Семинарские занятия по дисциплине «История кино»
Семинарское занятие № 1.
Тема: «Становление отечественного кино и основные направления творческих поисков (1908-1917 гг.).
1.Основные жанровые группы в дореволюционном кинематографе.
2. Зарождение кинокритики.
3. Слагаемые специфики раннего кинематографа.
4. Литературно-психологическое направление в раннем русском кинематографе. Режиссер Яков Протазанов.
5. Изобразительно-живописное направление в дореволюционном кино. Режиссер Евгений Бауэр.
6. Разработка театральных традиций.
7. Освоение специфики кино.
Литература:
Арнольди Э. Жанры раннего кинематографа. – Вопросы киноискусства. №6, М., 1962.
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста. М., 1960.
Гинзбург С.С. Кинематограф дореволюционной России. М., 1963.
Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. М., 2005.
Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.
Зоркая Н.М. Первая русская кинозвезда (О Вере Холодной). – Вопросы киноискусства, вып. №11, М., 1968.
Зоркая Н.М. Иван Мозжухин. – Подписная научно-популярная серия «Искусство», №9, М.,1990.
Зоркая Н.М. О «массовом сегодня» - несколько элементарных истин – Киноведческие записки, №45, 2000, с.27-37.
Краткая история советского кино под ред. В. Ждана. 1917-1967. М., 1969.
Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М., 1965.
Листов В.С. Драма истории и кинодрама. – Киноведческие записки, №13, 1992.
Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., 1961.
Левицкий А. Рассказы о кинематографе. М., 1964.
Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М., Л., 1937.
Хренов Н. Судьба Ивана Мозжухина. – Из истории кино. Документы и материалы. Сборник. Вып.№10, М., 1977.
Семинарское занятие № 2.
Тема: Режиссер-новатор Сергей Эйзенштейн.
1.Театральная практика Сергея Эйзенштейна в Пролеткульте. Теория «монтажа аттракционов».
2. «Стачка». Тема народа и истории. Художественное своеобразие фильма.
3. «Броненосец «Потемкин» - «лучший фильм всех стран и народов». История создания. Новаторство фильма. Приемы монтажа.
4. Историко-революционная тема в творчестве Сергея Эйзенштейна. Взаимоотношения художника с властью.
Литература:
Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра. М: Эйзенштейн-центр, 2005.
История советского кино 1917-1967. В четырех томах. М.: Искусство, 1969.
Краткая история советского кино. 1917-1967./ Под ред. В.Ждана.- М.: Искусство, 1969.
Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. М., 2002.
Эйзенштейн С.М. Избранные призведения: В 6 т. М., 1964-1971.
Эйзенштейн С.М. Метод: В 2 т. М., 2002.
Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа: В 2 т. М., 2004.
Семинарское занятие № 3.
Тема: «Ранний немецкий кинематограф» (1895-1918 гг.).
1. Первые киносеансы в Германии. Деятельность братьев Складановских и Оскара Месстера.
2. Своеобразие раннего немецкого кино. Время «литературного кинематографа» (1910-1914 гг.).
3. Выдающийся театральный режиссер Макс Рейнгардт и его вклад в кино.
4. Пауль Вегенер и его достижения («Пражский студент»,«Голем, как он пришел в мир»).
5. Формирование творческих кадров. Жанровые предпочтения Эрнста Любича, Рихарда Освальда, Джоэ Мэя.
6. Звезды раннего немецкого кино (Пола Негри, Эмиль Яннингс, Женни Портен).
7. Национальное кинопроизводство и крупный бизнес. Создание кинокомпании УФА.
Литература:
Беленький И. Лекции по всеобщей истории кино. Годы беззвучия. Книга первая. Книга вторая. Учебное пособие. М.: ГИТР, 2008.
Комаров С.В. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930). М., 1994.
Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 т. / Пер. с фр. – М., 1959-1980.
Теплиц Е. История киноискусства: В 4 т. М., 1968-1974.
Семинарское занятие № 4
Тема: Александр Довженко как родоначальник поэтического реализма в киноискусстве.
1. Александр Довженко – кинематографист, художник, писатель. Вехи жизненного и творческого пути.
2. Романтическая поэтика фильмов Довженко 20-30-х годов. Образ народа. Следование фольклорным традициям. Лиро-эпическое дарование.
3. Идейная и художественная ценность фильма «Земля» (1930). Споры зрителей и критиков вокруг фильма.
4. Эстетические взгляды А.П.Довженко на творчество и красоту.
5. Довженко и его влияние на мировое кино. Главные последователи.
Литература:
Александр Довженко. Собрание сочинений в четырех томах. М.: Искусство, 1969.
Зоркая Н.М. История советского кино. Санкт-Петербург: АЛЕТЕЙЯ, 2006.
История советского кино 1917-1967. В четырех томах. М.: Искусство, 1969.
Краткая история советского кино. 1917-1967./ Под ред. В.Ждана.- М.: Искусство, 1969.
Романов А. Немеркнущий экран. Записки журналиста. М.:Советская Россия, 1976,с.43-57.
Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Искусство, 1992, с.168-189.
Семинарское занятие№ 5
Тема: Феномен Бориса Барнета. «Окраина» (1933).
1. Извилистый путь Барнета к кинематографу.
2. Первый учитель. В мастерской Кулешова.
3. Бытовая романтика. Комедии «Девушка с коробкой» (1927), «Дом на Трубной» (1928). Женская тема в творчестве Барнета.
4. Уникальность «Окраины». «Чеховское начало» в фильме.
5. Образ Маньки в исполнении Елены Кузьминой. Психологическая достоверность характеров.
5. Бела Балаш об особенностях режиссерской манеры в картине «Окраина».
6. Барнет как певец современности. «Художественное» и «общественное» в его творчестве. Историческая ценность фильмов режиссера.
Литература:
Борис Васильевич Барнет. Материалы к ретроспективе фильмов. М.:.Музей кино, 1992.
Зоркая Н.М. История советского кино. Санкт-Петербург: АЛЕТЕЙЯ, 2006, с.159, 207-209, 243.
Кузьмина Е. О том, что помню. 2-е изд. М.: Искусство, 1989, с.289-309,315, 319-321, 328, 378-383.
Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. М.:Искусство,1975, с. 83-84, 90.
Кушниров М. Жизнь и фильмы Бориса Барнета. М.: Искусство, 1977.
Островский Д.В. Борис Барнет и мутация культурного сознания конца 20-х годов. – Киноведческие записки, 1994, №22, с.91-133.
Филимонова А. «Окраина». – Искусство кино, 1993, №6.