуза, Саламанка…

Ле Гофф: XIII век – век университетов…

… поскольку век корпораций. Ремесленники организуются для защиты своих интересов и для установления монополии на прибыль. Против церковных властей. Против светских властей. Поддержка папства и переход под его юрисдикцию. Книга как инструмент. Метод – схоластика. Она строилась на фундаменте грамматики. Диалектика. Авторитет. Теологический разум. Упражнения [meditatio]: quaestio, disputatio, quodlibet.

Основа – комментарий к тексту – lectio. Разбор текста, идущий от буквы, littera, к смыслу (логический анализ), sensus, и экзегезе, толкованию, фиксируемому в sententia [ибо «размышление» - это все еще упражнение по усвоению истинной речи].

Lectio рождает дискуссию, развивается в quaestio. Интеллектуал в школяре рождается тогда, когда он «ставит под вопрос» текст. [И это – начало перерождения «размышления»: оно становится современным – мы как учёные размышляем над …] Мэтр – уже не экзегет и ещё менее аскет, а мыслитель. Результат quaestio – determinatio. Это цель диспута. В XIII веке quaestio отходит от всякого текста.

Дважды в год quodlibet – диспут на любую тему.

Век триумфа папства и Церкви. Иннокентий III (понт. – 1198-1216). Папство и Гогенштауфены (династия правила с 1138 по 1254 г.). Первый из них – Конрад III, его преемник Фридрих I Барбаросса (1152-1190), борьба с ломбардскими городами (их поддерживал папа Александр III), лига и поражение Фридриха при Леньяно (1176). Целовал ногу папы на паперти собора св. Марка в Венеции. В конце жизни Фридрих женил своего сына на наследнице норманнского королевства, так что Генрих VI после его смерти (утонул в Малой Азии во время крестового похода – 1190), германский король, прибрал к рукам Неаполь и Сицилию. Умер. Смута, Фридрих II (ум. 1250). Вырос под южным солнцем Сицилии в Палермо. Итальянский, греческий, латынь и арабский. Папа выставил Фридриха против Оттона Баварского (имп. Оттон IV). Дальше борьба Фридриха с папством – с Григорием IX и Иннокентием IV. Гвельфы (от враждебной Гогенштауфенам фамилии Вельфов, сторонники папства) и гибеллины (по названию одного из замков Гогенштауфенов). Папская партия соединилась с итальянскими городами.

Филипп II Август (1180-1223). Борьба с английским королем Иоанном Безземельным. Ввел управление через чиновников на жалованьи, учредил королевский совет. Централизация власти. Поход против альбигойцев в Лангедоке (барон Симон де Монфор). Присоединен к Франции. Людовик IX Святой (1226-1270). Регентша Бланка Кастильская. Судебная реформа: парламенты.

Духовно-рыцарские ордена. Воины-монахи времен крестовых походов: обеты целомудрия, нищеты и послушания. Госпитальеры (иоанниты), тамплиеры (храмовники), тевтонский орден. Нищенствующие ордена.

В конце XII в. вальденсы еще еретики. Но в 1206 сын богатого ассизского купца Франциск (ум. 1226) – то же самое. Минориты. 1209 – у папы. Ла-Верн. Доминго де Гусман. Иоахимиты. Джоаккино да Фьоре (ум. в 1202): эпоха Закона (Ветхого завета), Справедливости и Нового завета, Любви и Вечного Евангелия. (1260г. потом понтификат Целестина V, ум. в 1294), Бонифаций VIII.

 

Бонавентура. (1217 – 1274). В 1236 – в Париж. Ф-т искусств. Александр Гэльский, «pater et magister bonae memoriae frater Alexander» стал 50 лет францисканцем. Августинизм Сен-Викторской школы. В 1242 окончил ф-т искусств – на ф-т теологии, вступил в орден. С 1248 преподает: библейский бакалавр, сентенциальный бакалавр, в 1253 – licentia docendi. Конфликт между белым духовенством (Гильом де Сен-Амур) и нищенствующими орденами – сер. века. 23 марта 1257 Александр VI - булла: «Их проповедь должна простираться до пределов земли…»12 августа утвержден как cathedratus, но со 2 февраля он уже генерал ордена. В 60 г. преследование аверроистов (Сигер). С 1270 и Фома. 1277 булла Иоанна XXI.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: