Для проверки нулевой гипотезы была составлена выборка из 43 студентов Томского государственного университета возрастом от 17 до 24 лет.




Поскольку на данный момент не существует ни одной русскоязычной стандартизированной методики для выявления уровня прокрастинации, нами была создана авторская анкета (Приложение 1). Стимульный материал анкеты состоит из 37 вопросов, которые подбирались по критериальному и ключевому принципу то есть способности отделять испытуемых по наличию требуемого признака. Теоретически результаты должны были располагаться в интервале от 37 до 185 баллов.

Анкета разделена на две шкалы: прямую и обратную. Испытуемому предлагается оценить себя согласно шкале от 1 до 5 (где 1- совершенно не согласен, 2 – частично не согласен, 3- затрудняюсь ответить, 4 – частично согласен, 5 – совершенно согласен). Критерием надежности анкеты стала её однородность, проверенная методом расщепления на две части, по четным и нечетным номерам вопросов, и последующим анализом с помощью корреляции Пирсона. Коэффициент корреляция Пирсона составил 0,83 при значимости 0,05.

Границы нормы изучаемого признака были определены через отнесение человека к статистически достоверному большинству. Выборка после первичной обработки была разделена на квартили. Те результаты, которые располагались между 1-3 квартилями, были приняты за норму. Результаты в пределах 0-1, 3-4 квартилей – отклонение от нормы.

Таблица 1. Значения квартилей выборки

Значение
   
  103,75
   
  130,5
   

 

Полученные данные мы представим в виде гистограммы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Значения квартилей выборки

 

Для диагностики ригидности использовалась методика диагностики ригидности Брунера. Стимульный материал методики представляет собой 50 утверждений, с которыми испытуемый должен согласиться или нее согласиться (Приложение 2). Совпадение с ключом считается за 1 балл. Интервал ответов от 0 до 50 баллов. Значения в интервале от 0 до 13 баллов соответствуют флексибильности испытуемого, от 14 до 27 – об умеренных чертах ригидности, от 28 до 50 – устойчивой, ярко выраженной ригидности испытуемого.

Данные по этой методике приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – данные методики Брунера

Баллы От 0 до 13 От 14 до 27 От 28 до 50
Количество испытуемых 3 человека 35 людей 5 людей
7% 81% 11%

 

Для наглядности эти же данные представим в виде гистограммы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Данные полученные при проведении методики Брунера

Для диагностики проявления тревожности, как одной из форм проявлений стресса, была использована методика «Уровень личностной тревожности» Ч. Спилбергера (Приложение 3).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

Данные полученные при проведении методики Спилберга представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Данные по методике Спилберга

Баллы От 0 до 30 От 31 до 44 От 45 и более
Количество испытуемых 3 человека 38 людей 2 людей
7% 88% 5%

 

Для наглядности эти же данные представим в виде гистограммы (рисунок 3).

Рисунок 3 - Данные по методике Спилберга

План исследования предполагал диагностику всех трех переменных на выборке, дифференцирование респондентов по уровню тревожности, подсчет коэффициента корреляции между уровнями прокрастинации и ригиндости у испытуемых с завышенным уровнем тревожности.

Для обработки данных и статистических расчетов использовались программы Microsoft Office Excel 2007, SPSS Statistics 17, STATISTICA 7 (Приложение 4).

 

2.2. Результаты практического исследования

 

На первом этапе исследования был измерен уровень тревожности испытуемых. Результаты всех 43 испытуемых располагались в интервале от 31 до 40 баллов, что говорит об умеренной личностной тревожности. Показатель уровня тревожности находился в пределах нормального распределения при значении мер центральной тенденции: моды и медианы 37 и 35 соответственно, - значении асимметрии 0,024, стандартном отклонении 2,289 и эксцессе -0,684. Полученные результаты о наличии умеренной тревожности показали соответствие необходимым условиям для проведения дальнейшего исследования.

Далее, на этой же выборке был проведен опрос с помощью методики диагностики ригидности Брунера.

Результаты испытуемых располагались в интервале от 20 до 39 баллов, что говорит об умеренной и устойчивой ригидности. Показатель уровня ригидности находился в пределах нормального распределения при значении мер центральной тенденции: моды и медианы 29 и 29 соответственно, - значении асимметрии 0,022, стандартном отклонении 4,38 и эксцессе -0,103.

Далее, на выборке был проведен опрос с помощью авторской анкеты измерения уровня прокрастинации.

Результаты испытуемых располагались в интервале от 75 до 148 баллов. Показатель уровня прокрастинации находился в пределах нормального распределения при значении мер центральной тенденции: моды и медианы 122 и 117 соответственно, - значении асимметрии -0,223, стандартном отклонении 18,08 и эксцессе -0,551. Границы нормы признака располагались в пределах от 103,75 до 130,5 баллов.

На следующем этапе исследования был найден коэффициент корреляции Пирсона для уровня ригидности и уровня прокрастинации. Значение коэффициента корреляции составило -0,07, что говорит об отсутствии значимой взаимосвязи между переменными.

После проведенных манипуляций результаты уровня прокрастинации расположились в интервале от 61 до 137 баллов. Коэффициент корреляции между первым и вторым подсчетами составил 0,863, что говорит о достоверности второго измерения. Данные располагались в пределах нормального распределения с мерами центральный тенденции: модой и медианой 119 и 99 соответственно, - эксцессом -1,17, асимметрией -0,022, стандартным отклонением 21,27.

Далее был рассчитан коэффициент корреляции для второго результата уровня прокрастинации и уровня ригидности, который составил -0,279, что говорит о слабой обратной взаимосвязи переменных.

 

ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Во второй главе данного исследования были проведены методики, а именно авторская методика определения прокрастинации, методика Брунера и методика Спилберга.

Все полученные результаты были представлены в виде таблиц и гистограмм для наглядности.

В приложении приведены все бланки используемых методик и правила подсчета полученных баллов по каждой методике.

Также мы для обработки данных и статистических расчетов использовали программы Microsoft Office Excel 2007, SPSS Statistics 17, STATISTICA 7.

Все полученные данные также представили в приложении.

Мы изучили уровень прокрастинации, ригидности и тревожности у 3 студентов Томского государственного университета, возрастом от 17 до 24 лет.

Заключение

 

 

1. Под прокрастинацией в психологической науке понимается эмоциональная реакция личности человека на планируемые или необходимые дела. В настоящее время нет однозначного понимания того, является ли прокрастинация какой-либо склонностью, либо это просто особенное состояние личности или специфическое свойство психики конкретного человека.

2. Существует два основных типа прокрастинации - расслабленный тип прокрастинации и напряженный тип прокрастинации. Расслабленный тип прокрастинации заключается в том, что человек может тратить свое время на другие, более для него приятные занятия по сравнению с требуемой деятельностью. С другой стороны, напряженный тип прокрастинации связан с общей перегрузкой человека, когда он теряет ощущение времени, не удовлетворен своими достижениями, не решителен и не уверен в себе.

5. Ригидность есть устойчивая черта личности, которая проявляется в неспособности в той или иной мере воспринимать новый опыт и включать его в систему личности.

6. Рассмотрение прокрастинации в качестве фиксированной формы поведения возможно лишь тогда, когда мы обращаемся к феномену психической ригидности личности, который данном случае является ничем иным, как фактором и в то же время механизмом возникновения прокрастинации.

7. В основе стрессогенной модели ФФП лежит то, что психологи разных направлений указывают на связь причин фиксированных форм поведения с тревогой, страхом, фрустрацией, шоком напряжения (стрессы), с сильно и кратко либо слабо и длительно действующими стрессорами. Последние оказываются теми особыми причинами, под влиянием которых привычное, известное так бережно и упорно охраняется, что к новому, к изменениям проявляется недоброжелательность.

9. Прокрастинацию можно рассматривать как способ со­владания со стрессом, преодоления стрессогенной ситуации и имеет место определенное наложение прокрастинации как фиксированной формы поведения в стрессе и эмоционально-ориентированного стиля совладания, а также ориентированное на избегание проблемы копинга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная психотерапия депрессии. СПб: Питер, 2003.

2. Быкова Д. В. Прокрастинация как проявление эмоционально-ориентированного и ориентированного на избегание стилей копинга / Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - С. 194-196.

3. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121 – 131.

4. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науки, норме и патологии). - М.; Т.: Томский государственный университет, 2004. - 460 с.

5. Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность – флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма // Сибирский психологический журнал. 2006. № 22. С. 146–149.

6. Заяц Н.М. Психическая ригидность – флексибильность как психолого-педагогическая проблема // Развивающее образование ХХI века. Горно-Алтайск: Школа развивающего образования А.В. Петрова, 2003. С. 78–85.

7. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - М.: Питер, 2011. - 302 с.

8. Карловская Н.Н. Феноменологический опыт прокрастинации у студентов // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010 г.) / под ред. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. – С.133 – 137

9. Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. - 2008. - №3, С. 38 – 49.

10. Козлова Н.В. Развитие теории фиксированных фор поведения Г.В. Залевского // Сибирский психологический журнал - №27 - 2008. - С. 11-17.

11. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2004 с. 28 – 39.

12. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе// Московский психологический журнал. - №12.

13. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 960 с.

14. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, т. 18, №5, 1997, с.20 – 30.

15. Пери Дж. Прокрастинация и средства ее преодоления // Прикладная психология и психоанализ - №2 – 1997. – С. 32-49.

16. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с.

17. Современный словарь по психологии / Авт. – сост. В. В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

18. Федорова Е.П. О возможностях исследования проявлений личностной ригидности в процессе профессионализации // Психосинергетика и образование: Матер. I Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - С. 81- 85.

19. Хэзлем М. Т. Психиатрия: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Львов: «Инициатива», 1998. – 624 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже утверждения и оцените, насколько они подходят Вам, по следующей шкале:

Совершенно не согласен - 1 Скорее не согласен - 2 Затрудняюсь ответить - 3 Скорее согласен - 4 Совершенно согласен - 5

 

Утверждения Ответ
1. Мои слова и поступки в большей степени направлены на достижение сиюминутных удовольствий, чем долгосрочных целей  
2. Независимо от моего желания мое внимание отвлекается от того, чем я занят  
3. Мои мысли рассеиваются, когда я стараюсь сконцентрироваться  
4. Я замечаю, что мне сложно сосредоточиться на работе, когда возникает посторонняя проблема  
5. Я часто думаю о посторонних вещах, когда должен быть сосредоточен на работе  
6. Я выполняю все задания, если уверен в их необходимости  
7. Меня всегда нервирует ожидание  
8. Я могу сконцентрироваться даже на сложном задании без всяких усилий  
9. Прежде чем заняться мелочами, я выполняю основные дела  
10. Я откладываю на потом  
11. В сложной ситуации я веду себя импульсивно  
12. Мне несложно оставаться сосредоточенным на работе, которую я выполняю  
13. Я не тороплюсь с выполнением заданий и считаю это благоразумным  
14. Я всегда помню о своих целях  
15. В конце дня я часто понимаю, что мог бы распределить время лучше  
16. Если мне кажется, что может случиться какая-то неприятность, я начинаю нервничать  
17. Когда мне нужно сконцентрироваться, я часто обнаруживаю, что замечтался о чем-либо  
18. Меня неудержимо притягивает все интересное и развлекательное  
19. Я затягиваю выполнение дел так сильно, что мое благополучие и работоспособность страдают  
20. Я легко отвлекаюсь на что-то приятное  
21. Когда мне необходимо выполнить какое-то задание, я ловлю себя на том, что занимаюсь другими делами  
22. Лучше меньшее удовольствие, но сейчас, чем большее когда-то в будущем  
23. Если есть возможность приятно провести время, я с трудом могу от этого отказаться  
24. Мне трудно игнорировать внезапно возникшие, хотя и не относящиеся к делу, проблемы и трудности  
25. Моя жизнь была бы лучше, если бы я выполнял работу и задания раньше  
26. В рискованной ситуации я тревожусь очень сильно  
27. Сконцентрировавшись на выполнении одного задания, я не забываю и о своей основной цели  
28. Когда я сталкиваюсь с чем-то новым, то, прежде всего, ищу недостатки  
29. В первую очередь, я уделяю внимание всему, что приблизит меня к достижению цели  
30. Автоматически я уделяю внимание всему, что важно для достижения моих целей  
31. Я считаю, что правильно распоряжаюсь своим временем  
32. Мне так сильно хочется развлечений, что сложно удержаться  
33. Выполняя интересную работу, я погружаюсь в нее с головой, ничего не замечаю вокруг и поэтому часто попадаю в неловкие ситуации  
34. Мне сложно сконцентрироваться  
35. Мое внимание всегда приковано к тому, чем я занимаюсь в данный момент  
36. Мне сложно отложить на потом то, что доставит мне удовольствие  
37. Я постоянно обнаруживаю, что задумался о посторонних вещах, не относящихся к делу, которое я выполняю сейчас  
     

 

СПАСИБО

По методике "Шкала общей прокрастинации" обработка следующая:

подсчитывается общая сумма набранных балов по вопросам теста. При подсчете баллов обратная шкала используется для утверждений: 3, 4, 6, 7, 8, 13, 14, 17, 19.

Получаемые результаты располагаются в интервале от 19 до 95 баллов. Чем больше набранный балл, тем более выражен признак.

По методике "Шкала прокрастинации" обработка следующая:

подсчитывается общая сумма набранных балов по вопросам теста. При подсчете баллов обратная шкала используется для утверждений: 6, 7, 8, 9, 12, 14, 27, 29, 30, 31, 35.

Получаемые результаты располагаются в интервале от 37 до 185 баллов. Чем больше набранный балл, тем более выражен признак.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Инструкция: Оцените утверждения с позиции «согласия - несогласия».

 

Содержание утверждений Да Нет
  Полезно читать книги, в которых содержится мысли, противоположенные моим собственным    
  Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета)    
  Праздники нужно отмечать с родственниками    
  Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю    
  В игре я предпочитаю выигрывать    
  Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать    
  Мне труднее сосредоточиться, чем другим    
  Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах    
  Я очень напряженно работаю    
  Неприличные шутки не редко вызывают у меня смех    
  Уверен, что за моей спиной про меня говорят    
  Меня легко переспорить    
  Я предпочитаю ходить известными маршрутами    
  Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга    
  Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать    
  Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех    
  Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, я не могу от них никак избавиться    
  Я уверен, что в моем отсутствии обо мне говорят    
  Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т.п.    
  Самое трудное для меня в любом деле это начало    
  Я, практически всегда, сдерживаю свои обещания    
  Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила    
  Мне часто приходилось, выполнив распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я    
  Я не всегда говорю правду    
  Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе    
  Кое-кто настроен против меня    
  Я люблю доводить начатое до конца    
  Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня    
  Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д.    
  Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение    
  Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью    
  Если я не прав, я не сержусь    
  Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал    
  Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго    
  Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо    
  В трудные моменты я умею позаботиться о других    
  У меня тяга к перемене мест, я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую    
  Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других    
  Мне нравился деятельно изучать то, чем я занимаюсь    
  Мать или отец заставляли подчиняться меня даже тогда, когда я считал это неразумным    
  Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья    
  Я легко переключаюсь с одного дела на другое    
  Из всех мнений по спорному вопросу только одно является действительно верным    
  Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма    
  Меня легко увлечь новыми затеями    
  Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам    
  Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает ее результат    
  Люди порой завидуют моему терпению и дотошности    
  На улице, в транспорт я часто разглядываю окружающих людей    
  Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего    

СПАСИБО

 

Обработка и интерпретация данных

Совпадение с ключом оценивается в 1 балл.

Ключ

«Нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

«Да»: 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.

0 – 13 баллов - свидетельствуют о мобильности испытуемого;

14 – 27 баллов - испытуемый проявляет черты ригидности;

28 – 40 баллов - позволяют говорить о ригидности.

Источник: Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич.пособие. – М.: Дело, 2005. – 496 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Методика Спилберга

 

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже утверждения и оцените, насколько они подходят Вам, по следующей шкале: Совершенно не согласен - 1 Скорее не согласен - 2 Затрудняюсь ответить - 3 Скорее согласен - 4 Совершенно согласен - 5

 

 

Утверждение Ответ
1. Я часто ловлю себя на том, что выполняю задания, которые собирался сделать несколько дней назад  
2. Я часто пропускаю концерты, спортивные события и т.п., потому что вовремя не побеспокоился о покупке билетов  
3. Запланировав вечеринку, я заранее делаю необходимые приготовления  
4. Когда приходит время вставать по утрам, чаще всего я поднимаюсь легко  
5. Уже написанное письмо может лежать несколько дней до того, как я соберусь его отправить  
6. Обычно я стараюсь перезванивать сразу, как только появляется такая возможность  
7. Я замечаю, что быстро справляюсь даже со сложной работой, которая требует больше, чем просто усидчивости  
8. Обычно я быстро принимаю решения  
9. Обычно я откладываю начало работы, которую должен выполнить  
10. Когда я путешествую, мне обычно приходится собираться в спешке, чтобы вовремя успеть в аэропорт или на вокзал  
11. Уже собираясь выходить из дома, я часто хватаюсь доделывать что-то в последнюю минуту  
12. Даже когда истекает срок сдачи работы, я трачу время на посторонние дела  
13. Если приходят счета на небольшую сумму, я стараюсь оплатить их немедленно  
14. Я часто заканчиваю задание раньше намеченного срока  
15. Я всегда покупаю подарки на день рождения или новый год в последнюю минуту  
16. Даже необходимые вещи я обычно покупаю в последний момент  
17. Обычно я выполняю все, что запланировал на день  
18. Я постоянно говорю: «Я сделаю это завтра»  
19. Я закончу все необходимые дела перед тем, как сесть и расслабиться вечером  

 

СПАСИБО

 

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов – низкая,

31 – 44 балла - умеренная;

45 и более высокая.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Фио Возраст Пол Прокрастинация Без не знаю Тревожность Ригидность
Actual Anita   ж     32,0  
Julia Ramos   ж     35,0  
Алексеева   ж     33,0  
Алёшина   ж     31,0  
Анисина   ж     37,0  
Арцимович   ж     31,0  
Баскаева   ж     36,0  
Батеева   ж     37,0  
Блинов   м     36,0  
Богатырева   ж     35,0  
Бондарь   ж     38,0  
Борило   ж     35,0  
Вебер   ж     33,0  
Глущенко   ж     35,0  
Голубева Анастасия   ж     34,0  
Грошева   ж     37,0  
Иванюк   ж     37,0  
Капустянская   ж     31,0  
Кирюхина   ж     36,0  
Косарева   ж     37,0  
Кудянова   Ж     36,0  
Лукинская   ж     33,0  
Мисуркина   ж     34,0  
Непомнящих   ж     35,0  
Глушкова   ж     34,0  
Нехай   ж     36,0  
Новикова   ж     32,0  
Петрова   ж     33,0  
Руденко   ж     35,0  
Валишина   ж     32,0  
Прохорова Анна   ж     37,0  
Сафонов   м     38,0  
Скандий   ж     34,0  
Тонких   ж     37,0  
Хабаров   м     33,0  
Хасанова   ж     34,0  
Чижова   ж     39,0  
Чиндина   ж     36,0  
Шабашов   м     31,0  
Шесслер   ж     37,0  
Яковенко   ж     32,0  
Прохорова Ульяна   ж     40,0  
Диринг   ж     34,0  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: