Качество продукции
Продукция – это материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.
Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Система управления качеством продукции
Система управления качеством продукции – это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.
Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.
Под управлением качеством продукции следует понимать установление, обеспечение и поддержание оптимального уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, хранении, транспортировке, эксплуатации и потреблении.
При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.
Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с характеристиками его результата, заданного программой управления.
Управляющие воздействия должны быть направлены на сохранение фактического состояния управляемого процесса или на корректирование этого состояния.
Процессы управления с системе управления качеством в общем виде подразделяются на 2 группы:
1) переводящие систему производства на более высокий уровень, т.е. обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества
2) поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.
Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:
· разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;
· получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;
· принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;
· выдача управляющего воздействия;
· получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые были вызваны управляющими воздействиями.
Т.о., в системе управления качеством продукции реализуется принцип обратнойсвязи.
Схема механизма управления качеством продукции
Принципиальная схема механизма управления качеством продукции:
Под фактором повышения качества продукции понимается причина, конкретная движущая сила процесса создания продукции, способная улучшить один или несколько показателей качества продукции.
Под условием повышения качества продукции понимаются обстоятельства, обстановка, среда, в которых действует фактор.
Под мероприятием повышения качества продукции понимается действие или сумма действий, изменяющих фактор или условия, в которых действует фактор.
Классификация факторов, влияющих на качество продукции
Факторы, влияющие на качество продукции:
1.Технические:
· вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;
· состояние технической документации;
· качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;
· состояние испытательного оборудования;
· качество средств измерений и контроля;
· качество исходных материалов, сырья, комплектующих.
2.Организационные:
· обеспеченность материалами, сырьем;
· техническое обслуживание оборудования, оснастки;
· планомерность и ритмичность работы;
· организация работ с поставщиками;
· организация информационного обеспечения;
· научная организация труда, культура производства;
· организация питания и отдыха.
3.Экономические:
· формы оплаты труда;
· величина заработной платы;
· премирование за высококачественный труд;
· удержания за брак;
· соотношения между качеством, ценой и себестоимостью продукции.
4.Социальные:
· состояние воспитательной работы;
· подбор, расстановка и перемещение кадров;
· организация учебы;
· проведение соревнований;
· взаимоотношения в коллективе;
· жилищно-бытовые условия;
· организация отдыха во внерабочее время.